Значение звезды давида в иудаизме. Звезда Давида — значение древнего символа

Звезда Давида

Звезда Давида (ивр. מָגֵן דָּוִד‎ - Маген Давид , «Щит Давида»; в идише произносится могендовид ) - эмблема в форме шестиконечной звезды (гексаграммы), в которой два равносторонних треугольника наложены друг на друга: верхний - концом вверх, нижний - концом вниз, образуя структуру из шести равносторонних треугольников, присоединенных к сторонам шестиугольника.

Звезда Давида изображена на флаге Государства Израиль и является одним из основных его символов. Согласно легенде, этот символ был изображён на щитах воинов царя Давида. Другой его вариант, пятиконечная звезда, пентаграмма, известен под именем «Соломонова печать». Тем не менее, связь этого символа с именем царя Давида, как и пятиконечной звезды с именем царя Соломона, по всей вероятности, измышление позднего Средневековья. Именно это мы и обсудим в этой части статьи.

История символа

В Древности

Гексаграмма - интернациональный символ весьма древнего происхождения. Исследователи обнаружили этот знак в Индии, где он использовался, судя по всему, ещё задолго до того, как появился на Ближнем Востоке и в Европе. Изначально гексаграмма не являлась специфически еврейским символом и не имела ни малейшего отношения к иудаизму. На Среднем и Ближнем Востоке она была символом культа богини Астарты. Начиная с бронзового века (конец четвёртого - начало первого тысячелетия до н. э.), гексаграмма, как и пентаграмма, довольно широко использовалась в декоративных и магических целях у многих народов, столь отдалённых друг от друга территориально, как, например, семиты Месопотамии и кельты Британии. Стоит отметить, что пентаграмма использовалась в качестве магического символа значительно чаще, чем гексаграмма. Тем не менее, обе геометрические фигуры можно обнаружить среди иллюстраций на страницах многих средневековых книг, посвящённых алхимии, магии и чародейству.

В связи с еврейством изображение шестиконечной звезды впервые обнаружено на еврейской печати VII века до н. э., принадлежавшей некому Йеошуа бен Йешаяу и найденной в Сидоне. Подобными звёздами украшали также многие древние синагоги, начиная с периода Второго Храма. В качестве примера можно отметить синагогу в Кфар-Нахум (Капернауме) (II-III век н. э.), в орнаменте которой чередуются пяти- и шестиконечные звёзды, а также фигуры напоминающие свастику. Таким образом, шестиконечной звезде в этот период ещё не придавалось определённого значения. Кроме того, известно, что в эллинистический период этот символ с евреями не ассоциировался.

Следует отметить, что подлинно еврейским символом во все времена являлась Менора - храмовый светильник. По этой причине она является и своего рода опознавательным знаком. Если на древнем захоронении обнаруживается изображение Меноры, это однозначно свидетельствует о том, что захоронение - еврейское.

Средние века

Ещё тысячу лет назад шестиугольная звезда была интернациональным знаком. Она встречалась на ранне-христианских амулетах и в мусульманских орнаментах под названием «печать Соломона». В христианских церквях гексаграмма встречается даже чаще, чем в синагогах.

Маген Давид на древнейшей, полностью уцелевшей копии Массоретского текста Торы, Ленинградский кодекс, 1008 г.

Самое раннее упоминание названия «Маген Давид», вероятно, восходит к эпохе вавилонских гаонов (раннее Средневековье). Он упоминается в качестве легендарного «щита царя Давида» в тексте, толкующем магический «алфавит ангела Метатрона». Однако, наиболее ранний достоверный источник этого названия - книга «Эшколь а-Кофэр» караимского мудреца Иегуды бен Элиягу Хадаси (XII век). В ней он критикует тех, кто превратил этот символ в предмет культа. Из этого можно заключить, что в то время Звезда Давида использовалась в качестве мистического знака на амулетах. Однако, следует отметить, что в средневековых арабских книгах по магии гексаграмма встречается намного чаще, чем в еврейских мистических трудах. Кроме того, гексаграмма встречается на флагах мусульманских государств Карамана и Кандара.

Лжемессия Давид Алрой, который предпринял попытку военного похода на Иерусалим с целью отбить город у властвовавших там в то время крестоносцев, считался колдуном и был родом, вероятно, из областей, которые ещё находились под властью хазаров в XII веке . Существует версия, согласно которой, он и был тем, кто превратил магический символ Соломоновой печати в символ Маген Давид (названный так, возможно, в честь него самого), сделав его фамильным символом своего рода.

В XIII-XIV веках Звезда Давида появляется на фронтонах германских синагог и на еврейских манускриптах. В ту же эпоху им начали украшать амулеты и мезузы, а в позднем Средневековье и еврейские тексты по Каббале. Однако, судя по всему, этот символ имел лишь декоративное значение.

О шестиугольном «щите Давида» писал в своей работе по Каббале внук Рамбана (XIV век). Утверждалось, что щитом подобной формы пользовались воины победоносной армии царя Давида.

Первое свидетельство того, что гексаграмма использовалась в качестве специфически еврейского символа, датируется 1354 годом, когда император Карл IV (император Священной Римской империи) даровал евреям Праги привилегию иметь собственный флаг. Этот флаг - красное полотнище с изображением шестиконечной звезды - получил название «флаг Давида». Маген Давид украсил также и официальную печать общины.

Новое время

Впоследствии гексаграмма использовалась в качестве еврейского типографского знака и составной части фамильных гербов. В Чехии того периода можно было встретить шестиконечную звезду как декоративный элемент в синагогах, книгах, на официальных печатях, на религиозной и бытовой утвари. Позднее (XVII-XVIII вв.) гексаграмма вошла в обиход евреев Моравии и Австрии, а затем - Италии и Нидерландов. Несколько позже она распространилась среди общин Восточной Европы.

В кабалистических кругах «щит Давида» трактовался как «щит сына Давида», то есть Мессии. Так, последователи лже-мессии Шабтая Цви (конец XVII века) видели в нём символ скорого избавления.

Лишь в конце XVIII в. Маген Давид стал изображаться на еврейских надгробиях.

Уже начиная с 1799 г. Маген Давид появляется как специфически еврейский символ в антисемитских карикатурах.

В XIX веке эмансипированные евреи избрали Звезду Давида в качестве национального символа в противовес христианскому кресту. Именно в этот период шестиконечная звезда была принята практически всеми общинами еврейского мира. Она стала распространённым символом на зданиях синагог и еврейских учреждений, на памятниках и надгробиях, на печатях и бланках документов, на бытовых и религиозных предметах, в том числе и на занавесях, покрывающих шкафы, в которых в синагогах хранятся свитки Торы.

Версии о происхождении Маген Давида

Следует отметить, что достоверно происхождение символа неизвестно.

Белая лилия

По мнению комментаторов, белая лилия, которая состоит из шести лепестков, распустившихся в виде Маген Давида, и есть лилия, символизирующая еврейский народ, о которой говорит Песнь Песней:

Я - нарцисс Шарона, лилия долин! Как между тернами лилия, так подруга моя между дев. (Песн.2:1-2)

  • Израильский исследователь Ури Офир полагает, что происхождение Звезды Давида связано с храмовой Менорой. Под каждым из её семи светильников располагался цветок. Ури Офир считает, что это был цветок белой лилии (Lilium candidum), который по форме напоминает Маген Давид. Светильник располагался в центре цветка, таким образом, что священник зажигал огонь, как бы, в центре Маген Давида. Менора находилась в Скинии, во время скитания евреев по пустыне, а затем и в Иерусалимском храме, вплоть до разрушения Второго Храма. Этим, по его мнению, объясняется древность и значение Маген Давида.
  • Согласно легенде, Маген Давид был изображён на щитах воинов царя Давида.
  • По другой версии, щиты были сделаны из кожи и укреплялись полосами металла в форме перекрещивающихся треугольников.
  • Согласно третьей версии, сами щиты были шестиугольными.
  • Вполне возможно, что Маген Давид являлся, в сущности, подписью царя Давида, поскольку буква «далет» в древнем еврейском письме имела форму треугольника, а имя דוד на иврите состоит из двух «далет». В то же время, согласно некоторым источникам, его личная печать содержала изображение не звезды, а пастушеского посоха и сумы.
  • Существует версия, согласно которой, лже-мессия Давид Алрой (Аль-Рои) и был тем, кто в XII веке превратил магический символ Соломоновой печати в символ Маген Давид (названный так, возможно, в честь него самого), сделав его фамильным символом своего рода.
  • Последователи лже-мессии Шабтая Цви (конец XVII века) трактовали «щит Давида» как «щит сына Давида», то есть Мессии и видели в нём символ скорого избавления.

Мнения о значении Маген Давида

  • Наиболее распространённое объяснение гексаграммы заключается в том, что она представляет собой соединение и сочетание мужского (треугольник, направленный кверху) и женского (треугольник, направленный книзу) начал.
  • В древности считалось, что Маген Давид олицетворяет все четыре стихии: треугольник, обращённый вверх, символизирует огонь и воздух, в то время как другой треугольник, обращённый вниз, символизирует воду и землю.
  • По другой версии, верхний угол треугольника, обращённого вверх, символизирует огонь, два других (левый и правый) - воду и воздух. Углы другого треугольника, обращённого одним из углов вниз, соответственно: милость, мир (покой) и благодать.
  • Также, Маген Давид представляет собой сочетание небесного начала, которое стремится к земле (треугольник, направленный книзу) и земного начала, стремящегося к небесам (треугольник, направленный кверху).
  • По одному из объяснений, шестиконечная Звезда Давида символизирует Божественное управление всем миром: землёй, небом и четырьмя сторонами света - север, юг, восток и запад. (Любопытная деталь: на иврите слова «маген Давид» (ивр. מָגֵן דָּוִד‎) состоят также из шести букв.)
  • Согласно Каббале, Маген Давид отражает семь нижних Сефирот: каждый из шести треугольников указывает на одну из Сефирот, а шестигранный центр - на Сефиру «Малхут».
  • По словам р. Э. Эссаса, этот знак символизирует 6 дней творения и отражает модель мироздания. Два треугольника - две направленности. Треугольник, направленный остриём вверх: верхняя точка указывает на Всевышнего и что Он - един. Далее расхождение этой точки влево и вправо указывает на появившиеся в процессе создания противоположности - Добро и Зло. Острие второго треугольника звезды Давида направлено вниз. От двух удаленных друг от друга вершин линии сходятся к одной - нижней, третьей. В этом - идея цели существования человека, задача которого - гармонично соединить в себе (нижняя вершина) понятия, порождённые идеей существования «правой» и «левой» сторон сотворённого мира.
  • Существует традиция украшать Маген Давидом сукку - особый шалаш, в котором евреи живут в дни праздника Суккот. Шесть концов звезды, вывешенной в сукке, соответствуют шести «высоким гостям» (ушпизин ), посещающим еврейскую сукку в первые шесть дней праздника Суккот: Аврааму, Исааку, Иакову, Моисею, Аарону и Иосифу. Объединяет же их всех седьмой «гость» - сам царь Давид.

«Звезда спасения» по Розенцвейгу

  • Маген Давид имеет 12 рёбер, что соответствует 12 коленам Израиля, над которыми царствовал Давид и которые будут восстановлены с приходом Мессии, прямого наследника царя Давида.
  • Выдающийся немецко-еврейский философ Франц Розенцвейг, в своём главном философском труде «Звезда спасения» (1921 г.), предложил свое собственное трактование Маген Давида. Он рассматривает Маген Давид как символическое выражение отношений между Богом, человеком и мирозданием. Треугольник, лежащий в основании, по его мнению, олицетворяет три основных предмета, рассматриваемых философией: Бог, Человек и Мироздание. Другой - отражает позицию Иудаизма по отношению к этим элементам и их соотношению между собой - Творение (между Богом и Мирозданием), Откровение (между Богом и Человеком) и Избавление (между Человеком и Мирозданием). Наложение этих треугольников друг на друга и образует «Звезду спасения».

Использование в качестве еврейского символа

  • Семейство Ротшильдов, получив дворянский титул в 1817 году, включило Маген Давид в свой фамильный герб.
  • Немецкий поэт еврейского происхождения Генрих Гейне с 1840 года ставил гексаграмму вместо подписи под своими статьями в немецкой газете «Аугсбургер алгемайне цайтунг».



Флаг сионистского движения и Израиля

Жёлтая звезда Давида

  • Немалая «заслуга» в том, чтобы навсегда связать шестиконечную звезду с евреями, принадлежит нацистам. Во многих городах и странах Европы нацистские власти выбирали жёлтый Маген Давид в качестве отличительного знака еврея. Эта эмблема отделяла евреев от местного населения и служила в их глазах унизительным клеймом. Кроме того, звезда Давида использовалась в качестве опознавательного знака определённых категорий узников нацистских концлагерей, при этом часто (но не всегда) один из двух образующих её треугольников делался иного цвета в зависимости от категории заключенного, например, у политических - красный, у эмигрантов - синий, у гомосексуалистов - розовый, у лиц, лишённых права на профессию - зелёный, у т. н.»асоциальных элементов» - чёрный и т. д.
  • В то же время, в США и Великобритании видели в Маген Давиде иудейский символ, аналогичный христианскому кресту и по этой причине изображали Маген Давид на могилах еврейских солдат, погибших в рядах армий союзников, подобно тому, как отмечают крестом могилы христиан.
  • Жёлтая Звезда Давида на фоне двух голубых полос, с белой полосой посередине служил эмблемой еврейской бригады, которая была частью британской армии во время Второй мировой войны. Возможно, авторы этого символа тем самым хотели превратить жёлтую звезду нацистов в предмет гордости.
  • После создания Государства Израиль, было решено взять флаг сионистского движения, в центре которого изображён голубой Маген Давид, в качестве государственного флага.

Временное правительство Израиля приняло решение комиссии герба и флага и утвердила его 28 октября 1948 года. Так голубая Звезда Давида стала символом Государства Израиль. В то же время, в качестве герба была выбрана более аутентичная и древняя еврейская эмблема - Менора, образ храмового светильника.

  • В 1930 году в Тель-Авиве была создана еврейская организация скорой медицинской помощи, аналог Красного Креста в христианских и Красного Полумесяца в мусульманских странах. По этой причине красный Маген Давид был выбран в качестве эмблемы и названия этой организации («Маген Давид Адом»).



Красный Маген Давид и Красный кристал.

  • Эмблема Армии обороны Израиля также основана на Звезде Давида.

Другие страны

  • Государственные символы США содержат Шестиконечную Звезду в разных модификациях, например Большая печать США.
  • Звезда Давида изображена на гербах немецких городов Шер и Гербштедт, а так же украинских Тернополя и Конотопа.
  • Три шестиконечные звезды изображены на флаге Бурунди. Они олицетворяют национальный девиз: «Единство. Работа. Прогресс.».

Есть и другая версия значения шестиконечной звезды. Этой версии придерживаются некоторые христиане. Вот что говорит об этом священник Олег Моленко:

«Со звездой Давида, как и со многими другими культовыми вещами, произошла подмена. Её заменили на сатанистский символ. Тоесть, то, что сейчас называют Звездой Давида, на самом деле является сатанистским символом. В таком случае, можно ли говорить, что за основу знака антихриста или зверя будет взята печать Давида в виде шестиугольника? Именно печать, а не начертание. Нет, нельзя. Здесь-то и пришло время раскрыть тайну подмены звезды Давида на очень похожую гексаграмму. А тайна эта состоит в том, что возжелавший воцариться над родом человеческим сатана внушил своим орудиям незаметно подменить ненавистную ему шестиконечную печать-звезду Давида на шестиконечное начертание звезды, символизирующей его борьбу с Богом и якобы победу в этой борьбе. Вот эта гексаграмма и стала наряду с пентограммой возлюбленнейшей звездой сатаны и его слуг. В ней шестой конец вверх символизирует воцарение в сем мире и над человечеством сатаны вместо Бога.

Поскольку это воцарение произойдет посредством антихриста-зверя, то и в основу его начертания будет положена именно гексаграмма, символизирующая власть сатаны.

Так в Иудаизме посредством подмены звезда Давида была заменена начертанием сатаны, а вера в единого Бога подменена верой в сатану. Для обмана допускается изображение звезды Давида и разговоры о Боге Творце. Многие простые иудеи по своей духовной слепоте не видят различия между гексаграммой и звездой Давида, которая изображалась только по контуру и была основой его царской печати. Именно в подражание этой печати некоторые русские князья и цари брали за основу своих печатей звезду Давида.

Осталось заметить, что начертание грядущего зверя будет включать в себя имя зверя, написанное буквами по концам гексаграммы и в ее середине, а также число имени зверя. Вот почему оно справедливо называется как начертанием зверя, так и начертанием имени зверя. А имя зверя будет состоять из семи букв.»

Итак, согласно этой версии Звезда Давида – это шестиконечная звезда, которая изображалась целиком, без пересечений и линий (т.е. не так, как на флаге современного государства Израиль). Смысл ее заключался в том, что она отображала пять основных чувств человека (символизированы пятью концами, кроме верхнего), которые должны были все подчиниться шестому важнейшему чувству – стремлению и послушанию Богу Живому. Такое изображение, которое иногда встречается даже на старинных иконах, вполне терпимо.

Со времени отпадения иудеев от Бога и веры истинной (после греха Богоубийства) произошла подмена и в их символике. Шестиконечная звезда Давида была сохранена (как указание на иудейское происхождение), но в то же время изменена путем изображения ее в виде двух равносторонних треугольников. В толковании масонов и богоборцев такое изображение – гексаграмма – знаменует собой борьбу двух начал: Бога и сатаны, изображенных в виде треугольников (иногда в виде черного и белого треугольных стариков, которые борятся между собою). Причем, сатана, по их символике, якобы одерживает верх над Богом.

Один из раввинов, отвечая на следующие вопросы:

«Имеет ли Маген-Давид или гексаграмма какое-либо отношение к царю Давиду? В чем тайный смысл этого знака? Когда он стал специфически еврейским символом? Является ли он кабалистическим знаком?», объясняет:

«Гексаграмма – интернациональный символ весьма древнего происхождения. В Индии он использовался еще задолго до того, как появился на Востоке и в Европе. Изначально гексаграмма не являлась специфически еврейским символом. На Среднем и Ближнем Востоке она была символом культа богини Астарты. А в Мекке главную мусульманскую святыню – черный камень Кааба – из века в век традиционно покрывают шелковым покрывалом, на котором изображены шестиугольные звезды. . Причина тому – тема для специального исследования. Однако уже неоднократно отмечалось, что не только в России, но и во многих других странах люди, которые считаются неевреями, на поверку оказываются в той или иной мере причастными к народу Израиля. Например, на могиле матери рок-звезды первой величины Элвиса Пресли изображен маген-Давид .

Подлинно еврейским символом во все века была маген-Давид – храмовый светильник; кроме того, она является и своего рода опознавательным знаком. Если на древнем захоронении обнаруживается изображение Меноры , это однозначно свидетельствует о том, что захоронение – еврейское.

Гексаграмма, в отличие от Меноры , стала еврейским символом сравнительно недавно, и широкое ее распространение объясняется стремлением евреев найти простой символ для иудаизма, подобный принятым у других религий. Когда же в массовом сознании она стала специфическим еврейским атрибутом, нашлось много желающих религиозно и мистически осмыслить ее использование.

В конце XVII в. еврейские кабалисты трактовали гексаграмму как «щит сына Давида», то есть Машиаха. Однако в средневековых арабских книгах по магии гексаграмма встречается намного чаще, чем в еврейских мистических трудах.

Интересно, что в качестве амулета или детали орнамента гексаграмма появляется не только на мусульманских кладбищах, ее можно встретить и на могилах русских дворян XIX столетия

В средние века гексаграмма чаще встречается в христианских церквях, нежели в синагогах. Более того, почти все документы говорят, что применение гексаграммы в раннем периоде было ограничено «практической каббалой», т.е. еврейской магией, ведущей своё происхождение, по-видимому, с 6-го века н.э. В некоторых легендах шестиконечная звезда связывается с «печатью Соломона» — волшебным перстнем с печаткой, благодаря которому царь Соломон мог управлять демонами и духами. Считается, что на перстне Соломона было вырезано четырёхбуквенное Имя Всевышнего — Тетраграмматон, но на средневековых амулетах, имитирующих печать Соломона, как правило изображалась шести- или пятиконечная звезда в окружении ревущих львов, что символизировало Имя Бога.

Звезда на этих амулетах обычно называлась «печать Соломона». Помимо кольца царя Соломона известны также средневековые еврейские каббалистические тексты, в которых упоминается магический щит царя Давида, защищавший его от врагов. В этих текстах говорится, что на щите Давида были начертаны 72 буквы, составляющие Имя Всевышнего, либо имя Шаддай, либо имена ангелов. По легенде, этот щит впоследствии оказался у Иуды Маккавея.

Некоторые учёные предпринимали попытки проследить Звезду Давида во времена царя Давида, восстания Бар Кохбы (Сын Звезды) и каббалистов, особенно, Ицхака Лурье, жившего в 16-м веке, однако, никаких доказательств, которые свидетельствовали бы о столь раннем происхождении этого символа, как именно еврейского, не обнаружили. Более того, почти все документы говорят, что применение гексаграммы в раннем периоде было ограничено «практической каббалой», т.е. еврейской магией, ведущей своё происхождение, по-видимому, с 6-го в.н.э.

Каббалист Исаак Арама, живший в 15 веке, утверждал, что на щите Давида был начертан в форме меноры 67-й Псалом, известный как «Псалом Меноры», поскольку он состоит из семи строк, не считая вводную строку. Другая легенда гласит, что на щите была вырезана шестиконечная звезда, у вершин которой были начертаны шесть свойств Всевышнего, упоминаемых пророком Исайей: «И снизойдёт на него Дух Господень, дух мудрости и понимания, дух совета и силы, дух знаний и боязни Господа». Со временем символ меноры на щите Давида был заменён в народных легендах шестиконечной звездой, а печать Соломона стала ассоциироваться со звездой пятиконечной. Гексаграммма также воспринималась как мессианский символ, поскольку, как считалось, была связана с царём Давидом – предком Мессии.

Накануне субботы немецкие евреи часто зажигали медный светильник в форме звезды, который они называли Judenstern – еврейская звезда. Здесь наблюдается определённая связь между шестиконечной звездой и мессианской эрой, провозвестником которой является шаббат. По этой же причине шестиконечная звезда пользовалась большой популярностью среди последователей Шабтая Цви, выдававшего себя за Мессию (17-й в.). Еврейские мистики и чудотворцы чаще всего выбирали шестиконечную звезду в качестве охранного знака от злых сил, помещая его на мезузах и амулетах.

В книге еврейского философа, историка религии и мистики Гершома Шолема, опубликованной через 27 лет после его смерти, исследователь еврейского мистицизма высказал предположение, что звезда Давида, которую, как известно, принято считать древнейшим еврейским символом, на самом деле является магической эмблемой, которая стала почитаться у евреев только в XIX веке.


Свято-Троицком собор МП Санкт-Петербурга







Храм Христа Спасителя в Москве – главный храм МП

Универсальным еврейским символом он становится только с 1354 года, когда чешский король Карл IV даровал еврейской общине Праги привилегию иметь свой флаг: флаг был красным, а на нем изображался «щит Давида». Евреи Праги видели в этом знаке символ древнего величия, когда царь Давид будто бы носил гексаграмму на своем щите. Эта эмблема широко изображалась на пражских синагогах, книгах, религиозной и бытовой утвари.

Как декоративный элемент, «щит Давида» был широко распространен в Средние века в мусульманских и христианских странах. Магическая сила «щита Давида» первоначально не была связана с гексаграммой. Трудно даже сказать, возник ли он в исламе, где Давиду приписывалось изобретение оборонительного оружия, или в еврейской мистике.

Арабы использовали гексаграмму как орнаментальный элемент, а также в магии, и у них она была известна под названием «печать Соломона» — царя, с именем которого связано большое количество мифов и легенд. Величие и мудрость его почитались не только в Палестине, но и в Европе, Абиссинии, Персии, Афганистане и Аравии. Согласно традиции, после завершения своей земной жизни царь Соломон был вознесен на солнце, где управлял огромным царством эльфов, фей, джиннов и воинов, сияющих ослепительным светом. Все они были послушны Соломону и безоговорочно ему подчинялись, потому что он имел власть над ними с помощью своей печати. Достоверно известно, что уже в VI веке в христианских кругах были известны византийские амулеты с «печатью Соломона».

Одним из величайших законов бытия является повто­рение прошлого в настоящем и будущем. Этому посвяще­ны тысячи научных и художественных трудов, а вот графически этот закон нашел свое выражение и, видимо, не случайно, именно в звезде Давида. А при более тща­тельном изучении всех феноменов этой звезды оказалось, что она является, и даже более универсальными, часами, чем нынешние - 12-ти часовые. Оказалось, что модель, символизирующая, казалось бы, всего лишь взаимопроник­новение двух геометрических фигур, содержит в себе и код, по которому передаются все наследственные признаки че­ловека.


Рис. 1 Треугольник - как «кирпич» мироздания.

Евреям достался самый загадочный символ - шести­конечная звезда, а точнее два взаимопроникающих пра­вильных треугольника, известный как звезда Давида.

Удивительная фигура - треугольник, ведь он является уникальным кирпичиком мироздания. Он, как бы, неза­метно присутствует во всех остальных фигурах: квадрате, прямоугольнике, трапеции, ромбе и даже в круге. Ведь да­же круг - это всего лишь некоторая бесконечность треу­гольников, имеющих одну общую вершину.

Ну а теперь попробуем внимательно разобраться в тай­ном смысле двух, взаимопроникающих треугольников. Ска­зать, что это просто-напросто два взаимоуравновешенных начала - мужское и женское - значило бы почти ниче­го не сказать. Хотя и этот момент вполне логично совпа­дает с, достаточно юмористическим, изображением на дверях известного отхожего места. Причем треугольник, изображающий женщину, располагается над «мужским» тре­угольником. Небезынтересно, кстати, что согласно еврей­скому обычаю национальность определяется по матери, а не по отцу.

И, прежде всего, коль звезда, о которой идет речь, но­сит имя Давида, то я и попытался найти ее разгадку в нем самом. И лишь затем пришел к выводу, что информация, в ней заключенная, несоизмеримо более той, которая пред­ставлялась ранее.

Израильский царь Давид принадлежал к числу тех изб­ранных натур, которые неминуемо привлекают к себе симпатии всех, с кем они приходят в соприкосновение, и перед обаянием которых ничего не может устоять. В 25 лет­нем возрасте он был приглашен в качестве музыканта, мас­терски играющего на лире, на службу израильским царем Саулом. До поступления на службу Давид был пастухом у своего отца. Его разыскали слуги Саула и привели к царю. Вскоре, после своего появления при дворе, Давид очаро­вывает одного за другим, сначала царя, а затем и придвор­ных, и сына и дочь Саула. Для подозрительного Саула этого оказалось слишком много. Он начинает опасаться за свой престол и в короткое время превращается в его злейшего врага. Узнав о любви своей дочери к Давиду, он пытается сделать из нее оружие для уничтожения Давида. С этой це­лью он обещает Давиду свою дочь, но лишь при условии, которое Давид, по мнению Саула, не сможет исполнить. Он требует, чтобы Давид, в качестве свадебного выкупа для Михаль, принес обрезания 100 убитых им филистимлян, населявших территорию Израиля еще до прихода иудеев. Против ожидания, Давид выходит из этого испытания нев­редимым. Саул держит слово и выдает свою дочь Михаль за Давида, который успел прославиться уже и в битвах с филистимлянами. Тем не менее, подозрительный и болез­ненный Саул, решает избавиться от своего преуспевающе­го зятя и начинает его преследовать. Давиду удается уйти от войска Саула с отрядом, насчитывающим 600 человек. С этими 600 приверженцами, используя свой уникальный дипломатический дар, он вступает в союз, причем, совер­шенно, казалось бы, неслыханный… с филистимлянами. Да­вид вел очень опасную игру, оказавшись как бы между двух огней. В это время царь филистимлян Ахим начинает по­ход против Израиля. Однако, Давид ухищряется не учас­твовать в войне против своего народа. Филистимляне же выигрывают битву против Саула, армия его терпит пора­жение и обращается в бегство. В этой битве погибают трое сыновей Саула, а сам он бросается на собственный меч. Филистимляне продолжали считать Давида своим вассалом, но они проглядели необыкновенную политическую мудрость Давида, сумевшего в этот момент возглавить Израиль, опи­раясь на свой отряд из 600! воинов. Кстати, военная так­тика Давида была основана на принципе, прошедшем тысячелетние испытания. Первый отряд в 400 человек вел наступательные действия (интересно, что и современный ударный отряд - батальон, насчитывает, именно, 400 че­ловек), а второй отряд в 200 человек, Давид вводил в на­иболее сложный момент боя. Именно, эта тактика приводила его к многочисленным победам.

Вполне вероятно, что, создавая герб своего государс­тва: шестиугольную звезду, он исходил из спасительной для него цифры - 6!

Рис.2 Схема, изображающая с помощью двух треугольников закон повторения исторического развития (филогенеза) в индивидуальном (онтогенезе), известном в мировой биологической науке как закон Северцева.

Вверху. Модель постепенного повторения признаков прародителей в процессе индивидуального развития, начиная от момента образования зиготы - оплодотворенной яйцеклетки. Хорошо видно, что на третьей стадии «яйца жизни» схематически просматривается «звезда Давида».

Внизу. Модель постепенного накопления генетических признаков от предыдущих поколений (филогенез).

Верхний треугольник отражает историческое и биоло­гическое прошлое каждого человека на Земле (рис.2). Ины­ми словами - это история его филогенеза, то есть его историческое развитие. На вершине этого условного весь­ма треугольника может стоять любой конкретный человек, у которого в прошлом были двое - отец и мать, четве­ро - бабушек и дедушек, восемь - прабабушек и праде­душек, 16 - пра-пра и так далее. Лишь за триста лет, а это, согласитесь, даже менее чем видимая частица айсберга в его биологическом развитии, мы можем насчитать примерно четыре тысячи прямых родственников, среди которых мо­жет оказаться сотня-другая различных национальностей. Нижний треугольник схематически отражает процесс обрат­ный филогенезу, а именно: онтогенез, начиная с момента зарождения новой жизни. Известно, что этим моментом яв­ляется оплодотворение яйцеклетки сперматозоидом, в ко­тором участвуют 23 мужских и 23 женских хромосомы, плюс 2 выстилающих оболочку уже оплодотворенной яй­цеклетки.

Рис.3 24-е внутренних угла звезды Давида. Часы, рассчитанные по ней, обеспечивают более точную информацию, чем ныне принятые! количества внутренних углов в звезде Давида - их 24 (рис.3). В двух слившихся звездах - их 48-2 (в оболочке).

Таким образом, можно констатировать фантастическое совпадение с абсолютным биологическим кодом всего че­ловечества и каждого человека в отдельности. И как поется в песне, действительно: «Все опять повторится сначала». В первой фазе деления яйцеклетки мы видим два полюса - отца и матери, затем четыре - бабушек и дедушек, затем восемь полюсов - прадедушек и прабабушек и так далее, вплоть до момента полной передачи всей информации, на­копленной всеми предыдущими поколениями (рис.4).

Бабушка Дедушка Прабабушки



Рис.4 Схематическое изображение начальных стадий индивидуального развития (онтогенеза).

А - первая стадия оплодотворения яйцеклетки в момент образования зиготы с 46+(2) хромосомами;

Б - вторая стадия;

В - третья стадия - «живого яйца», в котором схематически различается структурированная энергетика по аналогии со «Звездой Давида».

В том, что евреи вышли из Египта, ни для кого сек­рета нет. Однако, доказательства египетского происхожде­ния евреев имеются уже и в самой звезде Давида. Ведь, именно, в Египте вершиной мудрости ее своеобразным сим­волом считался треугольник. И в этом не было ничего слу­чайного. Мудрость из поколения в поколение передавалась с помощью папирусов, изготовленных из растений однои­менного названия, а растение - папирус в поперечнике своем представляет, именно, - треугольник. Треугольник, обращенный одной вершиной вниз - это своеобразная па­мять о прошлом, а вершиной вверх - символом будуще­го опыта или мудрости, устремленной в будущее.

Интересно, что парапсихологам известны специальные тесты - задачи, в которых предлагается изобразить нечто, например, человечка с помощью трех фигур - треуголь­ника, четырехугольника и круга. Считается, что если ис­пытуемый использует для этой цели только треугольник, то он обладает 100% интеллектом, если только круг - то глупостью, а если только прямоугольник - то упрямс­твом. Ну, а если в различных сочетаниях, то соответствен­но по процентному соотношению.

Яйцо жизни - это двумерное изображение трехмер­ной фигуры. Оно представляет собой уже восемь клеток. Это уже центральная формула, лежащая в основе всех би­ологических форм жизни. Именно, в этом уровне клеточ­ного деления появляются и контуры звезды Давида.

Момент «появления» звезды Давида на третьем витке жизни, то есть клеточного деления, представляющем, так называемое «яйцо жизни».

А если развернуть все шесть колец (в круглом вари­анте звезды Давида) и схематически представить в виде це­почки, то получится действительно самое удивительное творение живой природы: модель нити ДНК, то есть дезоксирибонуклеиновой кислоты - основного носителя ге­нетического кода человека (рис.9).


Рис. 9 Модель нити ДНК - основного носителя генетического кода человека.

Удивительно, но имеются бесспорные научные фак­ты, что даже дождь долгожданный, прежде чем пролиться на твердь земную из небесных облаков, должен сначала пройти цикл структурных преобразований, среди которых имеет место фаза, опять таки, аналогичная звезде Давида. В 1946 году двое американских ученых Шереер и Лэнгмюр исследовали механизм искусственного дождеобразования. Известно, что облака состоят из переохлажденных капель воды. Чтобы они пролились дождем, необходимы, так на­зываемые, ядра компенсации, которые можно ввести в об­лако и искусственно. В ходе длительных экспериментов Шереер и Лэнгмюр установили, что наиболее мощный дождевой эффект возникает, когда ядра компенсации име­ют шестиугольную форму, похожую на контуры звезды Давида.

Нам удалось раскрыть биохимические аналоги звезды Давида на молекулярном уровне структуры ДНК, а теперь рассмотрим вариант более простой - химической модели, причем, тоже на молекулярном уровне.


Рис.10 Моллекула бензола - основного энергоносителя нефти - является полным аналогом звезды Давида.

Оказалось, что и этот вариант чрезвычайно интересен и поистине всеобъемлющ. Звезду Давида можно смело устанавливать и на всех бензоколонках мира, так как мо­лекула основного энергоносителя нефти: бензина - бен­зола, является полным аналогом, опять таки, этой звезды первой величины, как говорили древние греки (рис.10).

Несколько иная точка зрения на фигуру из двух треу­гольников исторически сложилась на Востоке, прежде все­го, в Китае (Израиль все же ближний Восток). Треугольники совершенно одинаковые, а интерпретации внешне как бы разные, а по сути - одинаковые. Вот уж, действительно, «Когда двое делают одно и тоже, получается все же разное».


Рис.11 Рисунок, объясняющий зрительное возникновение символики ИНЬ-ЯН, при вращении двух разноцветных разнонаправленных треугольников.

Согласно Китайской меридиональной теории, треуголь­ник, обращенный вершиной кверху, олицетворяет энергию ЯН, то есть мужскую, положительную энергию, а треуголь­ник, обращенный вершиной вниз - энергию ИНЬ, то есть женскую энергию, более заземленную, как бы останавли­вающую витающую в облаках энергию мужчины, облада­ющую умиротворяющим и заземляющим действием. Эти два треугольника при вращении образуют уже округлую форму, известную как символ ИНЬ-ЯН, означающий баланс двух жизненных начал, мужского и женского, как гармо­ническое единство жизни (рис 11).

Примечательно, что оптимальное видение знака ИНЬ-ЯН проявляется при вращении именно, с частотой 24 оборота в секунду.

В этом преобразовании двух символов можно вполне зрительно представить себе, что китайская символика гар­монии в природе является своеобразной звездой Давида, иными словами звездой Давида на китайский лад. Впрочем, как и саму звезду Давида, вполне справедливо трактовать как израильский вариант китайской символики ИНЬ-ЯН. Вот уж действительно ОТ перестановки слагаемых сумма не меняется, и более того в этом преобразовании чудеснейшим образом проявляется и закон сохранения энергии. Один ее вид, например, китайский - без потерь трансформируется в израильский и в другие виды, изображающие закон гар­монии в природе. И, несомненно, этот закон можно наз­вать законом сохранения гармонии.

Началось третье тысячелетие - эпоха всеобщей глоба­лизации, иными словами, пришло время собирать, а не разбрасывать камни. Одним из знамений нашего времени явилось появление единой денежной единицы в Европе - евро, причем, при сохранении и государственной принад­лежности (на обратной стороне каждой монеты имеется со­ответствующая символика). Страны и народы континентов начинают объединяться. Этот же процесс намечается и в области верований. И мне видится и слышится как новый гид, встречая своих посетителей в каком-то соборе, обращается к ним со словами: «Смотри­те внимательно, по какому полу Вы ходите - он выложен символами, в основе которых лежит код мироздания».

Следует заметить, что по некоторым версиям Звезда Давида была видоизменена сатаной в сатанистский символ.

Была цельная, а не как два накладных треугольника. Была такой:


Стала такой:

В настоящее время считается, что шестиконечная звезда – это сакральный знак весьма абстрактных евреев, конкретных сионистов и таинственных масонов. Но следует, наверное, напомнить, что потомки Авраама в мучительных умственных потугах этот знак не рожали. Скорее всего, они его самым банальным образом «унесли» с берегов Нила три тысячелетия назад, где не очень добросовестно служили рабами белых фараонов. Собственно, шестиугольник был ими лишь позаимствован у древних мудрецов из большого и тайного списка магических знаков.

В нынешнем политизированном научном мире замалчивается много информации, в частности, о находках на нашем Русском Севере, где, по утверждению исследователей, существовала высокоразвитая цивилизации носителей будущей индоевропейской культуры- Древних Ариев. Вот что на сей счёт пишет В. Мещеряков в своей публикации «Шестиконечная звезда Заполярья»:

«… Часа через два-три самозабвенной работы мы обнаружили: пару изображений человека-лося, мелкую пластику в виде прекрасно выполненной птицы и… серебряную шестиконечную звезду на каменной плите-подставке. Звезда, размером сантиметров двадцать, была усыпа shy;на крупными камнями зелёного и тёмно красного цветов…"

Речь идёт о раскопках, которые проводились в «Большеземельской тундре», где-то между Нарьян-Маром и Воркутой в нескольких десятках километров от Северного Ледовитого океана. Возраст обнаруженного древнего поселения, по всей видимости, доледниковый. Откуда бы взялась «еврейская" звезда на Русском Севере задолго до появления на южных благодатных землях таких великих культур, как шумерская и египетская? По одной из самых вероятных версий, именно наш Север является прародиной белых индийских брахманов и египетских фараонов.

Более десяти тысяч лет назад племена северной Белой Расы, гонимые надвигающимся ледником, покинули родные земли, и ушли на юг. Белые переселенцы посеяли великую «индоевропейскую» культуру на обширной территории от Индии до Египта. Существуют источники, которые подтверждают, что первые четыре династии египетских фараонов были белыми людьми. Великая культура погибла, но остались её следы… Отчасти этот магический иероглиф – шестиконечная звезда, которая сегодня официально присутствует на флаге государства Израиль, на ритуальных атрибутах масонов и разного рода сионистов.

Сергей Нилус поясняет, что ныне шестиконечная звезда – это «Символ или печать «тайны беззакония» – богоборства дьявола… Их печать будет печатью и царя их и бога-антихриста… Шестиконечная звезда, составленная из двух взаимопересекающихся треугольников… носит название в ритуале еврейского богослужения – «Маген-Давид» , что значит «Щит Давидов».

Один из треугольников (темный) обращен вершиной вверх, а другой (светлый) вершиной вниз. Первый на вершине своей носит букву А, а второй – Q (греческие; остальные буквы еврейские. Буква А в греческом алфавите первая, буква Q - последняя. – «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний" Ап. 22, 13).

Равносторонним треугольником, пишет Сергей Нилус, изображается Триипостасный Бог. Христианский бог для масоно-еврейства есть "бог зла» Он тёмный и его вершина обращена «до времени» вверх. Светлый треугольник -олицетворение масоно-еврейского -«бога добра» – обращен вершиной вниз, тоже «до времени». Первый есть Альфа, т.е., тот, кто прежде; второй -Омега, т.е., тот, кто после.

"Такова кощунственная тайна печати синагоги дьявола и грядущего её ставленника, антихриста. Погляди кругом себя, читатель: не видно ли уже стало тебе печати этой почти на каждом шагу твоей повседневной жизни?.."

У масонов и у отпрысков масонского дерева эта печать имеет другое название: каббалистическая «гексаграмма». По уверению каббапистов гексаграмма эта есть последнее слово магии и означает: «Он тот, кем он будет».

На рисунке 1 теософами и оккультистами изображен всё тот же «Маген-Давид», всё та же антихристова печать.

Окружает её кольцо «Символического Змия», о котором нам поведали «Протоколы Сионских мудрецов»;

«Сегодня могу вам сообщить, что наша цель уже в нескольких шагах от нас. Остаётся небольшое пространство, и весь пройденный нами путь готов уже сомкнуть свой цикл Символического Змия, каковым мы изображаем наш народ. Когда этот круг сомкнётся, все Европейские Государства будут им замкнуты, как крепкими тисками…» (ПСМ. Пр №3).

На рисунке 1 мы видим, что голова « Змия» уже сомкнута с хвостом и что вершина тёмного треугольника опущена вниз, а вершина светлого поднята кверху. Путь Змия, стало быть, можно считать пройденным и то, «что было ниже», «стало выше», и то, «что было прежде, стало после».

Это – древняя каббала. Только вот каббала, как учение, имеет Ведическую основу, написана она была не буквами, а символами магов и приписывается белокурому гиганту Гермесу Трисмегисту, который пришёл в долину Нила из далёкой северной страны. Возможно, с того самого поселения, в раскопках которого участвовал в наши дни упомянутый выше Вячеслав Мещеряков.

Размышления Сергея Нилуса о смысловом наполнении известных знаков и символов, хоть и опутаны прежним христианским догматом, всё-таки достойны детального рассмотрения, ведь не редко под толстым слоем свежей краски старые полотна хранят шедевры великих мастеров прошлого.

Из оккультных книг католического расстриги-священника Элифаса Левита следует, что Гермес, Люцифер и Дьявол – это одно лицо. Есть версия, что Гермес Трисмегист вообще имеет неземное происхождение. Но это вовсе не повод для паники, ибо на палитре Природы присутствуют все краски, ответы на этот и многие другие вопросы пока находятся под замком. Мы найдём к нему заветный ключик.

Кстати, Сергей Нилус обнаружил на рисунке 2 в центре гексаграммы магический Анх и назвал его «Ключиком Соломона» – "daviculum Salomoni, раскрывающим тайны глубин сатанинских. Но ключик «Анх» на несколько тысячелетий древнее Соломона, а Сатана и есть Дьявол, Люцифер, Гермес, египетский Тот и славянский Бог Света и Знаний – Велес. Остаётся выяснить, что же собой представляют «тайны глубин сатанинских», в которые упорно пытаются проникнуть многие мистики и маги.

Следует полагать, что каббала -Предание – это своего рода тайное завещание голубоглазого Гермеса доброму и справедливому племени явного Мира. Но нынешняя каббала по Папюсу – это лишь незначительная часть философских сочинений для любопытных профанов. Ведь Предание – это знания и сверхзнания. А сверхзнания – это сверхсила, сверхоружие, которое в добрых руках обладает огромной созидательной силой (египетские пирамиды, колосс Родосский, висячие сады Семирамиды, Александрийский маяк…), а в недобрых – разрушительной.

Вспомним-ка Русские сказки: …тёмной ночью зпые и коварные люди похит или волшебный меч…

Сорок лет Моисей водил евреев по пустыне, чтобы сменилось поколение свидетелей и соучастников кражи. Египетский фараон действительно посылал своё войско в погоню за евреями, только не для того, чтобы вернуть опостылевших рабов, а чтобы не допустить утечки священных знаний. Итог описан в Ветхом Завете.

И ещё небольшой штрих о магическом «ключике».

– Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли и входящим воспрепятствовали"

(Евангелие от Луки 11:52)

Эти слова принадлежат Иисусу из Назарета и обращены к еврейской жреческой верхушке. Во время длительного путешествия по ветхозаветным землям, Иисус познал Истину и принёс «ключ разумения» соплеменникам. Но хитрые жрецы, обладавшие древней мудростью (или её частью), уже поделили «богоизбранное» племя на «простых евреев» и «посвященных», даже определили круг допустимого уровня Знаний, то есть создали Талмуд – не Закон, а лишь толкование Закона (Торы), обозначив таким образом себя высшей привилегированной кастой. Но чтобы соблюсти свои интересы на огромных просторах трёх континентов, следовало сохранить тайну «глубин сатанинских».

Заветный «ключик» пришлось спрятать, а Иисуса уничтожить, кстати, как всегда, – чужими руками.

Не обошёл стороной вопрос магии шестиугольника и Владимир Истархов в своей книге «Удар Русских Богов», которая в хорошем смысле и по праву стала учебником для юных волхвов.

"Первоначально шестиконечная звезда своё магическое значение заимствовала из египетских иероглифов, в которых придаётся огромное значение пяти- и шестиконечным звёздам.

Оккультисты и каббалисты, взяв за основу шестиконечную звезду, сделали из неё звезду Давида и заложили в этот символ сатанинский смысл. И именно в этом сатанинском смысле шестиконечная звезда Давида стала официальным символом государства Израиль.

Осмысление шестиконечника каббалисты начали, украв языческий символ триединого бога (Триглава) – треугольник с вершиной вверх. Треугольник с вершиной вниз – символ Сатаны.

В язычестве человек, как подобие Божие, также изображался в виде треугольника, и его стороны означали части человека – материю, энергию и дух».

Особое место В. Истархов отводит философии толпо-элитарной модели общества. Основой её являются знания и сверхзнания. А сама модель применима для любого общества и, что характерно, тоже состоит из двух треугольников.

Первый треугольник представляет собой структуру общества: нижняя (широкая) его часть – толпа, средняя – элита, а верхушка треугольника – жречество. Кстати, отмечает Истархов, люди элиты, занимающие порой высокие посты, по уровню своего мышления нередко являются заурядными людьми толпы. И не выше.

Второй треугольник – качество и количество знаний.

Итак, чем ниже ступень первого треугольника, тем она шире, и тем, следовательно, больше представителей общества её занимают. А на их уровень знаний указывает другой треугольник, который, по старой офицерской поговорке, «идёт на конус». В казарме говорят: «Зад для пинков становится шире, а грудь для медалей – уже». Если же объединить оба треугольника, получится знак, символизирующий механизм управления толпой в частности, и обществом в целом, – «Кто владеет знаниями, тот владеет миром». Ведь для того, чтобы красиво обмануть жителей целой страны, надо, как минимум, знать психологию толпы.

Масонская иерархическая пирамида также представляет собой треугольник… как, собственно, и финансовая пирамида Мавроди. Верхушку своего треугольника масоны часто украшают «недреманным оком» Архитектора Вселенной. Несомненно, второй (перевёрнутый) треугольник гексаграммы в последних двух случаях тоже должен обозначать качество и количество знаний.

В. Емельянов, автор книги «Десионизация», тоже даёт объяснение шестиконечной звезде. «…В два взаимопересекающихся неразъёмных треугольника,образовавших звезду Давида, была заложена идея мирового господства евреев над всеми гоями мира: абстрактный символ «союза» всадника (иудеев) и лошади (эксплуатируемых гоев)…

Это, конечно же, современная интерпретация знака, но коли уж есть песня, то есть и слова. Здесь следует заметить, что племя, изображаемое в виде «Символического Змия» (читай ПСМ) и взявшее в качестве своего символа шестиконечную звезду, за два с лишним тысячелетия исторического пути так умуд shy;рилось наследить во всём Мире, что «гексаграмма» теперь представляется нам чем-то неприятным.

Однако исследователи Славянской Ведической культуры утверждают, что шестиконечная звезда несёт а себе более широкую смысловую нагрузку, ибо она также является символом Знаний, Света, и богатства. Но за Знания, Свет (в высшем смысле этого слова) и распределение богатства на земле несёт ответственность тот самый Сатана (Гермес, Шайтан, Дьявол и Славянский Велес), от общения с которым мы напрочь отказались. Можно предположить, что Сатана – производное от Сет. Ведическая Русская Троица – Боги Высшего Круга: Сварог, Перун и Велес – была взята за основу и в религии Древнего Египта.

В обоих случаях существует философия противостояния высших божественных сил. У славян непримиримыми соперниками являлись Перун и Велес, а у древних египтян Гор и Сет, хотя, первый и второй представляли собой единое целое – две стороны Единой Сущности.

«Велес – великий властитель, – пишет А. Асов в книге «Славянские Боги и рождение Руси», – основа веры, третий лик Славянской Ведической Троицы. В начале он явился как сын Рода и коровы Земун. Потому его видят быкоглавым (слово «бык" – сnособ произношения слова «бог»)…"

Два скрещенных треугольника – шестиконечная звезда – древний символ постоянного великого противостояния (сосуществования) двух могучих сил.

В мифологии народов, носителей арийской культуры, Велес имел множество разных имён, но непременно обладал способностью принимать облик быка. В Древнем Египте существовал культ священных животных. Египетские жрецы считали быка божеством Солнц и золота одновременно. Почитание «золотого тельца» и есть почитание Бога Велеса. Известно, что Моисей, выведший свой народ из Египта и повелевший почитать в качестве единственного бога евреев Яхве, наказывал плетьми соплеменников за тайное поклонение быку – «золотому тельцу».

У «простых» библейских евреев поклонение ведическим богам было наказуемо, но поощрялось раньше и поощряется ныне поклонение золоту, как металлу. Эту идеологию подверг сомнению Иисус Назарей и был распят. Понятие «золотой телец» с тех пор потеряло первоначальный божественный и философский смысл, остался только меркантильный. Поэтому, знак Русского Бога Велеса – символ богатства – присвоили себе торгаши, менялы, кидалы и ростовщики. Позже он был назван Звездой Давида, А „золотой телец», благодаря Ильфу и Петрову, стал «Золотым телёнком»…

И всё же, у знака есть более глубокий философский смысл. Шестиконечная звезда, состоящая из двух взаимопроникающих треугольников, это идеальный символ устройства мира. Символ будет полным, если его вписать в круг – КОЛО. Треугольник, повёрнутый вершиной вверх – ЯВЬ. А повёрнутый вершиной вниз – НАВЬ. Эти два мира, видимый – явный, и невидимый – параллельный или зеркальный, находятся в вечном противостоянии, противоборстве. Верхний мир – ЯВЬ олицетворяет строгий Бог Перун, а НАВЬ – мудрый Бог Велес. ПРАВЬ, изображённая в виде круга – КОЛО, опоясывающая оба треугольника, представлена Великим Сварогом и осуществляет постоянный, во времени и в пространстве, контроль за равновесием всей системы мироздания. Она же символизирует бесконечность Вселенной. Два «борющихся» старца, которых олицетворяет гексаграмма, – есть альфа и омега, что было и что будет, жизнь и иной, другой, неведомый мир, куда мы обязательно уйдём. Здесь же можно представить магическое число «перевёртыш» – 999-666, но об этом позже.

КСТАТИ, пирамиду можно встретить не только в Египте. Так, однодолларовая купюра США содержит недвусмысленные символы и лозунги, подтверждающие, что идеологией государства является «новый мировой порядок» под гегемонией доллара, на основе учения каббалы. Особое внимание привлекает повторяющееся каббалистическое число 13.

На купюре изображена пирамида из 13 ступеней, её верхушка – треугольник с оком Великого Архитектора Вселенной. В правой части помещен орел и щит с 13 полосами. В одной его лапе ветка с 13 листьями и 13 цветками, в другой – символ войны – пучок из 13 стрел. В клюве пента с каббалистической надписью: "Единство в многообразии". Над орлом – шестиконечная звезда, составленная из 13 пентаграмм.

Дизайн купюры выполнен во второй половине 30-х годов XX века эмигрантом из России С .Макроновским. Но символика, несомненно, имеет далекие египетские корни, а орел со всей масонской атрибутик ой был изображён также на серебряном долларе ещё в 1798 году.

Которая же из представленных расшифровок таинственного смысла «гексаграммы» более достоверна? Да, конечно же все, ибо это есть трансформация знака во времени. А знаку уже более десяти тысяч лет, как минимум. Следует, наверное, в обозримом будущем очистить от вульгарных наслоений и вернуть себе свою шестиконечную звезду – символ устройства Мира, Мудрости и богатства.

Российская императрица, немецкая принцесса Софья-Августа Ангальт-Цербстская (известная Екатерина II), разрешившая своим придворным бесконтрольно баловаться масонскими учениями, в 1766 году учредила отличительный знак для депутатов от различных сословий вверенного ей государства. Знак этот представляет собой овал, на одной стороне которого изображена египетская пирамида с императорской короной на вершине.

А после разгрома и изгнания из России войск Наполеона, Барклай-де Толли подписал указ "о раздаче" новой медали в память о 1812 годе. Медаль сначала предполагалось выполнить с профильным портретом императора Александра I. На сей счёт нынешние источники пишут так: "…по каким-то неведомым причинам вместо этого изображения медаль была отчеканена с лучезарным -всевидящим оком" всевышнего…» Надо полагать, сегодня и ребёнку известно, что ""настоящая власть живёт за троном", и она отнюдь не является «неведомой причиной".

Пирамида с недрёманным оком Великого Архитектора Вселенной и далее регулярно изображалась на последующих российских медалях, вплоть до19О5 года. Может поэтому, помазанников божьих уж нет, а доллар с масонской символикой – вот он…

Ява-скрипт отключен — поиск недоступен…

Звезда Давида – символ, который под своим нынешним названием стал широко известен лишь в XIX веке, как национальный символ еврейского народа. Графически Звезда Давида представляет собой два равносторонних треугольника, «наложенных» друг на друга таким образом, чтобы вершина одного смотрела вверх, а вершина второго – вниз, при этом обе вершины должны быть расположены вдоль одной оси. Иными словами Звезда Давида – символ, более известный под названием гексаграмма (то есть – шестиконечная звезда).

Гексаграмма использовалась многими народами древности в религиозных и эзотерических практиках. В Индии гексаграмма известна под названием Анахата-чакра, это энергоцентр, расположенный в районе груди, условно имеет золотой цвет и отвечает за ясновидение, пророчество. Кельты Британии также использовали гексаграмму в ритуальных практиках. У славян гексаграмма известна под названием Велесов Щит и обозначает покровительство бога мудрости Велеса. Гексаграммы Иберийского полуострова относят к железному веку, хотя их назначение в контексте религиозных воззрений местных племен не известно. У Эллинов гексаграмма была символом бога Сатурна, также этот символ встречается на предметах культа ранних христиан (в качестве примера можно привести роспись Бургосского и Валенсийского соборов), однако на тот момент он не ассоциировался с евреями.

Иными словами, Звезда Давида – символ, известный во многих культурах, вплоть до эзотерической традиции средневековой Европы, где гексаграмма широко применялась в алхимии, демонологии (как защитный элемент) и ритуалистике различных уровней. То есть, к примеру, значение Звезды Давида в христианстве сугубо прикладное, этого символа не было в назарьянстве и иудаизме, которые явились предтечами христианства. Если же мы ставим вопрос о значении Звезды Давида в магии, как обобщенной эзотерической традиции, то здесь важно различать традиционную гексаграмму и собственно Звезду Давида. Ведь, как было показано выше, два пересекающихся равносторонних треугольника можно увидеть повсеместно у народов древнего мира, но каждый из них вполне очевидно вкладывал в символ свое значение. Если мы говорим именно о значении Звезды Давида в магии иудеев, то контекст вопроса подразумевает изучение иудейской теории Древа Сефирот, Айн Соф и других традиционных элементов Каббалы.

Итак, в отличие от гексаграммы собственно Звезда Давида – еврейский символ. Официально таковым он стал менее ста лет назад, позже появившись на флаге Израиля. Любопытно, что если рассматривать еврейскую традицию использования этого символа, то во времена Первого Храма (Храм царя Соломона, X-VI века до нашей эры) Звезда Давида практически не использовалась. Тут можно упомянуть разве что легенду о кольце Соломона (не то, которое подарила ему жена, а другое, с камнем Шетия). По легенде на этом кольце была выгравирована шестиконечная звезда, хотя применительно к данному мифу название «Маген Давид» («Щит Давида» на иврите) не фигурирует.

Начиная с эпохи Второго Храма (VI век до нашей эры – I век нашей эры) символ Звезда Давида появляется в росписи храмов и синагог, а также на домашней утвари, зачастую вместе со свастичными орнаментами. Вплоть до Средних Веков в роли отличительного еврейского символа выступала не Звезда Давида, а менора, хотя некоторые современные исследователи проводят аналогию между этими культовыми иудейскими знаками. С X века символ широко используется еврейскими христианами в роли печати. Тем не менее, ее также применяют христиане других народностей, причем в тех же целях. Так что здесь мы вновь говорим не о Звезде Давида, о гексаграмме.

С XVI века Звезда Давида появляется как типографский знак еврейских изданий и лишь с XVIII века этот символ появляется на еврейских надгробиях. Затем известная еврейская семья Ротшильдов включает символ Звезда Давида в свой родовой герб. И лишь к середине XIX века эмансипированные евреи выбирают Звезду Давида своим национальным символом в противовес традиционному христианскому кресту.

Звезда Давида: значение символа

Так что же обозначает символ Звезда Давида? В талмудических текстах Щит Давида представляет собой два перекрещенных треугольника, которые составлены из 72 божественных имен и одного имени человека – Иуды Маккавея. Позже в список имен было добавлено имя Метатрона (почему то под именем Тафтания, которое позже заменили именем Шаддай). Щит Давида носил функции аналогичные символу Тетраграматон, то есть заключал в себе имя бога, либо самого Иеговы, либо элохим, группы изначальных иудейских богов. Правда, здесь есть несколько нюансов. В средневековых текстах (в частности – у караима Иегуды бен Элиягу Хадаси в его работе «Эшколь а-Кофэр») Звездой Давида и соответственно Щитом Давида иногда именуется не шестиконечная, а пятиконечная звезда. Более того, на основе текстов типа «Сефер ха-Гвул» («Книга Предела») за авторством Давида бен Иехуда, можно утверждать, что различия между двумя перекрещенными треугольниками и шестиконечной звездой могли быть принципиальны. Однако среди современных исследователей, включая исследователей-евреев, нет единого мнения о том, как градировались все эти символы и понятия – Звезда Давида, Печать Давида, Щит Давида, шестиконечная звезда, пятиконечная звезда, два перекрещенных треугольника.

Фактически сегодня евреи сами не понимают, какой символ они используют, каково его исконное значение и откуда он вообще появился. Вероятнее всего, это лишь заимствование, произведенное в раннем средневековье. То есть, к примеру, в арабских трудах по магии амулеты с гексаграммами встречаются с первых веков нашей эры, тогда как первые варианты подобного использования символа Звезды Давида евреями относятся к раннему средневековью (причем именно в мусульманских странах), а в Европе – начиная с XIII века.

В каббалистических текстах вместо понятия «Щит Давида» часто используется оборот «Щит сына Давида», под которым подразумевается мессия. Вероятно, Звезда Давида могла олицетворять сына Иеговы, именно поэтому под звездой мы часто видим надпись «Машиах, бен Давид», что в переводе с иврита означает «Мессия, сын Давида». Многие исследователи полагают, что это относится к лжемессии Шабтаю Цви, с которого, вероятно, могло начаться распространение символа среди евреев, ведь они видели в ушлом лжеце своего нового спасителя.

Современные талмудисты вроде Моше Файнштейна и Ури Офир полагают, что символизм Звезды Давида восходит к меноре, которая располагалась в Скинии во время странствия евреев по Аравийскому полуострову. Под каждым светильником меноры предположительно мог находиться цветок. Предполагается, что это была белая лилия, единственный вид линий, произрастающих в этом регионе. Шесть лепестков этого цветка располагаются абсолютно симметрично и действительно образуют гексаграмму («нарцисс Шарона, лилия долин», как сказано в Песни песней Соломона).

Другая версия, также озвученная вышеупомянутым Ури Офиром и другим исследователем Бацалелем Дольчем, гласит, что Звезда Давида восходит ко временам царствования одноименного библейского царя. Офир предполагает, что Давид мог использовать этот знак как личный символ, так как в его имени две буквы «талет», каковые на тот момент (приблизительно X век до нашей эры) записывались треугольниками. То есть символ Звезда Давида мог быть всего лишь эффектной анаграммой. Однако по другой библейской легенде «Маген Давид» был изображен на щитах воинов царя Давида, тогда как его символом была не шестиконечная звезда, а «сума и посох». Что же касается щитов, то можно было бы предположить, что они изготавливались из плотной кожи (или обивались кожей), которая крепилась к деревянной основе при помощи полос металла, которые решено было расположить в столь оригинальной форме. Однако исторически подобные щиты впервые использовались лишь во II веке нашей эры во время восстания иудеев против римлян, которое известно как восстание Бар-Кохбы.

Примеры современного использования еврейского символа Звезда Давида в контексте иудейской традиции многочисленны, это не только флаг Израиля, но и Красный Кристалл, и Маген Давид Адом, обо всех этих символах можно найти немало информации на просторах Интернета. Но важнейшим остается другой момент – евреи действительно до сих пор ничего не знают об исконном происхождении и значение символа Звезда Давида. Современные талмудисты говорят о том, что два треугольника – это мужчина (с вершиной вверху) и женщина (с вершиной внизу). То есть по этой версии Маген Давид – это символ универсального андрогина, гермафродита, каковым, согласно Каббале, является человеческая сущность и сам бог (на этот счет можно изучить текст «Сефер Йецира», где подробно рассказано о ключевом иудейском гермафродическом принципе Айн Соф). По другой версии шесть углов – это четыре стихии, а также земля и небо, все, чем правит бог.

Раввин Элиягу Эссаса говорит о том, что Звезда Давида может воплощать в себе шесть дней творения, а также единство всего сущего с богом. Однако в каббалистических текстах (в том числе – в «Сефер Йецира» и «Сефер ха Зогар») сказано о том, что символ Звезда Давида воплощает все семь сефирот Великого Древа, это шесть треугольников в его структуре и шестиугольник посредине. Также двенадцать ребер звезды могут олицетворять двенадцать колен дома израилева, что путешествовали с Моисеем по пустыне. Есть множество других трактовок, которые, однако, находятся в разделе гипотез и не могут быть доказаны. Более того, их разнообразие явно указывает на то, что Звезда Давида – не самостоятельный символ, у него нет древней истории и глубокого символизма, как у гексаграмм других народов. Что вполне естественно, учитывая эклектичный характер иудейской культуры.

Маген Давид (Щит Давида) - гексаграмма, составленная из двух равносторонних треугольников, служит эмблемой Иудаизма. Изображение Маген Давида помещают часто на синагогах, священных сосудах и т.п. Он служит также эмблемой сионистской организации и многих других учреждений.

Еврейский закон запрещает изображение Б-га, как и употребление каких бы то ни было символов, и Щит Давида не упоминается ни разу в Талмуде. Поэтому едва ли можно предположить, что Маген Давид появился в эпоху Талмуда, хотя недавно его изображение было обнаружено на одном надгробном памятнике в Таренте (юг Италии), который следует отнести к 3-му веку н.э.

В первый раз Маген Давид упоминается в Эшколь а-Кофер караима Йеуды Гадасси (середина 12-го века), где он говорит: «Семь ангельских имён предшествуют мезузе: Михаэль, Гавриэль… да охранит тебя а-Шем! А равным образом знак, называемый Щитом Давида, помещён рядом с именем каждого ангела».

По-видимому, Маген Давид был тогда знаком на амулетах. На магических папирусах часто встречаются изображения пентаграммы и звезды, в которые вписаны имена Всевышнего, но гексаграммы в них не встречаются. Нет Маген Давида и в больших магических папирусах Парижа и Лондона, хотя там встречается треугольник, - возможно, он поставлен здесь вместо гексаграммы. Отсутствует шестиконечная звезда и среди иллюстраций амулетов Budge в его «Egyptian Magic» (Лондон 1899).

Вероятнее всего, Маген Давид получил свою широкую известность из Каббалы.

Пентаграмма, называемая иначе печатью Шломо (Соломона), также служит талисманом. Henry полагает, что индусы заимствовали её у семитов (Magie dans l"Inde antique, c. 93, Paris 1904), хотя название его не может служить доказательством еврейского или семитского происхождения. Индусы употребляли и гексаграмму в качестве «оберега». Очень возможно, что в синагогах им пользовались как украшением для мезузы, и название Щит Давида говорит о его «защитной» силе. В качестве орнамента его могли первоначально применять для украшения синагог. Такой орнамент имеется, например, на соборах Бранденбурга и Стендаля и на Маркткирхе в Ганновере.

Карл VI (1354) даровал евреям Праги красный флаг с изображением «Щита Давида» и «Печати Соломона», а на красном флаге, с которым евреи встречали короля Матвея Венгерского, были изображены две пентаграммы и две золотые звезды (Schwandthner, Scriptores Rerum Hungaricarum II, 148). Это доказывает, что и пентаграмма была в употреблении у евреев, и мы, действительно, находим её в одной рукописи 1073 года (факсимиле в Седер Элиягу Рабба вэ-Седер Элиягу Зута, M. Friedmann, Вена 1901).

Гексаграмма, сегодня известная как Звезда Давида, имеет очень древнее происхождение, не привязанное к конкретной этнической общности. Шестилучевая звезда гораздо чаще встречается в других древних культурах - шумеро-аккадская, вавилонская, египетская, индийская, славянская, кельтская и другие. Поэтому нет оснований считать, что в Древнем Израиле шестиконечная звезда имела значение еврейской национальной или религиозной эмблемы.


1 - Малая Азия, 6 тыс. до Р.Х.; 2 - Закавказье, 3 тыс. до Р.Х.; 3 - Древний Иран; 4 - Пиренеи, Средние века; 5 - Грузия, 10 век; Фактически можно сказать, что шестилучевая звезда один из древнейших символов, которыми пользуется человечество. Чаще всего в этот символ вкладывается идея взаимодействия/взаимопроникновения двух начал, каждое из которых символизирует один из двух треугольников, составляющих звезду. Это могут быть небесное и земное начало, мужское и женское, физическое или духовное. Шестиконечная звезда возникла в начале неолита, когда появились изображения зубчатых розеток с шестью знаками облаков, орошающих землю. Связи неба и земной растительности посвящены и шестичастные композиции, практически не изменявшиеся на протяжении 8 тысяч лет и переходившие от одного народа к другому. Символическое использование треугольника более древнее: еще в V тысячелетии до н.э. в северо-западном Причерноморье, в цивилизации Триполья, древние праиндоевропейцы треугольником помечали лобковую часть женских глиняных фигурок, олицетворяющих богиню-мать, прародительницу всего живого, богиню плодородия.Постепенно треугольник, так же как и изображение угла, обозначающее женское начало вне зависимости от положения их вершин, стал широко использоваться для орнаментации глиняной посуды. Наибольшего развития этот символ достиг в Копетдагской цивилизации праиндоевропейцев в V - III тысячелетиях до н.э., на юге Туркмении на узкой полосе поливных земель между северными отрогами хребта Копетдаг и южной границей пустыни Каракум. Внутренние стены многочисленных построек, а также великолепная по художественному исполнению керамика орнаментированы различными видами и сочетаниями треугольников. Отсюда треугольник, обращенный вершиной вниз, попал в древнешумерскую письменность - пиктографию, где стал обозначать понятие «женщина».


6а. Треугольные элементы орнамента в Копетдагской цивилизации, Средняя Азия. Через 4 тысячи лет Пифагор назовет эту фигуру тетраксисом и придаст ей универсальный магический смысл. Если соединить вершины малых треугольников через одну, то получится шестиконечная звезда. 6б. Шестиконечная звезда северных славян, XI век. 6в. Поврежденная шестиконечная звезда с янтарем в золоте из святилища Священного леса. Найдена в 1987 г., хранится в Российской Академии наук. В индо-арийской культуре и шумерской клинописи треугольник, обращенный вершиной вниз, стал также обозначать понятие «женщина», а вершиной вверх - мужчина. В древнем Египте два скрещенных треугольника стали символом тайных знаний. Вскоре после своего появления в Индии гексаграмма стала там оберегом и получила название «печать Вишну». Согласно поверью, этой печатью можно было «запечатать» зло или беду и защититься от злых духов.

В Индии ее использовали задолго до того, как она появилась на Ближнем Востоке, свыше пяти тысяч лет назад. Разумеется, она не имела никакого отношения к иудаизму. В Индии она почиталась как символ сексуального союза между Кали (треугольник вершиной вниз) и Шивой (треугольник вершиной вверх), который считался сохраняющим жизнь.

В центре индийской гексаграммы всегда помещается точка - это Атман, высшее духовное начало, присутствующее в каждом человеке и идентичное надвселенскому Абсолюту-Брахману, сотворившему мир. "Ты есть То", - гласит "символ веры" индуизма, иллюстрацией которого является гексаграмма с точкой посредине.


Еще одна (из доброй дюжины) трактовка гексаграммы в индуизме - это энергетический двигатель, который наделяет силой и волей к существованию как индивида, так и всю Вселенную.

на тибетском ковре, 1200 г. Совместное использование шестиконечной звезды и свастики очень распространено в индуизме, поскольку оба эти символа принадлежат древним ариям и использовались повсеместно.



В Египте и Финикии гексаграмма считалась символом равновесия материального и духовного начал, человеческого (треугольник, направленный концом вниз) и божественного (треугольник, обращенный концом вверх). Впоследствии это толкование перешло к каббалистам и средневековым европейским оккультистам.

В мифологии египтян существовала вера в первого бого-человека Гора, который после смерти воскрес и стал называться «Амсу». Шестиконечная звезда была первым знаком иероглифа «Амсу», а также являлась иероглифом «Земли душ». У древних славян этот символ принадлежал богу плодородия Велесу и назывался «звездой Велеса». Звезда возникла из двух переплетающихся равносторонних треугольников, символизирующих мужское (треугольник вершиной вверх) и женское (треугольник вершиной вниз) начала в Природе, из единства которых зарождается все живое.

Славянский символ «Звезда Велеса» изображён на керамике срубной культуры (2-е тыс. до н.э., степь - лесостепь России) Он встречается на одежде древних славян, пуговицах-гирьках, посуде и других предметах домашнего обихода.



Русская пуговица-«гирька». Древняя Русь (9 - 14 вв.). Оловянистая бронза. Дмитровский район Московской области. Декоративный узор на полушарии пуговицы - «Звезда Велеса»


Звезда нашла себе место в XIIIвеке и на символе венчания на царство русских царей - шапке Мономаха, символизируя власть над Небом, над Землей и Рождением, над Водами и Смертью.

Этот древнейший символ кельтов появился около VIII века и он является собирательным символом.

Такой кельтский крест - союз неба и земли, мужского и женского. Также примечательно здесь совместное использование свастики и гексаграммы. В древней Греции гексаграмма также обозначала соединение двух начал - мужского и женского. Гексаграмма была широко распространена в Персии, однако среди евреев такое использование ограничивалось единичными случаями.

Сасанидский кувшин с шестиконечной звездой. В таких серебряных кувшинах, «запечатанных» шестиконечной звездой, древние персы хоронили демонов-джиннов. Начало I века н.э. Гексаграмма, наряду с пентаграммой (пятиконечной звездой), была широко распространена среди евреев и неевреев. Так, орнамент на фризе синагоги в Кфар-Нахум (Капернаум) 2 - 3 вв. н.э. состоит из гексаграмм и свастик.


Шестиконечную звезду часто называют звездой Давида. Существуют легенда, что этот символ был изображен на щитах его воинов. Однако, по всей видимости, это является выдумкой. Гершом Шолем, эксперт в области еврейской мистики и один из основателей Еврейского университета в Иерусалиме, вскоре после того, как было принято решение об изображении шестиконечной звезды на национальном флаге Израиля, опубликовал статью, в которой писал: "Гексаграмма не является еврейским символом, и уж тем более не является символом иудаизма".

Исследователь иудаизма Гершом Шолем также утверждал, что впервые этот знак стал использоваться евреями как собственный символ не ранее 12—14 вв., и тогда же появилось его название - Маген Давид. При этом, связь этого символа с именем царя Давида, как и пятиконечной звезды с именем царя Соломона, по всей вероятности, измышление позднего Средневековья. С 15 века его стали изображать как заставку на еврейских изданиях, а до этого периода на зданиях синагог Звезда Давида использовалась лишь в качестве декора. Только в 14—16 вв. самая многочисленная в Европе еврейская община Праги впервые использовала его в качестве своей эмблемы. Первое свидетельство того, что данная графема использовалась в качестве специфически еврейского символа, датируется 1354 годом (по другим данным - , когда император Карл IV, император Священной Римской империи, даровал евреям Праги привилегию иметь собственный флаг. Этот флаг - красное полотнище с изображением шестиконечной звезды - получил название "флаг Давида". Маген Давид украсил также и официальную печать общины.

В XIII—XIV веках этим символом начали украшать амулеты и мезузы, а в позднем Средневековье и еврейские тексты по Каббале. Однако, судя по всему, этот символ имел лишь декоративное значение. Лишь в конце XVIII в. Маген Давид стал изображаться на еврейских надгробиях. В XIX столетии Маген Давид начинает продвигаться стремящимися к национальному определению еврейскими обществами как национальный символ. Постепенно звезда Давида принимается практически всеми общинами евреев, изображается на синагогах, книгах, печатях, документах, различных предметах культового и бытового назначения. В 1817 году звезда Давида становится элементом герба Ротшильдов.

герб Ротшильдов Гексаграммой подписывается поэт Генрих Гейне, имевший еврейское происхождение. Только с этой поры, христиане и мусульмане до того широко пользовавшиеся данной графемой стали воспринимать ее как еврейский знак. Таким образом, ассоциации гексаграммы с евреями имеет позднее и искусственное происхождение. Шестиконечная звезда ещё называется библейской или Вифлеемской звездой, ибо именно ее изображения традиционно помещались художниками средневековья и эпохи Возрождения на картинах, посвященных рождению Христа в Вифлееме и приходу к этому младенцу четырех волхвов.


В национал-патриотической среде существует однозначное заблуждение, что, дескать, шестиконечная звезда в православной традиции и в иудаизме суть один и тот же символ.



В Храме Христа Спасителя в Москве


Плиты пола церкви Михаила-архангела. Нижний Новгород, XIV век.