Какие чувства может вызвать новорожденный у родителей. Как новорожденный ощущает свой мир

Психоаналитики утверждают, что по характеру течения беременности, особенностям протекания родов, а также закономерностям развития ребенка в первый год жизни можно предугадать...

Психоаналитики утверждают, что по характеру течения , особенностям протекания родов , а также закономерностям развития ребенка в можно предугадать уникальную и неповторимую траекторию жизни будущего взрослого человека.

Поэтому целесообразно начать разговор об особенностях психологии младенца с момента образования пупочного канатика, когда мать и ее будущее дитя становятся единым организмом.

Развитие ребенка в период беременности

На шестой неделе развития первоначально бесполый зародыш, в результате законченной дифференцировки органов, превращается в зародыш мужского или женского пола. Тревоги и опасения матери по поводу пола ее будущего ребенка, желание иметь ребенка строго определенного пола по хорошо налаженному каналу гормональной связи передаются в формирующийся мозг плода и на всю жизнь оставляют в нем следы, способные стать источником серьезных психологических проблем ребенка в будущем.

С третьего до начала седьмого месяца беременности происходит развитие функций и систем, которые позволяют плоду выжить к моменту рождения. В этот период плод наиболее уязвим для вредных влияний: инфекционные заболевания матери, прием сильнодействующих лекарств, алкоголя, стрессовые ситуации, нежеланность ребенка - все это предвестники будущих психических и психологических проблем малыша.

К началу седьмого месяца плод приобретает способность к выживанию в воздушной среде - с этого момента его нередко называют уже ребенком. К этому моменту ребенок, находящийся внутри материнского организма, уже слышит все, что происходит за его пределами. Если у матери на чей-то голос выделяется гормон беспокойства (адреналин), учащается сердцебиение, то есть, появляются гормональные и физиологические признаки страха, все это вместе с ней испытывает и плод. Тревога и страх матери, передавшись младенцу, формируют у еще не появившегося на свет ребенка страх перед тем миром, в который ему придется выйти. И наоборот, спокойствие и уверенность матери в себе, общение с любящими родственниками и друзьями, обращающими к будущему члену семьи теплые и ласковые слова, вызывают у еще не родившегося ребенка ощущение безопасности того мира, который скоро станет для него родным.

До сих пор не существует однозначного ответа на вопрос, какие механизмы "запускают" процесс родов. Но то, в какие сроки, в какой форме произойдут роды, какими они будут по скорости и т.д., имеет большое значение для будущего психического развития человека. Но это - тема отдельного разговора.

Развитие и психология новорожденного

Итак, ребенок появился на свет! В его мозге уже содержится большое количество информации о мире, в который он попал. У него имеются достаточно зрелые и эффективные органы чувств.

С первых часов способен распознавать отчетливые звуки различной интенсивности. Он даже способен отличить голос матери от других голосов, произносящих его имя. Ко второму месяцу жизни ребенок улыбается, когда слышит голос матери или других значимых взрослых. Развивалась эта способность еще в период внутриутробной жизни: известно, что слух, так же, как и зрение, функционируют уже у семимесячного плода. До слух новорожденного недифференцированно воспринимает звуки различных языков. К концу этого периода ребенок начинает различать звуки родного языка, то есть того языка, на котором к нему обращается значимый для него человек (обычно это мама). Но на каком бы языке ни были произнесены слова, какой бы смысл они в себе ни заключали, для нормального психического развития младенца самое важное - это интонация любви и эмоционального принятия взрослыми существа, который воспринимает себя через общение с ними.

С ребенок способен различать цвета: синий (голубой), зеленый, желтый и красный. Ребенок, чьи потребности хорошо удовлетворяются, отдает предпочтение синему и красному цветам. Предпочтение желтого и отказ от синего - это сигнал о том, что какая-то жизненно важная потребность младенца остается неудовлетворенной.

До сих пор открытым остается вопрос о вкусовых предпочтениях младенца. Некоторые исследователи считают, что эта способность врожденная, и ребенок может самостоятельно выбирать ту еду, которая соответствует потребностям его организма. Другая точка зрения - вкус к еде формируется в результате воспитания: какой пищей ребенка кормят с детства, к той он и привыкает. Однако огромное количество проблем с кормлением детей не позволяет согласиться с последним утверждением.

Остановимся поподробнее на наиболее важном моменте в развитии младенца - способе его кормления матерью.

Уже на третий день жизни может узнавать мать по запаху ее шеи и груди. На четвертый день кормления младенец, имевший с матерью положительную эмоциональную связь в течение беременности (положительное эмоциональное принятие беременности, желанность ребенка, отсутствие тревог по поводу его половой принадлежности), проявляет врожденную способность к узнаванию лица матери. На радостное выражение лица матери младенец отзывается физиологической реакцией радости.

Способ кормления является важнейшим моментом в понимании ребенком, как к нему относится мать и сможет ли она в нужный момент оказаться рядом, накормить, поддержать, защитить.

Однако мама может кормить ребенка с недоступной для его понимания частотой, определяемой ее собственными желаниями и тревогами, а не по мере возникновения у малыша потребности в еде. Некоторые матери тщательно соблюдают кормление по часам, выжидая минуты до положенного срока, в то время как голодный младенец криком призывает единственный известный ему источник пищи, тепла и ласки.

Если мать дает столько еды, сколько нужно младенцу, когда у ребенка возникает потребность в этом, если она понимает, что, кроме еды и одежды, у малыша существует врожденная потребность в эмоционально окрашенном общении с ней, и удовлетворяет эту потребность, то у младенца формируется ощущение безопасности и чувство доверия к окружающему миру.

Таким образом, первый год жизни ребенка является критическим периодом для принятия или непринятия им окружающего мира. Если малыш попадает в ситуацию, когда на его зов о помощи отсутствует реакция, или, наоборот, независимо от желаний младенца, мать навязывает ему свое собственное понимание пути его развития, то формируется защитная или агрессивная реакция по отношению к ситуациям, когда потребности ребенка не удовлетворяются в адекватной форме.

Дорогие мамы! Оставив позади двери , помните, что вашему младенцу, в первую очередь, сейчас нужны заботливый уход, тепло, понимание и любовь.

Природа наделила матерей поразительными способностями чувствовать и понимать своих детей. Поэтому ищите поддержку в ваших ощущениях, доверяйте интуиции и развивайте искусство отношений с маленьким существом, для которого сейчас нет никого ближе вас.

Элла Прокофьева, детский психолог.

Обсуждение

Вот докопались до первоначальной бесполости. Скорее всего автор просто имел ввиду, что до определенного времени пол ребенка невозможно определить никакими методами, даже если под микроскопом разглядывать, ну очепятка вышла.

А насчет недоказанности статьи - зачем что-то доказывать, если инстинкт говорит, что ребенок все слышит, понимает настрой матери... в последнее время наука конечно это может доказать, проводятся опыты, исследования - но уже много веков назад матери это знали, чувствовали!!! И уж поверьте, никому тогда бы в голову не пришло кормить ребенка по часам или приучать "прокричаться", учиться успокаиваться и засыпать самостоятельно, как советуют в некоторых современных "научных трудах".

"Природа наделила матерей поразительными способностями чувствовать и понимать своих детей. Поэтому ищите поддержку в ваших ощущениях, доверяйте интуиции и развивайте искусство отношений с маленьким существом, для которого сейчас нет никого ближе вас." - в принципе одной этой строки уже достаточно, чтобы считать статью хорошей.

14.07.2008 20:49:31, Мария

На шестой неделе развития первоначально бесполый зародыш, превращается в зародыш мужского или женского пола.
5+!
Privet nashej nauke:)))

05.11.2007 08:36:40, masha2

Мне кажеться, что статья есть статья нет смысла ее строго судить... это как признаки беременности, они всегда и у всех разные. А что касается пола будущего малыша, мне кажеться, что это не важно, главное что б здоровый был!! :-) Рожайте и любите своих малюток!

24.08.2007 18:17:14, Евгения

Удивлена читать такое от Эллы Прокофьевой. Когда речь идет о детях дошкольного и шокльного возраста, я неоднократно видела в ее словах и логику, и ценный опыт, и огромное исследовательское горение. Здесь же - предположение на предположении, без доказательств, науки и обратной связи. Можно принять только как гипотезу, и это необходимо было оговорить в начале статьи. Статья вредная именно своей категоричностью, недоказанностью.

Поперли по пунктам, благословясь!
Тревоги мамы по поводу пола ребенка расшатывают последнему нервную систему, но уж никак не могут стать причиной комплекса. Потому что гормональная связь - не телепатическая, и плод не может знать, чем именно вызван приток адреналина.
Нежные разговоры? Слышать-то он слышит, но как? После родов только голос матери (переданный полостями "через внутрь" тела более-менее качественно) детка и узнает! А уловить интонации через кожу-жир-мыщцы-матку-плаценту-воды... Большое ХМ!
Если психологи не знают, какой механизм запускает роды - это говорит лишьо влезании в чужой огород. Гормональный, душенька!
дальше лень читать

Вообще-то кроме одого из прочитавщих эту статью никто не обратил внимание на то, что "Первоначально младенец бесполый!" интересно, что автор хотел этим сказать?? Пол есть всегда, даже когда ничего не видно плод имеет набор генов и хромосом которые определяют его пол!!

Не знаю, мне статья показалась чересчур уж сухой и категоричной. Думаюдело в том, что представленные факты носят в основном описательный характер, а феноменология - вещь довольно непрочная. Хотя, может, это все просто проверенные медицинские факты и потому все так категорично... А еще мне показалось, что данные, на которых основывался при написании статьи автор, все-таки несколько устарели - вроде бы везде теперь пишут как точно установленный факт о том, что маму новорожденный способен узнавать сразу же после своего появления на свет, что вкусовые пристастия малыша довольно четко очерчены уже в утробе, а потом дифференцируются и расширяются. Наверняка что-то еще тоже легко можно найти, но я, признаться, не очень вчитывалась сейчас.
Но статью все равно скачаю, хоть и не уверена, что она останется в моем "архиве" после прочтения.

11.08.2004 17:29:30, perseveration

после таких статей я очень расстраиваюсь, все проблемы и сложности, которые возникают при общении с ребенком (ему почти 3),отношу на свое неправильное поведение во время беременности,корю себя, но ведь ничего не вернешь.Я приняла свою беременность только к 4 месяцу, да и то больше думала о себе (неправильно питалась, мало отдыхала, старалась успеть закончить ВУЗ, написать диплом). я очень люблю своего сыночка, но такие категоричные сатьи выбивают из колеи.

21.04.2004 14:09:38, надя

Очень добрая статья. Прямо читала ее и вспоминала, как я кормила грудью своего малыша. Эх, если бы снова начать кормить бы грудью, то наверное было бы все иначе.

07.03.2003 15:07:38, Evgenia

Помню что читала эту статью еще когда была беременная, но не высказывалась. А теперь нам уже полтора годика и так интересно было натолкнуться опять на эту публикацию. Она очень добрая успокаивающая именно то, чего так не хватает беременным будущим мамам. Боже из за чего только мы не переживали... И зачем спрашивается:) Ведь наше солнышко которое появилось на свет так нуждается в нашей защите нашем спокойствии и уверенности. Так что спасибо вам Элла за хорошие слова вовремя сказанные. И успехов.

Полезная статья! Все правильно, когда я общаюсь со своим очень ожидаемым малышом (нам уже 24 недели), то замечаю как он затихает и как бы прислушивается. И радуется вместе со мной, и грустит. Так что общаться надо и почаще, это уж точно никак не повредит!!!

15.05.2001 10:42:19, Елена

Не менее, а, может быть, и более важно для него сейчас – быть уверенным в том, что его любят, и самому научиться любить. Да полноте, скажет скептический читатель, может ли такая кроха любить? Еще Анна Фрейд, дочь того самого психоаналитика Зигмунда Фрейда, писала, что"младенец не "любит" мать в собственном смысле этого слова, а лишь нуждается в ней" .

Однако почему же в таком случае он столь по-разному «нуждается» в разных людях? Почему он явно предпочитает тех, кто не просто ухаживает за ним, а вступает в активное эмоциональное взаимодействие – привлекает внимание, ласково разговаривает, улыбается, играет? Как и когда возникает у маленького человека чувство привязанности и любви? Об этом наш сегодняшний разговор.

Ребята и зверята

Этологи (ученые, изучающие инстинкты) утверждают, что у различных животных развиваются именно те модели поведения, которые помогают им выжить в суровом мире. Детеныши рождаются на свет с запрограммированными формами поведения. Одна из них – держаться поближе к родителям, в этом случае малыши в большей степени защищены от опасностей.

Австралийский зоолог Конрад Лоренц заметил, что маленькие гусята начинают следовать за своей матерью почти сразу же после появления на свет. Эта связь помогает взрослым птицам защищать и обучать свое потомство. Доктор Лоренц также обнаружил, что лишенные матери дикие гусята, о которых в течение первых 24 часов из жизни заботился он сам, начинали следовать за ним, а не за другой гусыней. Подчас эта трогательная привязанность причиняла ученому определенные неудобства: гусята предпочитали даже спать в его комнате, вместо того, чтобы расположиться на берегу реки, как это делали их сородичи.

А вот другой любопытный пример. Американский психолог Гарри Харлоу проводил эксперименты с детенышами обезьян. Первоначальной его целью было выяснить, каким образом происходит у обезьян процесс научения. Для чистоты эксперимента он удалил из клетки обезьяну-маму и сам начал заботиться о маленьких обезьянках. К своему удивлению, Харлоу обнаружил, что разлука с матерью отразилась на маленьких обезьянках самым негативным образом. Одни из них умерли. Другие были напуганы, раздражены и отказывались есть или играть. Стало ясно, что обезьянкам для хорошего самочувствия и успешного развития требуется нечто большее, чем регулярное кормление.

Харлоу стал экспериментировать с «суррогатными матерями» – различными проволочными конструкциями. Одна «мама» снабжалась бутылочкой с пищей, а вторая – нет, у третьей было «лицо», четвертая была покрыта «шерстью», а пятая – лишь оголенной проволокой. Результаты оказались весьма впечатляющими. Обезьянки больше всего были привязаны к тем «мамам», к которым было приятно прижаться, т.е. к тем, что были покрыты теплой мягкой ворсистой тканью. Наличие бутылочки с молоком не играло роли в развитии привязанности у детенышей. Они подходили к «холодной» металлической «маме», чтобы поесть, но никогда не прижимались к ней, не обнимали ее, не выражали других признаков «любви».

А что же человеческие детеныши?

Когда из блокадного Ленинграда чудом удавалось вывезти маленьких детей, в тылу им пытались создать самые лучшие условия, насколько, конечно, это было возможно для лихого военного времени. У них был кров, питание, относительно спокойная жизнь, и все-таки по непонятным причинам множество малышей умирало. Разлука с матерью оказалась для них непереносимой.

Оказывается, даже у самых маленьких есть способы выразить свою любовь и привязанность. Это, как говорят психологи, сигнализирующее поведение – плач, улыбка, голосовые сигналы, взгляды. Когда малыш чуть подрастет, он начнет, как хвостик, ползать и ходить за мамой, обнимать ее руками, карабкаться на нее, т.е. стремиться к физическому контакту. Согласитесь, что трудно проникнуться эмоциональной близостью к младенцу, который все время уворачивается от ваших объятий. Значит, развитие привязанности – это система взаимодействий мамы и ребенка. Как развивается эта система на первом году жизни?

Эксперимент с каменным лицом – чего мы ждем друг от друга

В лаборатории психолога собралось несколько мам (или пап) со своими трехмесячными детьми. Сначала родителей попросили поиграть со своими детьми так, как они обычно это делают. В разных парах (родитель + ребенок) игра протекала по-разному: у одних спокойно, у других – более активно. Когда малышам требовалось отдохнуть от активных действий, они ненадолго отворачивались или закрывали глаза.

В этот момент психолог просил маму прекратить общение с ребенком. Инструкция была такой: продолжать смотреть на малыша, но придать своему лицу застывшее, «каменное» выражение. У младенца это вызывало удивление, и он пытался повлиять на родителя улыбкой, гулением и двигательной активностью. Однако родитель во время этих попыток продолжал сохранять каменное выражение лица. Через несколько минут поведение малышей стало меняться. Они отворачивались в сторону, начинали сосать палец, и на их лицах застыла обида и непонимание. Некоторые дети реагировали на равнодушие родителя хныканьем, переходящим в горький непрерывный плач. Ведь мама, хоть и оставалась рядом, против всех ожиданий ребенка, становилась эмоционально недоступной. В конце эксперимента родитель возобновлял обычную игру с ребенком, пока к тому не возвращалось хорошее настроение.

О чем говорит этот эксперимент?

Трехмесячный младенец настроен на взаимодействие, ему обязательно нужна реакция взрослого на его, казалось бы, бессмысленные улыбки и агуканья. А посему смысл этих улыбок – в социальном контакте! Если мама находится в подавленном состоянии, и с ее лица не сходит «каменное», безучастное выражение («депрессивная маска»), малыш неизбежно почувствует, что его призывы остаются без ответа. Между прочим, установлено, что дети, матери которых страдали послеродовой депрессией, более склонны впоследствии к агрессивному и асоциальному поведению.

Чего боится младенец?

В педиатрии и психологии есть понятие «тревога семимесячных детей». В этом возрасте с малышами происходит интересная перемена. Если до 6-8 месяцев они всем подряд улыбались, были приветливы и открыты, то отныне неожиданно становятся робкими и настороженными в присутствии незнакомых людей.

Вот, например, впечатления Лены, мамы шестимесячной Анюты:

"Врач порекомендовал сделать дочке курс массажа. Оказалось, что это гораздо сложнее, чем в три месяца! Пока Аня у меня на руках, она еще милостиво соглашается «поздороваться» с тетей, но начинает вопить, как только та берет ее на руки. Аня ни за что не хочет оставаться с массажисткой одна. Дочку никто не пугал, и мы с ней надолго никогда не разлучались. Да и к моим подругам и даже к бабушке с дедушкой Анюта стала относиться очень настороженно. А те обижаются, дескать, не любит нас внучка... "

Между тем, это совершенно нормальное явление, оно свидетельствует о новой способности малыша – отныне он отличает знакомые явления от незнакомых. Ребенок начинает осознавать: присутствие близкого взрослого означает безопасность. Отсюда – тревога и страх, когда мама уходит.

С мамой – на одной волне

Вот еще один интересный эксперимент, на этот раз – с девятимесячными малышами. Вместе с мамами они должны были впервые встретиться с незнакомым человеком. Взрослые, как обычно, обменивались приветствиями при встрече. Некоторым мамам было дано задание – произнести традиционное приветствие «День добрый!» встревоженно (нахмурив брови, широко раскрыв глаза и всем своим видом выражая беспокойство). Другие мамы должны были произнести те же слова «День добрый!», но с улыбкой на лице и с доброжелательной интонацией. Как и предполагалось, младенцы точно считывали сигналы своих матерей. Дети, матери которых демонстрировали радость, вели себя с незнакомцем более уверенно, чаще улыбались и реже плакали, когда незнакомец брал их на руки.

Итак, вашему малышу совершенно недостаточно только есть и спать. Он способен тонко чувствовать, он может и хочет научиться любить! Его сегодняшние эмоции и впечатления определят ваши взаимоотношения на всю жизнь. И ваша задача – поддержать кроху своей любовью, дать ему уверенность в собственных силах, подарить ощущение свободы и безопасности, сделать ваше взаимное общение увлекательным и радостным. Что для этого нужно?

Кормите малыша грудью!

Грудное вскармливание дает маме и малышу уникальный опыт любви и доверия, который сохраняется на всю жизнь. Постарайтесь сделать все, что от вас зависит, для того, чтобы кормить ребенка грудью. Пусть возможность приложиться к маминой груди будет у малыша в любой момент, а не тогда, когда «пришло время». Ведь сейчас уже ни для кого не секрет, что сосание материнской груди не только утоляет голод, но и дает ощущение покоя, безопасности и даже помогает справиться с болью. Это и телесный контакт, и зрительный, и эмоциональный. С какой благодарностью и восторгом смотрит сосущий младенец на маму, и сколько нежности и ласки дарит она ему в этот момент!

Общайтесь с малышом!

Почаще обращайтесь к нему по имени, говорите о том, какой он хороший, красивый, любимый. Можно петь, можно комментировать то, что происходит вокруг вас. Постарайтесь понять, что именно заинтересовало вашего ребенка, на что он устремил взгляд – на картину, висящую на стене, или на собачку, что пробежала мимо вас, или, может быть, на собственные крохотные пальчики. Обязательно расскажите ему об этом. Комментируйте свои действия: сейчас мы переоденем тебе памперс, а сейчас – наденем штанишки. Так, на правую ножку надели, теперь на левую. А теперь наденем красные носочки и т.д.

Возможно, поначалу вам будет трудно говорить «в пустоту», и, казалось бы, не слышать никакого ответа на ваши речи. Однако, сделав паузу, присмотритесь к малышу. В какой-то момент он обязательно попытается вам ответить – улыбкой ли, лепетом или активными телодвижениями. Ваша задача – научиться «расшифровывать» эти послания. Вы заметите, что с какими-то вашими предложениями кроха будет соглашаться, а на какие-то – отвечать решительным отказом.

С любимыми – не расставайтесь

С самого начала постарайтесь не разлучаться с малышом. Сразу после рождения ему жизненно необходимо почувствовать ваше тепло, услышать знакомый стук маминого сердца. Дайте ему такую возможность! Очень важно, чтобы среда, в которую попадает новорожденный младенец, была наполнена знакомыми звуками родительских голосов, вкусом молозива, похожего на вкус околоплодных вод.

Да, материнство требует постоянного эмоционального и физического напряжения, от которого порой хочется отдохнуть. Конечно, иногда можно оставить малыша с папой, бабушкой или няней и вдохнуть забытый глоток свободы, погулять по магазинам, посидеть с подругой в кафе, сходить на выставку. И все-таки постарайтесь не расставаться с малышом надолго, по крайней мере, в первый год. И уж тем более не стоит отдавать малыша в ясли в первые два года жизни.

В некоторых израильских кибуцах (что-то вроде наших колхозов) принята система разделения семьи: там матери и грудные дети зачастую ночуют отдельно друг от друга. Согласно проведенным исследованиям, среди тех младенцев, которые спали в общественных «домах для детей», взаимная привязанность с матерью устанавливалась лишь в 48% случаев.

Как видите, научить ребенка любить так просто и одновременно так сложно... Сейчас вас связывает некая, если так можно выразиться, духовная пуповина. Пусть она станет для вашего малыша не тяжелой цепью, а надежным причалом, дающим ему ощущение безопасности, радости и спокойствия.

Инесса Смык

По материалам журнала «Лиза. Мой ребенок»

С давних времен считалось, что новорожденный ничего не чувствует, не видит и не слышит, несмотря на то, что ребенок имеет все органы чувств. В настоящее время эта гипотеза опровергнута в результате многочисленных научных исследований, которые доказали.

Вот какие способности имеет новорожденный:
1. Обоняние. Обоняние новорожденного ребенка функционирует на подсознательном уровне и при даче резких запахов, например, нашатырный спирт - он сразу даст адекватную реакцию.

2. Осязание. Новорожденный ребенок чувствует, как к нему обращаются, как родители разговаривают друг с другом. Если мама гладит его по головке, он успокаивается и засыпает. Но если родители ругаются, он напрягается и отказывается спать. Дети, чьи родители часто ругаются, более подвержены болезням. Исследования показали, что новорожденный больше реагирует на голос мамы, чем на голос отца. В первом случае, его сердцебиение замедлялось, а во втором - оставалось без изменений. Посредством осязания малыш может ощущать нежные прикосновения мамы, тепло, холод и боль. Поэтому новорожденному ребенку очень важно интенсивный телесный контакт с родителями, не бойтесь его брать на руки. Поглаживания, ношения на руках особенно важны в первое время, так как способствуют здоровому развитию ребенка. Исследования показали, что дети, которых родители постоянно брали на руки, интеллектуально более развитые и опережают своих сверстников в росте. Оказалось, что нежные прикосновения родителей способствуют образованию гормонов, которые влияют на рост и умственное развитие ребенка.

3. Зрение. Малыш видит с самого рождения, просто его зрение в 20 раз хуже, чем у взрослых. Он видит только очертания предметов, находящихся на расстоянии от его глаз на 25-30 см. Ребенок четко реагирует на слишком яркий свет, испытывает при этом неудобство, моргает или закрывает глаза. Также он различает блестящие и красные предметы, может следить за движением красной погремушки. Результаты исследований показали, что малыша больше привлекают предметы с овальной формой, так как они наиболее соответствуют человеческому лицу. Однако новорожденный еще не узнает людей, окружающих его. Также ученые выяснили, что новорожденного больше интересуют сложные рисунки, чем простые. Для этого новорожденному ребенку показали два листа бумаги - один в черно-белую клетку, а другой - серый. Малыш смотрел на лист с черно-белым рисунком.

4. Слух. У ребенка слух развит больше, чем зрение. Уже в утробе матери малыш слышит и привыкает к шуму. Именно поэтому он не вздрагивает, когда раздается сильный шум или хлопает дверь. Он уже в утробе научился различать, откуда идет шум. Если шум близкий и тихий, то даже когда спит, он начинает ворочаться и моргать. Если же тихий разговор продолжается, то он просыпается. Новорожденный малыш узнает человеческую речь, он более чувствителен к более высоким звукам, поэтому слышит лучше голос мамы. Исследования ученых выявили интересную особенность, когда вокруг ребенка шумно, ребенок изолирует себя от окружающей среды, как будто «затыкает уши».

5. Вкус. Новорожденный ребенок различает сладкое, кислое, соленое и горькое. Сладкий вкус успокаивает его, а кислый и горький раздражает. Если капнуть новорожденному на губы сладкой воды, то малыш остается довольным и делает губами сосательные движения, а если намочить губы лимонным соком, то он делает гримасу. Кормящая мама должна учитывать вкусовые предпочтения малыша и стараться улучшить качество молока. Так если в пищу добавлять укроп, зеленый анис или тмин, то ребенок с удовольствием сосет такое молоко.

Не смотря на то, что у нее грудное молоко будет иметь привкус этих веществ, новорожденный ребенок будет с аппетитом потреблять то, к чему он привык в утробе мамы.

Многие мамы уверены, что их недавно родившийся малыш ничего не умеет кроме того, как спать, кушать и делать свои «маленькие дела» в штанишки. Что чувствует новорожденный ребенок? Оказывается, что развитие органов чувств у новорожденных детей делает их мир намного интереснее, чем мы себе его представляем.

Что чувствует новорожденный ребенок

Зрение

Зрение у новорожденных детей сформировано не до конца, поэтому четко видеть предметы они могут лишь на расстоянии 18-25 см. А все, что не входит в эти пределы в глазах малыша начинает расплываться.

При ярком свете они поворачиваться в сторону источника и начинают при этом жмуриться. Однако слишком сильный свет действует раздражительно на кроху, из-за чего он может расплакаться.

Помимо этого, многие мамы могут заметить, что их малыш немного косит, но это вполне нормально, так как у новорожденных детей движение глазных мышц просто еще не скоординировано.

Также мир в глазах малышей предстает в широко-плоском виде с темными и светлыми контрастами. А вот оттенки они пока что еще не различают, именно поэтому им необходимо показывать яркие и насыщенные игрушки.

Зрение начинает кардинально меняться ближе к 3-месячному возрасту, и тогда ребенок начинает видеть мир уже в трехмерном изображении. Также он начинает различать новые цвета такие, как зеленый, красный, синий. А вот после 3 месяцев малыш уже видит и другие оттенки, а также начинает узнавать лица близких ему людей.

Слух

После рождения слух у новорожденных детей немного снижен из-за того, что во внутреннем ухе находится жидкость. Однако уже спустя несколько дней малыш начинает четко слышать голоса и различные звуки. На резкие звуки он может реагировать вздрагиванием, мимикой, изменением дыхания и плачем, а мамин голос способствует его успокоению.

Вкус

Вкусы малыш начинает ощущать с самого рождения, и в особенности ему нравится сладкое. Грудное молочко для него — это самое лучшее лакомство, которое он кушает с наслаждением. А вот горечь, соленость и кислость способны вызвать возмущение у крохи. И он может даже отказаться от любимого молочка, если мама покушает чеснок, лук и другие пряности.

Обоняние

У малыша имеется врожденное чувство обоняния, благодаря которому он запросто находит мамину грудь, чтобы попить молочка. На резкие запахи реакция его одинакова — он морщится, жмурится, может чихнуть или даже заплакать. Со временем кроха научится связывать различные запахи с конкретными действиями.

Осязание

Самое первое ощущение, которое появляется у новорожденного ребенка — это осязание в области у рта. Именно поэтому все игрушки дети сначала предпочитает пробовать на вкус, определяя таким способом их форму, характер поверхности и твердость.

Его рост 50 см, масса тела 3,3 кг, у него редкие волосы и сморщенная кожа - так внешне выглядит новорожденный. Но каковы его ощущения, что он видит, появляясь на свет, что чувствует? Реагирует ли он на множество действующих на него раздражителей?

В течение веков на большинство вопросов ответ был категорическим: новорожденный не видит и не слышит. Это была знаменитая теория "ребенок - пищеварительный тракт", которая утверждала, что ребенок по крайней мере в течение нескольких недель реагирует лишь на требования желудка; в основном его следует только кормить и переодевать.

Он - как чистый воск, на котором взрослый может все выгравировать, как белый лист бумаги, на котором можно написать, что угодно. Кроме того, говорили: "Появляясь на свет, ребенок так атакован, что находится в полном смятении". Одним словом, всесильный взрослый оказывался перед совершенно безоружным и ни на что не реагирующим новорожденным.

Но, может быть, эти теории выдвигались в основном мужчинами (врачами и учеными), тогда как противоположное мнение, исходившее от женщин, имело мало шансов быть услышанным.

В наше время произошел полный переворот во взглядах на новорожденного : он слышит, видит, обладает чувством обоняния и осязает! Это новая теория, принятая многими. Можно продолжить длинный список восприятий, приписываемых ребенку с самого рождения.

Открытия не делаются в один день (разве что в исключительно редких случаях). В любой области открытия являются плодом длительных изысканий, предпринимаемых многочисленными исследователями одновременно во многих странах.

Итак, новорождённый более развит и восприимчив, чем считалось раньше, и это во многих областях начиная с чувственного восприятия.

Зрение. Ребенок видит с самого рождения, но его зрение в 20 раз хуже, чем у взрослых; оно еще нечеткое, расплывчатое. Ребенок видит только очертания предметов (подвижных и неподвижных), находящихся на расстоянии всего 25-30 см от его глаз. Но этого достаточно, чтобы новорожденный реагировал на различное освещение: если свет слишком яркий, он испытывает неудобство, моргает или закрывает глаза.

Малыш различает блестящие и красные предметы; он может следить глазами за движением блестящего красного шара. Было замечено, что с первых дней новорожденного привлекают овальная форма, движущийся предмет с красными и блестящими пятнами. Это вовсе не ребус, просто такой овал соответствует человеческому лицу. Ребенок может следить за движениями такого "лица", а если при этом с ним разговаривают, он моргает.

Но хотя ребенок и обращает внимание на форму, похожую на человеческое лицо, это не означает, что он узнает кого-то из людей, окружающих его. На это ему потребуется еще много времени.

Было замечено, что новорожденного больше интересуют сложные рисунки, чем простые. В первые же дни, если ему показывать два листа бумаги - один серый, а другой - в черно-белую клетку, он будет смотреть на. второй лист. Это определили, наблюдая за ребенком через отверстие в экране: видно, что в его роговице отражается клетчатый листок. Значит, он смотрит на него.

Зрение новорожденного развито недостаточно, поскольку до рождения у него не было возможности им воспользоваться (правда, некоторые ученые считают, что уже в утробе матери ребенок реагирует на яркий свет). Но зрение ребенка будет быстро развиваться. Малыш пытается смотреть даже ночью; в темноте он открывает и закрывает глаза, смотрит по сторонам (такое наблюдение было проведено с помощью инфракрасных лучей).

Дети значительно отличаются друг от друга в том, что касается зрительной активности; создается впечатление, что одни дети тратят время на разглядывание, а другие - на сон.

Темпы развития ребенка во всех областях различны на протяжении всего периода детства.

Несколько слов в заключение. Нередко кажется, что глаза новорожденного косят, так как его глазные мышцы недостаточно развиты, чтобы координировать движения глаз (но в большинстве случаев это действительно только кажется).

Слух. У ребенка он развит больше, чем зрение, и это нормально, поскольку новорожденный много слышал в течение своей внутриутробной жизни. Следовательно, нет ничего удивительного в том, что младенец не вздрагивает, когда хлопает дверь или раздается сильный шум; поскольку его ухо уже натренировано, он может различать близкие и далекие шумы. Даже когда малыш спит со сжатыми кулачками, а рядом с ним шепчутся, он начинает ворочаться и моргать. Если же тихий разговор продолжается, ребенок начинает возиться и просыпаться.

Конечно же, он узнает человеческую речь, так как уже слышал ее до рождения; в этом мнении сходятся все исследователи, но в вопросе, кого он слышит лучше - отца или мать, мнения расходятся. Большинство врачей считает, что, еще будучи в матке, ребенок лучше слышит голос отца, поскольку он легче воспринимает низкие звуки, а явившись на свет, новорожденный становится чувствительнее к более высоким звукам, т.е. голосу матери.

Наконец, было замечено, что когда вокруг ребенка очень шумно, он буквально затыкает уши и таким образом изолирует себя от окружающей среды. Один из исследователей отмечал, что ребенок, с которым проводили трудный для него тест, начал кричать, потом внезапно замолчал и заснул; когда тест был закончен и аппаратура выключена, новорожденный тотчас же проснулся и снова начал кричать.

Вкус. Новорожденному 12 ч от роду; если капнуть ему на губы сладкой воды, то он выглядит весьма довольным, а если лимонного сока, то он сделает гримасу. Ребенок с рождения различает сладкое, соленое, кислое, горькое. Сахар его успокаивает, горечь и кислота возбуждают.

С давних пор известно, что у детей очень рано появляются вкусовые ощущения. Кормилицы всегда знали, что некоторые продукты, такие как тмин, укроп, зеленый анис, улучшают вкус молока. Ребенок с удовольствием сосет такое молоко, а секреция молока при этом усиливается. Ребенок, которого кормят молоком промышленного производства, получает пресную пищу без всяких "сюрпризов".

Обоняние. Пример, ставший классическим: если новорожденному дают понюхать две салфетки, одна из которых была в контакте с материнской грудью, а другая - нет, то ребенок повернется к первой салфетке. Этот эксперимент проделан американским исследователем с 10-дневным младенцем. Но рекорд был побит группой исследователей, которые провели тот же эксперимент с 3-дневным новорожденным. И неудивительно, ведь благодаря обонянию ребенок узнает о близости материнской груди.

Осязание. Новорожденный очень чувствителен к тому, как с ним обращаются. Некоторые жесты его успокаивают, другие - возбуждают. Родители обнаруживают это очень рано. Однако чувствительность кожи и реакция на контакт уходят в глубь внутриутробной жизни ребенка: в животе матери он ощущал окружающую его жидкость, касался стенок матки, во время родов он ощущал всем телом сильные периодические сокращения матки, благодаря которым и появился на свет.

Каким образом удалось установить с такой точностью уровень чувствительности новорожденного? Иногда весьма простыми способами, в других случаях - с помощью сложных приборов.

К простым способам относится прямое наблюдение за непосредственной реакцией ребенка на возбудитель; он поворачивает голову, реагирует на глухой, далекий или легкий шум, а иногда, наоборот, перестает реагировать на все эти звуки; он кричит или перестает кричать, моргает, двигает ногами, напрягает конечности, вздрагивает. Любой едва уловимый жест, всякая гримаса или крик имеют для него значение.

Поскольку сразу трудно все увидеть и отметить, исследователи сняли километры фильмов о младенцах в различных ситуациях: на руках отца, матери, педиатра; перед предметами всевозможных форм и цветов; при различном освещении и др. Затем эти фильмы просматриваются в замедленном темпе; останавливают изображение, возвращают пленку назад и записывают все реакции ребенка. Благодаря таким фильмам ни одна деталь не ускользает от глаз наблюдателя.

Запись сердцебиения ребенка позволила также сделать множество наблюдений; благодаря им был сделан вывод, что новорожденный больше реагирует на женский голос, чем на мужской. В первом случае сердцебиение замедлялось, во втором - оставалось без изменений.

Чтобы точнее выяснить, на какие звуки реагирует младенец, проводят следующий эксперимент: ему дают соску, в которой помещается миниатюрный радиоприемник, регистрирующий ритм сосательных движений. Затем ребенку дают послушать различные звуки; ритм его сосательных движений изменяется, что позволяет сделать вывод о чувствительности малыша к различным звукам.

Миниатюризация электронных приборов позволила провести и более сложные исследования. Например, с помощью очень маленького микрофона, введенного под амниотическую оболочку после того, как при родах лопнул плодный пузырь , удалось узнать, какие звуки окружают ребенка до рождения.

Так, новорожденный, которого раньше считали лишенным какого-либо восприятия, "закрытым" по отношению к окружающему миру, оказался готовым к реакции на многочисленные окружающие его раздражители, биологически запрограммированным для множества чувств.

Так что же все-таки изменилось в отношении к новорожденному в результате этих исследований? По существу изменился взгляд взрослого на ребенка, а также отношение к нему, что, безусловно, окажет определенное влияние на малыша.

Пэрну Лоранс
Главы из книги "Я жду ребенка" (М.: Медицина, 1989)