Аппликации для детей 3 лет. Аппликации из цветной бумаги — лучшие поделки и варианты их применения (95 фото)

На занятиях с бумагой одними из любимых дел для малышей являются аппликации. Для детей 3 лет очень важно научиться выполнять простые операции с ножницами, выполнять работу в соответствии с поставленным перед ними заданием. Это развивает терпение, усидчивость, настойчивость и прививает навыки работы с режущими инструментами.

Начальные занятия аппликацией

Первые шаги в этом роде искусства рекомендуется делать в возрасте двух лет. Конечно, не стоит сразу же ставить перед малышами серьёзные задачи. Достаточно основывать начальные занятия аппликацией для детей 2-3 лет на развитии навыка наклеивания кусочков уже нарезанной бумаги на лист с готовым контуром изображения. Можно также предложить самому малышу нарвать от цветных листов кусочки. Лучше всего объектом для аппликации выбрать какое-то животное. Детям чрезвычайно нравится, когда бесцветное изображение преобразуется под их руками в красочный облик. Перед началом работы с клеем следует пояснить детям, что задания выполняются аккуратно, руки вытираются салфеткой, а не об одежду, клей после работы закрывается крышкой, чтобы не высох.

Точечный способ выполнения аппликаций

Не следует сразу ставить перед малышами задачи наклеивания кусочка полностью. Пусть деталь крепится одним уголком или стороной. А в композиции, где объектом являются мохнатые звери или пернатые, нужно заранее обговорить этот момент. Ведь имитировать пушистый мех и перья как раз уместно при помощи точечного расположения клея на мелких деталях. Важно лишь добавить, что животное не должно иметь «залысин», иначе оно замёрзнет. Поэтому пусть кусочки перекрывают друг друга, «налезают» друг на друга. Удобнее всего наклеивать их рядами, начиная снизу. Глаза и носик животному делают уже после того, как выполнена его «шубка», поверху.

В той же технике могут выполняться композиции с травой и листьями. Это придаёт им объёмность и живость, делает картину более реалистичной.

Развитие навыка работы с ножницами

После того как ребёнок освоит способ наклеивания бумажных кусочков, рекомендуется перейти к более сложным манипуляциям в работе с бумагой. Теперь малышам следует дать начальные навыки работы с ножницами. Возможность самостоятельно подготовить материал к аппликации для детей 3 летчрезвычайно повышает их самооценку. Вот пусть ребёнок и попробует самостоятельно отрезать бумажные кусочки от целого листа цветной бумаги.

Однако сначала следует провести с детьми беседу по технике безопасности при работе с ножницами. Также чрезвычайно важно использовать инструмент с закругленными концами.

Аппликации для детей 3 лет по замыслу

В каждой личности с рождения заложен творческий потенциал. Дать возможность проявить свою фантазию - одна из главнейших задач воспитателя. Поэтому следует предлагать выполнять аппликации для детей 3 лет по замыслу уже на самых первых занятиях. Это могут быть натюрморты или пейзажи, сюжетные картинки. И пусть сначала у малышей деревья будут иметь прямоугольные кроны, а яблоки - форму неровно оторванного кусочка бумаги, их необходимо похвалить, ведь всем художникам так важна моральная поддержка!

Очень нравятся детям аппликации из готовых картинок, вырезанных из журналов и старых ненужных учебников, которые они используют в своих композициях. Эти детали можно вырезать как строго по контуру, так и в виде прямоугольников - всё зависит от умений самого ребёнка и его фантазии.

Аппликация «Аквариум с рыбками»

Сюжетные картины можно учить создавать на фоне с нанесённым контуром и нарисованными некоторыми элементами. Воспитатель сам рисует на картоне аквариум с водорослями и камнями на дне, предлагая малышам «запустить» в ёмкость обитателей. С огромным интересом выполняется такая аппликация. Дети (2-3 года) с удовольствием вырезают и наклеивают на шаблон самых разных животных: медуз, червячков, улиток, моллюсков, рыбок. Хотя совсем маленьким можно предложить уже готовые детали для наклеивания. И пусть в аквариуме будут плавать, на взгляд взрослых, не рыбки, а какие-то кружочки и многоугольники, для самих творцов это будет самая прекрасная аппликация! Дети (2-3 года) обладают безграничной фантазией, поэтому следует им в этом подыграть.

Аппликация «Почини зонтик!» для детей 2 лет

Но фантазия фантазией, а развивать навык точного выполнения задания тоже необходимо с раннего детства. Этому как раз способствует задание «Почини зонтик!», в котором малышам предлагается к нарисованной на шаблоне ручке приклеить уже вырезанный взрослым верх зонта так, чтобы получились законченные аппликации из бумаги. Для детей 3 лет это обычно не составляет особого труда. Да и двухлетние малыши достаточно легко справляются с такой задачей.

Задание «Сделай дождик!»

Можно усложнить эту работу над аппликацией с зонтом, использовав уже полученные ранее навыки. Аппликация для детей 2-3 лет «Зонтик» может быть усложнена заданием «Сделай дождик!». Пусть дети самостоятельно отрежут мелкие треугольные кусочки от целого листа бумаги голубого либо синего цвета и наклеят их. Малыши обычно с огромным удовольствием готовят «дождинки», которые в произвольном порядке располагают на картоне. Однако необходимо уточнить один момент: под самим зонтом дождинок быть не должно! Ведь задача этого предмета как раз заключается в том, чтобы защитить держащего зонтик от осадков.

Разноцветные зонтики

Как вариант в этой тематике может быть предложена составная аппликация детям 3-4 лет. Здесь перед ребятами ставится более сложная задача: самостоятельно вырезать 4 одинаковых треугольника из разных и составить из них верхушку зонта. Ручку можно заранее нарисовать на шаблоне, а можно предложить изобразить её детям самим - нарисовать либо вырезать и наклеить. Также можно усложнить задание вырезанием и наклеиванием дождинок.

Аппликация «Тюльпаны»

К 8 Марта или Дню матери можно подготовить цветочную композицию в подарок мамам и бабушкам. Предлагается такая аппликация детям 3-4 лет. Воспитатель раздаёт малышам картонные вырезанные шаблоны деталей цветов и листьев, которые они должны обвести, приложив к листу цветной бумаги, а затем самостоятельно вырезать. Располагая детали на картоне, дети развивают логику и аккуратность. Ведь очень важно так наклеить все детали, чтобы они не перекрывали другие, чтобы между ними не было пустот. Можно предложить композицию «Цветы в вазе» или «Цветы в саду», можно позволить детям добавить к тюльпанам другие цветы, которые они по собственному замыслу вычертят, вырежут и наклеят на композицию.

Аппликации на тему литературных произведений

Очень любят дети изображать своих любимых героев после прочтения книги или просмотра фильма. Поэтому уместно предложить им не только нарисовать что-то по этой теме, но и сделать аппликацию. Корабль, который в безбрежном океане вдруг наткнулся на или смешной и преданный Робинзону Пятница вполне могут послужить объектами для картины. Не стоит сдерживать детскую фантазию рамками только аппликации из бумаги. Пусть дети кое-что пририсуют, что-то налепят при помощи пластилина, приклеят макаронные изделия или настоящие перышки, предварительно раскрасив их красками.

Занятия аппликацией развивают фантазию, помогают раскрыть творческий потенциал детей, учат видеть целое в частях. Навыки владения ножницами и клеем тоже чрезвычайно важны, поэтому закладываются уже в раннем детстве. А ещё следует отметить, что любой ручной труд воспитывает аккуратность, настойчивость, усидчивость и учит добиваться поставленной цели.

Любой вид творческой деятельности развивает у ребёнка фантазию, восприятие цветов, текстур и форм, способствует формированию пространственного и образного мышления в целом. Благодаря работе с аппликациями малыши учатся старательности, терпеливости и усидчивости. Аппликация является наиболее простой и доступной для ребёнка формой творчества, ведь малыши уже с 2-х лет могут приклеивать вырезанные фигурки на картон.

Аппликации из цветной бумаги

Для большинства поделок понадобятся:

  1. Цветная бумага или картон
  2. Ножницы
  3. Фломастеры

Для детей до 3 лет

  • Пальчиковые поделки

Для такого барашка или одуванчика вам понадобятся:

  1. Заранее вырезанные заготовки мордочки, глаз и ножек или стеблей для одуванчика.
  2. Белая нетоксичная краска: акварель или гуашь.

Приклейте заготовки на фон, обозначьте границы — окружность цветка или барашка. Сначала вы показываете, что нужно делать, а дальше пускай сам ребёнок макает пальчики в краску и оставляет отпечатки на бумаге, не выходя за нарисованную линию.

  • Поделки-штампы из помпонов

Ещё один вид поделок, которые могут сделать даже самые маленькие.

Для изготовления такой поделки используются:

  1. Помпоны в качестве штампов,
  2. Краски.

Идеи для поделки: новогодняя ёлка, пасхальные крашанки, шарики мороженого, облака, крона дерева, желтые цыплята.

  • Гусеница из кружков

Сначала вам нужно будет нарисовать на бумаге линию — основу будущей гусеницы, а дальше выставить вырезанные вами кружки на эту линию. После этого их убрать и показать ребёнку, куда нужно клеить кружки.

  • Мороженое

Для этого мороженого понадобятся:

  1. Канцелярские блестки,
  2. Косметические ватные диски.

Вырезаем из бумаги или картона рожок мороженого, красим ватные спонжи в жёлтый, синий и розовый цвета. Задача ребёнка — наклеить на бумагу рожок и «шарики» мороженого. Сверху ватные диски посыпаем разноцветными блёстками, которые можно найти в любом канцелярском магазине.

Материалы:

  1. Пластилин,
  2. Спагетти по желанию
  3. Ватные диски — 4 шт.

Вы разрезаете один диск пополам — это будут ушки, а второй на 4 части — это лапки кролика. В качестве усов используются спагетти, но их можно также можно сделать из пластилина. Формируете шарики из пластилина или можете попросить ребёнка, чтобы он сделал их. Дальше малыш просто приклеивает детали поделки на бумагу, а вы делаете усики кролику.

  • Многослойные аппликации

В возрасте 2-3 лет дети особенно любят многослойные аппликации.

Вырезаете детали, показываете, в каком порядке их нужно склеивать, и поручаете выполнение малышу.

Есть второй вариант этой поделки — распечатать трафарет, вырезать из него детали и раскрасить их красками.

Для них вам понадобятся:

  1. Зелёный фломастер или маркер,
  2. Ватные диски.

Разрезаете пополам два ватных диска — это будет снег, дальше вырезаете цветки подснежника из дисков и зеленые листочки из бумаги. А ребёнок уже приклеивает детали цветка на бумагу.

Для детей от 3 до 5 лет

Эти аппликации уже более сложные, ребёнку самостоятельно надо будет вырезать простые детали и клеить их на бумагу.

  • Зайчик

Для него вам нужно:

  1. Цветная бумага для фона,
  2. Зелёная для травы,
  3. Розовая или красная для ушек и носа.

Ребёнок вырезает по шаблону детали, наклеивает их на фон и рисует фломастером усы и глазки зайчика (если нет заготовок).

Для изготовления божьих коровок мы будем использовать бумагу или картон красного и чёрного цвета.

Вырезаем из красной бумаги 4 кружка и из чёрной 1 овал. Овал разрезаем пополам, клеим его части на фон, дальше наклеиваем один красный кружок, как показано на изображении, — саму божью коровку, а сверху на сгибе приклеиваем второй кружок, который будет крыльями. Со второй букашкой проделываем то же самое, дальше рисуем черными маркерами точки. Глазки можно сделать из бумаги или нарисовать фломастером.

Что понадобится:

Цветная бумага — тёмно-синяя или чёрная для фона, красная для яблок, коричневая для корзинки и зелёная для листиков.

Вырезаем из красной бумаги яблоки. Коричневую бумагу нарезаем на 3 длинные полоски и 2 немного покороче. Из зелёной бумаги вырезаем листики для яблок. Сначала наклеиваем два яблочка, дальше 2 короткие полоски сбоку — края корзинки. Потом клеим две полоски одну сверху яблок, другую снизу. Наклеиваем еще одно яблоко. И последний штрих — полоска от корзинки посередине.

Сначала вырезаем овал, который и будет пингвином. Потом два чёрных сердечка — это крылья, одно белое, которое будет животом, два оранжевых — лапки и одно розовое как декорация.

Теперь пускай малыш просто поэтапно приклеивает детали на фон.

  • Гусь из ваты и семечек

Материалы для гуся:

  1. Вата,
  2. Цветные оранжевые салфетки или же белые салфетки и оранжевая краска,
  3. Тыквенные семечки.

Сначала на бумаге рисуем контур гуся.

Наклеиваем вату по контуру, на крыло гуся клеим тыквенные семечки.

Рвём салфетку на мелкие части и делаем из них комки. Эти комочки клеим на клюв и лапки гуся.

Фломастером или маркером рисуем глазки.

  • Барашек из бумаги

Такого барашка можно нарисовать самостоятельно, вырезать детали из картона и наклеить их на трафарет или распечатать трафарет и раскрасить его. При помощи такого способа можно сделать и других животных — кролика, кота, собачку или слона.

Рисуем на картоне простым карандашом контур павлина, вырезаем его.

Из цветной бумаги вырезаем несколько кругов (от их количества зависит, насколько пышным будет хвост), разрезаем каждый из них на 4 части.

Из одной такой части делаем гармошку, повторяем то же самое с остальными и склеиваем их в пышный хвост.

  • Кактус

Необходимые материалы:

Бумага: белая для фона, зелёная для кактуса и красная для цветков и колючек.

Для того чтобы сделать такой кактус, нужно вырезать: 3 больших кружка — это самая крупная часть кактуса, которая на изображении находится снизу, 12 кружков немного меньше в диаметре и 3 маленьких кружка — это верхняя часть кактуса. Один большой круг клеим снизу, в обе стороны от него сверху наклеиваем два средних кружка. От правого среднего кружка вверх влево «растёт» ещё один средний и уже от него вверх вправо — самый маленький. Когда основание кактуса готово, на эти кружки наклеиваем остальные соответствующие им по размеру и сгибаем их пополам. Повторяем эту процедуру в третий раз и снова сгибаем кружки посередине. Из красной бумаги нарезаем мелкие колючки и вырезаем цветки. Приклеиваем все детали на кактус — и готово!

  • Яблоня

Из зелёной и красной бумаги вырезаем примерно 20 зелёных полосок и 10 красных. На коричневом картоне рисуем контур дерева, вырезаем его и наклеиваем на фон. Кончики полосок склеиваем вместе, чтобы образовался круг, и его клеим на «ствол дерева».

  • Снеговик

Техника выполнения снеговика схожа с предыдущей: из белой бумаги вырезаем несколько длинных полосок, соединяем их кончики — получается круг. Несколько таких кругов соединяем вместе, чтобы получилась сфера, — это туловище снеговика. Проделываем то же самое с головой, но для этого используем полоски немного короче. Из красной полоски делаем шарф и оборачиваем его вокруг шеи снеговика. Фломастером рисуем глазки, рот и пуговицы. Чтобы сделать морковный нос, вырезаем 1/4 круга как на трафарете и сворачиваем его в конус. Для шапочки вырезаем круг и разрезаем его как солнышко.

  • Букет из цветов в технике квиллинг

В таком возрасте дети уже способны создавать более сложные поделки, как, например, этот букет.

Квиллинг — это техника создания объёмных аппликаций из скрученных полосок бумаги.

Для создания такой аппликации понадобятся:

  • 4 зелёные полоски бумаги для стеблей,
  • 10 более коротких для листочков,
  • 1 длинная розовая для бантика,
  • по 5 полосок красного, жёлтого и синего цвета.

Сначала наклеиваем длинные полоски-стебли на фон, сверху приклеиваем бантик. У более коротких зелёных полосок склеиваем кончики, немного сдавливаем полученный круг, чтобы образовать из него овал, — это листочки цветов. Скручиваем жёлтые, красные и синие полоски, чтобы получить бутоны цветов, и приклеиваем их на поделку.

  • Роза из кружевной салфетки

Эта поделка выглядит очень красиво и крайне проста в исполнении.

Все, что нужно сделать, — это отрезать край у кружевной салфетки и аккуратно скрутить его в цветок, таким образом, чтобы получилась розочка.

  • Роза из цветной бумаги

На красном картоне рисуем спираль, вырезаем по линии полосу и начинаем скручивать её пальцами, пока не получится бутон.

Стебель для цветка можно сделать из цветной проволки.​

Из зеленой бумаги вырезать листики и приклеить на стебель. Роза готова!

  • Рыбка — шахматная доска

Эта аппликация выполняется без клея. Для начала на цветной бумаге рисуем контур рыбки, вырезаем её. Сгибаем рыбку пополам и начинаем делать надрезы посередине. Они начинаются примерно после головы и заканчиваются до хвоста. Дальше вырезаем полоски разных цветов и разной длины, которые образуют плавник.

Полоску одного цвета, к примеру, оранжевого, «волнами» просовываем так, чтобы одна часть была над надрезом, а другая под ним. Аналогично и с другими полосками. В итоге должен образоваться узор «шахматная доска».

  • Объёмная машинка

Ещё одна довольно интересная аппликация, которая также очень легка в исполнении.

Все, что нужно сделать, — это распечатать шаблон, раскрасить машинку, вырезать её и сделать два надреза на выступающей части в конце.

В этой статье собраны 25 самых интересных аппликаций и схем-шаблонов поделок из бумаги своими руками для детей. Ведь не секрет, что любая форма творчества развивает мышление малыша. Поделки из бумаги — это прекрасное занятие, которое развивает усидчивость и терпеливость. В свою очередь, работа с ножницами, клеем, пластилином и вырезание деталей поделок развивают мелкую моторику рук.

Эти поделки подойдут как для домашних игр, так и для занятий в детском саду или классе. Самые маленькие дети могут делать простые аппликации, в которых требуется наклеить несколько фигурок на бумагу. С 3-4 лет, когда дети начинают осваивать ножницы, они уже могут вырезать из бумаги несложные объекты и склеивать их. Начиная со школьного возраста дети уже способны делать более сложные поделки: например, выполнять аппликации в технике квиллинг или вырезать мелкие фигурки с большим количеством деталей.

Аппликации для детей – хороший способ развития в ребёнке творческих способностей, моторики рук, воображения, логического мышления. Аппликацией могут заниматься дети разных возрастов. Даже малыши с помощью взрослых смогут составить простую композицию, например, из кружков. Дети в подготовительной группе могут освоить более сложную технику выполнения аппликации.

Мастер-класс рассказывает об основных видах и этапах выполнения аппликации из различных материалов.


Творческая работа заинтересует и начинающих взрослых. Из ткани, картона, фотографий, цветных листов, бусин, войлока с помощью ножниц, клея и умелых рук можно создавать настоящие шедевры.

Основы аппликации

Прежде чем понять, какие материалы и инструменты понадобятся для аппликаций, следует классифицировать этот вид декоративного искусства.

Виды и техники аппликаций

Аппликация классифицируется по форме, материалу, цвету, тематике, способу выполнения. Разделение на виды условно. Порой, собранную композицию сложно классифицировать, так как в работе использовались различные материалы и технологии выполнения.

Наиболее полная классификация аппликаций представлена ниже.

По форме:

  • объёмная – создаётся с эффектом 3D из салфеток, гофры, ткани, ваты и других материалов, способных держать выпуклую форму;
  • плоская – используются трафареты, по которым вырезаются все элементы, а затем приклеиваются на поверхность или друг на друга, оставаясь в одной плоскости.



По тематике :

  • предметная – отдельные одушевлённые или неодушевлённые предметы со стилизованной детализацией наклеиваются на фон;
  • сюжетная – детали создают сюжет (например, композиция на тему времени года или проведения праздника);
  • декоративная – представляет собой узоры и орнаменты, которыми можно украсить различные предметы.


По способу выполнения:

  • силуэтная – вырезание элементов по сложному контуру (это может быть готовая цветная картинка);
  • накладная – наклеивание на вырезанную деталь более мелких элементов, например, к туловищу птицы дополнительно приклеиваются крылья, глаза, грудка.
  • обрывная – нанесённый заранее или распечатанный на основе рисунок плотно обклеивается бумажными обрывками;
  • мозаика – создание изображения с помощью выкладывания на основу одинаковых фигур (треугольников, кружков, квадратиков и т.д.);
  • симметричная – вырезание элементов из сложенного пополам материала (вырезание начинается от сгиба);
  • торцевание – приклеивание к поверхности основы скрученных кусочков гофры или салфетки в вертикальном положении;
  • коллаж – создание композиции из готовых изображений, например, из фотографий в глянцевых журналах.





По цвету:

  • однотонная;
  • разноцветная;
  • двухцветная.

По способу закрепления на основе:


По материалу:


Композиция собирается из самого разного материала, поэтому список постоянно пополняется. Аппликации для детей выполняются из любого бросового материала, который можно приклеить к поверхности картонного листа.

Необходимые инструменты и приспособления

Для работы вам могут понадобится такие материалы как:

Теперь, когда всё готово для МК по аппликации, можно осваивать способы выполнения.

Техника выполнения

Традиционные детские аппликации делаются из бумаги или картона. Это первые материалы, с которыми знакомятся дети. При этом используется цветная, гофрированная, односторонняя или двухсторонняя бумага. Чем старше ребёнок, тем сложнее выполнение аппликации.

С детьми, занимающимися в старшей группе, рекомендуется использовать при выполнении аппликации дополнительные, нетрадиционные методы. Например, некоторые элементы создать в стиле детского оригами или освоить обрывную технологию.

Дети в средней группе могут делать аппликации из разных фигур. Работа, выполненная своими руками, станет хорошим закреплением знаний о начальной геометрии. Аппликация из геометрических фигур выполняется очень просто: детям достаточно научиться вырезать квадраты, прямоугольники и круги. Из этих незатейливых элементов могут получиться настоящие сюжетные картины.

Геометрические аппликации

Чтобы детям было проще собирать геометрическую композицию, рекомендуется использовать готовую схему, которая подскажет нужное расположение фигур.





Мозаика

Аппликации из цветной бумаги имеют различные вариации. Бумагу можно складывать, надрезать бахромой, наклеивать слоями, обрывать, сминать, скручивать. Всё это даёт возможность фантазировать вместе с ребёнком, придумывая новые технологии и сюжеты.



Общее описание, как сделать аппликацию из бумажных листов:

  1. распечатать на принтере или нарисовать самому шаблоны для аппликации, вырезать;
  2. вырезать из бумаги по получившимся трафаретам все необходимые элементы;
  3. сделать с помощью красок фон (необязательно);
  4. разложить элементы на основе, выбрать наилучшее положение;
  5. пошагово приклеить все детали к основе, начиная от фоновых и самых крупных;
  6. дорисовать карандашами, фломастерами или краской все мелкие элементы (глаза, улыбку, пятнышки и т.д.).

По сути, создание аппликации из цветной бумаги является базовой для склеивания композиций из других плоских материалов. Бумагу и картонную основу можно заменить кожей, фетром, хлопковой тканью, а технология выполнения останется прежней.

Частичная или комбинированная аппликация

В младшей группе можно использовать самые неожиданные средства для создания простых аппликаций. Например, ватные диски, пуговицы, крупа, семечки, макароны и многие другие материалы отлично подойдут для предметной или сюжетной композиции. Для малышей аппликации создаются по простой инструкции и зачастую требуют только общего шаблона. Трафареты для материалов не нужны: элементы приклеиваются сверху и дополняют вырезанный силуэт.



Старшая группа детей достаточно взрослая, чтобы выполнять более сложные работы. Детям в старшей группе можно предложить создание выпуклых композиций.

Объёмная 3D

Объёмная аппликация создаётся разными способами с помощью различных материалов. Для этой цели подойдут вата, цветная или гофрированная бумага, салфетки, пряжа и многое другое. Например, можно сделать бумажных божьих коровок из двух согнутых и склеенных между собой кругов. Свёрнутые полоски бумаги превратятся в лепестки, а кусочки ваты станут облаками.






Торцевание

В подготовительной группе дети уже умеют обращаться с ножницами, знают названия основных геометрических фигур, отличают цвета и оттенки. Однако и для детей старшего возраста творческая работа в виде аппликации остаётся актуальной.

Для дошкольников 5-6 лет важно подготовиться к школе и научиться командной работе. В этом случае хорошо подойдёт масштабная коллективная работа с более подробной детализацией. Например, дети могут сделать мозаику из картона или ткани (фетра), освоить торцевание или валяние. Также коллективная работа может быть выполнена в смешанной технике.

Одна из простых коллективных работ – аппликация из салфеток. Салфетки можно скатать в комочки, скрутить в жгутики или использовать для торцевания. Подобные аппликации для детей требуют усидчивости, внимательности, хорошо развитой моторики рук.


Поэтапно поделка выполняется следующим образом:

  1. перевести трафареты на основу;
  2. нарвать небольшие кусочки салфетки и скатать из них катышки или жгуты;
  3. для торцевания нарезать салфетку на квадраты и обернуть каждый квадрат о палочку (карандаш, зубочистку);
  4. начать приклеивать заготовки по линиям изображения;
  5. заполнить, соблюдая цвета и границы, внутреннюю часть картинки.

Видео мастер-классы аппликаций в разных техниках




Шаблоны и трафареты для аппликаций














Для успешного разностороннего развития ребёнка большое значение имеет деятельность по развитию мелкой моторики рук. Одним из видов такой деятельности являются аппликации из цветной бумаги, шаблоны для которых разработаны методистами с учётом особенностей возрастных групп дошкольников.

Важно, чтобы сложность задания соответствовала возрасту ребёнка, чтобы занятия проводились систематически, постепенно усложняясь, и проходили под наблюдением и при помощи взрослых.

В чем польза аппликаций по шаблону для развития

Аппликации из бумаги творческий процесс, благодаря которому дети познают окружающий мир и приобретают множество навыков. Кроме развития мелкой моторики рук, это координация движений, изучение цветов и их сочетаний, понятие о композиции, знакомство с различными материалами и фактурами, развитие наблюдательности, воображения и фантазии.

Работа над аппликацией в коллективе способствует организованности, выдержке, аккуратности. Необходимо отметить также развитие пространственного воображения: занимаясь аппликацией, дети создают целое из нескольких составляющих и, наоборот, учатся делить целое на части.

Учёными доказано, что в коре головного мозга центр, отвечающий за мелкую моторику, расположен рядом с речевым центром и способствует развитию речевых навыков.

Виды аппликаций по шаблону

Различают три основных вида аппликации:

  • предметная – вырезанные части имеют простую, чёткую форму и пропорции, создаётся образ, не связанный с каким-либо сюжетом;
  • сюжетно-тематическая – соответствие определённому сюжету (взятому из сказки или придуманному самостоятельно);
  • декоративная – украшение открыток, рамок фото узорами из геометрических фигур.

Простые аппликации для детей 2-3 лет

Простыми аппликациями из цветной бумаги с помощью шаблонов можно заниматься с 2-х лет. Однако некоторые специалисты полагают, что посильные задания могут выполнять и дети с 1 года.

Начальные занятия представляют собой приклеивание кусочков бумаги на лист в произвольном виде. На этом этапе ребёнок должен уяснить и запомнить основные действия: намазать, перевернуть, приложить, пригладить. Малышей пока привлекает сам процесс, стремиться к результату они будут потом.

На второй ступени сложности используются шаблоны. Ребёнок должен разместить элементы тоже хаотично, но в пределах контура, при этом возникает определённый образ.


Шаблон аппликации с цветной бумаги «Ёжик»

Шаблон – это схематичное изображение будущей картинки, нарисованное или распечатанное на принтере. Несложными шаблонами для аппликаций из цветной бумаги могут служить, например, ёлка с шарами, дерево с яблоками и другие.

Для такой работы нужно подготовить элементы: шары, яблоки и т. д. Ребёнок должен сам определить, как расположить их на шаблонах.


Шаблон аппликации «Пальма»
Шаблон аппликации «Цветочек»

Для маленьких детей будет интересным выполнение несложной обрывной аппликации. Малыш наблюдает, как взрослый рвёт бумагу на длинные полоски, затем сам рвёт их на клочки. Этими кусочками нужно заполнить контур.

Если ребёнок захочет сам разорвать бумагу, то из этих неровных, неловких полосок тоже можно составить аппликацию, например, травку. Муравьи рисуются с помощью пальчиковых красок.

Далее задание усложняется: нужно попасть элементом на конкретное место шаблона или нарисованного контура. Так, с помощью вырезанных кружочков, выполняется изображение гусеницы. На данном этапе детей интересует уже не только процесс, но и результат.

При изготовлении аппликаций из цветной бумаги с применением шаблонов и контуров с детьми до 3-х лет используются приготовленные вырезанные элементы.

Трёхлетнему ребёнку можно уже прививать навыки работы с ножницами с закруглёнными концами.

При этом необходимо объяснить, как правильно держать ножницы и бумагу, чтобы не пораниться. Начинать нужно с прямых разрезов, затем отработать изгибы и закругления.

В этом возрасте дети уже способны создавать несложные сюжетные картинки. Наклеенные на шаблон элементы позволяют создать конкретный образ.

Фоном для аппликации может быть нанесённый контур с частично нарисованными элементами. К примеру, шаблонный аквариум с водорослями и камнями на дне дети могут заселить обитателями: рыбками, медузами и т. д.

Интересным занятием может быть соединение и склеивание разрезанной картинки. Если ребёнок справляется с таким заданием легко, рекомендуется его усложнить: к зонтику добавить дождинки, к домику с присоединённой крышей приклеить окна. Такие занятия развивают фантазию, наблюдательность, чувство пропорции.

Аппликации для детей 4-5 лет

В этом возрасте аппликации из цветной бумаги и шаблоны для них становятся сложнее. Подготавливая, совместно со взрослым, элементы для будущей картинки, ребёнок проявляет больше самостоятельности: вырезает, подбирает цвета и, таким образом, получает понятие о композиции.

Такая деятельность развивает логическое мышление, позволяет проявить творческие задатки.

Для детей 4-5 лет увлекательным занятием является изготовление открыток, которые они затем дарят родителям и друзьям.

Основа складывается пополам и внутри открытки наклеиваются элементы, образующие сюжетную картинку.

Шаблоны, разработанные специалистами, являются лишь примерами, указывающими направление работы.

Родители и воспитатели могут вносить свои идеи. Например, использование в аппликации вырезанного контура ладошки малыша, – такие картинки вызывают у детей изумление и восторг.


Аппликации с ладошкой

Техника аппликации из одних кружочков раскрывает для ребёнка взаимосвязь частей и целого.

Развивая творческое воображение ребёнка, следует показать ему различные приёмы работы с бумагой: например, сложить её в виде гармошки. Для такой картинки нужно подготовить основу, нанести контуры. Усложняется и процесс приклеивания.

Сложные аппликации для детей 6-7 лет

Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста уже обладают определёнными навыками.

Занятия аппликацией из цветной бумаги с использованием шаблонов в этот период помогают дальнейшему развитию мелкой моторики, мышления, памяти и концентрации, вырабатывается умение планировать свою деятельность.

Важным обстоятельством является и то, что ребёнок предвидит конечный результат своей работы.

В этом возрасте у детей закрепляется навык вырезания отдельных деталей и цельных силуэтов, симметричных элементов из сложенной пополам бумаги, а также умение создавать композиции и правильно располагать на основе отдельные их части.

На этом этапе дети изучают сочетания цветов, анализируют и сопоставляют детали. Становится разнообразной и фактура материала: кроме обычной цветной бумаги, используется крепированная («жатая»), мелированная (глянцевая), фактурная (с тиснением или имитирующая бархат), фольгированная.

В этот период можно переходить к объёмным симметричным композициям.

Для выполнения такого задания шаблоны (облака, воздушные шары) вырезаются обычным способом. Далее два одинаковых шаблона сгибаются по центру и скрепляются вместе (можно сшить). Подготовленные элементы наклеиваются на основу.

Для изготовления объёмной птички шаблон сгибается пополам и склеивается, кроме крылышек, которые сгибаются по пунктирной линии.

Полученный результат можно наклеить одной стороной и крылом на основу (в виде аппликации) или превратить в поделку, привязав на нитку и подвесив на веточку.

Усвоив на предыдущих этапах азы композиции, дети 6-7 лет способны создавать целые картины – пейзажи, натюрморты, используя готовые шаблоны для аппликаций из цветной бумаги или изготавливая их с помощью воспитателя или родителей.


Аппликации с использованием одноразовой тарелки

Одноразовые тарелки являются удобным материалом, с помощью которых можно создавать оригинальные и красивые композиции. Изготовленные из полистирола или картона, разного цвета, с различным тиснёным рисунком, они могут быть как основой для аппликации, так и элементами для неё.

К изготовлению аппликаций из цветной бумаги на одноразовой тарелке с помощью шаблонов можно привлекать детей с младшего возраста. На подготовленном цветном фоне дети располагают несложные элементы в виде узора.

Усложнённый вариант – использование для фона двух или нескольких цветов и более сложные элементы. Дети 6- 7 лет составляют уже тематические композиции на тарелках или используют их как материал для отдельных элементов.

Примеры постепенно усложняющихся аппликаций на тарелках:

Комбинированные аппликации

Выполняя аппликации из цветной бумаги, шаблоны можно разнообразить, комбинируя различные материалы.

Аппликации из крупы

Таким видом аппликаций можно заниматься даже с маленькими детьми. Алгоритм работы следующий: взрослый наносит клей на заготовленный рисунок, ребёнок сыплет на него крупу и слегка придавливает пальчиком.

Оставшиеся не приклеенными крупинки нужно стряхнуть. Такое занятие воспитывает у ребёнка внимательность и аккуратность.

Дети постарше могут использовать разные виды круп. При этом клей наносится поочерёдно на отдельные участки. Для красочности картинки рекомендуется предварительно подкрасить крупу гуашью в разные цвета. В качестве шаблона можно взять собственный рисунок ребёнка, это стимулирует его, вызывает вдохновение.

Аппликации из пуговиц

Для выполнения такой аппликации необходима предварительная подготовка. Изучив рисунок и выбрав цвета, ребёнок, с помощью взрослых, подбирает подходящие по цвету и размеру пуговицы. Затем следует разложить их на рисунке, чтобы представить желаемый результат, и приступить к наклеиванию.

Для младших детей, не владеющих пока нужными навыками, можно нанести рисунок по шаблону на слой пластилина – ребёнок будет прикреплять пуговицы вдавливанием. Такая техника применима и при работе с крупами.

Для комбинированных аппликаций используется также вата, салфетки, яичная скорлупа, природные материалы – листья, лепестки, семена и многое другое.

Многослойные аппликации

Многослойные (накладные) аппликации из цветной бумаги или других материалов выполняются с помощью разработанных или изготовленных самостоятельно шаблонов.

Такая работа развивает пространственное воображение, воспитывает эстетический вкус. Выполняются они из бумаги, ткани, кожи, фетра – главное, чтобы края материала не осыпались.

Многослойные аппликации, как и другие разновидности, бывают разной степени сложности. Для маленьких это простое наклеивание деталей друг на друга. Закрепляя элементы только с одного края, можно создать эффект объёмности.

Более сложные аппликации характеризуются большим количеством деталей, для их изготовления требуются хорошие навыки работы с ножницами, чувство пропорции и цвета.

Дети старшего возраста, с развитой мелкой моторикой рук, обладающие навыками изготовления сложных деталей, создают настоящие произведения искусства – необычные композиции и даже портреты. Особую красочность им придают светотеневые эффекты.

Многослойная аппликация – это уже по-настоящему творческий процесс, в котором проявляется фантазия и художественные способности ребёнка. Необходимо продумать образ, цветовую гамму, последовательность действия, поэтому такая работа подразумевает определённый уровень интеллекта.

Аппликации из кусочков

Аппликации из разрезанных или рваных кусочков цветной бумаги с использованием шаблонов – довольно простой вид, их могут выполнять даже маленькие дети. На лист-основу нужно нанести рисунок. Помимо готовых шаблонов можно использовать детские раскраски или придумать эскиз самостоятельно.

Изготовление элементов аппликации проводится совместно с ребёнком – маленькие дети с удовольствием рвут бумагу на кусочки. Если уже имеются навыки работы с ножницами, можно позволить эти элементы вырезать.

Важная деталь: чем младше ребёнок, тем крупнее должны быть фрагменты.

Подобрав нужные цвета, можно приступить к наклеиванию. Клей наносится не на мелкие детали, а на шаблон, по участкам.

При занятии с малышами этот процесс осуществляется взрослым, дети более старшего возраста сами наносят клей кисточкой. Приклеивая кусочки бумаги, ребёнок должен точно попадать в контур.

Разновидностью аппликации из кусочков является торцевание. Эта техника довольно сложна, но детям 6-7 лет она вполне по силам, особенно при коллективной работе.

Для овладения техникой торцевания педагогам и родителям предлагаются мастер-классы по этой теме.

Аппликации осенней тематики

Яркие краски осени дают возможность создавать колоритные картинки осенней природы. Для аппликаций на эту тему используется как цветная бумага, так и природные материалы: разноцветные листья, лепестки поздних цветов, семена, колоски, веточки и другие предметы.

При изготовлении аппликаций на осеннюю тематику из цветной бумаги по шаблонам и в свободной композиции сохраняются основные атрибуты – вырезаются и раскрашиваются цветы, грибы, фрукты, жёлуди, силуэты деревьев. Обязательный компонент – осенние листья.

При работе с природным материалом нужно его подготовить. Собранные листья необходимо предварительно выровнять и высушить под прессом. Если листочку требуется придать какую-либо форму, то для этого используется свежий лист, который затем высушивается.

Для коллажей и мозаичных картин можно приготовить картонные шаблоны, на которые наклеиваются элементы.

Осенняя природа – благодатная почва для полёта детской фантазии. Аппликации из листьев, помещённые в рамку для фотографий, украсят любой интерьер.

Эффектным украшением будут и осенние фонари. Для этого стеклянный сосуд оклеивается снаружи разноцветными листьями (бумажными или природными), внутрь ставится небольшая свечка.

Аппликации зимней тематики

Для создания зимних и, в частности, новогодних аппликаций применяется любая из описанных техник, в зависимости от возраста детей.

Самым распространённым видом зимних аппликаций являются снежинки – это подвид аппликации силуэтного типа. Правильно складывать лист, обрезать край и острый уголок, делать надрезы рекомендуется сначала на обычной бумаге – так вырабатывается навык.

Кроме того, подвесками из таких снежинок украшают комнату. Тонкие, воздушные снежинки можно наклеить на окна и другие поверхности.

Для маленьких детей лучше подготовить шаблоны (круги с нанесённым контуром) и сделать обрывную снежинку из кусочков. Для плоских, объёмных, многослойных снежинок требуется заготовить схемы для вырезания.

Для изготовления традиционной ёлки малыши используют треугольники из зелёной бумаги, снеговик делается из белых кружков, воспитатель или родитель помогает дополнить аппликацию деталями.

Детям постарше можно предложить сделать ёлку из полосок бумаги или создать картинку зимнего леса с помощью шаблонов, используя мелкие бумажные кусочки или вату.

Ярко и объёмно смотрится ёлка из бумажных шариков. Для этого изготавливается шаблон и элементы из крепированной бумаги. Основной цвет – тёмно-зелёный, для гирлянды делаются разноцветные шарики.

Интересная аппликация с изображением зимних аксессуаров позволяет детям проявить творческую фантазию.

Украшением шапочки и варежек может служить любой орнамент, фигурки животных, зимние картинки, бисер или стразы.

Для имитации меха используется вата.

С помощью одноразовой тарелки можно сделать поделку-маску белого медвежонка. В тарелке вырезаются отверстия – глаза, поверхность оклеивается кусочками бумаги, для носа используется одноразовый стаканчик.

Старшие дошкольники и учащиеся младших классов способны под руководством взрослых создавать сложные зимние пейзажи с использованием смешанных техник.

Аппликации весенней тематики

Подснежники и ландыши, скворцы и цветущие деревья – эти признаки весны традиционно используются в детских аппликациях из цветной бумаги с применением шаблонов. Самые маленькие выполняют простые задания, располагая подготовленные элементы на контурах. Эти же образы можно усложнить, добавив картинки весенней природы.

Более сложные композиции – объёмные, многослойные, с большим количеством элементов – создают дети, обладающие навыками работы с клеем, ножницами, кисточкой и использующие разные техники.

Сирень в вазе из крупы, весенняя картина в технике рисования и аппликации – эти и множество других идей предлагают специалисты родителям и воспитателям для развивающих занятий с детьми.

Аппликация – это изобразительная деятельность. Добившись желаемого результата, ребёнок испытывает эстетическое удовольствие, тем самым приобщаясь к миру прекрасного, к миру искусства. Простой и доступный для детей способ создания художественных работ делает аппликацию одним из любимых видов развивающих занятий с детьми.

Чем заняться с детьми 3-4 лет, чтобы было интересно и полезно для их развития? Из всего многообразия занятий, которые развивают творческое мышление мальчика и девочки, очень полезным и интересным будет занятие аппликацией из бумаги или другого подходящего материала. И независимо от результата работы (красиво получилось или не очень) ребёнок радуется тому, что он это сделал сам. Аппликация с детьми 3-4 лет - творческий вид деятельности, который формирует эстетический вкус ребёнка.

В 3-4 года малыш уже хорошо разговаривает, он слышал много сказок, бывал в зоопарке или видел животных в деревне, знаком со многими видами транспорта, наблюдал за творческим или трудовым процессом. Круг познаний у него достаточно широк. Всё, что дети 3-4 лет видят, о чём слышат, во что играют можно использовать как стартовую точку для творчества. Это можно обыграть при развивающих занятиях аппликацией.

Начинать заниматься аппликацией можно с 2 лет. Тогда к 4 годам это занятие станет любимым. А готовыми аппликациями можно украсить детскую комнату или подарить бабушке с дедушкой.

Легкие вырезалки для детей дошкольников 3-4 лет можно классифицировать по способу работы, виду материалов.

  • Для детей 3 лет

Она очень проста, чтобы ребёнок мог выполнить максимум действий при минимальной помощи взрослого.

. Это подходящий вид вырезания для детей 3 лет. Из цветной бумаги по очерченному контуру вырезают детали композиции и наклеивают на картон-основу. Главное, в этом виде аппликации - аккуратность. Аппликация клубники проста в исполнении. Вырезать из красной бумаги по контуру, намеченному взрослым, клубнику и приклеить на картон. Затем вырезать хвостик из зелёной бумаги или воспользоваться уже вырезанным и тоже приклеить на картон.

У малышей 3 лет всё получается неуклюже, но уже то хорошо, что они учатся работать ножницами, тренируют ручки и пальчики. Это развивает мелкую моторику, что связано с умственным развитием. А семечки на клубнике можно нарисовать жёлтой краской при помощи кисточки.

Детали для аппликации из бумаги для детей 3-4 лет следует делать крупными. Ребёнку должно быть удобно брать их в руки и приклеивать.

Можно распечатать картинку по деталям, вырезать и собрать её, приклеив на чистый лист бумаги. Все действия с ножницами и клеем должен производить малыш. Главным критерием оценки является не уровень мастерства, а само участие в создании работы.

Объёмная аппликация . Нужна основа-картон, на него наносят контур будущего рисунка. Детали композиции создаются из бумаги, но прежде ей придают объём. Можно немножко помять кусочки цветной бумаги, а можно заполнить контур спиральками, гармошками, шариками из салфеток.

С использованием геометрических элементов . В ней образы и композиции составляют из геометрических фигур. Та же клубника может быть простым красным треугольником с зелёным хвостиком в виде ровной палочки-прямоугольника. В прямоугольнике-аквариуме могут плавать треугольнички-рыбки или четырёхугольники, которые вырезать малышам нетрудно, лежать круглые камешки, расти длинные водоросли-прямоугольники.

Рваная аппликация . Предварительно на цветной картон наносится контур рисунка. Можно контуры аппликации для детей распечатать, а можно попросить малыша самому нарисовать. Особенность этого способа в том, что детали из цветной бумаги не вырезают, а рвут мелкими кусочками, которыми заполняют контур. Это снова отличное упражнение для развития пальчиков ребёнка.

  • Для детей 4 лет

Для малышей 4 лет степень сложности увеличивается. И также материалы для работы не ограничиваются бумагой.

Аппликация из зёрен и круп . Контур рисунка покрывается тонким слоем клея и заполняется крупами, кофейными зёрнами, сухой фасолью, горохом. Такие композиции очень любимы детьми из-за необычного исполнения.

С использованием картона и пластилина . Основой служит цветной картон. Контур рисунка заполняется шариками из пластилина, колбасками, или детали рисунка вылепливают целиком и прилепляют к картону. Тоже интересное упражнение помогает развивать пальчики ребёнка 3-4 лет.

Аппликация из листьев . Подойдут как зелёные, так и цветные листья осенью. Листья предварительно нужно высушить. Можно использовать традиционный способ высушивания листьев между страницами книг, но это займёт какое-то время. И листочки, высушенные таким методом, потеряют свой цвет: они будут коричневыми. Лучше и быстрее сушить листья горячим утюгом, положив их между страницами газеты. Цвет листка сохраняется, материал быстро высыхает, и можно приступать к работе над аппликацией.

Аппликация из ткани . По готовому шаблону вырезаются детали рисунка, например, автобуса. Это будет заготовка. Её рекомендуют предварительно пропитать жидким раствором желатина и высушить. Поскольку материал - ткань, четырёхлетний ребёнок не всегда сам сможет вырезать заготовку автобуса, ему будет нужна помощь взрослого. Затем деталь смазывается клеем и приклеивается на цветной картон. Такая работа уже похожа на настоящую картину.

Галерея: аппликация из бумаги для детей 3-4 лет (25 фото)














. Это что-то вроде техники кракелюр и с виду очень похоже на мозаику. Поэтому требует терпения. Кусочки окрашенной или белой скорлупы выкладываются по очерченному контуру рисунка и наклеиваются, заполняя весь контур, как мозаикой. Картон для фона лучше выбрать тёмный, так более эффектно будет выглядеть рисунок.