Какого числа месяца будет курбан байрам. Какого числа начинается Курбан байрам? обряд жертвоприношения, выбор животного, раздел туши, застолье

(араб. عيد الأضحى – Ид аль-Адха‎) – основной мусульманский праздник, отмечается 10-го Зуль-Хиджи и продолжается еще три дня 11, 12 и 13-го Зуль-Хиджи – дни ташрика.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал:

«Самый великий день – день жертвоприношения».

Жертвоприношение в исламе — это предписанный обряд поклонения Всевышнему, доказывающий богобоязненность мусульман. Этот праздник учит осмыслению человеческой жизни как божественного дара, воспитывает умение творить благо для ближних во имя Аллаха.

Откровение о жертвоприношении было ниспослано во второй год хиджры. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, в этот день совершал заклание двух животных – одного от себя, а второго – от всей уммы.

Поклонение в дни праздника Курбан Байрам

Праздник Курбан-Байрам с его обрядом — еще одна возможность духовного очищения в поклонении Господу.

Праздничные ночи проводят в молитве, восполняют пропущенные намазы, читают Священный Коран. Ночь с 9-го на 10-е зуль-хиджа желательно провести в ибадате. После полуночи (до утра) совершают полное омовение, занимаются личной гигиеной. Те, кто участвует в обряде заклания жертвенного животного (курбан), десять дней до жертвоприношения не стригут волосы и ногти.

Ритуальное заклание животного (курбан) совершается ради Всевышнего Аллаха в знак благодарности за Его дары. Это совершаемое имуществом поклонение (ибада) относится к ваджиб.

Обряд жертвоприношения приближает милость Аллаха, способствует духовному очищению, сближает верующих: две трети мяса жертвенного животного раздают бедным, неимущим, нуждающимся и соседям.

Каких животных можно употреблять в пищу по шариату?

В исламе разрешено (халяль) употреблять в пищу мясо домашних животных : мясо барана и овцы, козы, коровы и быка, буйвола и буйволицы, верблюда и верблюдицы, коня и лошади (незначительная порицаемость употребления конины), зайца, а также мясо птицы : курицы, гуся, голубя, журавля, страуса. Халяль саранча и любая рыба , кроме той, что умерла естественной смертью.

Для того, чтобы мясо этих животных и птиц стало халяль, необходимо соблюдать правила убоя :

  1. совершающий обряд (мусульманин, христианин или иудей) должен находиться в здравом уме;
  2. животного кладут на бок, воздают хвалу Господу, произносят намерение «Бисмиллях, Аллаху Акбар» и острым ножом одновременно перерезают шейную артерию, пищевод и гортань (дыхательные пути).

При соблюдении обряда убоя допустимо употреблять в пищу мясо диких травоядных животных (газелей, оленей, диких коров, зайцев и т.д.). В случае охоты с огнестрельным оружием упоминать имя Всевышнего Аллаха необходимо во время выстрела. Если животное было только ранено, то охотник должен завершить обряд убоя, воспользовавшись ножом.

Каких животных можно приносить в жертву?

Заклание жертвенного животного во имя Всевышнего первым совершил Ибрахим, мир ему.

Наш Пророк, мир ему и благословение, сказал:

«Курбан – это сунна нашего отца Ибрахима, мир ему» (Абу Дауд)

На Курбан-байрам разрешено приносить в жертву барана, овцу или козу, быка, буйвола или корову, верблюда. Предпочтительный курбан – баран или овца.

Козе должно быть не менее года, овца (баран) может быть 6-ти месячными, если по размеру как годовалые. Одного барана, одну овцу или одну козу может принести в жертву один человек.

Корове или буйволу должно быть не менее двух лет, верблюду – не менее пяти. Одну корову, буйвола или верблюда могут принести в жертву от одного до семи человек или семей. Одной семье достаточно одного жертвоприношения, которое совершает тот, кто содержит семью.

Животное рекомендуют купить за несколько дней до заклания. Допустимо, если у животного есть незначительные недостатки , например, надломан рог, повреждено несколько зубов. Также животное может хромать, главное, чтобы могло самостоятельно встать на ноги.

Каких животных нельзя приносить в жертву?

Не приносят в жертву диких парнокопытных животных (например, дикого буйвола, козу и др.).

Кроме того, не является курбаном птица (петух, курица, утка и т.п.).

Если у разрешенных жертвенных животных — овцы, козы, коровы, буйвола или верблюда есть существенные недостатки:

– слепота (один или оба глаза не видят);

больное или ослабленное животное;

– сломаны рога (один или оба — до основания);

– проблема с ушами (нет более половины уха, врожденное отсутствие уха);

– проблема с хвостом (нет более половины хвоста, врожденное отсутствие уха или хвоста);

– хромота, которая не позволяет встать на ноги;

– проблема с зубами (зубы так повреждены, что животное не может принимать пищу);

– поврежденные соски (если у козы или овцы отсох один сосок, а у коровы или буйвола – два соска)

Не приносят в жертву кастрированных животных.

Курбан Байрам — величайшая Справедливость и Мудрость Всевышнего Аллаха

Курбан-байрам — возможность для состоятельных мусульман в дни праздника накормить всех нуждающихся, получить духовное удовлетворение и обрести довольство Всевышнего Аллаха. В этом величайшая Справедливость и Мудрость Господа.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«Тот, кто сыт в то время, когда его сосед голоден, не из нас» (Хайсами, «Маджмауз — Заваид»)

Напомним, что Всевышнему Аллаху не нужны мясо и кровь жертвенных животных. Курбан-байрам — праздник жертвоприношения, гостеприимства, щедрости, солидарности, взаимоуважения, бескорыстия и добра.

Бисмилляхи Ррахмани Ррахими, Аллаху Акбар!

Вконтакте

Курбан байрам один из двух больших праздников в Исламе. Жертвоприношение в эти дни считается видом поклонения, которое совершается имуществом, в знак благодарности за дары Всевышнего людям и служит причиной к приближению к Его милости.

Курбан байрам дата

Мусульманские праздники, в отличие от праздников других народов, приходятся не на один и тот же день в году. Так как летоисчисление идёт по лунному календарю, с каждым годом праздники и знаменательные даты приходят на десять дней раньше. В случае с праздником Курбан байрам тоже так же. Неправильно будет полагать, что праздник Курбан байрам бывает каждый год какого то, определенного числа как День Победы или Защитника отечества.

Например, на вопрос Курбан байрам 2019 года какого числа, мы найдем ответ что 11 августа. А на вопрос когда Курбан байрам 2020 года, ответ будет 1 августа, то есть минусуем 10 дней. В 2021 году — 22 июля, в 2022-ом — 12-го числа и т.д…

И так, мы узнали какого числа начинается Курбан байрам, теперь осталось уточнить сколько же дней длится праздничные дни. Жертвоприношение можно совершать в первые три дня праздника, но лучше это делать в первый же день.

Праздник длится 3 дня. Жертвоприношение можно совершить сразу после праздничного намаза, до намаза ал-магриб (вечерний, ахшам) третьего дня.

Праздник Курбан Байрам суть

Данный обряд регулирует социальные отношения в обществе, напоминает благосостоятельным людям о том, что они несут некие обязательства перед Всевышним, так и перед обществом. Ведь Аллах повелел обеспеченным людям заботиться о бедняках и неимущих, об их пропитании, поддерживать хорошие отношения со всеми людьми.

Этот светлый праздник стирает все различия между людьми, сближает их и способствует укреплению единства. Суть праздника в том, что верующие в эти дни стремятся совершению благих поступков, не только в отношении к своим близким, но и ко всем людям, укрепляя тем самым братство и дружбу. Раздают мясо жертвенного животного в качестве подарка. В этот праздник в доме каждого мусульманина царит дух гостеприимства и щедрости.

Таким образом, обряд жертвоприношения не только способствует духовному очищению самого верующего, но и обеспечивает пропитание бедной части населения планеты хотя бы на некоторое время.

Пост в курбан байрам

Многие задают вопрос в какие дни нужно поститься перед Курбан байрам. В дни праздничных дней держать пост не разрешается. Однако, рекомендуется до праздничного намаза не есть, а лучше поесть после жертвоприношения, например, можно пожарить печень животного. А перед праздником Курбан байрам, в день Арафа (10 августа 2019 года) рекомендуется поститься.

День Арафа – это девятый день месяца Зуль-хиджа. Соблюдение поста в этот день является желательным действием (сунна). В достоверном хадисе, переданном Муслимом и другими учёными, говорится, что, когда Пророка (мир ему и благословение) спросили о посте в День Арафа, он сказал: «Грехи того, кто будет поститься в этот день, смоются за предыдущий и последующий годы». Мать правоверных Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала Масруку: «О Масрук, не слышал ли ты, что Посланник (мир ему и благословение) сравнивал пост в День Арафа с тысячью других дней?» (Байхаки, Табарани).

Какого числа празднуют?

Курбан байрам 2019 года в Татарстане 11 августа. Так как 11 августа выпадает на воскресенье. На понедельник выходной не переносится. То есть, татарстанцы отдыхают как обычно, без дополнительного праздничного выходного дня.

Главный мусульманский праздник Курбан Байрам будет отмечаться в 2018 году 21 августа. Праздник жертвоприношения отмечается на десятый день месяца зуль-хиджа, то есть 21 августа. Праздник длится от 2 до 4 дней.

Даже если мусульманин не отмечает абсолютно все праздники года, он обязательно должен уделить внимание Курбан Байраму - это действительно важный день, который позволяет вновь вспомнить традиции, отвлечься от ежедневной рутины и проникнуться особенностями родной веры.

Праздник жертвоприношения Курбан Байрам (или Ид аль-Адха) является частью мусульманского обряда паломничества в Мекку. Отмечается праздник в долине Мина вблизи Мекки в 10-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря Зуль-хиджа и длится 2-3 дня.

Поскольку дата праздника зависит от лунного календаря, в разных странах дни празднования могут отличаться. Конечно, не все мусульмане могут совершить хадж в Мекку, участвовать в главном празднике мусульман и в священном месте лично принести жертву, поэтому каноны ислама предписывают мусульманам исполнять кульминационную часть обряда не только в Мекке, а всюду, где могут оказаться мусульмане.

Мифология этого праздника восходит к известному библейскому сюжету о попытке принесения патриархом Авраамом (по-арабски - Ибрахимом) своего сына Исаака в жертву Богу. Однако, на место библейского Исаака мусульманская традиция ставит Исмаила, считая его старшим сыном, а Исаак, по мусульманским представлениям, - второй сын Авраама. За эту преданность и добродетельность Всевышний вознаградил Ибрахима, заменив приношение в жертву Исмаила барашком. Праздновать день жертвоприношения, даже если это не происходит в Мекке, начинают с раннего утра.

Празднование праздника Курбан Байрам, традиции

Мусульмане начинают поститься за десять дней до наступления праздника. Сам Курбан-Байрам они начинают отмечать с раннего утра. Верующие совершают омовение, надевают новую одежду. После этого в мечети они совершают утреннюю молитву, которая называется намаз. По традиции мулла совершает проповедь, по окончании которой мусульмане идут на кладбище, где вспоминают умерших близких.

Конечно же, кульминацией праздника становится жертвоприношение барана. Ритуал должен выполнять исключительно совершеннолетний и обеспеченный мусульманин, имеющий неоспоримый авторитет. В основном в жертву приносят овец, но в некоторых регионах используют коз, быков, верблюдов. Запрещается приносить в жертву больное, поврежденное или слабое животное. Мясо разделяют на три части, одну из которых оставляют для семьи, другую отдают родственникам и соседям, а третью раздают бедным.

Угощения на праздник Курбан Байрам

В Курбан-байрам, как и во всякий исламский праздник, большое значение придается праздничному столу. И главное блюдо на нем – блюда из мяса жертвенного животного. Причем мясо недостаточно просто отварить или обжарить, необходимо приготовить его со специями, ароматными травами и приправами. Блюдо непременно должно отлично пахнуть и выглядеть особо празднично.

Отмечают праздник обычно несколько дней. Из мяса животного принято готовить в основном традиционные блюда. В первый день это угощения из сердца и печени, во второй день - суп из бараньей головы и ножек. На третий и четвертый день принято готовить суп, жареные ребрышки или плов, манты, лагман или бешбармак. На праздничный стол мусульмане также ставят сладости, домашний хлеб, лепёшки, пироги и бисквиты.

В конце трапезы на стол подают сладости, но им уже не придается такого значения. На угощение принято звать всех родных и близких, а в некоторых странах приветствуется приглашение незнакомых людей, например, путешественников-туристов.

Курбан-байрам в России - официальный праздничный день в республиках Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Татарстан и в Чеченской Республике.

В этом году праздник запомнится мусульманам долгожданным событием: открытием главной святыни Москвы - Соборной мечети на проспекте Мира. Это здание появилось здесь еще в 1904 году. Ему чудом удалось уцелеть в годы советской власти. Уже около 10 лет в мечети находится Совет муфтиев и располагается резиденция муфтия Гайнутдина.

После реконструкции здание обрело шесть этажей, а площадь мечети увеличилась в 20 раз. Проектировщики обновленного строения совместили каноническое убранство мечети с современными технологиями. Работы совершались за счет благотворительных взносов и добровольных пожертвований.

«Курбан-байрам - это день, когда жертвоприношение становится благом для всех имущих и неимущих. Он напоминает нам, что традиции ислама, как и других мировых религий, основаны на вечных ценностях справедливости, добра, милосердия и заботы о ближнем, независимо от его национальности и вероисповедания. Поистине это праздник сближения семей, наций и общины в целом, что особенно важно сегодня, когда в обществе становится все больше проявлений экстремизма, попыток извратить суть ислама, использовать его в корыстных целях.
В своей знаменитой проповеди, произнесенной во время «Прощального хаджа», ставшей завещанием потомкам, пророк Мухаммад сказал: «Превосходство лишь в благочестии и добрых поступках», — Сайгидгусейн Магомедов, учредитель Первого благотворительного фонда.

Издревле мусульмане славятся гостеприимством и радушием. Каждый истинно верующий в эти дни старается собрать под крышей своего дома как можно больше гостей, от души попотчевать и порадовать людей. Из мяса жертвенного барашка принято готовить традиционные для этого праздника блюда, причем чем больше удастся приготовить кушаний - тем лучше.

Нерабочим праздничным днём Курбан-Байрам считается в Татарстане, Чечне, Дагестане, Башкортостане, Крыму, Адыгее, Кабардино-Балкарии. В 2014 году командование воинских частей ВС РФ впервые предоставило военнослужащим-мусульманам специальный выходной для посещения мечети. Исключение составляют военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве или в карауле. В разных странах, когда наступает Курбан-Байрам, в мечетях собирают миллионы верующих во всем мире. Он отмечается через 70 дней после Ураза-байрам. Пост Рамадана завершают такие праздники, как Ураза-Байрам и Курбан-Байрам. Число, на которое приходится праздник, зависит от лунного календаря.

Слово "курбан" происходит от арабского корня КРБ, который несет в себе значение всего, что связано с "приближением". Исходя из этого, считается, что сущностью праздника является не столько жертвоприношение, сколько "приближение к Аллаху" посредством этого обряда.

История появления курбана уходит в древние века и связана с пророком Ибрахимом, который увидел сон, где ему было приказано принести в жертву своего старшего сына Исмаила. Сначала он подумал, что это наваждение, но сон повторился и во второй, и в третий раз. Тогда Ибрахим решил исполнить приказ. В тот самый момент, когда он занес нож над сыном, то услышал глас: "О Ибрахим, ты уже выполнил свой сон…". После этого он увидел барашка, которым было велено совершить курбан (жертвоприношение). Согласно мусульманскому толкованию, Аллах не нуждался ни в каких жертвоприношениях , он лишь испытывал силу веры своего пророка.

Этот случай произошел недалеко от Мекки. С тех пор, отдавая дань подвигу пророка Ибрахима, явившего высочайшую степень праведности и любви к Аллаху, в качестве обряда поклонения господу мусульмане совершают заклание жертвенного животного. Не все мусульмане могут совершить хадж в Мекку, участвовать в главном празднике мусульман и самому в священном месте принести жертву, поэтому каноны ислама предписывают верующим исполнять кульминационную часть обряда не только в Мекке, а всюду, где они могут оказаться.

Наиболее правоверные и благочестивые мусульмане добровольно постятся десять дней до наступления праздника жертвоприношения. Ночь накануне праздника Курбан-байрам или хотя бы ее часть проводят в молитвах.

Праздновать день жертвоприношения начинают с раннего утра. До рассвета мусульмане совершают полное омовение, умащивают себя благовониями, надевают лучшую одежду. Чуть свет они идут в мечеть к утренней молитве. Завтракать до праздничного намаза нельзя. После окончания молитвы верующие возвращаются домой, а затем, по желанию, собираются группами на улице или во дворах, где поют хором славословие Аллаху (такбир). Затем мусульмане снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку (намазгах), где мулла или имам-хатыб произносит проповедь (хутбу), в которой разъясняются происхождение хаджа и значение обряда жертвоприношения.

Время для совершения жертвоприношения наступает сразу по завершении праздничной молитвы, а завершается незадолго до захода солнца третьего дня. Одни утверждают, что совершение этого обряда является обязательным для каждого совершеннолетнего мусульманина, постоянно проживающего в данной местности на момент наступления праздника и состоятельного в день жертвоприношения (имеющего средства для покупки животного). Другие заявляют, что жертвоприношение не является предписанным , так как есть мусульмане, кто по разным причинам не в состоянии совершить данный обряд.

Из всех видов животных допускается приносить в жертву только верблюдов, коров (быков), буйволов, овец или коз. Верблюда и корову могут принести в жертву от одного до семи человек, а овцу или козу разрешается резать только за одного мусульманина. Обычай допускает принесение жертвы не только за живых, но и за усопших.

Желательно, чтобы животное заколол тот, кто приносит его в жертву. Если, по каким-либо причинам, человек этого совершить не в состоянии, то он может выбрать доверенное лицо , которое сделает это по всем нормам ислама, халяльным образом.

Согласно мусульманским представлениям, принесенные в жертву для Аллаха и ради заботы о бедных животные будут в судный день помогать людям переправляться через адскую бездну в рай по тонкому мосту — Сирату. Поэтому перед жертвоприношением каждый владелец помечает собственное животное (украшениями, специальными знаками), чтобы быстрее отыскать его в день прихода Махди, т.е. Мессии, и воскресения мертвых, когда стада жертвенных животных будут толпиться у входа на Сират .

Приготовленной к закланию животное укладывают на левый бок, головой в сторону Мекки. Над ним священнослужитель мечети — мулла или муэдзин — читает специальную молитву. После этого закалывающий животное произносит краткую формулу: "Бисмиллах, Аллах Акбар", то есть "Во имя Аллаха, Аллах велик!". Слова поминания Аллаха делают мясо дозволенным для употребления. Если человек умышленно их не произнес, то курбан считается недействительным, а мясо животного запретным для употребления. Если он просто забыл их произнести, то курбан будет считаться действительным, а мясо курбана дозволенным.

Мясо принесенного в жертву животного, согласно предписанию шариата, делят на три части: одну раздают бедным, из второй части готовят угощение для родных, соседей, друзей, а третью мусульманин может оставить себе. При наличии большого количества гостей одной трети мяса для угощения не хватит, в связи с чем, все мясо может быть использовано для угощения. Разрешается угощать мясом жертвенного животного немусульман. Нельзя расплачиваться мясом, шкурой и другими частями курбана, с людьми, помогавшими резать животное (они должны получить деньгами), а также продавать их.

После заклания животного устраивается ритуальная трапеза, на которую нужно пригласить как можно большее количество людей, в первую очередь бедных и голодных. Из мяса, принесенного в жертву животного, в различных странах готовят традиционные блюда, в соответствии с местными вкусами, с применением различных специй и ароматизаторов. Большое внимание уделяется праздничному оформлению стола, а также приготовлению многочисленных сладостей.

В праздник Курбан-байрам категорически запрещается употребление алкоголя, в этот день такое поведение считается особым кощунством, глумлением над самими принципами ислама.

В дни этого праздника посещают могилы предков, а также родственников, друзей, принимают гостей. Близким друзьям и родственникам стараются сделать подарки.

В мусульманском мире праздничные дни Курбан-байрама являются нерабочими .

В России день, приходящийся на Курбан-байрам, рабочий, но в республиках (Адыгея, Башкирия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Татарстан, Чечня и Крым) он также официально объявлен выходным.

Многие страны западного мира и даже некоторые исламские государства запретили или серьезно ограничили жертвоприношение в Курбан-байрам. В Великобритании, Бельгии и Франции, например, принесение в жертву животных вне специальных лицензированных мест считается преступлением и карается большими штрафами и даже тюремным заключением сроком до шести месяцев. Кроме того, в большинстве европейских стран животных можно умерщвлять только "гуманными" способами: при помощи электрического тока и под воздействием наркотических веществ, что противоречит мусульманским традициям, предписывающим резать жертвенных животных.

Опасаясь проблем с законом, многие мусульмане в Европе в последние годы предпочитают на праздник покупать мясо, заготовленное по мусульманским традициям () в третьих странах.

Власти Москвы в 2010 году поддержали обращение общественников, которые посчитали недопустимым проводить забой животных на улицах столицы на Курбан-байрам. Поэтому в последние годы обряд совершается на специально выделенных скотобойнях в Подмосковье. Либо есть возможность . В праздник его доставят в упакованном виде.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Наступил день величайшего праздника всех мусульман - Праздник жертвоприношения или Курбан-байрам . Мы отмечаем этот день в память о самоотверженности нашего духовного праотца Хазрата Ибрахима, да будет мир с ним, который по велению Всевышнего Господа выразил готовность незамедлительно пожертвовать своим перворождённым сыном Исмаилом.

Священный Коран так говорит по этому поводу:

(Хазрат Ибрахим просил Всевышнего Аллаха о даровании ему сына, и Аллах ответил на его просьбу).

«И обрадовали Мы его [вестью] о [рождении] мальчика кроткого (Исмаила)» (37:101).

(Хазрат Ибрахим со своим перворождённым сыном, когда тот возмужал, направились на гору для приношения жертвы Господу).

«Когда же достиг [Исмаил возраста, в котором мог он проявлять] усердие [и трудиться вместе] с ним (с отцом), сказал [ему отец]: „О сынок мой! Поистине, я вижу во сне, что закалываю тебя, [принося в жертву], и посмотри, что думаешь ты?“. Сказал [отцу своему Исмаил]: „О отец мой, делай, что велено тебе! Найдёшь ты меня, если пожелает Аллах, из терпеливых“» (37:102)

(Хазрат Ибрахим (А) вознамерился исполнить повеление Аллаха принести своего первородного сына в жертву, не зная ещё, что это приказание было ниспослано ему только для испытания твёрдости веры).

«Когда покорились они оба [воле] Аллаха и [Ибрахим] положил его лбом [к земле], и [тогда] воззвали Мы к нему: „О Ибрахим! Ведь оправдал ты видение [своё и исполнил то, что велено тебе]“. Поистине, Мы так воздаём благотворящим! Поистине, это - испытание явное. И искупили Мы его жертвой великою» (37:103-107).

(В жертву вмеcто перворождённого Исмаила приносится животное, запутавшееся рогами в ближайшем кустарнике, ниспосланное как знамение от Господа. В память об этом событии мусульмане в день Курбан-байрам приносят в жертву коров, баранов и даже верблюдов, а мясо жертвенных животных идёт на прокорм неимущих).

В аятах Священного Корана обращает на себя внимание 105-й аят суры «Ас-Саффат» («Выстроившиеся в ряд»), в котором сказано:

«Поистине, Мы так воздаём благотворящим!».

Это - очень важный момент Откровения, понимание которого открывает искренне верующим путь к осознанию собственного счастья даже в часы испытаний. Ниже мы ещё вернёмся к более подробному рассмотрению этого вопроса.

Действительно, Всевышний Аллах отказался принимать человеческую жертву, продемонстрировав, что этому явлению не место в религии Единобожия. В этом - и демонстрация миролюбивого характера религии ислама: с самого начала Всевышний Сам наглядно показал, что Он не нуждается в том, чтобы мы ради идеалов религии отправляли на жертву других людей. Он не хотел этого от Своего безгрешного пророка, что же говорить о нас, простых грешниках… Всевышний не нуждается ни в чём, в том числе - и в жизнях Своих творений, которые и без того находятся в Его власти, но должны продолжать жить ради осуществления божественных планов на земле, а не расставаться с дарованной свыше жизнью безо всякого смысла. То же самое, кстати, относится и к жертвоприношению животных, которым было отменено человеческое жертвоприношение. Это ритуальное действие совершается не потому, что Аллах нуждается в крови жертвенных баранов, а потому, что Всевышний создаёт для нас прецедент, позволяющий вспомнить о бедствиях нуждающихся и споспешествовать им в их нуждах. Мясо жертвенных животных используется по назначению - идёт в пищу неимущим с тем, чтобы все имели возможность разделить радость светлого праздника. А закалывание скотины в любом случае необходимо. Питание человека должно быть сбалансированным в части белков, жиров и углеводов, поэтому вегетарианство в чистом виде для нас - не полезно, а иногда может быть даже опасным. Употребление в пищу здорового мяса - естественный процесс, поэтому ничего, кроме снисходительной иронии со стороны мусульман не могут вызвать замечания современных исламофобов по поводу якобы «варварских актов», творящихся на Курбан-байрам на улицах европейских городов. Ведь мясо - по необходимости - употребляют все, однако, величайший мусульманский праздник - это ещё и день торжества гуманизма, милосердия, сострадания и человеческой солидарности.

Итак, возвращаясь к вопросу о «награде добродетельным», которую Всевышний дал Хазрату Ибрахиму и его сыну - в чём она заключается? Если придерживаться поверхностного толкования (за свою стойкость в вере хазрат Ибрахим был избавлен от необходимости приносить в жертву своего первенца), мы впадём в неминуемое заблуждение. Если так, то получается, что отмена человеческого жертвоприношения Всевышним была произведена как вознаграждение за стойкость, а не оттого, что человеческие жертвоприношения в принципе не милы Аллаху. Но в это невозможно поверить, учитывая характер проповеди Пророка Ислама, да благословит Аллах его и его род, дух Священного Корана и сунны. Более того, рассуждая логически, если избавление от необходимости приносить сына в жертву было наградой за стойкость и праведность, то такой же награды одновременно удостоились и миллионы других людей - перед которыми такая мрачная перспектива не возникала вовсе, а среди них были как праведники, так и заядлые грешники! И даже более того, Коран упоминает лишь единственный случай подобного жертвоприношения, свершаемого во имя Аллаха, на примере Хазрата Ибрахима. А разговор о награде «добродетельным» ведётся во множественном числе, не в единственном и не в двойственном, как предусматривают правила арабской грамматики, если бы речь шла только о примере двух людей - хазрата Ибрахима и хазрата Исмаила, да будет мир над ними обоими. Подчеркнём ещё раз: в таком случае, логичнее было бы предположить, что куда большей награды удостоились те, кто в подобную ситуацию не попал и не был поставлен перед тяжелейшим выбором между верой в Аллаха и жизнью первородного сына!

Значит, остаётся (методом исключения) единственный логичный вывод: награда Всевышнего добродетельным - всем, без исключения, и также Ибрахиму, и Исмаилу в данном примере - как раз и заключается в ниспосылании тяжелейшего испытания как знака особого внимания и расположения Всевышнего .

Многие аяты Корана и достоверные хадисы свидетельствуют о том, что испытание - признак того, что Всевышний Аллах обратил внимание на веру человека и проверяет её на прочность. Священный Коран говорит: «Неужели считают люди, что будут оставлены [только за то, что скажут]: „Уверовали мы“, и они не будут испытаны?» (29:2). И ещё Коран говорит о том, что лучшие и чистейшие из нас будут притесняемы: «И хотим Мы оказать милость тем, которые были ослаблены на земле, и сделать их предводителями, и сделать их наследниками» (28:5).

Имам Али, да будет мир с ним, в сборнике речей, писем и афоризмов «Нахдж аль-балага» («Путь красноречия»), в 189-й хутбе, говорит об этом так:

«Поистине, дело наше - трудное, усложнённое, не перенесёт его никто, кроме раба верующего, чьё сердце испытано Аллахом для веры.

«И если бы желал Аллах создать Адама из света, сиянием взоры ослепляющего, блеском своим умы поражающего, благовонием своим дыхание перехватывающего, то так бы и поступил. И если бы поступил так, то склонились бы пред ним шеи преклонённые и ангельский суд чрез него сделался бы облегчённым. Но Аллах - Достохвален Он - испытует тварей Своих некоторыми вещами, об основах которых они не сведущи, дабы испытанием их [друг от друга] отличить, и гордыню всякую от них удалить, и от самомнения их отдалить…

И если бы кому позволил Аллах превозноситься из рабов Своих, то позволил бы избранным из пророков Своих и приближённых Своих, однако Он - Достохвален Он - запретил им мерзость самовозвеличения и был доволен их скромностью, так что к земле они щеками припали, лица свои в пыль окунали, будучи пред верующими в самопринижении, будучи народом, находящимся в обделении (земными благами как со стороны притеснителей, так и из-за собственной скромности и урезанных земных потребностей. - Т. Ч.).

Вот, испытал их Аллах голода (стеснением) и проверил изнурением, снял с них пробу устрашением и потряс их неприятностями. Так не судите о довольстве и гневе [Аллаха] по имуществу и потомству, будучи в неведении о путях проверки и испытания через упрочение положения и через обогащение, как сказал Он - Достохвален Он и превелик: „Неужели считают они, что то, что снабжаем Мы их имуществом и сыновьями, - [это для того, что] спешим Мы [одарить] их благами? Да, не понимают они!“ (23:55-56). Ведь, поистине, Аллах испытует рабов Своих, превозносящихся в душе своей, приближёнными Своими, что скромны и обделены пред очами их…

А если бы пожелал Аллах - Достохвален Он - открыть для Своих пророков там, где Он их ниспослал, сокровищницы злата и золотоносные жилы, а вокруг сады бы насадить и собрать бы с ними вместе птиц небесных и зверей земных, то так бы Он и сделал, но если бы Он так сделал, то не было бы ни испытания, ни должного за него воздаяния, и не поступали бы сообщения [о том, как меж людьми проводить различения], и не даровано было бы принявшим [веру] награды прошедших испытания, и не удостоились бы верующие за свои добродеяния должного воздаяния, и не имели бы тогда значения наименования (т. е. исчезли бы критерии, по которым праведник именуется праведником, а грешник - грешником, поскольку создание комфортной среды для их существования сделало бы невозможным возникновение прецедента для проявления их истинной сущности. - Т. Ч.). Но, однако, Аллах - Достохвален Он - сделал Своих посланников обладателями силы в своей целеустремлён­ности, но слабыми в их внешнем состоянии, даровав им вместе с тем способность довольствоваться малым, которая наполняет сердца и очи беспечностью, и бедность, которая режет взор и слух.

А если бы были пророки обладателями силы непреодолимой или почёта неповергаемого, или власти, к которой шеи людские обращаются, и [лошади] верховые были бы для неё осёдланы, было бы это слишком лёгким для людей наущением, слишком отдалены были бы они от самовозвеличения, и уверовали бы по низведённому на них принуждению, либо по соблазна притяжению, и были бы общими их намерения, но раздробленными добродеяния. Однако возжелал Аллах - Достохвален Он, - чтобы было следование за пророками Его, и признание Книг Его, и страх пред ликом Его, и повиновение повелениям Его, и смирение пред подчинением Ему, делами, лишь к Нему Одному направленными, к которым ни капли иного не было бы примешано. И чем строже будут бедствия и испытания, тем более обильным будет воздаяние» (Хутба 192).

Таким образом, один из вечных смыслов праздника Курбан-байрам для нас - в том, чтобы смотреть уверенно вперёд даже сталкиваясь с испытаниями, помня о том, что любые трудности для искренне верующего - суть не более, чем знак особого расположения и внимания к их вере со стороны Творца.

Тем больший смысл этот день приобретает в глобальном историческом масштабе для истории шиизма как религиозной общины внутри сообщества мусульман, больше, чем какая-либо другая подвергнутой тяжелейшим испытаниям и лишениям. Правление династий Омейядов, Аббасидов, Османов в Турции и ваххабитов на Аравийском полуострове остались в истории веками шиитского холокоста. Геноцид шиитов продолжается и по сей день во многих местах планеты, в очередной раз доказывая правоту и стойкость нашей веры и подготовляя растопку адского огня для тех, кто желает истребить нас с лица земли.

Всевышний Аллах, подвергая нас всех испытанию, подобно тяжелейшим мукам, физическим и душевным, которым были подвергнуты лучшие из мусульман, принимает нашу веру и причисляет верных шиитов к сообществу Божьих избранников. И поэтому, несмотря ни на что, мы всё ещё живы и уверенно идём вперед, год за годом радуясь новому празднику.