Ангелы и архангелы — сходства и отличия самых близких к людям чинов

В Символе веры говорится, что Бог является Творцом «неба и земли, всего видимого и невидимого», что прямо указывает на веру Церкви в существование мира невидимого – ангелов. О православной ангелологии – архимандрит Сильвестр (Стойчев).

Слова «неба и земли», которые являются цитатой из Ветхого Завета (Быт. 1:1), многие экзегеты понимали не в буквальном смысле (то есть видимое нами небо и землю), а как указание на все творение целиком, на наличие в тварном мире невидимого (неба) и видимого (земля). В. Лосский, толкуя эти слова, пишет: «Библейское выражение «небо и земля» (Быт. 1:1), которое обозначает целиком весь космос, все то, что существует и сотворено Богом, в святоотеческом толковании получает разделительный смысл, указывая на существование реальности духовной и реальности телесной, невидимого мира «небесных духов» и мира видимого».

Более того, в тексте Римлянам 10 в его контексте обсуждается социальное поведение среди христиан, когда у некоторых были высокомерные, уничижительные и дискриминационные отношения к другим братьям одной и той же веры. Павел отменяет эту дискуссию и усиливает тот факт, что все, слабые и сильные, предстанут перед Судом Христа, чтобы судить о его делах через тело. В этом суде нет осуждения, только наград за выполненные работы.

Это просветительный факт, зная, что все вещи тесно связаны Богом, но мы должны определять события в соответствии с пространством и временностью, а также плотские и духовные события. Прежде всего, у Бога есть все в его руках, и все это стоит на пути верного исполнения. Слава Богу и благослови вас!

Само наименование «ангел» встречается в Писании довольно часто и обозначает «вестник». Это наименование указывает не на природу, а на служение. В самом Писании есть прямые указание именно на такое понимание данного термина: «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1:14)», – говорит апостол Павел. Традиционно в православном богословии и богослужебных текстах ангелов называют умными силами, Небесным воинством, Силами Небесными, а также вторыми светами: свт. Григорий Богослов именует ангелов «вторичными светами», прп. Иоанн Дамаскин: «Ангелы - вторые светы, умные, заимствующие свой свет от первого и безначального Света». Такое наименование ангелов указывает на их связь с Первым Светом – Богом, от которого, как и прочие тварные существа, они получают бытие и благодатное освящение.

Для многих из нас, для многих из нас, верующих в Иисуса, даже благими намерениями, мы посвящаем себя чтению Библии изолированно, не консультируясь с другими материалами, такими как книги, словари, энциклопедии и даже светские книги, которые помогают нам понять определенный факт внутри контекста. Вскоре мы в конечном итоге рисуем ошибочные выводы и переходим, становясь порочным кругом.

Мы заключаем, что ангелы никогда не называются сыновьями или детьми Бога в Библии. Мы знаем, что термин «Сын» указывает на Иисуса. Однако, по-гречески, даже при обращении к Иисусу, это всегда в строчной букве. Это подкрепляет мысль о том, что Бог никогда не называет.


Природа ангелов

В святоотеческом богословии присутствуют примеры возможного определения того, что такое ангелы по своей природе. Так, прп. Иоанн Дамаскин говорит: «Ангел есть сущность, одаренная умом, постоянно движущаяся, свободная, бестелесная, служащая Богу» – и далее делает важное дополнение, указывающие на трудность сформировать более точное определение: «один только Творец знает вид и определение этой сущности». Блаж. Августин определяет ангелов просто как духов и также указывает, что наименование ангел относит к роду деятельности, а не к обозначению природы: «Желаешь знать имя его (ангела) природы? Это – дух. Желаешь знать его должность? Это – ангел. По существу своему он – дух, а по деятельности – ангел».

Ангелы подчиняются божественному правительству, и важная роль, которую они сыграли в истории человека, делает их достойными особого внимания и специального изучения, поскольку в Писании их существование всегда рассматривается как мирное дело. Таким образом, мы будем заняты изучением из настоящего исследования о ангелах, служителях Бога.

На иврите мы имеем малак. Его основное значение - «посланник». Посол, посол по делам людей, который говорит и действует вместо того, кто его послал. В Новом Завете, где слово ангелос появляется в 175 раз, ангелы апа. Они являются представителями небесного мира и посланников Бога. Там ангелы связаны с особыми событиями, такими как: концепция Христа, Его рождение, Его воскресение и Его вознесение и Второе пришествие.

Говоря о характеристиках ангельской природы, непременно следует коснуться вопроса о бестелесности ангелов. Определенно, ангелы не обладают грубыми телами – плотью. В Писании они названы «невидимыми (Кол. 1:16), т. е. не заключающими в себе ничего такого, что было бы уловимо для чувства зрения», есть тексты, указующие на бесплотность ангелов (Лк. 24:39, Мф. 22:30). Большинство святых отцов полагало, что можно говорить о некой тонкой телесности ангелов, например, прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Бестелесною же и невещественною она называется по сравнению с нами. Ибо все по сравнению с Богом, единым только несравнимым, оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество в строгом смысле невещественно и бестелесно». Задаваясь вопросом, единосущны ли ангелы друг другу, святые отцы, как правило, отвечали, что дать ответ на этот вопрос невозможно, так как нам это не открыто. Большинство святых отцов считают, что ангелы сотворены до создания вещественного мира: «равны ли они по существу или различаются друг от друга, мы не знаем»(1), такого же мнения придерживаются и авторитетные богословы: «Можно говорить о «роде человеческом», то есть о бесчисленных личностях, обладающих одной и той же природой. Но у ангелов, которые тоже существа личностные, нет единства природы. Каждый из них – отдельная природа, отдельный умопостигаемый мир. Следовательно, их единство не органическое и его можно было бы назвать по аналогии – единством абстрактным; это единство города, хора, войска, единство служения, единство хвалы, одним словом – единство гармоническое», – пишет В. Лосский (2).

Соответствующий богословский термин для этого исследования, который мы начали, - это Ангелология. Ангелология, таким образом, состоит из конкретной доктрины в контексте того, что они называют систематическим богословием, которое связано с изучением существования, характеристик, нравственной природы и деятельности ангелов. Поэтому мы начнем с изучения существования ангелов.

Когда мы начинаем наше изучение Ангелологии, становится необходимо библейски утверждать правду о существовании ангелов. Существование ангелов, как мы увидим дальше, ясно продемонстрировано учениями Ветхого и Нового Заветов. С этого момента мы намерены изучить пять специальных классов ангелов, начиная с Михаила Архангела.

Как природа разумная и могущая выбирать, Ангелы свой выбор сделали: часть ангелов отпала от Бога, но большая – нет. Этот выбор был для ангелов своеобразным решением, сделанным раз и навсегда, так как является, образно говоря, чистым, то есть не вызванным слабостью плоти, греховной склонностью, эмоциональной нестабильностью и т. п., что часто становится причиной греховных действий человека. Их выбор определялся только их хотением. И поэтому, в отличие от людей, которые могут прийти в себя (Лк.15:17) и начать каяться в своих немощах, у ангелов нет таких немощей (3). Однажды сделанный выбор является на 100 процентов осознанным, продуманным и исполненным. Поэтому каждый из ангелов и падших ангелов, сделав свой выбор, утвердился в нем навсегда. Оставаясь как тварные существа в принципе изменяемыми, по своей воле они уже не изменяются, так как воля их направлена в одном векторе: «Они – неудобопреклонны ко злу, хотя и не непреклонны, но теперь даже и непреклонны, – не по природе, а по благодати и по привязанности к одному только благу» (4).

Имя Майкл означает «кто подобен Ему?». Традиция существования архангелов не была изначальной частью еврейской веры. Хотя в некоторых литературах есть Габриэль как другой Архангел, Библия только раскрывает существование одного Архангела Михаила. Как Габриэль, он - небесное существо. Он, однако, несет особую ответственность как чемпион Израиля против соперника-ангела персов, и он командует небесными армиями против всех сверхъестественных сил зла в последней великой битве. В недавней еврейской литературе, а также в апокрифе и псевдоэпиграфах имя Майкла представлено как военный и ходатайственный страж Израиля.

Служение ангелов

Как уже указывалось, слово ангел указывает не на природу, а на служение. В чем же суть этого служения? На основании Священного Писания можно говорить, что ангельское служение двояко и заключается в прославлении своего Творца (Ис. 6:3), в сообщении Божьей воли, помощи или наказании человеку или сообществу (Иов 1:6; Ис. 6:72; Цар. 24:16; Дан. 8:16–26; Иов 12:12; Лк. 22:43; Откр. 5:8; Мф. 16:27 и т. д.

В Иуде 9 есть ссылка на спор между Михаилом и дьяволом относительно тела Моисея. Этот отрывок довольно спорный. Ориген считал, что это будет записано в апокрифе, называемом «Успение Моисея», но история не фигурирует в существующих, но неполных текстах этой работы. Позже, как известно, раввинская литература знает об этой истории.

Что касается точного происхождения и значимости этого термина, между учеными нет согласия. Вероятно, это происходит из еврейского корневого сарафа, смысл которого заключается в том, чтобы «сжечь», что дало бы представление о том, что Серафимы являются яркими ангелами, поскольку этот корень также может означать «поглощение огнем», но также «сверкающий» и «задуматься».

О числе ангелов в Священном Писании прямо не указано. Все святые отцы, за исключением свт. Григория Нисского, говорили, что число это хоть и неизвестно, но стабильно, то есть с того момента, когда ангелы были сотворены Богом, их число осталось неизменным.

Святые отцы – свт. Григорий Нисский, свт. Кирилл Иерусалимский – в евангельской притче об одной заблудшей овце (Мф. 18:12), ради которой хозяин оставляет 99 и идет ее искать, видели указание на численное соотношение ангелов (99) и человеческого рода (одна заблудшая овца), заключая, таким образом, что количество ангелов несравненно больше, но определить их конкретное число невозможно.

Единственное упоминание о этих небесных существах на страницах Священного Писания содержится в книге Исаии. Серафимы кажутся связанными с херувимами в задаче защиты божественного престола. Существа, увиденные Исайей, имели человеческую форму, хотя у них было шесть крыльев. Они были поставлены над престолом Бога, что, по-видимому, указывает на то, что они являются лидерами поклонения Господу. Одно из этих существ воспевало воззвание, которое Исаия записывает в словах: «Свят, свят, свят Господь Саваоф: вся земля полна славы Его».

Настолько сильным было это поклонение, что сказано, что порог божественного Храма был потрясен, а святое место было наполнено дымом. Из того, что мы наблюдаем в тексте, кажется, что для Исайи Серафим представлял собой порядок ангельских существ, ответственных за определенные функции бдительности и обожания. Однако они кажутся явными моральными существами, а не просто проекциями воображения или воплощения животных. Его нравственные качества использовались исключительно в служении Богу.

Ангельские чины


Мир ангелов устроен иерархично. В Писании говорится: «Им создано все… престолы ли, господства ли, начальства ли, власти» (Кол 1:16), «превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства» (Ефес. 1:21), «ни Ангелы, ни Начала, ни Силы» (Рим. 8:38), «Которому покорились Ангелы и Власти и Силы» (1 Пет. 3:22). Также упоминаются Херувимы (Быт. 3:24 ; 2 Цар. 22:11), Серафимы (Ис. 6:2–6), Архангелы (Дан. 8:16, Лк. 1:19, Иуд. 1:9, 1 Фес. 4:16). Данные тексты свидетельствуют об иерархичности ангелов и называют некоторые чины. Традиционно на основании слов апостольских из Послания к ефесянам (1:21) предполагается, что есть чины ангельские, наименования которых нам неизвестно, но будет открыто в грядущем Царствии (5). Само наименование чинов символизирует вид служения.

На иврите у нас есть керухим, множественное число керуба. Слово неопределенной этимологии. В книге Бытия им была поставлена ​​задача сохранить путь к древу жизни в Эдемском саду. Подобная функция была приписана двум золотым херувимам, помещенным на каждом конце места милосердия, где они символически защищали предметы, хранящиеся в ковчеге, и снабжали своими вытянутыми крыльями видимый пьедестал для невидимого престола Яхве. Также херувимы были вышиты на занавесках и покрывалах Скинии, а также на стенах Храма.

Объектом яростной критики было то, что соседние народы Израиля обладали символическими крылатыми существами. Особенно хетты популяризировали грифонов, очень сложное существо с львиным телом, головой орла и крыльями, а также общий вид сфинкса. По этим причинам некоторые критики предположили, что Израиль заимствовал у этих соседних народов. Однако совершенно ясно, что ситуация обратная: соседние народы исказили израильскую символику, адаптировав ее к своим верованиям. Примером этого является известный «Эпик Гильгамеша», вавилонский рассказ о потопе, очевидно заимствованный из библейского счета.

В православной традиции ангельская иерархия понимается как 9 чинов (три триады). Смысл же иерархических отношений не в подчинении, а в передаче благодатного освящения от высших чинов к ниже стоящим.

Такой строй иерархии и вообще ангелология представлены в Corpus Areopagiticum. Согласно учению, изложенному в данном корпусе, ангельская иерархия состоит из трех триад: первая триада: серафимы , херувимы , престолы ; вторая триада: господства , силы , власти ; и третья триада: начала , архангелы , ангелы .

Еврейское слово Гавриил означает «человек Божий». Его функции: раскрывать будущее в толковании видения и давать понимание и мудрость самому Даниилу. Там он ангелский посланник, который объявляет великие события: рождение Иоанна и Иисуса. Он также представлен как тот, кто «смотрит пред Богом». Из этих случаев делается вывод, что Гавриил является носителем великих божественных посланий людям. Можно сделать вывод, сказав, что в Библии Гавриил является «ангелом-посланником», а Майкл «ангелом-воином».

Еще одно ветхозаветное учение, имеющее большое значение, которое, в свою очередь, строго связано с теофанией, - это явления Ангела Господня. Мы решили изучить этот вопрос по отдельности в силу его решающего значения, поскольку явления Ангела Господня состоят из Феофаний, но, в частности, Феофаний, где явления Бога были даны в человеческой форме.

Таким образом, ниже находящиеся чины ангелов приобщаются благодатного освящения не непосредственно от Бога, а через вышестоящую триаду ангельской иерархии.

Ангел-хранитель

Надо сказать, что в святоотеческой письменности встречается и другой порядок наименования ангелов, но, как правило, и в этих случаях иерархия представлена девятичинной.
В Священном Писании нет выражения ангел-хранитель, но есть близкие по смыслу выражения, например, ангел–наставник (Иов. 33:23) и целый ряд других выражений, указывающих, что к людям представлен ангел: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф.18:10),

Поэтому нам нужны некоторые соображения об этом характере, что имеет большое значение, когда мы имеем дело с возможностью Воплощения. Первый библейский облик «Ангела Господня» был в эпизоде ​​Агара, в пустыне. Другие события включали таких людей, как Авраам, Иаков, Моисей, всех израильтян во время Исхода, а затем в Бохиме, Валааме, Гидеоне, Давиде и других.

Библия сообщает нам, что Ангел Господень выполнял различные задачи, подобные ангелам вообще. В других случаях Он был отправлен на удовлетворение потребностей или для защиты Божьего народа от опасности. Что касается личности Ангела Господня, ученые не являются и никогда не были единодушны. Однако нет оснований сомневаться в вековой христианской интерпретации, что в упомянутых выше случаях мы находим воплощенные проявления Второго Лица Троицы.

«Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс. 33:8), «А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его» (Деян.12:15). В чинопоследовании Таинства Крещения говорится об ангеле света, который дается крещаемому: «Сопрязи животу его ангела светла, избавляюща его от всякаго навета сопротиволежащаго, от сретения лукаваго, от демона полуденнаго, и от мечтаний лукавых».

Поэтому мы хотим представить три библейских аргумента, которые, несомненно, доказывают, что Ангел Господень - это Иисус Христос до воплощения. То есть, Ангел Господень, чье Имя Чудесно, является Самим Господом и в то же время Ребенком, данным нам. Третье письменное доказательство, которое мы хотим представить, состоит в том, что в контексте Нового Завета Библия больше не использует термин «Ангел Господень» как конкретный человек. Об этом свидетельствует тот факт, что определенная мужская статья о перестает использоваться, заменяясь неопределенной статьей «ум».

По учению Церкви, принявшие крещение получают духовную помощь от приставленных ангелов-хранителей: «И распоряжаются нашими делами, и помогают нам», – пишет прп. Иоанн Дамаскин (6).

К ангелам-хранителям можно обращаться с молитвой, то есть следует говорить о наличии в православной традиции молитвенного почитания ангельских сил. Однако Церковью всегда осуждалось, когда почитание ангелов переростало в некое поклонение с чертами языческих верований. Уже апостол Павел пишет: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов» (Кол. 2:18). Толкуя этот текст, святые отцы (7) говорят о существовании в апостольские времена мнениий некоторых неправомыслящих, кто полагал, что именно ангелы являются посредниками между Богом Отцом и людьми, а не Господь Иисус Христос, и поэтому им, ангелам, необходимо служить. Видимо, это мнение было распространено еще несколько веков после времен апостольских, так как Лаодикийский Собор (364 г.) 35-м своим правилом постановил: «Не подобает христианам оставляти церковь Божию, и отходити, и ангелов именовати, и творити собрания. Сие отвержено. Того ради, аще кто обрящется упражняющимся в таковом тайном идолослужении, да будет анафема: понеже оставил Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и приступил к идолослужению».

Эта замена имеет большое значение. Опубликовано и исправлено в Бразилии. Энциклопедия библейского богословия и философии. Сан-Паулу, Редакция религиозной ассоциации и Дистрибьюдора Кандейя. Крылатые существа, несущие сообщения с небес, могущественные опекуны, которые стремятся наблюдать и защищать нас, невероятных воинов, которые общаются и предупреждают нас обо всем от чумы к миру, ангелы реальны? Когда появляются ангелы, они начинают делать то, что бросает вызов нашим законам физики, так же как эти настоящие крылатые существа? или это было так, как древние цивилизации представляли существ, способных освоить полет?

Архимандрит Сильвестр (Стойчев)

Примечания:

1. Иоанн Дамаскин, прп.Точное изложение Православной Веры. Книга 2, глава 3.

2. Лосский В. Н. Догматическое богословие. Часть III (12).

3. Большинство факторов, приводящих нас к греховным поступкам, связаны с телесными немощами. Отсутствие тела у ангелов обозначает и отсутствие этих немощей, которые, с одной стороны, могут привести к греху, с другой, преодолеваются при помощи Благодати. Именно поэтому у прп. Дамаскина возможность покаяния ставится в прямую зависимость от тела, а отсутствие телесности рассматривается как причина невозможности покаяться: «Он неспособен к покаянию потому, что бестелесен» // Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной Веры. Книга 2, глава 3.

Здесь мы представляем другую точку зрения на этих таинственных крылатых существ - ангелов. Концепция ангелов очень распространена, и вы найдете описания и образы культуры в латинской, греческой культуре, вавилонской культуре, почти каждая древняя культура имеет этих крылатых существ, которые представлены как хранители, которые пришли с небес. Когда мы думаем о ангелах, мы сразу вспоминаем Библию и книгу еврейской Библии Бытия, ангелы впервые появляются как божественные существа, посланные на Землю в качестве посланников Бога.

На иврите слово для ангела - «Малах», правильный перевод - не «ангел», но он на самом деле «посланник». На греческом языке слово «ангелос» не является ангелом. Это посредник, посредник, тогда у нас действительно есть эти посредники, эти посланники, приносящие информацию от Бога. По определению, ангелы из другого мира, поэтому мы можем описать их как ангелов от инопланетян, они не с этой планеты. На иврите «Малах» является стандартным ивритским словом «мессенджер». На горе Хермон ангелы спустились с небес, чтобы жить на земле.

4. Иоанн Дамаскин, прп.Точное изложение Православной Веры. Книга 2, глава 3.

5. Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Есть, без сомнения, и другие силы, которых мы не знаем по именам... А откуда видно, что сил более вышеупомянутых и что есть силы, которых и имен мы не знаем? Павел, сказав то, упоминает и об этом, когда говорит о Христе: посадил Его превыше всякаго начальства и власти, и силы, и господства, и всякаго имене, именуемаго не точию в веце сем, но и в грядущем».

6. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной Веры. Книга 2, глава 3.

7. «Что же означают все эти слова? Некоторые говорили, что мы должны быть приводимы к Богу не через Христа, но через ангелов, потому что приведение через Христа больше того, чем нужно для нас»// Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Т. 2. С. 534; Феодорит Кирский, блж. «Защитники закона внушали воздавать почтение ангелам, говоря, что ими дан закон»// Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Т. 2. С. 54

Ангелы являются вестниками Бога на земле. Согласно святым писаниям эти духовные создания не имеют физического тела и существуют вечно. Мало кто знает, кто такие ангелы на самом деле и сколько их существует, поэтому попытаемся ответить на все важные вопросы. Для начала стоит сказать о том, что Бог создал эти духовные создания задолго до того, как нога первого человека ступила на землю. Основное предназначение ангелов заключается в опеке над людьми и оказании им помощи при необходимости.

Кто такие ангелы и какие они бывают?

Многие священнослужители высказывают свое мнение по поводу сущности , но при этом можно выделить некие схожие черты. Считается, что ангел является легкой, проницательной и быстрой сущностью, которая является покорной и дисциплинированной. Кроме этого, ангела наделяют умом, а также священнослужители говорят об их относительной свободе. Он не меняется в течение жизни ни внешне, ни внутренне. Понятно, что все эти черты можно присудить ангелу только условно, поскольку ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию нельзя. Изображают ангела обычно с крыльями, которые символизируют быстроту исполнения воли Господа.

Выясняя, кто такие ангелы, стоит уделить внимание и существующей иерархии между ними. Эти духовные сущности отличаются друг от друга просвещенностью и степенью благодати. Самые главные ангелы, которые близки к Господу:

  1. Серафимы . Ангелы с сердцем испытывают огромную любовь к Богу и вызывают такие же чувства у людей.
  2. Херувимы . Обладают огромными знаниями и озарены такие ангелы лучами света Божия.
  3. Престолы . Именно через этих ангелов проявляет свое правосудие.

На второй иерархии находятся такие ангелы: Господства, Силы и Власти. Уже из названия понятно, какими силами они наделены. Третий уровень также характеризуется тремя чинами:

  1. Начала . Такие ангелы управляют Вселенной, охраняя отельные народы и страны. Их сила позволяет укрепить в человеке его веру.
  2. Ангелы . Это светлые духовные существа, которые ближе всего подходят к человеку.
  3. Архангелы . В Священном писании они представлены, как старшие ангелы, которые управляют остальными.

Кто такие ангелы-хранители?

В Святом Писании описано, что при рождении и крещении каждому человеку дается защитник – ангел-хранитель. Считается, что его сила и возможности непосредственно зависят от духовности человека и его добрых мыслей и поступков. Ангелы-хранители сопровождают людей в течение всей жизни, записывая все их хорошие и плохие поступки, а затем, выступают на главном суде перед Богом. Выясняя то, кто такой ангел-хранитель в православии, стоит сказать о том, что люди могут общаться с ними посредством молитв или же можно обращаться к «защитникам» своими словами. Обращаться к ангелам можно в любое время, когда нужен совет или помощь.

Кто такой падший ангел?

Все ангелы изначально были светлыми существами, но некоторые из них перестали слушаться Бога и отказались ему служить, поэтому были изгнаны из Небесного царства. В результате они перешли на темную сторону и начали служить Сатане. Считается, что моментом изгнания ангелов-отступников и превращение их в демонов стала победа армии Господа над Сатаной. Люцифер был самым главным и сильным помощником Бога до того момента, пока он не пожелал быть ему равным. Отказ Создателя разозлил Люцифера, и он решил вести борьбу против светлых сил, привлекая к себе других падших ангелов. Их принято считать главными искусителями, деятельность которых направлена на то, чтобы уничтожить человека изнутри, лишив его покоя. Падшие ангелы также толкают людей на совершение грехов.