Значок перевернутый крест. Энциклопедия символов. Кресты: самые распространенные формы

Крест – самый древнейший и могучий символ божественного миропорядка и управления жизнью, небом, землёй, хлебом насущным.

Слово «крест» в переводе с древнеславянского языка означает «огонь», причём не просто огонь, а огонь магический, жреческий, то есть святой. Ношение данного божественного защитного знака даёт человеку не просто силу, а силу свыше, делает человека видимым для вышних спасителей. И если человек носит на себе крест, он одет в огненную сиятельную, священную «кольчугу», которая закрывает его и спасает в нашей реальной жизни.

Кресты – это воистину чудодейственные знаки. В старину кресты носили люди, которые жили в опасной среде, ходили с караванами и кораблями, наполненными товарами, люди, которые жили на пограничных землях. Сегодня мы с вами живём в такой обстановке, когда далеко не каждый человек следит за тем, что он думает, хорош ли он, и что он посылает во внешний мир. Если раньше каждый славянин знал, что «молчание – золото» , «слово – не воробей, улетит не поймаешь» , то сегодня люди не берегут слова, а особенно не берегут злых слов, посылая их на ветер, и в такой энергетической обстановке мы с вами сосуществуем и каждый разумный человек должен заботиться о себе.

А Высшие Силы именно потому и поселили нас здесь, в этой точке Мироздания, в это время, в такие сложные периоды жизни, именно потому, что мы можем сделать что-то хорошее для этой жизни, но для этого каждый из нас должен думать о собственной самообороне, в том числе и об энергетической. Именно поэтому крест может принести огромную, колоссальную пользу каждому из нас, так как помогает выполнить задачу рождения – жить хорошо и счастливо.
Восьмилучевой крест – это связь всех восьми энергий, архиважнейших для человека. Те знаки, которые изображены на кресте, проверены не просто стариной, но и являются письменами, ведами. Каждый из них имеет свою структуру информаций, каждый из этих знаков является одним из весомых и значимых действий для человека в реальном мире. Архитипичность этих образов заложена в нашем подсознании. Несколько тысяч лет Предки понимали эту схему построения мира и нашей жизни в этом мире.

По сути, это отделы мозга, каждый из которых отвечает за свою программу и удесятеряется в силе реализации. Не проработанные программы активизируются после того, как вы начинаете носить крест. Исподволь эти глубинные программы жизни, заложенные в нашем генетическом счастье, активизируются и приносят нам значительную пользу, то есть ношение креста делает нас самих ещё и «сверхлюдьми».

Мы становимся лучше, сильнее, могущественнее, умнее, мы становимся более «продвинутыми», мы становимся более решительными, более действенными, благодаря тому, что когда крест ложиться на наше тело, а наш взгляд начинает разглядывать эти символы и знаки, наше глубинное сознание активизируется, интеллект становится концентрированным. Наш мыслительный процесс в этот момент обретает порядок. Программы генетического счастья и лучшего выживания начинают включаться и работать, они как будто ведут и наставляют нас от ситуации к ситуации, они как будто советуют нам когда, как и что нам делать. Они дают нам возможности в предчувствовании, понимании, озарении действовать. Более того, человек, носящий крест, часто «озаряется сверхмыслями», которые действительно являются уникальными для него.

Программы сознания, которые активизирует крест, помогают нам улучшить качество своей материальной жизни, качество своей личной жизни и судьбы в целом. Крест, как огонь жизненной силы, очищает, освящает и настраивает нашу жизнь на правильные действия. Тот внутренний свет, мир, покой и уверенность, которые вдруг начинают проявляться в нашем глубинном сознании – это сила креста.

Внутренний мир, целеустремленность, внутренняя и внешняя нацеленность на более лучшую жизнь – вот к чему ведет нас крест-солнце. Созерцание этого образа жизни – креста – включает согласование внутренних физиологических ритмов, которые обеспечивают физическое здоровье и психологический покой.

Человек освобождается от критического влияния внешнего мира, человек освобождается от отрицательных понятий и увеличивает свои внутренние возможности и заново перевоплощается, переосмысливает, перестраивает своё бытие. Крест приносит укрепление духа, соединяет нас с Высшими Силами единого разума, мы как будто бы внезапно получаем готовые понятия, советы, мудрости.
Крест это одновременно и оберег – то есть сила, которая вокруг тебя стоит как берег и всё худое разбивается об этот берег.

Это и талисман, а что такое талисман? Это сила движущая и упорядочивающая внешнее пространство твоей деятельности так, как нужно тебе, то есть она заряжает твою мечту-цель на свершение. Крес – это очень сильный талисман и он действительно всё ваши мечты отсылает вперёд и тем самым формирует переднее время, будущее время, в которое мы придём чуть погодя.

Крест – это и амулет. По-славянски амулет назывался «свясир». Это сила, формирующая и поддерживающая внутренние энергии человека, внутренние энергии тела, души, духа, внутренние энергии тонких тел, ауры.

Крест – самый древний, самый сильный, самый светлый амулет, талисман и оберег в одной энергетически сбалансированной модели.
Но это не только оберег, талисман и амулет. Крест – это сверхсила, сверхвозможности, а ещё, что самое главное, крест соединяет нас со Сваргой. Сварга – это Собор Великих, Вещих и Мудрых Сил, Святейших и Прекраснейших.

Крест даёт Силу Любви, крест чистит твоё любовное пространство, крест защищает мир от вредных и неугодных, крест даёт тебе уроки для того, чтобы ты понял, что такое Любовь и как нужно к этой великой силе обращаться.

Крест даёт тебе внешнее мирообустройство, крест даёт тебе возможности и ситуации, которые вдруг начинают происходить вокруг тебя для того, чтобы ты воспользовался этими ситуациями во благо своей судьбе.

Крест также чистит твою судьбу и посылает на линию твоей судьбы Берегинь, Оберегов, Сирков, посылает их на разные расстояния в будущее для того, чтобы, когда мы проходим, проживаем своё время бытия, то через некоторое время с поочередностью (в нужное время) мы должны встречать вспомогательные силы. Об этом заботится крест.

Крес также даёт контактный канал с Ведогонами. Кто такие «Ведогоны»? – это энергия всего твоего рода-племени, это твои Предки, которые когда-то набирались опыта и никуда его не растратили. Этот опыт сейчас запечатлён в их душах и крест даёт контактные каналы с их душами, с их очищенным опытом, потому что тёмный опыт ушёл в Тар-Тар, светлый опыт остался в Сварге.

Это методы, благодаря которым они строили свою жизнь, и крест даёт такой постоянный канал связи с родовой мудростью и помощью.

Но это ещё не всё. Крест всеми своими силами связан с основными Высшими Силами Мироздания, которые следят за перерождением нашей души и на кресе изображены не люди – это Сверхсущества, это Леги и Учителя – Высшие Наставники Мудрости. Но, что самое главное, крест помогает не всегда и не каждому. Если человек чёрен духом и если человек измарал свою душу, крест перестаёт на него работать, но от него будет держать барьер, что бы человек своими «изморами», своим аморальным поведением не измарал внешний мир, в котором живут нормальные люди. И, что самое главное, как только человек отмоет свою душу, очистит свой дух, крес начинает на него работать. Крест не накапливает зла, крес держит барьер между Злом и Добром. Крест – это великая, мудрая сила.
Какие же знаки начертаны на лучах креста? Мы начнём описание и понимание с того луча, на котором петелька.


На этом луче изображены сами Творцы, Творцы человеческого естества, это РОД и ЛАДА.

Это Великие Вещие Силы, которые даровали нам реальное пространство, реальный мир. Держат они древо вещее, древо, ведущее из этого реального пространства, в котором мы пребываем, к Вышнему, к Сварге, к нашему великому пространству Пра-Пра-Предков.

Что самое интересное, если мы «звёздочки-цветочки», которые изображены кроной древа, соединим между собой, то заметим, что они повторяют изображение созвездия ковша Большой медведицы. Да, конечно, он не совсем такой, как сейчас мы видим на небе, он расположен немножко не под теми градусами; но это говорит о том, что когда крест создавали здесь, в реальной точке этого бытия, и те, кто создавал, видели звёзды немножко под другим ракурсом. То есть, крест – очень древний, возможно, с тех времён, когда ось земная ещё не была наклонена, как сейчас, или ковш Большой медведицы наблюдали с сопутствующего Земле тела, возможно, это спутник, возможно, это соседняя планета.

Итак, Род и Лада, обратите внимание – женщина и мужчина, вдвоём делают одно дело, вдвоём держат ось Мироздания, вдвоём, одинаково напрягаясь, держат древо семьи, которое звёздным куполом покрывает их свыше, они одинаково стараются, у них на головах некое подобие корон. Причём, обратите внимание, у женщины корона более сглажена, т.е. менее остра, но с большим количеством лепестков. У мужчины она более остра, более отточена, но меньшее количество лепестков. О чём это говорит? Как это расшифровывали древние ведуны?

Это говорит о том, что женщина должна быть более мягкой, её мысли должны быть более сглажены, но при этом она должна думать больше, чаще и загружать свою голову более активно, чем мужчина. «Мужчина имеет право меньше думать» – так говорят учителя, общающиеся с нами, но он обязан реагировать остро, быстро, мгновенно и в нужное время!
На этом же лепестке есть РУНЫ.

Слева не далеко от женщины руна, которая называется «Двойная Бера», «Двойная Берегиня», т.е. удвоенная сила оберегов. Руна, которая со спины у символа женщины, это «Яра» – ярая сила плодоносности.

Это говорит о том, что каждая из женщин должна быть сверхберегиней своего благополучия, сверхберегиней своей семьи, и она должна быть ярой, благодатной, желанной, родовитой.

Со стороны мужчины сверху солнце, потому что только он должен быть солнцем в семье, только он должен быть носителем силы и света, носителем активной энергии творца в семье. А со спины у мужчины символ засеянного поля. Он обязан засеивать лоно женщины, он должен помнить об этом. И руна засеянного поля говорит о том, что каждый мужчина должен заботиться об интимном благополучии своей супруги и «о хлебе насущном».

Древо, которое они вдвоём сохраняют, держат, состоит из шести витков восходящих вверх. После чего открывается купол из звёзд, шесть этапов, которые выходят из первого, и если мы всё вместе посчитаем, то получится семь этапов. Две силы должна привнести женщина в семью, две силы должен привнести мужчина. Какие две силы женщины, какие две силы мужчины уже сказано рунами.

Женщина должна быть сверхберегиней, сохраняющей все блага семьи, мир и покой, родовитой и плодовитой, ярой в любви. Мужчина должен быть творцом и создателем, заботиться о любви и пище – защищать эти блага. Это является оплотом семьи, это является нашим жизненным восхождением в небеса благополучия.

Шесть витков на том древе, которое охраняют мужчина и женщина. Почему шесть? Потому что шесть этапов восхождения это и есть уровни нашей жизни. Любая жизнь мужчины и женщины делится на временные отрезки. Это начало отношений, молодые отношения, отношения формирующиеся, т.е. набирающие мудрость; отношения зрелые, когда мы уже пожинаем плоды своей зрелой супружеской жизни, и старость, над которой уже поднебесье раскрыло свой покров благоденствия. Вот они шесть этапов судьбы.
Следующий луч по часовой стрелке – это луч Велеса. Велес – это божество, явившее нашу жизнь. Он сделал её реальной.

Наверху этого луча символ пчелы. Крылья пчелы в движении, крылья – сила трудолюбивого человека, обладающего своей целью. Это символ созидания.

Сам луч состоит из витиеватого узора, который в старину назывался «змеевиком». Это символ, который сам себя бережёт, развивает, сам в себе черпает энергии, сам в себе ищет истоки мудрости и благополучия и находит методы для того, чтобы жизнь была счастливой. Это вечный символ развития и преумножения благ.

В самом верхнем отделе этого символа полустёртый знак – это тоже руна, ее называли «Бера-берегиня». Вечное движение к лучшему, это вечный поиск благ и вечное стремление к Богам в Сваргу. Но трудиться мы должны, как пчёлы, как золотоносные пчёлы, несущие святой свет сотворения в свою жизнь (любознательным, наверное, будет интересно, что гул работающего пчелиного улья – самый реанимационный для энергии, здоровья и психики человека. После этого звука по силе влияния – звук морской волны и шум леса).
Следующий символ, если мы будем смотреть на крес по часовой стрелке, это луч Лели – луч Любви, луч Счастья. И на этом луче единственные хранители, которые имеют крылья. Кто это? Это посланцы Богов, они стоят на постаментах как символ того, что они не должны прикасаться к нашей реальной жизни. Они свыше, с поднебесья смотрят на нашу жизнь. Они тоже охраняют древо. Что это за древо?

Если мы внимательно присмотримся, то внизу у этого древа символ зерна. Зерна, которое раскрылось и дало рост чему-то прекрасному. Зерно это символ нашей души. Душа, которая должна трижды эволюционировать, находясь в реальном мире, в реальном теле человека.

Трижды – что это такое? Три понятия должна прожить душа: любовь, счастье благополучия и накопление мудрости зрелой, только при этих трех составляющих человек станет «капищем».
Дерево разделяется на два цветка, которые в образе своём как будто бы не законченные кресты. Это говорит о том, что великие Хранители Богов, посланцы божьи охраняют и помогают нам.

Один из этих незаконченных крестов, левый, «смотрит» (повёрнут) на коловрат и этот цветок жизни, который охраняют Великие, вещие посланцы от Богов к человеку, является «раскрытой душой». Второй цветок, правый – это тот цветок, который хранит саму душу. Между этими двумя незаконченными, но слитыми воедино крестами – символ нескольких чаш, внутри которых солнце-огонь.

Три чаши благополучия, три накопленные силы притяжения: накопленная любовь, светлая, прекрасная, накопленное материальное благополучие и накопленная чаша мудрости, познании разума. И внутри этих чаш, которые как челночки встроены друг в друга – Огонь Бога.

Вот при наличии данных понятий мы будем всегда под покровительством посредников, посланцев между Богами и человеком. И эти великие посланцы являются стражами, стражами нашего добра и нашего зла. Один из них (который справа) при наших неправильных действиях, при наших нехороших, не красивых поступках сворачивает душу в кокон. Другой – при наших хороших, замечательных, добропорядочных действиях разворачивает душу, делает её прекрасным цветком, и эта душа, ликуя, учит своего человека новым замечательным методам счастья и богатства для того, чтобы его жизнь стала ещё лучше.

Следующий луч, по часовой стрелке – это луч Ярило . Луч, на котором изображена свеча, на вершине которой Курет или Птах, петух – символ рассвета, сторожевой символ огня дарующего нам ясность мышления и изгоняющий навов и мороков. Светлый человек всегда будет притягивать к себе светлые силы. Тёмный человек, который погасил свечу своей судьбы – не развивается, погасил свечу своего или чьего-то счастья, не привлекает к себе благополучные ситуации, становится человеком-бедовиком, птах будет клевать его в темя до тех пор, пока он не одумается и не начнёт исправлять ошибки.

На этом луче несколько рун. Слева знак вещего и мудрого покровительства Богов – восьмилучевой крест. Снизу руна, которая олицетворяет знак сторожевых, охранных сил – это перевернутый топор. Топор – оружие, которое защищает светлую часть нашей личности, светлую часть нашего духа. Справа от свечи есть руны, которые друг другу чашами, как челночки надеты, и внутри этих чаш, опять, символ света. Но, в частности, здесь свет изображён, как молния, т.е. помни, что каждая мысль, озаряющая тебя, является мыслью пришедшей свыше. Слушай эти озарённые мысли, помни их, потому что они, как луч света для нас с вами, для того чтобы мы осветили свою жизнь новыми понятиями.

На вершине этого луча «Ярильского» – крылья, но слегка опущенные, как бы крылья парящие, не трепетно движущиеся, а в спокойном полёте. Это говорит о том, что только спокойно и целенаправленно летящий ввысь человек может подняться высоко и освоить огромные пространства благополучия и наполнить свои закрома злаками золотых накоплений.
Следующий луч – это луч, на котором изображены хранители нашей реальной жизни, нашего реального времени, это хранители нашей реальной судьбы и движения по судьбе. Внизу, в ногах у этих хранителей символ движущегося времени. Это символ года, и в году есть основные позиции. Они помечены более активными линиями: это развитие судьбы, развитие разумного опыта, созидание любви и сохранение гармонии, стабильности благ.
Вот какие основные понятия должны быть в нашей жизни. Данные хранители охраняют символ ещё одного дерева, но почему-то у этого дерева нет столба, есть луны (три луны), это говорит о том, что человек имеет право: жить и активно накапливать блага, а потом иметь «пустое время» для отдыха, для восстановления сил, для свободного выбора новых горизонтов. И, заметьте, в этих периодах пустоты нет никакой опоры, нет никакой оси. Это говорит о том, что человек в своём выборе, волен идти куда угодно, но только ввысь, то есть не скатываться, и об этом говорят рожки лун.

Наверху луча, опять же, мы видим якобы цветы, как будто бы не законченный крест слева и не законченный крест справа, которые соединены, и посередине этого соединения – горлица, птица тихая, выносливая, стремящаяся к незабываемой цели, знающая секретные пути. Сегодня, мы расцениваем голубя, как посланца божьего, раньше же, в старину, это была вещая птица света, и имя этим птицам было не голубь, а феникс, рух, стратим, алконост, сирин, гамаюн, аленгдор, самовила и т.д., птиц, которые умеют самовозрождаться.
Справа на этом луче есть две руны, которые, опять же, напоминают нам о жизни. Нижняя руна, которая похожа на букву «Ж» – руна Живы, т.е. реальной жизни, реального бытия, обновления и воскресения. А сверху – звезда, крест – вновь напоминает нам, что правильно помнить о том времени, в котором ты реально находишься и строить любое событие с максимальной прибылью счастья. Жива–Лада – это Богиня гармонии, то есть согласия, когда в нашей жизни нет противостояния, особенно с близкими (ибо из этого мы черпаем силы к богатству).

Следующий луч, это луч Перунов, и на этом луче мы видим царственный жезл. Жезл управления, который не просто императорский жезл силы, но ещё он дополнен элементами мудрости, опыта.

На вершине, выше рукоятки, жезл напоминает нам голову агнца (голову барана с рогами). Это символ кротости, покорности перед судьбой, бараньей упёртости, бараньей глупости, если хотите упрямого, стояния на своём, если вы считаете себя правым в своих делах, в своих поступках и не допускаете ни чьих просьб, пожеланий, советов и соучастия. И этот знак – первый на жезле управления, как напоминание от Высших о том, что твоё управление может быть и таким.

Над головой овна – символ сердца, из которого луны налево-направо. Это символы наполнений, т.е. ваша сердечность (чувствуйте людей сердцем – оно не врёт) должна вас вести по судьбе и наполнять двумя активными энергиями: энергией любви и понимания и энергией благополучной, стабильной и прибыльной жизни. В понятие «благополучная жизнь» входит всё, что необходимо для благополучия.
И посередине между лунами, выходящими из сердца, мы видим символ Яри .
Таким образом, в старину изображалась Ярь (на санскрите слияние лингама и ионии), Ярь, как понятие «ярость», так и Ярь как понятие «любовь». Любовь должна быть ярая, могучая, и ваша ярость должна проявляться всегда, когда кем-то нарушается ваша любовь.

Этот луч сверху дополнен двумя сложенными крыльями в полёте, но между крыльями распушенный хвост. Хвост говорит о том, что мы не должны забывать о том, что каждый из нас должен быть честолюбивым, если хотите, мы должны себя настойчиво приукрашивать и продвигать в мир людей, если сам не позаботишься о своих достоинствах – о них никто не вспомнит. Но лучше нет качества, как самодостаточное ощущение человека в том, что он достоин хорошей, богатой и любвеобильной жизни в почёте
Следующий луч изображает двух хранителей, которые занесли ногу на пьедестал. Одна их нога стоит на земле, вторая нога крутит колесо времени, перемещая мир из прошлого в будущее. Именно, владея временем и пространством, мы формируем настоящее, и это ступени вверх, ступени в вышние миры жизненного благополучия. Эти хранители конкретно прикасаются к нашим делам и по ним воздают каждому, чего достоин каждый.

Самый нижний символ – это символ реального движущего времени проживаемого человеком. Следующий символ – это символ сотворения пространства, символ солнца. Следующий символ – это знак сотворяющих вложений и сил человека. Далее символ значимых жизненных реалий, ради которых человек меняет свой мир. Ещё выше – это знак четырёх сторон света.
Ещё выше – знак, который совсем неотчётливо видно, но он значит божественный огонь. И это символы, которые говорят нам, что мы должны использовать все возможные и невозможные силы для того, чтобы строить свой мир крепким и реальным. Поэтому на данном луче древо изображено волнистой – как будто не чёткой линией мечты. Наверху мы опять видим символы крестов, которые соединены между собой двумя лепестками, и на этой перекладине сидит святой Сокол Бога, сокол князей, сокол управителей – людей, которые должны управлять своим подъёмом вверх. Слева и справа – это луны. Это знаки прибывающих сил. О лунах я уже говорила ранее.
Следующий луч – это луч Богини Мары, Богини мудрости. И на этом луче нарисован семенник, как символ того, что любое семя, взрощенное в человеке, даёт всходы, будь это семя зла или будь это семя добра. Поскольку эти семена изображены светлыми, это назидание о том, что мы тщательно должны контролировать благие мечты, взрастающие в наших душах, семена светлые, семена мирные, семена созидательные, но никак не тёмные. И семенник говорит нам о том, что мы должны мудрость свою увеличивать, потому что внизу семена малые, а вверху семена-капли прибыли – большие. Мудрость наша должна возрастать, множиться и это должна быть светлая мудрость, вместе с нею должен расти и достаток, приносящий добро, благополучие, счастье в нашу жизнь. И, как мы видим, на этом луче крылья раскинуты активно, то есть не должно быть в жизни «зависания», надо двигаться вперёд активно и всегда. Не стыдно упасть, но страшно падать всегда и стыдно не подниматься.
На косых лучах креса, там, где крылья, мы видим щиты или мишени, если хотите. Когда-то в старину сюда вставляли драгоценные камни – символ ловушек для благополучных сил. Щиты – защитники и обереги всего нашего накопленного благополучия.
В середине креста лежит кумир, который будет лежать, если верхним лучом будет луч «семьи». Если же у человека другие ценности и главным верхним будет какой-нибудь другой лепесток креста, то смысл у этого лежащего божества меняется. Что же это за божество?

Это Перун. И почему он должен лежать, если основным понятием счастья человека будет «семья»? Потому что Перун был не просто защитником, Перун – Бог чести и доблести, был также очень вспыльчивым божеством, плохо контролирующим свои эмоции, божеством импульсивным. В руке он держит жезл силы, окружён молниями, и это говорит о том, что если главный луч – луч «семьи», семейного счастья, то защитник не должен находится в импульсивном, вспыльчивом состоянии.

Если же мы повернём крест и петельку припаяем к другому лучу, здесь меняется смысл и измениться точка приложения силы креста.
Если Вы чувствуете нападение, направленное на вас из внешнего мира, если вы чувствуете недоброжелательную энергию, давящую на вас, вам достаточно взять свой крест в руку и немножко его потереть, прижав к груди. Энергия Живы на кресте сразу же активизируется и наполнит вашу.

Крест – это не только защитник и покровитель, но ещё и наставник и связь с Высшими!

Кресты: самые распространенные формы. Класс знаков по форме идентичных геометрическим элементам, широко использующихся в эмблематике и геральдике.

Кресты: самые распространенные формы

Общим символом человечества является крест. Его можно обнаружить в самых древних религиях, у самых древних цивилизаций: в Месопотамии, Египте, Китае и др. Кто изобрел крест? Никто – ибо он существует в природе. Это древний универсальный символ и прежде всего – символ связи микро– и макрокосма, духа и материи в их соединении. Крест символизирует вовлеченность духа (вертикальная линия) во время (горизонтальная линия).

Формы креста разнообразны. Они отличаются и числом перекладин, и числом концов креста, и пропорциями.

Греческий крест

Греческий крест

Крест самой простой формы: квадратный, с концами равной длины, горизонтальная перекладина расположена в середине вертикальной. Крест святого Георгия. Этот знак, называемый также crux quadrata, использовался с доисторических времен в самых разных значениях – как символ бога солнца, бога дождя, элементов, из которых создан мир: воздуха, земли, огня и воды. В раннем христианстве греческий крест символизировал Христа. Это также символ светской, земной власти, но полученной от Бога. Используется в средневековой геральдике.

Крест-молот

Крест-молот

Крест-молот – разновидность греческого креста. Один из главных геральдических крестов, назван так от французского potenee – «опора», поскольку его форма похожа на опоры, применявшиеся в древности.

Латинский крест

Латинский крест

Другое название латинского креста – длинный крест. Его горизонтальная перекладина расположена выше середины вертикальной перекладины. Это наиболее распространенный христианский символ в западном мире. Считается, что именно с такого креста был снят Христос, отсюда другие его названия: крест Распятия, крест Запада, крест Жизни, крест Страдания. Эта форма, так схожая с человеком, раскинувшим руки, символизировала Бога в Греции и Китае задолго до появления христианства. У египтян поднимающийся из сердца крест символизировал доброту.

Крест святого Петра

Крест святого Петра

Крест святого Петра – перевернутый латинский крест. С IV века он является одним из символов святого Петра, который, как полагают, был распят головой вниз на перевернутом кресте в 65 году н. э. во время правления в Риме императора Нерона.

Перевернутый латинский крест, то есть крест святого Петра, с заостренными концами – эмблема ордена тамплиеров.

Андреевский крест (косой крест)

Андреевский крест (косой крест)

Его называют также диагональным или косым. На таком кресте принял мученическую смерть апостол святой Андрей. Римляне использовали этот символ для обозначения границы, проход за пределы которой воспрещался. Косой крест также символизирует совершенство, число 10. В геральдике этот крест называется салтир.

Святой Андрей – покровитель России, и когда Петр Великий создавал русский военно-морской флот (в 1690-х годах), он принял для флага флота синий косой крест на белом фоне.

Тау-крест (крест святого Антония)

Тау-крест

Крест святого Антония

Тау-крест назван так из-за сходства с греческой буквой «Т» (тау). Он символизирует жизнь, ключ к верховной власти, фаллос. В Древнем Египте – знак плодородия и жизни. В библейские времена – символ защиты. У скандинавов – молот Тора. В христианских церквях – крест святого Антония (основателя христианского монашества, IV век). С начала XIII века – эмблема Франциска Ассизского. В геральдике это Всемогущий Крест. Известен также как «крест виселицы» из-за сходства с виселицей, как ее делали в древности.

Анкх (египетский крест)

Анкх – ключ к воротам смерти

Анкх – наиболее значимый символ у древних египтян, известный также как «крест с рукояткой». В этом кресте объединены два символа: круг (как символ вечности) и подвешенный к нему тау-крест (как символ жизни); вместе же они обозначают бессмертие, вечную жизнь. Анкх также олицетворяет «жизнь, которая придет», «время, которое настанет», скрытую мудрость, ключ к тайнам жизни и знаниям, а также ключ, открывающий врата смерти. Возможно, он символизирует Древо Жизни, а также солнце, поднимающееся над горизонтом.

Мальтийский крест

Мальтийский крест

Мальтийский крест также называют восьмиконечным. Он символизирует четырех великих богов Ассирии: Ра, Ану, Белуса и Хеа. Эмблема рыцарей Мальтийского ордена. Белый крест этой формы на черном фоне с самого начала был эмблемой военного и религиозного ордена госпитальеров (иоаннитов), которые перенесли свою штаб-квартиру на Мальту (в 1529 году) – отсюда это название.

В филателии мальтийский крест – первый почтовый штемпель, которым гасились почтовые отправления с 1840 по 1844 год.

Патриарший крест

Патриарший крест

Патриарший крест используется архиепископами и кардиналами. Его также называют католическим крестом кардинала и крестом с двумя перекладинами. Верхняя перекладина представляет собой титулус (доску для написания имени), введенную по распоряжению Понтия Пилата. Под названием архиепископский крест он часто встречается на гербах архиепископов.

Этот крест широко распространен в Греции и иногда называется анжуйским или лотарингским. Иногда его ошибочно называют лорранским крестом.

Папский крест

Папский крест

Папский крест с тремя горизонтальными перекладинами известен также под названием тройной крест. Используется в процессиях, в которых участвует папа. Три перекрестные линии символизируют власть и Древо Жизни.

Русский крест

Русский крест (крест святого Лазаря)

Этот восьмиконечный крест – крест русской православной церкви. Он называется также восточный крест или крест святого Лазаря. Символ православной церкви в Восточном средиземноморье, восточной Европе и России.

Верхняя из трех поперечных перекладин – титулус, где писалось имя, как в патриаршем кресте, нижняя перекладина – скошенная.

Крест Константина (знак «Хи-Ро»)

Крест Константина

Магическая печать с символом «Хи-Ро» (Агриппа, 1533 год)

Крест Константина – монограмма, известная как «Хи-Ро» («хи» и «ро» – первые две буквы имени Христа по-гречески). Легенда гласит, что этот крест император Константин увидел в небе по дороге в Рим, вместе с крестом он увидел надпись «Сим победиши». Согласно другой легенде, он увидел крест во сне в ночь перед битвой и услышал голос: «С этим знаком победишь»). Говорят, что именно это предсказание обратило Константина в христианство. И монограмма стала первым общепринятым символом христианства – как знак победы и спасения.

Розенкрейцерский крест

Крест с розой (розенкрейцерский)

Другое название – крест розы (пятилепестковой). Эмблема ордена розенкрейцеров. Символ гармонии, центра, сердца. Роза и крест символизируют также Воскресение и Искупление Христа. Этот знак понимается как божественный свет Вселенной (роза) и земной мир страданий (крест), как женское начало и мужское, материальное и духовное, духовная и чувственная любовь. Крест с розой есть символ посвященного, который благодаря работе над собой сумел развить в себе любовь, животворящую и преображающую материю.

Масонский крест

Масонский крест (крест в круге)

Масонский крест – это крест, вписанный в круг. Он означает святое место и космический центр. Четыре измерения пространства в небесном круге символизируют тотальность, включающую в себя Великий дух. Этот крест олицетворяет Космическое Древо, распространяющееся горизонтально над Землей и касающееся Небес через вертикальную центральную ось. Такой крест или выполнялся в камне, или изображался на стенах римских готических храмов, символизируя их освященность.

Пацифистский крест

Пацифистский крест (крест мира)

Этот символ разработал Джеральд Холтом в 1958 году для создававшегося тогда движения за ядерное разоружение. Для разработки символа он использовал семафорную азбуку: составил крест из ее символов – для «N» (nuclear, ядерное) и «D» (disarmament, разоружение) – и поместил их в круг, что символизировало глобальное соглашение. Скоро этот крест стал одним из самых распространенных знаков 60-х годов ХХ века, символизируя как мир, так и анархию.

Есть несколько способов поставить символ галочку в Microsoft Word. Способы, которые мы будем применять, должны работать для Microsoft Office 365, Microsoft Word 2016, Microsoft Word 2013, Microsoft Word 2011, Microsoft Word 2010, Microsoft Word 2007, Microsoft Word 2008 и Microsoft Word 2004.

Способ 1 – копирование и вставка — ✓ ✔ ☑ ✅ ✕ ✖ ✗ ✘

Чтобы скопировать и поставить галочку или крестик, выделите один из символов ниже, затем скопируйте и вставьте его в ваш документ или просто перетащите выделенный фрагмент.

Выберите любой символ, который вам понравится:

✓ ✔ ☑ ✅ ✕ ✖ ✗ ✘

Чтобы скопировать – выделите символ, а затем выполните комбинацию клавиш Ctrl + C.

Теперь в буфере обмена находится скопированный вами текст.

Чтобы поставить символ в нужное место, используйте Ctrl + V.

Способ 2 – символьные шрифты

Наиболее распространенный способ заключается в использовании специальных шрифтов – «Wingdings 2» или «Webdings» . Найти их можно будет в вашем документе в левом углу и выбрать соответствующий шрифт.

После выбора любого выбранного шрифта Wingdings 2 или Webdings, можно будет воспользоваться специальными горячими клавишами, которые ниже изображены на картинке.

Способ 3 — таблицы символов

Можно также использовать таблицу символов . Для этого необходимо будет иметь на компьютере установленный Excel. После чего перейдите в меню «вставка», а затем выберите «Символ». Как и в предыдущем шаге, выберите соответствующий шрифт «Wingdings». После чего, в нижнем окне можно будет выбрать любой символ на любой вкус.

Такую же таблицу можно получить, перейдя в меню «Пуск → Стандартные → Служебные», выбрать «Таблица символов». Ну и конечно не забудьте выбрать шрифт Wingdings. Просто кликните по любому значку дважды, и символ будет скопирован в буфер обмена. И наконец, поставить символ в нужное место документа.

Способ 4 — код символа на клавиатуре

Иной быстрый способ заключается в напечатание код символа на клавиатуре. Цифры нужно будет вводить именно с цифровой клавиатуры, которая расположена справа от вас. Верхний ряд цифр клавиатуры для этого не подходят.

  1. Выберите шрифт «Wingdings»
  1. Нажмите на Alt и удерживайте, затем наберите на цифровой клавиатуре следующую комбинацию чисел:

Галочки

  • Alt + 0252
  • Alt + 0254

Крестики

  • Alt + 0251
  • Alt + 0253

Не забывайте, что нужно будет поменять шрифт на Wingdings, прежде чем код символа будет введен. В конце можно будет сменить на нужный вам шрифт.

Это самые эффективные и простые способы поставить галочку в стандартный документ Word. Обратите внимание, описанные выше способы могут различаться в зависимости от вашей версии Microsoft Word, которую вы установили.

Крест — самый известный знак в истории человечества. Уже две тысячи лет он является всемирным символом христианства. Но появился этот знак гораздо раньше. Изображения крестов найдены при раскопках стоянок каменного века. Уже в глубокой древности крест стал сакральным знаком.

С ним были связаны различные обряды, мифы, легенды, суеверия, ритуалы. Он входил составной частью в орнаменты, становился основой при строительстве жилищ и храмов, чеканился на монетах.

Почему этот мистический знак, минуя тысячелетия, пришёл в наш век и занял одно из главных мест среди символов? Исследователи не могут даже сказать, возник ли этот символ в каком-то определённом месте и позже был заимствован другими религиями или появился самостоятельно и независимо у разных народов, не контактировавших между собой. Что такое крест, почему и когда он стал символом христиан?

«Исканьем тайн дух человека жил».В. Брюсов. «Светоч мысли. Египет»

В исторически-сложившемся христианстве символом веры является крест (в отличие от раннего христианства), однако сам символ креста, как ни странно был заимствован христианством из порицаемых и отрицаемых им вероисповеданий многобожия (называемых языческими).

Эту информацию подтверждают археологические находки практически по всей территории Европы. Крест, в зависимости от региона и религии, символизировал солнце, жизнь, богов, небо. А муиски (группа индейских племён языковой семьи чибча, создатели одной из высоких древних культур Америки) верили собственно как и христиане в наши дни, что крест изгоняет злых духов! Ну а самое первое упоминание про крест относят к древним Египтянам.

«Крест с доисторических времён служил религиозным, охранительным символом в почти каждой культуре мира. Крест был атрибутом богов Скандинавии, Ассирии, Персии и Индии» (Большая энциклопедия).

«Форма последнего (креста из двух балок) взяла начало в древней Халдее и употреблялась там, а также в соседних странах, включая Египет, как символ бога Таммуза (в виде мистической буквы Тау, первой буквы его имени). К середине III века н.э. церкви либо отступили от некоторых учений христианской веры, либо исказили их.

Чтобы укрепить позиции отступнической церковной системы, церкви принимали язычников без духовного перерождения и позволяли им сохранять свои языческие знаки и символы. Таким образом, буква Тау, или Т, в наиболее распространенном виде с опущенной перекладиной, была перенята для обозначения креста Христова» (Vine W. E. An Expository Dictionary of New Testament Words. Лондон, 1962. С. 256).

«Как это ни странно, но приходится признать бесспорный факт: крест как священный символ использовался задолго до рождения Христа и до сих пор служит религиозным символом в странах, на которые не распространяется влияние Церкви. (…) Древнегреческий Бахус, тирский Таммуз, халдейский Бел и скандинавский Один — символы всех этих божеств имели крестообразную форму» (Tyack G. S. The Cross in Ritual, Architecture, and Art. Лондон, 1900. С. 1).

До христианства крест первыми использовали египтяне . Он служил символом вечной жизни и богов.

Крест с петлёй называется «анх» (анкх, анк) с древнеегипетского «ankh» — жизнь, иногда называемый также «crux ansata» (лат. «крест c петлей»). Ведёт свое происхождение от древнеегипетского иероглифа, обозначавшего слово «жизнь», который, в свою очередь, происходит от древнего священного символа с тем же значением (или от стилизованного изображения человечка с расставленными руками).

По мнению Г.д’Альвиеллы, анх имеет форму старинного инструмента, использовавшегося для измерения уровня воды в Ниле, поскольку жрецы, имевшие представление о гидрологическом цикле Нила и знавшие даты наступления половодья на основе многолетних наблюдений за реком, могли «чудесным образом» предсказывать для народа время разлива.

А от ширины и глубины разлива Нила напрямую зависел уровень налогов, который будет устанавливаться в стране. Поэтому измерительный инструмент, которым могли пользоваться только жрецы, стал священным символом жизни.

В Вавилоне крест был символом верховного бога неба Ану. Это был наиболее почитаемый бог у шумеров.

У ассирийцев крест, заключённый в круг, был символом бога Солнца Ашшура. Часто под таким крестом также изображали полумесяц Луны


Для сомневающихся в отсутствии креста в символике раннего христианства можно добавить, что на древнейшей из дошедших до нас христианских мозаик (ок. 240 г.), которая находится в ватиканском некрополе под престолом св. Петра (так называемом «мавзолее Юлиев» или «мавзолее М»), Христос изображён в виде солнца, возносящегося на небо на квадриге, с нимбом за головой, от которого расходятся семь лучей Т-образной формы.

Многобожники на ней увидели бы Непобедимое Солнце (Sol Invictus) - солнечное божество, культ которого со времен императора Аврелиана, был в Римской Империи официальным (http://pravlife.org/content/rannehrist ianskie-mozaiki-rim-chast-1).

А крест появился позднее.

ДРЕВНИЕ СОЛЯРНЫЕ СИМВОЛЫ


Так сложилось, что, изучая культуру Древней Руси и древних славян, досконально изучают православие, образчики первых веков христианской Руси, однако о предшествовавшем вероучении принято говорить в книгах одной строкой:

«до крещения Руси, славяне были идолопоклонниками».

Однако такая формулировка не только не точна, но и не верна — это всё равно, что говорить о христианах как об «иконопоклонниках». На самом же деле вероучение славян — предмет для изучения интересный и загадочный.

Первым же с научной точки зрения, изучал древнюю веру никто иной, как русский гений Михаил Ломоносов.

«Ругенские славяне назывались сокращенно ранами, то есть с реки Ра (Волги), и россанами. Сие преселением их к варяжским берегам, как следует, обстоятельнее означится. Вейссель из Богемии наводит, что от востока в Пруссию пришли амакосовии, алане, венды.»

Ломоносов пишет о ругенских славянах. Известно, что на острове Рюген в городе Аркона находился последний славянский языческий храм, разрушенный в 1168 году. Сейчас там славянский музей.

Ломоносов пишет, что именно от востока в Пруссию и на остров Рюген пришли славянские племена и добавляет:

«Таковое преселение алан волжеских, то есть россан или россов, к Балтийскому морю происходило, как видно по вышепоказанных авторов свидетельствам, не в один раз и не в краткое время, что и по следам, доныне оставшимся, явствует, которыми городов и рек имена почесть должно»

На Украине, в Триполье обнаружены остатки города, возраст которого так же, как и Аркаима, более пяти тысяч лет. Он на пятьсот лет старше цивилизации Междуречья - Шумерской!

В конце 90-х годов недалеко от Ростова на Дону в местечке Танаис были найдены города-поселения, возраст которых затрудняются назвать даже учёные… Возраст варьируется от десяти до тридцати тысяч лет. Путешественник прошлого века Тур Хейердал считал, что оттуда, из Танаиса пришёл в Скандинавию весь пантеон скандинавских Богов во главе с Одином.

На Кольском полуострове найдены плиты с надписями на санскрите, которым 20 000 лет. А с санскритом совпадают только русский, украинский, белорусский, а также прибалтийские языки. Делайте выводы.

Солярная символика — символика солнечной стихии, Солнца, солнечных светлых богов.

Боги Солнца в славянском дохристианском вероучении — Даждьбог, Сварог, Хорс. Они — одни из светлых, то есть представляющих силы Прави боги. Правь — верхний, небесный мир в славянской мифологии.

Славяне представляли Правь как идеальный мир, где господствуют законы справедливости и чести. Об этом нам говорят многие русские слова: правильный (как в Прави), справный (с Правью), правило (по справедливости), правый (в обоих значениях). Солярная символика — одна из самых светлых в Славянской традиции.

О свастике

Пожалуй, основополагающий знак для солярной символики. Нацисты наслоили на этот символ свои смыслы, с которыми теперь тесно связаны все ужасы нацизма, поэтому его применение в России, пережившей кошмар Великой Отечественной — это, конечно, кощунство. Но в целях научно-просветительских, необходимо знать, какая история была у этого символа.

Классическое санскритское название этого символа происходит от индоевропейского корня «su/swa», что означает «связанный с благом»


Солярные символы, самым распространённым из которых является свастика, (свастика — особый вид небесного движения) широко использовались аборигенными народами Северной, Центральной и Южной Америки. Там их использовали с древнейших времён, в так называемую доколумбову эпоху майя и ацтеки в Южной Америке.

В это же время свастику находят на зернотёрках, бразильские индианки носили её на плащах, индейцы пуэбло рисовали свастику на танцевальных погремушках, а создатели курганов в штатах Арканзас и Миссури наносили спиральную разновидность свастики на свои керамические изделия.

Свастикой пользовались индейцы культуры Комичигон (Comechingon), которые проживали на территории современной Аргентины. Предполагается, что эта культура является прямой наследницей другой аборигенной культуры — Онгамира (Ongamira), которую датируют V тысячелетием до н.э. В Северной Америке свастику во множестве находили в курганах и индейских захоронениях Теннесси и Огайо.

Некоторые авторы связывают его с единством статики и динамики. Причём динамический смысл имеет только вращающаяся свастика. Если она вращается по часовой стрелке (вправо), то символизирует стремление ко всему связанному с жизнью, с положительными качествами и активным мужским началом; вращение же против часовой стрелки, напротив, указывает на умирание, на отрицание всего положительного и пассивность поведения.

Абсолютно наоборот трактуют направление вращения своей свастики греки (называвшие «тетракселе» — «четвероногий», «четырёхконечный»), так как узнали о свастике они от не дружественных им славянских народов и решили, что то, что Славянам — Правь, им — Аид. Отсюда много путаницы с направлением вращения и направлением лучей у свастик.

Свастика — это не только четырёхлучевой знак, о котором рассказывалось выше. Бывают также и свастики с 2, 3, 5, 6, 7, 8 и более лучами. Каждый вид свастики имеет свое специфическое магическое значение.

Крест — тоже свастика

К свастике не относим его весьма условно — крест тоже свастика, только без отходящих в сторону лучей. Многие люди считают его «чисто христианским» знаком, однако, это далеко не так. Например, католические миссионеры, проповедовавшие в Китае, видели кресты, изображённые на статуях Будды, учение которого возникло примерно на шесть веков раньше христианства, а испанские канкистодоры были свидетелями почитания креста североамериканскими индейцами как слияния Небесного огня и огня Земного.


Археологические данные свидетельствуют о том, что крест как символ почитали ещё в верхнем палеолите. Крест — символ жизни, неба и вечности. Также, правильный (равноконечный) крест символизирует принцип соединения и взаимодействия двух начал: женского (горизонтальная черта) и мужского (вертикальная).

Также кресты разделяют на прямой, то есть имеющий горизонтальную и вертикальную черты и косой, имеющий две диагональные черты, причём прямой крест олицетворяет мужское агрессивное творческое начало, косой — более мягкое творческое начало. Это совпадает и с характером вышивки славян. Косой крест, вписанный в ромб с четырьмя точками, символизирует засаженное поле.


Крест — символ универсальный. По-видимому, таковым его сделала простота начертания, дающая простор игре воображения и фантазии. Но не исключено, что он затрагивает и какие-то бессознательные уровни психики. Этот знак нельзя отнести к нейтральным. С крестом и во имя креста шли на подвиг, и вместе с тем смерть на кресте считалась позорной.

Это — воинствующий знак, он словно бросает вызов миру. Это — противоречивый знак, аккумулирующий в себе полярные понятия: добро и зло. Это — очень странный знак. Уже одно то, что крест входит в атрибутику совершенно разных, непохожих, даже враждующих между собой религий, наводит на мысль, что в основе его культа — законы человеческой психики, свойственные всем народам, и какие-то реалии окружающего мира, подтолкнувшие древних людей к поклонению кресту.

КРЕСТ — СИМВОЛ СОЛНЦА И ОГНЯ

Одним из главных культов древности, несомненно, культ Солнца, ибо его регулярное появление и исчезновение приносили последовательно то свет, то мрак. Солнце было возведено в ранг божества, и ему поклонялись практически все древние народы. Крест — это символ солнца. Но как видим, все стороны его одинаковые, потому что солнце круглое!

В свою очередь, Огонь, как и Солнце, тоже нёс с собой свет и тепло. Необходимость постоянно поддерживать огонь привела к его почитанию. Люди стали огнепоклонниками. Обожествление огня встречается почти во всех религиях древности: в Индии — бог Агни, сын Солнца, в Персии — Атар, сын Ормузда, в Греции — Прометей, в Риме — Вулкан.

Когда же люди научились добывать огонь, это открытие явилось событием величайшего значения, стало спасением для человечества; оно произвело на древних людей неизгладимое впечатление, а несложный инструмент, с помощью которого разжигался огонь, стал считаться священным.

Древнейшим способом добывания огня являлось трение двух деревянных брусков, расположенных крест-накрест. Ещё до недавнего времени канаки из Новой Каледонии, чтобы получить огонь, терли друг о друга два куска сухого дерева (меньший — из мягкого дерева, больший — из твёрдого).

И две перекрещивающиеся черты стали таинственным и божественным символом огня-спасителя. Это изображение, высеченное на мегалитических памятниках и на гробницах, встречается уже в доисторические времена. И позже у многих народов священным считался только огонь, полученный трением.


Учитывая величайшее значение, которое в ту отдаленнейшую эпоху придавалось «живому» огню, неудивительно, что инструмент для его добывания стал объектом повсеместного почитания, своего рода «даром божьим». Именно с той поры крест начал использоваться в качестве оберега, талисмана, защищающего от всякого рода бедствий, болезней и колдовства.

Поклонение огню как могущественной стихии в глубокой древности имело место у всех народов нашей земли. Огонь согревал, давал горячую пищу, отпугивал диких зверей, разгонял тьму. С другой стороны — истреблял леса и целые поселения. В глазах первобытного человека огонь представлялся живым существом, впадающим то в гнев, то в милость.

Отсюда — стремление «задобрить» огонь принесением жертв и строжайшие запреты на действия, способные породить в нём гнев. Так, почти повсеместно запрещалось мочиться и плевать на огонь, перешагивать через него, бросать в него нечистоты, дотрагиваться до него ножом, устраивать при нём ссоры и перебранки. Во многих местах запрещалось даже тушить костры.

Пережитки былого поклонения огню в той или иной форме сохранились во всех мировых культурах. На европейском континенте такими пережитками явились «праздники огня», подробно описанные известным исследователем магии и религии Д. Фрэзером. Факельные шествия, разжигание костров на возвышенностях, скатывание с гор горящего колеса, очистительные прыжки через пламя, сжигание соломенных чучел, использование потухших головней в качестве оберегов, прогон скота между костров зафиксированы буквально во всех уголках Европы.

Подобные обрядовые действия совершались в первое воскресенье Великого поста, в канун Пасхи (в Страстную субботу), на первый Майский день (огни Бельтана), в канун летнего солнцестояния, в канун дня Всех святых и в канун зимнего солнцестояния. Кроме того, ритуальные зажжения костров устраивались в дни бедствий — эпидемий, чумы, падежа скота и т.д.

В Древней Руси огонь называли Сварожичем, т.е. сыном Сварога — бога небесного огня, олицетворявшего небо и Вселенную. Согласно легендам, Огонь-Сварожич родился от искр, высеченных Сварогом, ударившим по Алатырь-камню своим молотом. Древние славяне относились к огню с трепетом и почтением: в своих святилищах они поддерживали неугасимый огонь, за сохранением которого под страхом смерти следили специальные жрецы.

Тела умерших предавались огню, а души их поднимались в Вырий с дымом погребальных костров. С огнём было связано огромное число русских поверий, обрядов, примет, суеверий, обычаев, заговоров и заклинаний.

«Огонь-царь, вода-царица, воздух-господин»

— гласила русская поговорка. Разумеется, особое значение придавалось «живому» огню, т.е. огню, добытому трением.

«Древнейший способ добывания огня у индийцев, персов, греков, германцев и литовско-славянских племен, — пишет А.Н. Афанасьев, — был следующий: брали обрубок из мягкого дерева, делали в нём отверстие и, вставляя туда твёрдый сук, обвитый сухими травами, верёвкою или паклею, вращали до тех пор, пока не появлялось от трения пламя».

Известны также другие способы добывания «живого огня»: с помощью веретена, вращаемого в щели печного столба; при трении верёвки о палку и т.д. Вологодские мужики снимали колосники (жерди) с овина, рубили их на части и терли друг о друга, пока те не загорались. В Новгородской же губернии для «вытирания» живого огня и вовсе использовали специальное приспособление, известное как «вертушок».

Подробное описание его приводит известный этнограф С.В. Максимов:

«Два столба врыты в землю и наверху скреплены перекладиной. В середине её лежит брус, концы которого просунуты в верхние отверстия столбов таким способом, что могут свободно вертеться, не переменяя точки опоры. К поперечному брусу, одна против другой, приделаны две ручки, а к ним привязаны крепкие веревки.

За верёвки хватаются всем миром и среди всеобщего упорного молчания (что составляет непременное условие для чистоты и точности обряда) вертят брус до тех пор, пока не вспыхнет огонь в отверстиях столбов. От него зажигают хворостины и подпаливают ими костёр».

Сам акт добывания «живого огня» через трение древние славяне сопоставляли с процессом полового соития, приводившего к рождению нового человека.


Неудивительно, что оба эти процесса считались священными и всячески почитались почти всеми народами нашей планеты.

Любопытно, что вплоть до IV века н.э. христиане не только не относились к кресту с почтением, но даже презирали его как символ старого вероучения.

«Что же касается крестов, — отмечал христианский писатель Феликс Мануций, живший в III веке н.э. — то мы их совсем не почитаем: не нужны они нам, христианам; это вы, язычники, вы, для которых священны деревянные идолы, вы почитаете деревянные кресты».

Н.М. Галковский приводит ещё более любопытное свидетельство из Чудовского списка «Слова об идолах», составленного в XIV веке:

«А се иная злоба в крестьянех — ножом крестят хлеб, а пиво крестят чашею та иным чем — а се поганьски творят».

КРЕСТ — СИМВОЛ ЖИЗНИ

Существует древняя трактовка креста: символ контакта человека с миром (если считать, что центральная точка — человек). Он означает «я есть», «я существую». Крестами окружалось сакральное имя или имя, пользующееся особым почётом. Властители и аристократы, не владевшие грамотой, ставили на документах вместо своего имени знак креста.

Крест часто выступает как модель человека или антропоморфного божества — антропоморфоцентричность креста и «крестообразность» человека с распростёртыми руками постоянно обыгрывается в ритуале, в фольклоре, в мифологических и религиозных сюжетах. Вместе с тем крест моделирует духовный аспект: восхождение духа, устремление к богу, к вечности.

Крест — символ жизни — произошёл от солярного знака, символизирующего движение Солнца по небесной сфере. В данном случае крест обычно представляется вписанным в окружность. При этом точка в наиболее верхней части окружности символизирует день зимнего солнцестояния, в нижней — день летнего солнцестояния. Правая и левая точки — дни весеннего и осеннего равноденствия соответственно. Также крест символизирует свет, исходящий от солнца, который, как известно, разгоняет тьму. Отсюда и охранное значение креста как защитника от тёмных сил (гораздо позднее появилась трактовка относительно скрещённого оружия).

Крест также символизирует древние представления человека об окружающем пространстве, мире, где отсчёт идёт от человека, вовне, во все четыре стороны окружающего его пространства. Очень много поверий связано с перекрёстками путей.

Общеизвестна ключевая роль перекрёстка как выбора между жизнью и смертью в сказках, героическом эпосе, заговорах, бытовом поведении и т.д. (перекрёсток — переход из одного царства в другое, и добро и зло пытаются контролировать его; место свидания ведьм и демонов и последний приют самоубийц, лишаемых креста).

Крест — символ выбора пути, дороги; символ пересечения двух противоположностей, слияния их в месте пересечения. Часто крест означает разделение мира на четыре элемента (воду, огонь, воздух и землю) либо как деление на божественное (вертикальная линия) и на земное (горизонтальная линия). Существуют разные варианты креста: кельтский, греческий, скандинавский, коптский, крест святого Петра (перевёрнутый) и т.д.

ПОЧЕМУ КРЕСТНОЕ РАСПЯТИЕ?

Общеизвестно, что казнь особо опасных преступников в Древнем Риме производилась вовсе не на кресте в современном его виде, а на столбе с перекладиной наверху, имевшем форму греческой буквы «Т» («тау-крест»). Признают этот факт и современные церковные идеологи (см. статью «Крест» в 1-м номере «Журнала Московской Патриархии» за 1973 год).


Первые христиане не почитали креста. Более того, они презирали его, смотрели на него как на языческий символ, «знак зверя». Только в конце 4-го столетия церковники сочинили историю, будто Христос явился во сне римскому императору Константину и повелел ему начертать изображение креста на военных знаменах.

Одновременно была сочинена и другая легенда — о том, как мать императора Константина Елена совершила паломничество в Палестину, нашла там гроб Христа и откопала в земле деревянный крест, на котором будто бы был распят Христос. В честь этого события был установлен специальный праздник — воздвижение креста господня. Крест стал священным символом христианской религии.

Обе эти легенды, конечно, вымышлены от начала до конца. Елена никак не могла видеть «животворящего» креста при всём своём желании.

В действительности у христиан можно встретить кресты самых различных форм: четырехконечный, шестиконечный, восьмиконечный. Существует и одиннадцатиконечный и даже восемнадцатиконечный крест.


Используемое Библией слово «стауро́с» в классическом греческом языке подразумевает обыкновенный вертикальный столб, кол, сваю. Родственное по смыслу греческое выражение «кси́лон» буквально означает бревно, палку или дерево. И как можно было убедиться, многие специалисты выступают именно за такое понимание библейского описания того орудия казни, на котором якобы был распят Христос.

«Мы не встречаем нигде никаких указаний на то, что в Палестине способ казни был каким-либо иным. Иудеи также имели обыкновение подвешивать осуждённых на смерть к столбу или дереву, заставляя преступника медленно умирать от жары, голода, жажды и от неизбежного омертвления мышц. «Пригвоздить к кресту» (stauroun,offligere, cruci) означало не «распять» в нашем смысле слова, а «мучить», «пытать», подвешивать к столбу или дереву» (А. Древс «Миф о Христе», М.1923, т.1, стр.83-85)».

Вплоть до VIII века христиане не изображали Христа распятым на кресте: в то время это считалось страшным кощунством. Однако впоследствии крест превратился в символ якобы перенесённых Христом мучений. С современной точки зрения поклонение орудию казни представляется несколько странным, если не сказать — нелепым.

Невольно задаешься «еретическим» вопросом: а если бы по преданию Христа казнили на гильотине или на той же виселице? Трудно представить себе на шее у нынешних христиан маленькие гильотинки или виселички…

И всё-таки факт остается фактом: в качестве основного символа христианского культа выступает именно орудие казни.

Мы придерживаемся мнения, что казни праведника не было, а самого Иисуса не распинали. Об этом свидетельствует Коран:

«Они не убили его (Иисуса) и не распяли, но это только представилось им; и, поистине, те, которые разногласят об этом, — в сомнении о нём; нет у них об этом никакого знания, кроме следования за предположением (в переводе Саблукова: «они водятся только мнением»). Они не убили его, — наверное (Саблуков: «это верно известно»), нет, Бог вознёс его к Себе: ведь Бог могущественен (Крачковский: «велик»), мудр! И поистине, из людей писания нет никого, кто бы не уверовал в него прежде своей смерти, а в день воскресения он будет свидетелем против них!» — 4:156, 157.

Об этом же свительствует и Библие в книге Пермудрость Соломона:

«1. Неправо умствующие говорили сами в себе: “коротка и прискорбна наша жизнь, и нет человеку спасения от смерти, и не знают, чтобы кто освободил из ада.

2.Случайно мы рождены и после будем как небывшие; дыхание в ноздрях ваших — дым, и слово — искра в движении нашего сердца.

3.Когда она угаснет, тело обратится в прах, и дух рассеется, как жидкий воздух;

4.и имя наше забудется со временем, и никто не вспомнит о делах наших; и жизнь наша пройдёт, как след облака, и рассеется, как туман, разогнанный лучами солнца и отягчённый теплотою его.

5.Ибо жизнь наша — порождение тени, и нет нам возврата от смерти: ибо положена печать, и никто не возвращается.

6.Будем же наслаждаться настоящими благами и спешить пользоваться миром, как юностью;

7.преисполнимся дорогим вином и благовониями, и да не пройдёт мимо нас весенний цвет жизни;

8.увенчаемся цветами роз прежде, нежели они увяли;

9.никто из нас не лишай себя участия в нашем наслаждении; везде оставим следы веселья, ибо эта наша доля и наш жребий.

10.Будем притеснять бедняка праведника, не пощадим вдовы и не постыдимся многолетних седин старца.

11.Сила наша будет законом правды, ибо бессилие оказывается бесполезным.

12.Устроим ковы праведнику, ибо он в тягость нам и противится делам нашим, укоряет нас в грехах против закона и поносит нас за грехи нашего воспитания;

13.объявляет себя имеющим познание о Боге и называет себя сыном Господа;

14.он перед нами — обличение помыслов наших.

15.Тяжело нам смотреть на него, ибо жизнь его не похожа на жизнь других, и отличны пути его:

16.он считает нас мерзостью и удаляется от путей наших, как от нечистот, ублажает кончину праведных и тщеславно называет отцом своим Бога.

17.Увидим, истинны ли слова его, и испытаем, какой будет исход его;

18.ибо если этот праведник есть сын Божий, то Бог защитит его и избавит его от руки врагов.

19.Испытаем его оскорблением и мучением, дабы узнать смирение его и видеть незлобие его;

20.осудим его на бесчестную смерть, ибо, по словам его, о нём попечение будет”» (Премудрость Соломона, гл. 2)».

После приведённых слов неправо умствующих злочестивцев Соломон заблаговременно сообщает о последствиях их посягательства на жизнь Христа :

«21. Так они умствовали и ошиблись; ибо злоба их ослепила их,

22. и они не познали таин Божиих, не ожидали воздаяния за святость и не считали достойными награды душ непорочных.

23. Бог создал человека не для тления и сделал его образом вечного бытия Своего;

24. но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают её принадлежащие к уделу его» (Премудрость Соломона, гл. 2)».

Хотя Соломон прямо употребляет термин «сын Божий», но христианские церкви, их вероучителя не относят это пророчество к первому пришествию Христа.

Об этом читайте также нашу статью «Пасха, Песах или воистину не распинали его?» (http://inance.ru/2015/04/pasha/):


О могильных крестах

Раскопки Лужецкого монастыря в 1999—2000 годах засвидетельствовали интересные факты. Выяснилось, что во второй половине XVII века в Лужецком монастыре происходило бурное строительство. При этом в фундаменты возводимых в XVII веке построек замуровывались старые надгробные плиты с русских кладбищ.

Надгробий, пущенных на строительный камень, оказалось настолько много, что возникает впечатление, что окрестные кладбища были в некий момент практически полностью очищены от надгробных плит. При этом, спрятанные сегодня от глаз, в фундаментах, эти старые надгробия, как правило, совсем не похожи на те, которые выдают сегодня за якобы «старинный русский образец».

Почти все старинные надгробия, раскопанные в Лужецком монастыре, покрыты такой же резьбой, что и надгробные плиты Старо-Симонова монастыря: на них изображено нечто совсем непохожее на крест, который мы привыкли видеть на современных надгробиях. Судите сами. Единственно, что есть общего между древнеславянской религиозной символикой и современной Православной — наличие изображения Солнца в центре.


После снятия верхнего слоя земли, у северной стены главного монастырского Собора Рождества Богородицы открылся фундамент небольшой церкви, построенной в XVII веке.

Внутри этого фундамента уже в наше время сооружён крест, символ современной православной церкви. Как видите, ни такого креста, ни вообще креста на древних русских надгробиях не было, хотя христианство на Руси в то время уже было!


В фундаменте этой разрушенной церкви оказались положены надгробные плиты со старых русских кладбищ, датированные XVI — начала XVII веков. Были там обнаружены и более «свежие» надгробные плиты.

Одна датирована 7159 годом, — в пересчёте на современное летосчисление — это 1651 год. Вторая датирована 7177-м годом, это 1669 год по новому летоисчислению. Следовательно, фундамент этой церкви был сложен после 1669 года, поскольку плита 1669 года уже оказалась замурованной в нём.

Вот эти надгробные плиты, которые во времена правления династии Романовых, были повсеместно демонтированы и использованы в качестве строительного материала.

Получается, что никаких крестов до середины XVII века на могилах русских людей не было, притом что крещение Руси, как утверждается, состоялось в 988 году. Почему в истории Христа во второй половине XVII века появился крест?

Ответ первый :

Его даёт нам Энциклопедия: в 1650-х — 1660-х годах состоялась «Церковная реформа патриарха Никона». Предпринятые тогда патриархом Никоном богослужебно-канонические меры, направленные на изменение существовавшей тогда в Москве (северо-восточной части Русской Церкви) обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой традицией, вызвали раскол Русской церкви и повлекли возникновение многочисленных старообрядческих течений.

Как раз именно в этих годах на всех русских кладбищах были снесены все надгробные плиты со старой христианской символикой (бескрестовой).

Ответ второй — славяне были солнцепоклонниками довольно длительное время и после крещения в некоторых, особенно северных областях.

Имеет место такое свидетельство:

«Нет никакого сомнения в том, что славяне были солнцепоклонниками, на это указывает и арабский путешественник X в. аль-Масуди. Он пишет, что у славян был даже храм с раскрывающейся крышей и пристройками, из которых наблюдали восход. Мёртвых хоронили, повернув их головы на восток или ориентировав их глаза или лицо в этом направлении. И спать рекомендовалось, повернув голову на восток.

Приветствия и молитвы поднимающемуся или заходящему солнцу известны в Южной Польше, Белоруссии и на Украине. Поклонение солнцу как божеству вошло и в христианский культ. Известен обычай, распространенный среди лужицких славян в Восточной Германии, входя в церковь, повернуться и приветствовать восходящее солнце».

Итак, почему на Руси во второй половине XVII века появился крест в качестве религиозного символа Православия?

Причём в одном случае на кресте изображается «распятое Солнце», в другом случае — распятый Христос-Спаситель.


Ответ на этот вопрос особо искать не надо: крест — это древнейший солярный символ, символ солнца. В сознании миллионов древних людей, населявших когда-то землю, это был символ жизни, благополучия, радости. Но в дальнейшем этот древнейший символ солнца стал нести на себе печаль, знак скорби и смерти. Символ жизни стал широко употребляться в качестве символа смерти.

Таковым крест стал после того, как на символ солнца церковь наложила фигурку убитого (распятого) человека, после чего стала тиражировать этот символ распятия в миллионах экземплярах.

Нацисты, как известно, подобным образом «убили» другой древнерусский символ — коловрат (знак вращения солнца). В годы второй мировой войны под знаком этого древнерусского символа нацисты погубили около 50,0 млн. человек. И теперь у подавляющего большинства людей, живущих на планете, никаких позитивных эмоций и мыслей этот символ, конечно же, не вызывает.

Молодёжная аналитическая группа