Мачу-Пикчу по сей день остается свидетельством былого могущества империи Инков. Более 500 лет назад достижения Инков в строительстве позволяли без раствора укладывать каменные блоки настолько тесно друг к другу, что в щели невозможно вставить нож.
Раньше у всех зданий были крыши. С ними город имел бы абсолютно другой вид.
Остатки Мачу-Пикчу (или как его еще называют «город среди облаков») находятся на высоком горном хребте высотой 2450 метров, окруженном с трех сторон бурной рекой Урубамба. До сих пор неизвестно, какой цели служили все эти дворцы, площади, храмы и жилые дома. Возможно, это была военная крепость, храмовый комплекс или горный приют для правителей. Месторасположение идеально подходит для любых целей.
В переводе с местного языка Мачу-Пикчу означает «Старая гора». Рядом возвышается Уайна-Пикчу (Молодая гора), она обычно попадает во все фото с древним городом.
Сам «Город в небесах» стал известен всему миру лишь в 1911 году, когда перуанский гид привел профессора Йельского университета Хирама Бингхема ко входу в затерянный комплекс. Хотя коренные народы знали о существовании Мачу-Пикчу, они не сказали об этом испанским захватчикам. Именно благодаря им город остался неприкосновенным.
Каждое знание, каждая ступень и плита – доказательство непревзойденного мастерства строителей Мачу-Пикчу. Стены, террасы и пандусы идеально прилегают к поверхности горы, словно детали пазла. В городе сохранилось около 700 террас, которые служили для выращивания пищи. К каждой такой террасе проведена система орошения, вода в которую поступала из емкостей для сбора влаги после дождей или конденсата.
Сложно представить, сколько труда нужно вложить, чтобы получить такую кладку вручную.
Все террасы раньше использовали для выращивания пищи.
Достижения и навыки инков поражают еще сильнее, когда узнаешь, какими инструментами они пользовались. Когда создавался Мачу-Пикчу (в 15-16 веке) инки не знали ни железа, ни стали, ни даже колеса. Весь этот огромный комплекс построила небольшая группа людей, не более тысячи, и при этом использовали примитивные инструменты из камня.
Древний город Мачу-Пикчу
Мачу-Пикчу - город удивительной истории и неразгаданных тайн, входящий в список 7 новых чудес света. Предлагаем Вам узнать, за что же он попал в этот список.Испанские конкистадоры, захватившие в XVI веке территорию современного Перу, так и не смогли обнаружить эту крепость, в которой укрылись инки, не желавшие подчиниться иноземному господству. В течение более трехсот лет он был в полном смысле слова "потерянным городом” - никто даже не подозревал о его существовании. Считают, что последние обитатели Мачу-Пикчу скончались к началу XVII века.
Мачу-Пикчу находится высоко в облаках. В переводе с кечуа "Мачу-Пикчу” означает "старая гора”. Если смотреть сверху, видно, что Мачу-Пикчу находится на почти ровном горном плато. Вокруг него возвышаются вершины соседних гор.
Долгое время о существовании "затерянного города инков” ходили только легенды. Никто не знал - есть ли он на самом деле. В испанских хрониках о нем не было ни одного упоминания. Письменных свидетельств не оставили и инки. О том, что город и вправду существует, стало известно лишь в начале XX века.
24 июля 1911 года американский археолог Хайрем Бингем, посвятивший несколько лет поискам "потерянного города инков”, наткнулся на кишащий змеями, укрытый густыми зарослями древний город на вершине горы. Бингем поднялся на вершину горы в сопровождении носильщика-перуанца - проводника и переводчика.
Легенда гласит, что здесь, на вершине горы, жили две индейские семьи, охранявшие "потерянный город”. В одной из семей был ребенок. Бингем подарил мальчику-индейцу монетку в один соль, и тот показал профессору дорогу к древним развалинам. Так всего за один соль (около 30 американских центов) человечеству открылся затерянный город, видевший расцвет и закат цивилизации инков.
Несмотря на открытие Бингейма, Мачу-Пикчу оставался недоступным еще почти 30 лет. До тех пор, пока археологическая экспедиция, работавшая здесь, не обнаружила Дорогу Инков, проложенную через долину к цитадели.
Город расположен на вершине горного хребта на высоте 2057 метров над долиной реки Урубамбы на территории современного Перу. Зачем инкам понадобилось строить город на такой высоте и так далеко от центра государства? До сих пор неизвестно ни число жителей, ни даже его настоящее название.
По своим скромным размерам Мачу-Пикчу не может претендовать на роль крупного города - в нём не более 200 сооружений. В основном это храмы, резиденции, склады и другие помещения для общественных нужд. Большей частью они сложены из хорошо обработанного камня, плотно пригнанных друг к другу плит. Полагают, что в нем и вокруг него проживало до 1200 человек, которые поклонялись там богу Солнца Инти и возделывали сельскохозяйственные культуры на террасах.
Мачу-Пикчу имеет очень четкую структуру. На юго-востоке угадывается комплекс дворцовых построек. Камни, из которых они сложены, обработаны настолько тщательно, что можно с уверенностью сказать: перед нами жилища вельмож. Судьба жителей этого города так и остается неизвестной. В испанских хрониках нет ни одного упоминания о Мачу-Пикчу. Инки так же не оставили никаких письменных свидетельств.
Считается, что свои города инки строили в форме животных. Говорят, что с высоты птичьего полета город Куско напоминает пуму. А Мачу-Пикчу выстроен в форме кондора… Остается только гадать, кто мог увидеть эти города сверху…
Во времена инков в крепость Мачу-Пикчу допускались только избранные. Здесь жила высшая знать, жрецы, ремесленники и слуги. Но главное - мамакунас - избранные девственницы, посвятившие свою жизнь служению богу Солнца/
Судьба жителей крепости Мачу-Пикчу по сей день остается неизвестной. Раскопки принесли новые загадки и без того загадочного города. Здесь обнаружили 173 человеческих скелета, причем 150 из них - женские. Но в захоронениях не было обнаружено никаких золотых предметов. В гробнице верховного жреца, как назвал ее Бингем, хранились останки женщины, болевшей сифилисом, маленькой собачки, несколько керамических предметов, два вертела и шерстяная одежда.
Пять гектаров обработанных земель размещались вокруг Мачу-Пикчу на традиционных для инков узких террасах на крутых горных склонах. И террасы и тысячи ступенек, соединявших их, сохранились здесь на века. Весь Мачу-Пикчу поделен на секторы: кладбище, темницы, жилой район и храмы.
Храм Трех Окон, через окна которого солнечные лучи попадали на священную площадь, вероятно, играл важнейшую роль в ритуалах. Три окна отражают представления инков о троичности мира. Согласно легенде, три основателя империи инков вошли в мир через эти окна.
Немного выше храма находится обсерватория и Интиватана - камень любопытной формы, который, видимо, был солнечными часами. Иногда его еще называют "контрольная точка солнца”.
Некоторые здания в Мачу-Пикчу были двухэтажными, с заостренными соломенными крышами. Камни были подогнаны друг к другу с удивительной точностью.
Между камнями многих строений в Мачу-Пикчу были оставлены специальные щели. Благодаря этому во время частых здесь землетрясений здания были гораздо более устойчивы. Стены крепости были специально построены под наклоном "- для большей сейсмоустойчивости. Это удивительно, тем более что при строительстве инки не использовали ни цемента, ни других скрепляющих веществ - камни держат друг друга за счет собственного веса.
Существует теория, согласно которой по тому, насколько хорошо пригнаны друг к другу камни строений, можно судить о богатстве хозяина. Согласно ей Мачу-Пикчу не могло быть местом ссылки или инкской тюрьмой.
Также считается, что в империи инков не было человеческих жертвоприношений. В Мачу-Пикчу в жертву богам приносили животных. В основном - лам, причём трёх в день: утром и днем - белую ламу, вечером - черную.
С плато, на котором расположен Мачу-Пикчу, крутая тропа устремляется к вершине соседней горы - Уайна-Пикчу. У ее подножия расположен дворец Луны, а с вершины открывается потрясающий вид на долину реки Урубамба.
Мачу-Пикчу, особенно после получения статуса Всемирного Наследия ЮНЕСКО, стал центром массового туризма. В день город посещают 2000 туристов; с целью сохранности памятника ЮНЕСКО требует сократить количество туристов в день до 800. Мачу-Пикчу находится в труднодоступном регионе. Для поддержки туризма были построена железная дорога до соседнего города Агуас-Калиентес из Куско через Ольянтайтамбо, от Ольянтайтамбо ходит более десяти поездов в день.
От железнодорожной станции Агуас-Калиентес до Мачу-Пикчу ходит автобус, который преодолевает восемь километров крутого подъёма по серпантину. ЮНЕСКО выступило против строительства канатной дороги, чтобы ограничить потоки туристов. В результате землетрясения 2004 года участок железной дороги сильно пострадал, но был позднее восстановлен.
Кстати, до наших дней сохранилась тропа инков до Мачу-Пикчу вдоль реки Урубамба через несколько перевалов, но если Вы хотите по ней пройтись - потребуется как минимум несколько дней…
Руины Мачу-Пикчу — «затерянного города инков» — скрыты в зарослях джунглей высоко в Перуанских Андах и с трёх сторон окружены бурной горной рекой Урубамба. Город построен как святилище в 1438 году девятым правителем Империи Инков — Пачакутеком Юпанки.
Испанские колонизаторы, вторгшиеся в Перу в 1520-х годах, так и не смогли обнаружить цитадель, в которой укрылись инки, не желавшие подчиняться чужеземцам. Более 300 лет о существовании города ходили лишь легенды, и всего 100 лет назад оплот инков вновь «воскрес из небытия» благодаря американскому археологу Хайраму Бингему. По преданию, Бингем встретил нескольких крестьян, работавших на склонах Анд, и подарил одному из них серебряный соль (эквивалент 30 американских центов), за что тот согласился показать археологу дорогу к «затерянному городу». На вершине труднодоступного горного хребта Бингем увидел сотни громадных, выложенных камнем террас и каменные руины домов. Город получил имя по названию расположенной поблизости горы — Мачу-Пикчу («Старая вершина»). Бингем вывез из Мачу-Пикчу 4000 изделий инков. В 2011 году артефакты, хранящиеся в музее Йельского университета (США), были возвращены Перу.
Мачу-Пикчу — город солнечных дев
Предположительно, Мачу-Пикчу служил центром поклонения солнцу, куда допускались только избранные. Здесь жили жрицы — солнечные девы, посвятившие свою жизнь культу Солнца
, а также вельможи и их слуги. Религиозные обряды инков лишены леденящей душу жестокости, характерной для культуры майя и ацтеков. Чтобы заслужить благосклонность бога Солнца Инти, инки приносили ему в дар кукурузу, листья кустарника коки, морских свинок и лам.
На рассвете жрецы убивали белую ламу, а на закате — чёрную. Главным священным растением считался кокаиновый куст, или кока, оказывающая наркотическое воздействие и помогающая войти в транс во время религиозных церемоний. Листья коки жевали и рабы, чтобы снять усталость после тяжёлого труда. По оценкам археологов, численность населения города не превышала 1200 человек, причём обнаруженные здесь скелеты дают основание полагать, что женщин в Мачу-Пикчу было в 10 раз больше, чем мужчин. Город процветал, на высоте 3000 метров его жители выращивали маис, картофель и другие овощи. Прямо в скалах инки вырубали террасы, засыпали их землёй из речной долины Урубамба и возводили массивные подпорные стены, защищавшие грядки от солнца, ветра и песчаных заносов. Круглый год в Мачу-Пикчу благоухали сады, а оросительные каналы, колодцы и купальни были полны свежей воды.
Мачу-Пикчу — «место, где привязано солнце»
Неизвестные зодчие построили в Мачу-Пикчу около 200 сооружений. Город имеет чёткую структуру и поделен на секции: кладбище, тюрьмы, жилой квартал и храмы
. С Солнечной башни велись астрономические наблюдения, а в день зимнего солнцестояния её окно освещалось солнечными лучами. С культом Солнца связан и Храм трёх окон:
через его окна солнечные лучи попадали на священную площадь. Немного выше храма находится Интиватана («Место, где привязано солнце») — многоугольная вырубленная в скале глыба, служившая Солнечными часами. К этому каменному столбу жрецы «привязывали» солнце, пытаясь остановить его движение в дни зимнего солнцестояния. Мастерство местных строителей и каменотёсов достойно восхищения. Дворцы и дома Мачу-Пикчу сложены из каменных блоков, подогнанных друг к другу с удивительной точностью без использования цемента и других скрепляющих растворов. Глыбы держат друг друга за счёт собственной массы, а подпорные террасы, возведенные под наклоном, обеспечивают устойчивость во время землетрясений. Близко к краю пропасти стоит высеченное из скалы мощное круглое здание Эль-Торреон — святилище инков и место захоронения их правителей. Около 1532 года обитатели Мачу-Пикчу по неизвестным причинам покинули город, оставив своим потомкам прекрасные архитектурные творения.
Мачу-Пикчу фото
«Золото» — вот то магическое слово, «которое гнало испанцев через Атлантический океан; золото — вот чего первым делом требовал белый, как только ступал на вновь открытый берег». Это неудержимое стремление к золоту вызывало у завоеванных народов даже некоторое изумление и недоумение. Известно, что на вопрос одного индейца, почему белые люди так жаждут золота, испанский конкистадор Э. Кортес вынужден был ответить: «Они страдают особой болезнью сердца, излечить которую может только золото».
Сами индейцы относились к золоту совершенно иначе. Для инков золото было только священным металлом бога Солнца, которому они поклонялись как родоначальнику своих царей. Золото предназначалось лишь для того, чтобы умилостивить бога Солнца, из него делались украшения, скульптурные фигурки, троны Великих Инка, но это было связано только с религиозным культом.
Когда испанский конкистадор Ф. Писарро захватил в плен вождя инков Атауальпу, тот предложил за свое освобождение золота столько, что оно покроет весь пол в той комнате, где они находились. «И даже наполню комнату золотом так высоко, как только могу достать», — сказал Атау-альпа и, поднявшись на цыпочки, прочертил рукой линию на стене. Все смотрели на индейского вождя с изумлением, посчитав его слова пустым бахвальством человека, который страстно желает получить свободу. Но Франсиско Писарро согласился.
Немедленно были разосланы по всей империи инков гонцы с повелением Атауальпы: собрать для выкупа все золотые сосуды и украшения из дворцов, храмов и общественных зданий. Из Куско прибыл груз чистого золота, которое несли на нескольких носилках. Каждые из них поднимали четыре дюжих мужчины, а на одних носилках золота было навалено столько, что их смогли поднять только 12 человек Спустя некоторое время комната была наполнена золотом и серебром, и Ф. Писарро стал владельцем таких сокровищ, каких не имел в своих сундуках ни один европейский монарх того времени.
Но жадность не знает границ, и милосердие испанцев оказалось вероломным. Они убили Атауальпу, а через несколько месяцев направились в столицу империи — священный город Куско. Здание Кариканче (храма Солнца) в Куско было опоясано карнизом из чистого золота, впаянного в камни. Не только статуя Солнца, но и статуи других богов (бога-творца Виракочи, бога грома и молнии и т.д.), а также знаменитый большой диск, олицетворяющий Инку, — были сделаны из золота. В храме находились и многочисленные золотые музыкальные инструменты, например, барабаны, украшенные к тому же еще и драгоценными камнями.
К зданию Кариканче примыкало еще одно чудо из чудес — так называемый «золотой сад Куско». Древняя легенда рассказывает, что все, что в этом саду росло, цвело и летало, тоже было сделано из чистого золота. Все, что жители великой империи видели вокруг себя, они воспроизвели в этом саду: клочки полей, маис, стада лам с их детенышами, 24 индейских пастуха, «срывающих» золотые плоды с золотых яблонь. Здесь же «произрастали» и другие золотые деревья и кустарники, на ветках которых сидели золотые пчелы. По земле «ползали» золотые змеи с глазами из темных драгоценных камней и «сновали» туда-сюда золотые жуки. Этот «золотой сад» был одной из самых причудливых фантазий, которые когда-либо создала рука человека.
Один из испанцев так описывал этот «золотой сад».
В саду этом были высажены самые красивые деревья, самые замечательные цветы и благоухающие травы, которые только произрастали в этом королевстве. Многие из них были отлиты из золота и серебра, причем каждое растение изображено не единожды, а от маленького, едва видного над землей побега до целого куста в полный его рост и совершенную зрелость.
Там видели мы поля, усеянные кукурузой. Стебли ее были из серебра, а початки из золота, и было это все изображено так правдиво, что можно было разглядеть листья, зерна и даже волосочки на них. В добавление к этим чудесам в саду Инки находились всякого рода животные и звери, отлитые из золота и серебра, такие, как кролики, мыши, змеи, ящерицы, бабочки, лисы и дикие кошки.
Нашли мы там и птиц, и сидели они так, словно вот-вот собирались запеть; другие же будто покачивались на цветах и пили цветочный нектар. И были еще там золотые косули и олени, пумы и ягуары — все животные в малом и в зрелом возрасте. И каждое из них занимало соответствующее место, как это и подобало его природе.
Таким был великий город Куско в XVI веке, во время правления Инки Уайна Капака. Этот Инка облицевал золотом не только стены храмов и своих дворцов, позолота наносилась буквально на весь город. Двери всех зданий в Куско в это время обрамлялись золотыми рамами, а вдобавок их еще украшали яшмой или цветным мрамором.
Во время торжественных церемоний 50 000 воинов Великого Инки вооружались оружием, которое было сделано из чистого золота Для себя Уайна Капака повелел сделать трон из золота, а сверху накрыть его накидками из перьев попугая. Этот золотой трон был выставлен на главной площади города Куско, прямо перед дворцом-резиденцией Великого Инки
Чтобы и сама площадь имела достойный вид, по повелению Уайна Капака ремесленники империи инков «сплели» из чистого золота цепь длиной в 350 шагов (около 250 метров). Это было самое большое «ювелирное» изделие, какое когда-либо существовало в мире. Цепь, весившая несколько тонн, обрамляла главную площадь города, и во время религиозных праздников инки танцевали, держа ее в руках. Чтобы только поднять цепь, требовалась сила двухсот человек.
А вот что писал Франсиско де Перес в своем сочинении «Завоевание Перу и провинции Куско»:
Говорили, что в одном месте, присоединенном к Куско, есть два дома из чистого золота и крыши тех домов крыты соломой, искусно сделанной тоже из золота Среди доставленного из Куско золота были такие литые соломинки, на кончике коих колосок выделялся как настоящий. Ежели начать рассказывать обо всех диковинных золотых вещах, доставленных из Куско, то никогда не кончить. Например огромные чаши для источников с трубами, по которым течет вода в тут же устроенный бассейн, вокруг коего установлены всевозможные птицы в разных позах и люди, как бы черпающие воду из бассейна, и все это сделано из чистого золота.
Однако все несметные сокровища, которые испанцы награбили в Перу, были лишь малой частью того, чем владели инки. Когда после завоевания страны Инка Манко II встретился с испанским послом, он высыпал перед ним бокал кукурузных зернышек. Потом взял одно из них в руки и сказал: «Это все, что вы смогли украсть из золота инков». А потом показал на оставшиеся: «А это то золото, которое осталось у нас».
И с тех пор, в течение уже нескольких столетий, продолжаются его поиски. Где теперь хранится золото Куско, которое не досталось испанцам? Где тот «золотой урожай», который по законам государства инков ежегодно доставлялся в столицу? Судя по всему, испанцам не досталась и золотая цепь; им не удалось захватить и личные сокровища Великих Инков, которые те накопили в период своего царствования. Ученые до сих пор ломают голову над вопросом: «Куда исчезло золото инков?» — и всевозможных версий на этот счет выдвигается очень много.
Российский ученый Ю. Зубрицкий предполагает, что свои сокровища инки могли вывезти в перуанскую сельву, где находится легендарный город Пайтити. Когда Инка Пачакутек решил покорить сельву, он отправил на восток отряд разведчиков, и вскоре те вернулись с радостным известием: в глубине сельвы они обнаружили золотоносные реки. И тогда Пачакутек приказал проложить дорогу от Куско прямо к месторождениям золота, а в глубине сельвы построить город, который служил бы своего рода перевалочным пунктом.
Новый город рос и расцветал прямо на глазах. Когда жадные конкистадоры уже двигались на Куско, по решению инкских правителей и жрецов мужчины и женщины города, старики и дети отправились в сельву, где стоял зачарованный город Пайтити. Туда же, в затерянные бескрайние чащобы, были перенесены и бесценные сокровища империи инков.
Об этом городе не знали несколько столетий, пока в начале XX века туда не попали два работника одной асиенды. Бежав от хозяина-изверга, пеоны четверо суток продирались через непролазные дебри, а на пятый день, вконец обессиленные, набрели на сплошь поросшие тропической растительностью постройки. Приглядевшись, беглецы увидели, что попали в заброшенный город, а потом обнаружили множество золотых вещей. Взяв лишь малую толику сокровищ, сколько можно было унести, пеоны поднялись по длинной каменной лестнице к высоким воротам с огромным золотым диском на фронтоне, олицетворявшим Солнце.
Когда вырвавшиеся из плена сельвы беглецы начали делить сокровища, между ними вспыхнула ссора, переросшая в драку не на жизнь, а на смерть. И в Куско прибыл только один из них...
В 1925 году отыскать затерянный в сельве город решили шестеро членов Ордена иезуитов. Они наняли носильщиков и проводников, запаслись всем необходимым и тронулись в путь. Однако по дороге на них напали индейцы, и незваные гости один за другим пали от стрел, отравленных ядом кураре. Однако одному проводнику удалось избежать смерти, и он сломя голову бросился в заросли. Сельва была наполнена самыми разнообразными звуками: не умолкали крики борбетты — ярко-красного попугая; вдалеке слышался плеск воды, разбивавшейся о камни; суматошно вопили потревоженные обезьяны, гортанно клохтал тукан, которого напугала свалившаяся с ветки змея...
Когда беглец остановился, чтобы перевести дух, то вдруг обнаружил, что стоит посередине какой-то улицы. Правда, все дома по обе стороны улицы были скрыты лианами, кустарниками и деревьями. Двинувшись дальше, проводник Санчес вышел на площадь, где стояли статуи в человеческий рост, и все они были отлиты из желтого металла. Он долго разглядывал чудо-изваяния, а потом отрубил мизинец у одного из них. Проводнику Санчесу тоже посчастливилось выбраться из сельвы, но он долго никому не рассказывал о таинственном городе. Только на склоне лет Санчес показал золотой мизинец ученому Р.И. Ордоньесу — в знак особого расположения и как доказательство того, что золотой город Пайтити существует53. Покрытый мраком непролазной перуанской сельвы, он и сегодня хранит свои сокровища и свою великую тайну, открытие которой, как считаетЮ. Зубрицкий, было бы сродни открытию Трои.
Было еще несколько человек, которым удалось побывать в загадочном городе Пайтити и выбраться из сельвы. Подробнее об этом можно прочитать в журнале «Вокруг света» (№ 9 за 1974 г.)
Мачу-Пикчу - город удивительной истории и неразгаданных тайн, входящий в список 7 новых чудес света . Предлагаем Вам узнать, за что же он попал в этот список
До сих пор точно неизвестно, когда именно погибли последние жители этого затерянного города, зато мы почти точно знаем, что о существовании высоко в перуанских горах таинственного поселения никто даже не подозревал более трёх столетий! Название города Мачу-Пикчу дословно переводится как “старая гора”. Поселение расположилось на практически ровной площадке одной из многочисленных гор Перу, в окружении других, не менее красивых вершин
Ни испанские конкистадоры, захватившие Перу в XVI столетии, ни те, кто пришёл сюда после них, ни сами инки, проживавшие в Мачу-Пикчу — не оставили каких-либо письменных свидетельств того, что город существует. Скорее всего, испанцы даже подумать не могли, что на одной из гор находится поселение инков. Заброшенный древний город был обнаружен лишь в начале XX столетия…
Среди археологов всего мира долго бродила легенда о таинственном городе инков в Перу, но американцу Хайрему Бингему мало было одной лишь легенды — он потратил на поиски Мачу-Пикчу несколько лет, пока 24 июля 1911 года ему наконец не повезло. Согласно легенде, поднявшись на одну из гор, Бингем с носильщиком-перуанцем наткнулись на две индейских семьи, охранявших "затерянный город". В одной из этих семей был маленький мальчик, который, получив в подарок от профессора монетку в один соль (эквивалент 30 центов), показал ему заросшую и почти неразличимую тропинку к скрытым за густой зеленью руинам древнего города на вершине горы. Таким образом, всего за треть доллара археолог узнал дорогу к мифической цитадели, пережившей расцвет и закат цивилизации инков!
Странно, что даже после открытия профессора, никто не посещал Мачу-Пикчу ещё более трёх десятилетий — до тех пор, пока работавшая неподалёку археологическая экспедиция не наткнулась на древнюю Дорогу Инков, ведущую через долину прямиком к городу
Кстати говоря, Мачу-Пикчу — не настоящее название инкского поселения. Такое имя городу было дано местными, настоящего же наименования мы скорее всего никогда уже не узнаем, как не узнаем и того, сколько инков проживало в этой крепости и зачем вообще им понадобилось строить город так далеко от центра их государства, да ещё и на вершине горы, на высоте 2057 метров…
Выводы о численности населения мы можем делать лишь опираясь на современные исследования руин Мачу-Пикчу, согласно которым город состоял примерно из двух сотен строений из хорошо обработанных и плотно подогнанных друг к другу каменных плит
По внутренней планировке и другим, более мелким деталям, археологи пришли к выводу, что большая часть этих сооружений выполняла роль складов, резиденций, храмов и др. По примерным прикидкам, в городе и вокруг него проживало более тысячи инков
Инки поклонялись богу Солнца Инти и возделывали с/х культуры на специальных террасах. Дворцовые постройки легко отличить от обычных домов — их выдают идеально обработанные каменные плиты, из которых они сложены
Какие-то древние приспособления, возможно для сбора дождевой воды, или мытья чего-либо
Согласно крошечным объёмам информации, которые удалось найти на сегодняшний день о затерянном городе, в Мачу-Пикчу могли входить лишь избранные — высшая знать, жрецы и их свита, а также лучшие ремесленники, ведь не каждый сможет собрать хороший урожай на высоте более 2х километров. Кроме этих людей, сюда допускались мамакунас — избранные девственницы, посвятившие всю свою жизнь служению богу Инти
У инков существовала традиция создавать каждый город в форме какого-нибудь существа. Если верить этому, то Мачу-Пикчу с высоты птичьего полёта должен походить на кондора. По всей видимости, так инки хотели что-то показать или доказать своим богам
Археологи надеялись найти ответы на многие вопросы, проведя раскопки в Мачу-Пикчу, но в итоге наткнулись на ещё большее количество вопросов. В городе были найдены 173 скелета, из которых полторы сотни — женские, при этом ни одного ценного предмена при них обнаружено не было. Кроме того, было ещё одно захоронение, отличающееся от других — Бингем назвал его гробницей верховного жреца — здесь нашли останки болевшей сифилисом женщины, маленькой собачки, несколько керамических предметов, пара вертелов и одежду из шерсти
Земледельцы Мачу-Пикчу обрабатывали более пяти гектаров земель на специальных узких террасах, устроенных прямо на склонах гор, причём и террасы, и ведущие к ним каменные ступени были сделаны на века — они дожили до нас практически без изменений
Террасы Мачу-Пикчу
Сам город делился на сектора: район храмов, жилой сектор, темницы и кладбище. Также сохранился до нашего времени и Храм Трёх Окон, ключевое здание во всех ритуалах инков. Солнечные лучи, падающие на площадь через окна храма символизируют троих основателей империи инков, вошедших в этот мир, согласно легенде, через эти самые окна
Над Храмом Трёх Окон возвышается небольшая древняя обсерватория с интересным камнем Интиватана, по всей видимости служившим своеобразными солнечными часами для инкских жрецов. У Интиватаны есть и другое название — “контрольная точка Солнца”. Некоторые здания в Мачу-Пикчу были двухэтажными, с заостренными соломенными крышами. Камни были подогнаны друг к другу с удивительной точностью
Удивительной особенностью Мачу-Пикчу является то, что инки выстроили весь город, не используя каких-либо скрепляющих смесей типа цемента — все строения держатся за счёт собственного веса! На случай землетрясений (которые случаются здесь достаточно часто) инки оставляли при строительстве специальные щели в кладке, а сами стены взоводили под углом — благодаря таким нехитрым действиям им удалось построить горную цитадель, простоявшую целой и невредимой многие века, даже не шелохнувшись!
Кто-то из археологов выдвинул когда-то теорию, согласно которой о благосостоянии хозяина дома можно судить по тому, насколько плотно подогнаны камни в его кладке. Это также было одним из факторов позволивших исследователям судить о том, что в Мачу-Пикчу допускался далеко не каждый
Историки сегодня знают об инках не так уж много, но кое-какая информация всё же есть, например мы с определённой долей вероятности знаем, что в традициях инков не было человеческих жертвоприношений — в жертву богам приносились лишь животные, хотя достаточно много. В Мачу-Пикчу, например, утром и днём жертвовали белыми ламами, а вечером чёрной
Из Мачу-Пикчу по крутой тропе можно попасть на вершину соседней горы Уайна-Пикчу, откуда открывается прекрасная панорама долины реки Урубамба. У подножия Уайна-Пикчу находится дворец Луны
В последнее время древний город инков посещало до 2 000 туричтов в день, что вынудило ЮНЕСКО потребовать сократить количество посещений до 800. Для рекреационной поддержки этого труднодоступного памятника истории в соседний город Агуас-Калиентес были проложены железнодорожные пути, ныне принимающие по 10 поездов в сутки, а от ж/д станции до Мачу-Пикчу ходит автобус. Первоначально планировалось построить здесь канатную дорогу, но ЮНЕСКО выступило категорически против этого, т.к. и без неё поток туристов уже приходится сокращать
Кстати, до наших дней сохранилась тропа инков до Мачу-Пикчу вдоль реки Урубамба через несколько перевалов, но если Вы хотите по ней пройтись — потребуется как минимум несколько дней…