Развитие педиатрии в 19 веке. Этапы развития педиатрии в россии

Педиатрия, как и всякая наука, имеет свою историю. Педиатрия - слово греческого происхождения (paid - ребенок, iatrea - врачевание).

Педиатрия изучает человеческий организм от рождения, а в некоторых случаях и от последних месяцев внутриутробной жизни (недоношенные дети) до подросткового возраста включительно и является по существу медициной растущего организма.

Первые зачатки педиатрических знаний относятся к глубокой древности. В трудах Гиппократа, в его "Афоризмах", в трудах Сорана, Галена можно найти интересные указания по уходу за новорожденными, по детской диететике. В сочинениях арабских врачей имеются уже описания отдельных заболеваний, свойственных только детскому возрасту. Однако ни греческая, ни римская, ни арабская медицина, несмотря на достаточно высокий для своего времени уровень развития, не оставила систематизированного изложения сведений о ребенке, так как наблюдения над детьми проводились попутно, при изучении взрослого организма.

Медицинская помощь матери и ребенку у всех народов имела то существенное отличие от других видов медицинской помощи, например от хирургии и терапии, что она в течение тысячелетий оставалась в руках женщины - хранительницы и носительницы опыта, накапливавшегося и передававшегося из поколения в поколение.

Заболеваемость и смертность детей, особенно в раннем возрасте, были очень высокими. Здесь в дополнение к общим социальным факторам, вызывающим большую заболеваемость и смертность всего населения, присоединялись еще антисанитарные обычаи по уходу за новорожденными, полное отсутствие медицинской помощи, результаты действия невежественных повитух и знахарок.

Развитие педиатрии как медицинской науки можно разделить на три периода.

Первый период охватывает XVI, XVII и XVIII века. Никакой систематизации знаний в то время не было. Педиатрия как особая дисциплина еще не была выделена, однако в трудах выдающихся русских общественных деятелей того времени и ученых-медиков других специальностей имеются высказывания по вопросам охраны здоровья детей. Так, гениальный русский ученый М. В. Ломоносов в своем трактате "О размножении и сохранении российского народа", намечая основные мероприятия по охране здоровья, населения, указывал, в частности, на необходимость государственной заботы о роженице и родильнице, борьбы с детской смертностью. В этом трактате говорилось о мерах, направленных на сохранение жизни новорожденных, о необходимости создания приютов для внебрачных детей.

Большую роль в становлении педиатрии сыграл профессор-акушер Н. М. Максимович-Амбодик, который оставил ряд оригинальных работ по охране здоровья матери и ребенка. В его труде "Искусство повивания, или наука о бабичьем деле" содержатся указания о правильном уходе за ребенком, имеются описания болезней, свойственных детям раннего возраста.

Первый русский профессор-терапевт Московского университета С. Г. Зыбелин, являясь сторонником грудного вскармливания, в своих трудах изложил правила вскармливания ребенка грудью.

Выдающаяся роль в развитии русской педиатрии принадлежит профессору-акушеру С. Ф. Хотовнцкому, который впервые выделил педиатрию как самостоятельную отрасль медицины, ясно определил ее цели и задачи. Ему принадлежат замечательные слова: "...ребенок есть существо, которое растет и развивается только по присущим ему законам. Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого". Он первым выделил из клиники акушерства детское отделение. С. Ф. Хотовицкому принадлежит первое русское оригинальное руководство по детским болезням - "Педиятрика" (1847), поэтому он справедливо считается первым русским педиатром.

Второй период - от начала XIX века до 1917 г. В это время педиатрия развивается уже как самостоятельная дисциплина. Колоссальная детская смертность того времени не снижалась при лечении больных детей теми средствами, которые применялись для взрослых. Это заставило отказаться от взглядов на ребенка "как на взрослого в миниатюре" и потребовало отдельного изучения детского организма.

Большую роль в этом сыграло открытие детских больниц в ряде крупных городов России. Так, в 1834 г. в Петербурге была открыта первая в России и третья в мире специальная детская больница на 50 коек, ныне Детская больница имени Н. Ф. Филатова. Вторая детская больница открылась в 1842 г. в Москве, в дальнейшем ей также было присвоено имя Н. Ф. Филатова. Несколько детских больниц начинает функционировать в других крупных городах России.

В 1865 г. при Медико-хирургической академии организована первая в России кафедра детских болезней. В 1886 г. в Московском университете создана кафедра с детской клиникой на 11 коек и небольшой амбулаторией при ней. Открытие этих кафедр оказало большое влияние на дальнейшее развитие педиатрии и подготовку врачей с соответствующими знаниями о детских болезнях.

В конце XIX - начале XX века отмечается подъем в развитии отечественной педиатрии, чему в значительной мере способствовала исключительно плодотворная деятельность двух крупнейших русских врачей - Н. Ф. Филатова в Москве и Н. П. Гундобина в Петербурге.

Н. Ф. Филатов по праву считается основоположником отечественной педиатрии. Он создал школу педиатров и внес ценный вклад в развитие науки. Талант Н. Ф. Филатова как выдающегося клинициста, ученого и педагога нашел выражение в описании различных заболеваний детей и в его научных трудах. Им впервые описана скарлатинозная краснуха, а также идиопатическое воспаление шейных лимфатических узлов, которое в настоящее время называется инфекционным мононуклеозом, или болезнью Филатова.

Труды Н. Ф. Филатова "Семиотика и диагностика детских болезней", "Лекции об инфекционных болезнях", "Лекции по желудочно-кишечным заболеваниям у детей", "Краткий учебник детских болезней", "Клинические лекции" и другие работы явились основой русской педиатрической литературы, поставив ее в один ряд с зарубежной, существовавшей к тому времени уже многие годы. Эти книги выдержали ряд изданий и оказали большое влияние на развитие педиатрии и на подготовку кадров врачей-педиатров.

Работы профессора Медико-хирургической академии Н. П. Гундобина и его многочисленных учеников значительно расширили знания педиатров о возрастных анатомо-физиологических особенностях детей. Н. П. Гундобин был первым педиатром, организовавшим исключительно широкое изучение анатомо-гистологических и физиологических особенностей детского организма. Данные исследований, проведенных его многочисленными учениками, Н. П. Гундобин обобщил в своем выдающемся труде "Особенности детского возраста", который до сих пор не потерял своего научного значения.

Н. П. Гундобин был одним из основателей и руководителей Союза борьбы с детской смертностью в России.

Несмотря на наличие талантливых врачей-энтузиастов и пытливых исследователей, педиатрия в царской России не могла широко развиваться. Детские больницы и учреждения возникали только по частной инициативе отдельных лиц, поддерживались частной благотворительностью при ничтожно малой помощи со стороны государства. К 1917 г. в России было всего около 30 детских больниц с общим числом коек 3300, причем для грудных детей коек было очень мало. Наибольшая часть этих больниц была сосредоточена в Москве и Петербурге. На всю Россию в 1913 г. было 550 мест в постоянных яслях, 9 женских и детских консультаций, 6824 родильные койки.

Третий период развития педиатрии начинается после Великой Октябрьской социалистической революции, когда для развития всех отраслей знаний, в частности медицины, открылись исключительно широкие возможности.

Декрет, принятый в декабре 1917 г. и подписанный В. И. Лениным, ярко и отчетливо определил задачи охраны материнства и детства. Впервые в истории человечества охрана материнства и детства в нашей стране стала государственным делом. Охрана материнства и детства представляет собой стройную систему государственных мероприятий, направленных на решение вопросов, связанных с охраной здоровья матери и ребенка, с детской заболеваемостью и смертностью, с организацией родовспоможения и охраной труда женщины.

После Великой Октябрьской социалистической революции был принят ряд декретов, резко изменивших положение трудящейся женщины.

В годы Великой Отечественной войны Президиум Верховного Совета СССР издал указ от 08. 06. 1944 г. "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства".

За годы Советской власти создана такая разветвленная и мощная сеть государственных учреждений, занимающихся вопросами охраны здоровья матери и ребенка, какой нет ни в одной капиталистической стране. В нашей стране действует более 10 тыс. детских поликлиник и более 10 тыс. женских консультаций, свыше 120 тыс. детских садов и яслей на 13 млн. мест, в детских санаториях развернуто 164 тыс. мест, работают 94 тыс. детских врачей. Кроме этого, создана огромная сеть других учреждений, помогающих воспитанию здорового подрастающего поколения. Пионерские лагеря, лесные школы, школы-интернаты, школы продленного дня и многое другое - это зримые плоды социалистического строя, это то, что уже прочно вошло в жизнь советского общества. Непрестанно увеличивающееся благосостояние народов Советского Союза, массовые оздоровительные мероприятия, достижения медицинской науки позволили резко снизить заболеваемость, ликвидировать ряд заболеваний. В СССР значительно снизилась детская смертность: более чем в 10 раз по сравнению с 1913 г. (данные 1977г.).

С каждым годом в нашей стране последовательно улучшается охрана здоровья женщин и детей. Верховным Советом СССР приняты "Основы законодательства Союза ССР и союз...

(В книге-источнике отсутствует часть страницы: 8 )

Нашему улучшению охраны здоровья населения, укреплении законности в этой области общественных отношений. В 1977 г вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения", в котором предусмотрено увеличение числа коек в детских санаториях, родильных домах, увеличение производства продуктов детского питания, улучшение медицинского обслуживания детей в дошкольных учреждениях и школах и др.

Достигнуты колоссальные успехи в научно-исследовательской области. Разработаны такие проблемы, как рациональное вскармливание детей раннего возраста, специфическая профилактика, физиологическая деятельность мозга в детском возрасте, возрастная реактивность детского организма и др.

Большой вклад в развитие советской педиатрии внесли профессор А. А. Кисель и его школа. А. А. Кисель придавал большое значение профилактике болезней, проведению широких оздорови­тельных мероприятий, организации санаторно-курортного лечения детей. Особенно велик вклад А. А. Киселя в изучение туберкулеза и ревматизма. Им разработано учение о хронической туберкулезной интоксикации в детском возрасте. А. А. Киселя справедливо считают основоположником учения о детском ревматизме, им описаны абсолютные признаки этого заболевания (тяжелое поражение сердца, ревматические узелки, анулярная сыпь, хорея и др.).

Многое сделал для организации охраны материнства и младенчества крупнейший педиатр нашей страны профессор Г. Н. Сперанский. Им и его школой всесторонне изучены проблемы физиологии и патологии раннего возраста, особенно большое внимание уделено нарушениям питания и расстройствам пищеварения. Борьба за здоровье ребенка являлась отправным пунктом научной деятельности Г. Н. Сперанского.

Профессор В. И. Молчанов развил основные идеи учения Н. Ф. Филатова. Он внес большой вклад в изучение клиники, патогенеза и лечения детских инфекционных болезней, особенно дифтерии. Им установлена патогенетическая связь между скарлатиной и ревматизмом. Огромной заслугой В. И. Молча­нова является изучение эндокринологических заболеваний у детей и особенностей детской патологии в военное время.

Профессор М. С. Маслов - выдающийся советский ученый-педиатр. На протяжении многих лет он занимался изучением патогенеза многих болезней детского возраста, особенностей обмена вещества здорового ребенка, биохимии крови ребенка в норме и патологии. Им разработано учение об аномалиях конституции у детей.

Профессор Ю. Ф. Домбровская явилась достойным продолжателем дела Н. Ф. Филатова и В. И. Молчанова. Научные исследования Ю. Ф. Домбровской и ее школы были сосредоточены на всестороннем изучении этиологии, патогенеза, клиники и лечения пневмоний в детском возрасте. Глубоко и с новых позиций разработана проблема витаминной недостаточности у детей и изучена патология военного времени. В клинике под руководством Ю. Ф. Домбровской была широко развернута научная работа по изучению респираторной патологии, коллагеновых заболеваний, болезней крови, аллергии.

Профессор А. Ф. Тур - крупный ученый-педиатр нашей страны. Большое внимание в своей научной деятельности он уделял вопросам гематологии, диететике здорового и больного ребенка, физиологии и патологии новорожденных, вопросам медицинского обслуживания детей.

Профессора А. А. Колтыпин, П. С. Медовиков, А. И. Доброхотова, М. Г. Данилевич, О. Д. Соколова-Пономарева, Д. Д. Ле­бедев, Н. И. Красногорский, разрабатывая различные проблемы педиатрии, внесли много нового и ценного в изучение здорового и больного ребенка.

На благородном поприще охраны здоровья детей в СССР достигнуты большие успехи, однако отечественные педиатры стремятся к еще большим достижениям; для этого в нашей стране имеются все возможности.

В 1981-1985 гг. в соответствии с Решениями XXVI съезда КПСС предусматривается осуществление обширной про­граммы мероприятий по охране здоровья населения, улучшению всех видов специализированной медицинской помощи, на­мечено строительство новых больниц, поликлиник, диспансеров, санаториев и домов отдыха. Предстоит усилить санитарно-гигиеническую службу, построить новые санитарно-эпидемиологические станции, обеспечить их современным оборудованием. Предусматривалось также увеличение выпуска продукции медицинской промышленности, обеспечение медицинских учреждений новейшими высокоэффективными препаратами и вакцинно-сывороточными препаратами. Дальнейшее развитие в 11-й пятилетке получат физическая культура и спорт.

История развития педиатрии. Этапы развития и становления отечественной педиатрии

Введение

медицина педиатрия наука

Педиатрия - это наука, занимающаяся изучением организма человека от рождения до подросткового возраста. Слово «педиатрия» происходит от двух греческих слов: paid - ребенок и iatria - врачевание.

Путь развития и утверждения педиатрии, как самостоятельной дисциплины, был сложным и длительным. Первый в истории труд «О природе ребенка» был написан родоначальником медицины Гиппократом в IV веке до нашей эры. В последующем о детях, об уходе за ними и их воспитании напишут Цельс, Соран, Гален (I, II век). Ребенок долгое время рассматривался, как уменьшенная копия взрослого человека, отсутствовали обоснованные правила ухода за детьми. Лечение детей проводилось по тем же принципам, что и взрослых. Уход за детьми, главным образом, осуществлялся женщинами, которые передавали из поколения в поколение накопленный опыт. Заболеваемость и смертность детей, особенно в раннем возрасте, на протяжении многих веков были очень высокими.

Наука педиатрия начала свое развитие с 16 века. Формировалась она долго. Претерпела ряд изменений. Она не сразу стала самостоятельной наукой, а находилась во взаимосвязи с другими. Постепенно по мере развития, стала отделяться и обособилась. Со временем систематизировалась. Арабские врачи описывают некоторые заболевания. Но не один из этих ученых не оставил систематизированного изложения сведений о ребенке. Педиатрия в настоящее время одной из ведущих медицинских дисциплин, так как занимается самой главной проблемой-здоровьем.

В истории развития педиатрии выделяется 3 основных этапа.

период. Охватывает время с 16 века. Наука еще не систематизирована. Здесь большой вклад в развитие педиатрии вносят такие знаменитые люди как Ломоносов, Максимович-Алибодик, Зыбелин, Хатовицкий и другие.

период. Охватывает 19-20 век. Педиатрия развивается как самостоятельная наука, начинает систематизироваться. В России открывается первая детская больница. Состоялось это событие в городе Петербурге. Основоположником педиатрии является Филатов. Именно он описал симптомы кори, краснухи, мононуклеоза. Его труды посвящены инфекционным заболеваниям и желудочно-кишечным заболеваниям.

период. Начинается с 1917 года. В этот период выдающимися личностями в области педиатрии были Кисель, Сперанский, Молчанов, Домбровский и другие.

1. Место педиатрии в мировой науке и этапы её развития

В XVI, XVII, XVIII веках пробуждается интерес к ребенку, к функциональным особенностям развития детского организма, стали описываться болезни, присущие только детскому возрасту. В 1650 году появился научный труд английского врача Глиссона о рахите, вслед за ним английский врач Эдуард Дженнер посвятил свою работу детским инфекционным заболеваниям. В 1764 году шведским врачом Розен фон Розенштейн впервые было написано руководство по педиатрии

После открытия первых детских больниц происходит интенсивный рост числа научных исследований в области педиатрии и формирование школ педиатров Первой детской больницей в мире была Парижская больница для детей, открывшаяся в 1802 г. Несколько позже возникает немецкая школа педиатрии. Ее центрами становятся Вена и Берлин. Основным направлением своих исследований немецкие педиатры избрали биохимические и микробиологические аспекты детских болезней, а также вопросы питания Во второй половине XIX века также начинают функционировать научные и клинические центры педиатрии в Англии, Швейцарии, Италии, Скандинавских странах и США.

В России последовательность событий была очень близка той, что происходила в Европе. Петр I в 1727 г. издает указ «О строении в Москве госпиталей для помещения незаконнорожденных младенцев и о даче им и их кормилицам денежного жалованья». М.В. Ломоносов в своем письме «О размножении и сохранении Российского народа» указывает на необходимость создания народных богаделен для незаконнорожденных и издания наставлений по излечению детских болезней. Однако открыты были воспитательные дома только в 1763 г. в Москве и в 1771 г. в Петербурге благодаря настойчивости и энергии И.И. Бецкого, который сам составлял проекты этих домов и писал наставления об уходе за детьми и их воспитании.

Начало становления педиатрии как самостоятельной научной дисциплины происходит в рамках других, близкородственных медицинских специальностей. Это - терапия и прежде всего акушерство. Из терапевтов первыми стали читать вопросы детских болезней профессора Московского университета С.Г. Зыбелин и Г И Сокольский Из акушеров самый большой вклад в развитие педиатрии и формирование ее как самостоятельной дисциплины внесли Н. М Максимович-Амбодик, С.Ф. Хотовицкий и Н.А. Тольский. В лекциях и книге Максимовича-Амбодика «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле» были изложены ценные мысли об особенностях детей и методах их выхаживания.

Профессор-акушер медико-хирургической академии в Петербург (ныне военно-медицинская академия) Степан Фомич Хотовицкий был одновременно и первым русским ученым-педиатром. В течение 1831-1847 1Г. он читал самостоятельный курс детских болезней, в 1842 г. открыл детские палаты в клинике акушерства, женских и детских болезней, а в 1847 г. выпустил первый русский учебник педиатрии - «Педиятрика».

Первая детская больница в России была открыта в Петербурге в 1834 г. В настоящее время она носит имя Н Ф. Филатова К моменту открытия эта больница была второй детской больницей в Европе Через 8 лет начинает работать детская больница в Москве (теперь также больница им. Н. Ф Филатова), а еще через 2 года, в 1844 г., в Петербурге открывается первая в мире больница специально для детей раннего возраста (ныне больница им. Л. Пастера).

Датой рождения первой русской кафедры педиатрии можно считать 1865 г., когда отдельный курс детских болезней было поручено читать профессору В М Флоринскому в Медико-хирургической академии. С 1870 г. на этой кафедре работал Николай Иванович Быстрое (1841-1906). Н.И. Быстрое в 1885 г. организовал и был первым председателем Общества детских врачей Петербурга. Он подготовил много учеников, ставших впоследствии профессорами и основавшими другие кафедры педиатрии в стране.

В Москве чтение курса лекций по педиатрии начал в 1861 г. доцент кафедры акушерства, а позднее профессор Николай Алексеевич Тольский (1830-1891). Спустя 5 лет он открыл небольшую детскую клинику (11 коек) в составе факультетской терапевтической клиники университета Таким образом, и в Москве одновременно с Петербургом возникает кафедра педиатрии.

В те же годы в Петербурге развивается деятельность виднейшего врача и общественного деятеля Карла Андреевича Раухфуса (1835-1915) По его проектам были построены больницы в Петербурге (теперь больница носит его имя) и в Москве (теперь больница им. И.В. Русакова). Это были первые больницы в стране, спроектированные согласно требованиям госпитализации детей с разнопрофильной патологией. Первой из этих больниц К.А. Раухфус руководил до конца своей жизни. Он воспитал большое количество врачей-педиатров, преданных своему делу. Его труды, посвященные порокам сердца у детей и организации педиатрической помощи, были включены в фундаментальное трехтомное руководство по педиатрии, созданное коллективом европейских авторов под редакцией Гергардта (1877).

Самый яркий след в истории нашей педиатрической науки оставила деятельность талантливейшего врача и педагога, преемника Н.А. Тольского по кафедре педиатрии Московского университета Нила Федоровича Филатова

2. Развитие педиатрии в советское время.

Следующий этап развития педиатрии связан с годами Советской власти, когда были изданы ряд декретов, изменивших положение женщины и ребенка. В 1922 году в Москве был создан Государственный научный институт охраны материнства и младенчества (ныне Научно-исследовательский институт педиатрии РАМН), который возглавил профессор Г.Н. Сперанский. Его работы были посвящены физиологии и патологии детского возраста, расстройствам питания у детей, заболеваниям бронхолегочной системы, сепсису у детей первых недель и месяцев жизни. Впервые в мире на базе II Московского государственного медицинского института (ныне Российский государственный медицинский университет) был организован педиатрический факультет (1932 г.), позже в Ленинграде - Ленинградский педиатрический медицинский институт (1935 г.), основной задачей, которых стала подготовка высококвалифицированных специалистов в области педиатрии.

Первые медсестринские школы после революции были открыты в 1920 году. Инициатором их создания был Н.А. Семашко. Были разработаны программы подготовки медицинских сестер, акушерок, санитарок. Помимо этого, по специальным программам стали обучать медицинских сестер для детских лечебно-профилактических, дошкольных учреждений и школ. 15 июня 1927 года под руководством Семашко было издано «Положение о медицинских сестрах», в котором впервые были определены обязанности медицинских сестер. В 30-40 годы в стране насчитывалось 967 медицинских и санитарных школ и отделений.

В конце XIX-начале XX века отмечается подъем в развитии отечественной педиатрии, чему в значительной мере способствовала исключительно плодотворная деятельность двух крупнейших русских врачей - Н.Ф. Филатова в Москве и Н.П. Гундобина в Петербурге.

Н.Ф. Филатов по праву считается основоположником отечественной педиатрии. Он создал школу педиатров и внес ценный вклад в развитие науки. Талант Н.Ф. Филатова как выдающегося клинициста, ученого и педагога нашел выражение в описании различных заболеваний детей и в его научных трудах. Им впервые описана скарлатинозная краснуха, а также идиопатическое воспаление шейных лимфатических узлов, которое в настоящее время называется инфекционным мононуклеозом, или болезнью Филатова.

Труды Н.Ф. Филатова «Семиотика и диагностика детских болезней», «Лекции об инфекционных болезнях», «Лекции по желудочно-кишечным заболеваниям у детей», «Краткий учебник детских болезней», «Клинические лекции» и другие работы явились основой русской педиатрической литературы, поставив ее в один ряд с зарубежной, существовавшей к тому времени уже многие годы. Эти книги выдержали ряд изданий и оказали большое влияние на развитие педиатрии и на подготовку кадров врачей-педиатров.

Работы профессора Медико-хирургической академии Н.П. Гундобина и его многочисленных учеников значительно расширили знания педиатров о возрастных анатомо-физиологических особенностях детей. Н.П. Гундобин был первым педиатром, организовавшим исключительно широкое изучение анатомо-гистологических и физиологических особенностей детского организма. Данные исследований, проведенных его многочисленными учениками, Н.П. Гундобин обобщил в своем выдающемся труде «Особенности детского возраста», который до сих пор не потерял своего научного значения.

Н.П. Гундобин был одним из основателей и руководителей Союза борьбы с детской смертностью в России. Несмотря на наличие талантливых врачей-энтузиастов и пытливых исследователей, педиатрия в царской России не могла широко развиваться. Детские больницы и учреждения возникали только по частной инициативе отдельных лиц, поддерживались частной благотворительностью при ничтожно малой помощи со стороны государства. К 1917 г. в России было всего около 30 детских больниц с общим числом коек 3300, причем для грудных детей коек было очень мало. Наибольшая часть этих больниц была сосредоточена в Москве и Петербурге. На всю Россию в 1913 г. было 550 мест в постоянных яслях, 9 женских и детских консультаций, 6824 родильные койки. Третий период развития педиатрии начинается после Великой Октябрьской социалистической революции, когда для развития всех отраслей знаний, в частности медицины, открылись исключительно широкие возможности. Декрет, принятый в декабре 1917 г. и подписанный В.И. Лениным, ярко и отчетливо определил задачи охраны материнства и детства. Впервые в истории человечества охрана материнства и детства в нашей стране стала государственным делом. Охрана материнства и детства представляет собой стройную систему государственных мероприятий, направленных на решение вопросов, связанных с охраной здоровья матери и ребенка, с детской заболеваемостью и смертностью, с организацией родовспоможения и охраной труда женщины.

После Великой Октябрьской социалистической революции был принят ряд декретов, резко изменивших положение трудящейся женщины.

В годы Великой Отечественной войны Президиум Верховного Совета СССР издал указ от 08.06.1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства».

За годы Советской власти создана такая разветвленная и мощная сеть государственных учреждений, занимающихся вопросами охраны здоровья матери и ребенка, какой нет ни в одной капиталистической стране. В нашей стране действует более 10 тыс. детских поликлиник и более 10 тыс. женских консультаций, свыше 120 тыс. детских садов и яслей на 13 млн. мест, в детских санаториях развернуто 164 тыс. мест, работают 94 тыс. детских врачей. Кроме этого, создана огромная сеть других учреждений, помогающих воспитанию здорового подрастающего поколения. Пионерские лагеря, лесные школы, школы-интернаты, школы продленного дня и многое другое - это зримые плоды социалистического строя, это то, что уже прочно вошло в жизнь советского общества. Непрестанно увеличивающееся благосостояние народов Советского Союза, массовые оздоровительные мероприятия, достижения медицинской науки позволили резко снизить заболеваемость, ликвидировать ряд заболеваний. В СССР значительно снизилась детская смертность: более чем в 10 раз по сравнению с 1913 г. (данные 1977 г.).

Достигнуты колоссальные успехи в научно-исследовательской области. Разработаны такие проблемы, как рациональное вскармливание детей раннего возраста, специфическая профилактика, физиологическая деятельность мозга в детском возрасте, возрастная реактивность детского организма и др.

Большой вклад в развитие советской педиатрии внесли профессор А.А. Кисель и его школа. А.А. Кисель придавал большое значение профилактике болезней, проведению широких оздоровительных мероприятий, организации санаторно-курортного лечения детей. Особенно велик вклад А.А. Киселя в изучение туберкулеза и ревматизма. Им разработано учение о хронической туберкулезной интоксикации в детском возрасте. А.А. Киселя справедливо считают основоположником учения о детском ревматизме, им описаны абсолютные признаки этого заболевания (тяжелое поражение сердца, ревматические узелки, анулярная сыпь, хорея и др.).

Многое сделал для организации охраны материнства и младенчества крупнейший педиатр нашей страны профессор Г.Н. Сперанский. Им и его школой всесторонне изучены проблемы физиологии и патологии раннего возраста, особенно большое внимание уделено нарушениям питания и расстройствам пищеварения. Борьба за здоровье ребенка являлась отправным пунктом научной деятельности Г.Н. Сперанского.

Профессор В.И. Молчанов развил основные идеи учения Н.Ф. Филатова. Он внес большой вклад в изучение клиники, патогенеза и лечения детских инфекционных болезней, особенно дифтерии. Им установлена патогенетическая связь между скарлатиной и ревматизмом. Огромной заслугой В.И. Молчанова является изучение эндокринологических заболеваний у детей и особенностей детской патологии в военное время.

Профессор М.С. Маслов - выдающийся советский ученый-педиатр. На протяжении многих лет он занимался изучением патогенеза многих болезней детского возраста, особенностей обмена вещества здорового ребенка, биохимии крови ребенка в норме и патологии. Им разработано учение об аномалиях конституции у детей.

Профессор Ю.Ф. Домбровская явилась достойным продолжателем дела Н.Ф. Филатова и В.И. Молчанова. Научные исследования Ю.Ф. Домбровской и ее школы были сосредоточены на всестороннем изучении этиологии, патогенеза, клиники и лечения пневмоний в детском возрасте. Глубоко и с новых позиций разработана проблема витаминной недостаточности у детей и изучена патология военного времени. В клинике под руководством Ю.Ф. Домбровской была широко развернута научная работа по изучению респираторной патологии, коллагеновых заболеваний, болезней крови, аллергии.

Профессор А.Ф. Тур - крупный ученый-педиатр нашей страны. Большое внимание в своей научной деятельности он уделял вопросам гематологии, диететике здорового и больного ребенка, физиологии и патологии новорожденных, вопросам медицинского обслуживания детей.

Профессора А.А. Колтыпин, П.С. Медовиков, А.И. Доброхотова, М.Г. Данилевич, О.Д. Соколова-Пономарева, Д.Д. Лебедев, Н.И. Красногорский, разрабатывая различные проблемы педиатрии, внесли много нового и ценного в изучение здорового и больного ребенка.


. Задачи современной педиатрии:

На сегодняшний день эта наука рассматривает широкий круг вопросов жизни и развития детей, так или иначе касающихся их здоровья.

Отличительной особенностью педиатрии считается то, что в центре внимания данного раздела медицины - ребёнок, рассматриваемый не как маленький - взрослый, а именно как человек ссобственными характеристиками развития и становления, с присущими лишь ему возрастными изменениями и характерными признаками формирования в физическом, умственном, эмоциональном плане.

В настоящее время педиатрия решает ряд важных и актуальных задач, среди которых можно выделить следующие:

·Профилактика и предупреждение детских заболеваний и ранней инвалидности;

·Выявление генеза и последствий детских заболеваний;

·Эффективность диагностических мероприятий;

·Качественное лечение и поэтапная реабилитация заболевшего ребёнка;

·Оптимальная организация оказания медицинской помощи;

·Выявление и последующее устранение социальных факторов, оказывающих негативное воздействие на здоровье ребёнка;

·Разработка и апробация новейших методов и методик лечения;

·Повышение детского иммунитета и устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды;

·Пропаганда правильного детского питания и здорового образа жизни.

Эти и другие проблемы, которые стоят перед современной педиатрией, направлены на самую главную ценность как отдельного родителя, так и общества в целом - здоровье ребёнка .

Список используемой литературы

1.#"justify">2.https://ru.wikipedia.org/wiki/Педиатрия

.#"justify">.#"justify">.http://www.promedall.ru/pediatry

В истории отечественной педиатрии выделяют два периода. Первый охватывает период от возникновения педиатрической деятельности до второй половины 19 века. Ко второму периоду относится развитие отечественной педиатрии от момента возникновения самостоятельных клинических школ и одновременно элементов общественной педиатрии (Общество борьбы с детской смертностью и другие начинания в рамках земской, городской и фабрично-заводской медицины) до советского периода. Третий период - это развитие практической и теоретической медицины после Великой Октябрьской социалистической революции.

Заболеваемость и смертность детского населения в России были очень высокими. Организованная медпомощь детям практически отсутствовала. Этим занимались невежественные бабки и знахарки. По указу Петра I в 1714 г. в Петербурге была организована богадельня-приют для подкидышей и беспризорных детей. В 1721 г. был издан сенатский указ об устройстве в Москве госпиталей для помещения незаконнорождённых детей. Так, М. В. Ломоносов в своих работах особое внимание уделял охране здоровья детей. Среди предлагаемых им мероприятий он выдвигает на первое место «меры по увеличению количества рождающихся и меры к сохранению рождающихся».

В 18 веке большую роль в становлении педиатрии сыграл И. И. Бецкой. По его проектам в Москве и Петербурге были открыты воспитательные дома, разработаны указания по организации этих учреждений, правила по уходу за детьми и их воспитанию. Содержались эти дома на средства благотворительности; смертность детей в них была огромная, и поэтому они получили название «фабрики ангелов».

Основоположником научной педиатрии в России следует считать С. Ф. Хотовицкого, который составил первое оригинальное русское руководство по педиатрии, названное им «Педиятрика». Это лекции по детским болезням, которые он читал в Петербургской медико-хирургической академии. С. Ф. Хотовицкий впервые высказал мысль, что ребёнок - это не уменьшенная копия взрослого, а организм, который растёт и развивается по присущим ему законам. Он вёл объединённую кафедру акушерства, женских и детских болезней.

После открытия детских больниц, создания педиатрических кафедр, клиник отечественная педиатрия вступает в новый период развития и утверждается как самостоятельная дисциплина. В 1834 г. в Петербурге по инициативе передовых врачей была открыта вторая в Европе специальная детская больница на 60 коек, которая содержалась на благотворительные средства и пожертвования. В 1842 г. в Москве тоже на благотворительные средства была открыта детская больница на 100 коек.

Во второй половине 19 века значительное влияние на развитие педиатрии оказала деятельность К. А. Раухфуса. По его проектам в Петербурге (1869) и Москв* (1876)были построены специальные детские больницы, причём Московская была первой больницей, созданной по павильонной системе. К.А. Раукфус разработал режим больниц, ввёл дезинфекцию, обязательное ношение халатов и присутствие в больнице матерей, кормящих грудью. Являясь прекрасным клиницистом, он описал клинику врождённых пороков сердца, гнойных артритов и др.

В России впервые наряду с обязательным преподаванием педиатрии на медицинских факультетах в 1861 г. И. И. Радецким была введена клиническая; доцентура по курсу детских болезней, с 1862 г. эту доцентуру продолжал М. С. Зеленский. В 1865 г. в Медико-хирургической академии была организована первая кафедра детских болезней, которую вначале возглавлял В. М. Флоринский, а с 1870 по 1896 г. - Н. И. Быстрое. В 1866 г. в Московском университете была создана вторая кафедра с клиникой на 11 коек и небольшой амбулаторией при ней, руководителем которой вначале был Н. А. Тольский, ас 1891 г. -Н. Ф. Филатов.

Клиники Н. Ф. Филатова и Н. И. Быстрова, а также детская больница К. А. Раухфуса стали центрами научной педиатрии и подготовки врачей с соответствующими знаниями по детским болезням. Значительно позднее были созданы кафедры педиатрии и в других крупных городах России: в Киеве (1887), Казани (1891), Томске (1892), Харькове (1892), Одессе (1903).

В конце 19 - начале 20 вв. отмечается подъём в развитии отечественной педиатрической науки, чему в значительной мере способствовала плодотворная деятельность Н. Ф. Филатова в Москве и Н. П. Гундобина в Петербурге. Труды Н. Ф. Филатова «Семиотика и диагностика детских болезней», «Лекции об инфекционных болезнях», «Лекции по желудочно-кишечным заболеваниям у детей», «Клинические лекции» и другие работы явились основой русской педиатрической литературы и быстро поставили её в один ряд с зарубежной, насчитывающей тогда уже многие годы существования. Эти книги выдержали ряд изданий и оказали большое влияние на развитие педиатрии и на подготовку врачей-педиатров.

Работы Н.П. Гундобина и его многочисленных учеников значительно расширили знания педиатров о возрастных анатомо-физиологических особенностях у детей. Он организовал при клинике молочную кухню, консультацию для грудных детей грудного возраста, что позволило расширить обработку вопросов физиологии и патологии детей этого возраста.

К 1917 г. в России было всего около 30 детских больниц с общим числом коек 3000, причём для грудных детей коек было очень мало.

Больше больниц было сосредоточено в Москве и Петербурге. На всю Россию в 1913 г. было 550 мест в постоянных яслях, 9 женских и детских консультаций. 7,5 тыс. родильных коек. На окраинах России сеть детских лечебных учреждений развивалась очень медленно или эти учреждения вообще отсутствовали.

Заболеваемость и смертность среди детей были очень высокими.

Создание после Великой Октябрьской социалистической революции первой в истории государственной системы по охране материнства и детства и охране здоровья детей и подростков потребовало усиленной подготовки практических, научных и педагогических кадров и стимулировало развитие педиатрии как науки.

В 1922 г. в Москве был создан Государственный институт охраны материнства и младенчества. Первым директором этого института был ученик Н. Ф. Филатова, выдающийся советский педиатр Г. Н. Сперанский. В 1925 г. в Ленинграде открылся Институт охраны материнства и младенчества, который в связи с потребностью во врачах-педиатрах в 1935 г. был реорганизован в Ленинградский педиатрический медицинский институт.

В 1927 г. в Москве был основан Институт охраны здоровья детей и подростков, позднее преобразованный в Московский научно-исследовательский институт педиатрии и детской хирургии Министерства здравоохранения РСФСР.

В 1979 г. в Москве открыт Всесоюзный научно-исследовательский центр по

охране здоровья матери и ребёнка Министерства здравоохранения СССР. Он возглавляет все фундаментальные научные исследования по охране здоровья матери, плода и новорожденного. Успехи в развитии системы охраны здоровья детей в СССР обусловлены достижениями отечественной педиатрической науки.

В центре внимания ученых всегда находились исследования по научным основам организации лечебно-профилактической помощи детям, изучение динамики физического и психомоторного развития, а также заболеваемости детей, научная разработка форм и методов педиатрической помощи, в том числе недоношенным детям и новорожденным, детям с рецидивирующими и хроническими заболеваниями органов дыхания, аллергическими заболеваниями, болезнями почек, желудка и кишечника, обменными нарушениями. Эти исследования послужили основой для разработки и внедрения противоэпидемических мероприятий, системы пульмонологической, аллергологической, медико-генетической служб, создания специализированных центров.

В педиатрии значительно шире изучаются физиологические особенности организма, роль возрастных факторов и влияние окружающей среды на развитие, и рост ребенка.

Большое внимание советскими педиатрами уделено всестороннему изучению вопросов возрастной физиологии, особенностей развития высшей нервной деятельности, возрастной морфологии, закономерностей становления реактивности организма и физического развития, вопросов возрастной гигиены.

Система воспитания детей дошкольного возраста, разработанная советскими педиатрами и физиологами, получила мировое признание, она послужила основой построения работы детских учреждений в нашей стране и в ряде зарубежных стран.

Весьма ценными достижениями советской педиатрии нужно считать изучение вопросов вскармливания здорового и больного ребенка. На основе научных исследований разработаны и внедрены новые молочные смеси, предназначенные для вскармливания детей раннего возраста, предложены обогащенные пищевые концентраты, диетические продукты для детей с различными заболеваниями.

Разработка основ физиологии и патологии раннего детского возраста позволила обосновать и внедрить комплекс эффективных мероприятий по снижению детской смертности, выяснены многие важные особенности внутриутробного развития, взаимоотношений организма матери и плода, влияние на развивающийся плод различных факторов внешней и внутренней среды. Было установлено значение различных токсических влияний на развитие эмбриона и плода в так называемые критические периоды.

Большое внимание ученые уделяют вопросам родовой травмы новорожденных и ее последствий, разработке принципов лечения и профилактики поражений мозга при асфиксии плода, при заболеваниях матери, наследственных болезнях обмена веществ; предложены новые биохимические и инструментальные методы диагностики родовой травмы, методы интенсивной терапии гипоксии и реанимации новорожденных, тактика лечения дыхательных расстройств и пневмопатий новорожденных.

За годы Советской власти произошли существенные сдвиги в состоянии здоровья детей, среди которых принципиальное значение имеет резкое снижение детской смертности; ликвидация таких заболеваний, как натуральная оспа, холера, массовых вспышек полиомиелита, дифтерии. Значительно снижена заболеваемость туберкулезом. Заболеваемость коклюшем по сравнению с 1940 г. снизилась почти в 40 раз, корью - в 5 раз. Изменили свое течение и не представляют существенной угрозы для жизни ребенка скарлатина, кишечные инфекции, ревматизм, реже встречаются тяжелые формы рахита, гипотрофии.

Важное значение имели научная разработка методов массовой профилактики заболеваний путем иммунизации детского населения, улучшение диагностики болезней детского возраста, их выявление на самых ранних этапах, а в ряде случаев доклиническая диагностика, внедрение новейших методов лечения; изыскание новых методов интенсивной терапии неотложных состояний у детей; научная разработка и внедрение методов хирургической коррекции врожденных пороков развития.

На ранних этапах организации медицинского обслуживания детей были созданы детские консультации, которые в 1948 г. объединены с детскими амбулаториями в единые детские поликлиники. Развивается специализированная помощь, организуются специализированные отделения, в которых на высоком уровне находятся диагностика, лечение, выхаживание больных детей, создаются отделения интенсивной терапии и реанимации, это сочетается с укреплением основного звена всей лечебно-профилактической работы - детской поликлиники.

Значительно вырос удельный вес педиатрии в системе медицинского образования. Изучение педиатрии является обязательным, и преподавание ее введено во всех медицинских институтах.

В нашей стране, кроме педиатрических факультетов медицинских институтов имеются два педиатрических института - в Ленинграде и Ташкенте. Это позволило в широком масштабе развернуть подготовку врачей-педиатров и разработку научных проблем. Большое внимание уделяется подготовке среднего медицинского персонала для детских больниц. Издаются учебники и монографии. Многие труды советских педиатров переведены на иностранные языки. В 60-е гг. 20 века вышло свет десятитомное руководство по педиатрии, в котором отражены основные достижения советской педиатрической науки и практики здравоохранения.


МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра Пропедевтики Педиатрии №2

Педиатрия как наука, её место, этапы развития

Выполнил:

Студент 3 курса,

1 медицинского факультета,

Качан Б.Б.

Преподаватель: доцент Шмулич В.К.

Харьков – 2007

План:


  1. Педиатрия как наука

  2. Место педиатрии в мировой науке и этапы её развития
3. Выводы

4. Список литературы

1. Педиатрия как наука
Педиатрия (от греч. раis, род п paidos - дитя, iatreia - врачевание) изучает закономерности развития детей, причины и механизмы заболеваний, способы их распознавания, лечения и предупреждения. Поэтому ее можно определить как медицину периода рост, формирования и развития человече­ского организма, который является наиболее ответственным в жизни челове­ка. Это так называемая прогрессивная стадия в жизненном цикле человека. Вот почему необычайно велики гуманизм этой специальности и ответствен­ность человека, избравшего своей профессией педиатрию

Педиатр находится в постоянном общении с ребенком и его родителями, а также с бабушками и дедушками Детский врач должен быть хорошим пси­хологом и педагогом. Это позволит ему завоевать авторитет у родителей и родственников, чтобы их совместные усилия направить на правильное раз­витие, а в случае заболевания - на быстрое выздоровление ребенка Истоки многих заболеваний взрослого человека начинаются в детском возрасте. По­этому, какими будут детство и условия роста и воспитания ребенка, таким и будет состояние здоровья взрослого человека.

Преподавание педиатрии на педиатрических факультетах медицинских ин­ститутов начинается с III курса, на котором изучается пропедевтика детских болезней. Это фактически первая кафедра, дающая студенту профессиональ­ную подготовку. Поскольку педиатрия изучает период роста и развития ре­бенка, то становится понятным, что на каждом возрастном этапе своей жизни ребенку свойственны особые морфологические, физиологические и психологи­ческие качества. Поэтому знание клинической анатомии и физиологии детей различного возраста является основой для понимания своеобразия методов исследования и оценки получаемых результатов. Кроме того, учет основных анатомо-физиологических особенностей позволяет определить конкретную ор­ганизацию среды и режима жизни, а также питания детей различных воз­растных периодов

На кафедре пропедевтики детских болезней также изучается семиотика основных поражений различных систем и организма в целом. Поскольку си­стематическое изложение нозоло1 ических форм детских болезней является предметом уже основного курса педиатрии, то при изучении пропедевтики во­просы диагностики рассматриваются в двух более общих аспектах. Во-первых, это симптомодиагностика, основанная на знании возрастной нормы и метода исследования и преследующая цель констатации наличия симптома патологии; во-вторых, это синдромодиагностика, т. е констатация патофи­зиологической связи между несколькими симптомами болезни и отражение в этой связи функциональной недостаточности (декомпенсации) данной фи­зиологической системы.

В задачу курса входит также овладение студентом техникой ухода за ре­бенком и медицинскими манипуляциями и процедурами в объеме умений ме­дицинской сестры.

На более старших курсах преподавание педиатрии будет проводиться не только на кафедрах педиатрии, но также и на специальных кафедрах (детских инфекций, детской хирургии, детской неврологии, детской отоларингологии, детской офтальмологии и др.)

Эффективность самообразования и последующий рост квалификации в значительной степени определяются тем, насколько прочно удалось овла­деть основными медико-биологическими дисциплинами на вузовском этапе обучения. Именно они и составляют фундамент для последующего клиниче­ского обучения и совершенствования. Возможности для самообразования вра­ча-педиатра велики и разнообразны. Это прежде всего постоянная работа над научной литературой и в первую очередь чтение научных педиатрических жур­налов, руководств и монографий. Очень большую роль в совершенствовании знаний педиатров играет их участие в работе местных филиалов Всесоюзного научного общества детских врачей, созданных во всех республиках, областях и крупных городах страны. Быть членом этого общества - дело профессио­нальной чести каждого советского врача-педиатра.

Педиатрия не только область медицинской науки, но и название основной врачебной специальности в государственной системе охраны здоровья детей. Врачи-педиатры воплощают в жизнь основные достижения медицинской на­уки и проводят практические мероприятия по обеспечению и контролю гар­моническою развития детей, по распознаванию, лечению и предупреждению их заболеваний. Рабочими местами педиатров являются детские учреждения (ясли, ясли-сады, сады, школы, дома ребенка, пионерские лагеря), детские по­ликлиники, детские больницы (общего профиля и специализированные), бри­гады педиатрической скорой помощи, детские палаты родильных домов, раз­личные консультативные кабинеты и диспансеры, детские санатории.

2. Место педиатрии в мировой науке и этапы её развития
Начало учения о ребенке принято относить к IV веку до нашей эры, к времени написания книги «О природе ребенка» отцом медицины Гиппокра­том. Следом за Гиппократом о детях, об уходе за ними и воспитании, пишут Цельс, Гален и Соран (I и II века). В последующие 15 столетий повторялось то, что было изложено у Галена и Сорана. Лечение детей в эти годы осущест­влялось по тем же принципам, как и взрослых, или не проводилось вообще. Только в XV-XVIII веках снова пробуждается интерес к лечению детей и его особенностям. Это связано с очень высокой детской смертностью, появле­нием благотворительных организаций и созданием в некоторых странах Европы воспитательных домов или приютов для подкидышей и беспризорных детей. Появляется большое количество трудов, посвященных воспитанию и выхаживанию детей. В 1650 г. выходит научный труд английского врача Глиссона о рахите, за этой работой следует серия публикаций Сиденгама, Ха-бержена, Дженнера, посвященных изучению инфекционных болезней у детей. Примерно через 100 лет после работы Глиссона публикуется первое руковод­ство по педиатрии в 28 главах. Оно было написано в 1764 г. шведским врачом Нилем Розен фон Розенштейном. Через 30 лет его руководство было издано в России на русском языке.

После открытия первых детских больниц происходит интенсивный рост числа научных исследований в области педиатрии и формирование школ пе­диатров Первой детской больницей в мире была Парижская больница для де­тей, открывшаяся в 1802 г. Несколько позже возникает немецкая школа пе­диатрии. Ее центрами становятся Вена и Берлин. Основным направлением своих исследований немецкие педиатры избрали биохимические и микробио­логические аспекты детских болезней, а также вопросы питания Во второй половине XIX века также начинают функционировать научные и клинические центры педиатрии в Англии, Швейцарии, Италии, Скандинавских странах и США.

В России последовательность событий была очень близка той, что проис­ходила в Европе. Петр I в 1727 г. издает указ «О строении в Москве госпита­лей для помещения незаконнорожденных младенцев и о даче им и их корми­лицам денежного жалованья». М. В. Ломоносов в своем письме «О раз­множении и сохранении Российского народа» указывает на необходимость создания народных богаделен для незаконнорожденных и издания наставле­ний по излечению детских болезней. Однако открыты были воспитательные дома только в 1763 г. в Москве и в 1771 г. в Петербурге благодаря настойчи­вости и энергии И. И. Бецкого, который сам составлял проекты этих домов и писал наставления об уходе за детьми и их воспитании.

Начало становления педиатрии как самостоятельной научной дисциплины происходит в рамках других, близкородственных медицинских специально­стей. Это - терапия и прежде всего акушерство. Из терапевтов первыми ста­ли читать вопросы детских болезней профессора Московского университета С. Г. Зыбелин и Г И Сокольский Из акушеров самый большой вклад в раз­витие педиатрии и формирование ее как самостоятельной дисциплины внесли Н. М Максимович-Амбодик, С. Ф. Хотовицкий и Н. А. Тольский. В лекциях и книге Максимовича-Амбодика «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле» были изложены ценные мысли об особенностях детей и методах их выхаживания.

Профессор-акушер медико-хирургической академии в Петербург (ныне военно-медицинская академия) Степан Фомич Хотовицкий был одновременно и первым русским ученым-педиатром. В течение 1831 -1847 1Г. он читал само­стоятельный курс детских болезней, в 1842 г открыл детские палаты в клини­ке акушерства, женских и детских болезней, а в 1847 г выпустил первый рус­ский учебник педиатрии - «Педиятрика».

Первая детская больница в России была открыта в Петербурге в 1834 г. В настоящее время она носит имя Н Ф. Филатова К моменту открытия эта больница была второй детской больницей в Европе Через 8 лет начинает ра­ботать детская больница в Москве (теперь также больница им. Н. Ф Фила­това), а еще через 2 года, в 1844 г, в Петербурге открывается первая в мире больница специально для детей раннего возраста (ныне больница им. Л. Пастера).

Датой рождения первой русской кафедры педиатрии можно считать 1865 г., когда отдельный курс детских болезней было поручено читать профес­сору В М Флоринскому в Медико-хирургической академии. С 1870 г. на этой кафедре работал Николай Иванович Быстрое (1841 - 1906). Н. И. Быстрое в 1885 г. организовал и был первым председателем Общества детских врачей Петербурга. Он подготовил много учеников, ставших впоследствии профессо­рами и основавшими другие кафедры педиатрии в стране.

В Москве чтение курса лекций по педиатрии начал в 1861 г. доцент ка­федры акушерства, а позднее профессор Николай Алексеевич Тольский (1830-1891). Спустя 5 лет он открыл небольшую детскую клинику (11 коек) в составе факультетской терапевтической клиники университета Таким обра­зом, и в Москве одновременно с Петербургом возникает кафедра педиатрии.

В те же годы в Петербурге развивается деятельность виднейшего врача и общественного деятеля Карла Андреевича Раухфуса (1835-1915) По его проектам были построены больницы в Петербурге (теперь больница носит его имя) и в Москве (теперь больница им. И. В. Русакова). Это были первые больницы в стране, спроектированные согласно требованиям госпитализации детей с разнопрофильной патологией. Первой из этих больниц К. А. Раухфус руководил до конца своей жизни. Он воспитал большое количество врачей-пе­диатров, преданных своему делу. Его труды, посвященные порокам сердца у детей и организации педиатрической помощи, были включены в фундамен­тальное трехтомное руководство по педиатрии, созданное коллективом евро­пейских авторов под редакцией Гергардта (1877).

Значительный вклад в развитие отечественной педиатрической науки внес преемник Н. И. Быстрова по кафедре педиатрии Медико-хирургической акаде­мии, ученик Н. А. Тольского профессор Николай Петрович Гундобин (1860- 1908). Он и его ученики за короткое время накопили большой научный материал по анатомо-физиологическим особенностям детей, и на этой основе Н. П. Гундобин выпустил фундаментальный труд, не потерявший своей цен­ности и до настоящего времени, - «Особенности детского возраста». Кроме этой книги, он написал популярное руководство «Общая и часгная терапия болезней детского возраста», выдержавшее несколько изданий.

Самый яркий след в истории нашей педиатрической науки оставила дея­тельность талантливейшего врача и педагога, преемника Н. А. Тольского по кафедре педиатрии Московского университета Нила Федоровича Филатова



^ С Ф Хотовицкии И И Быстрое


(1847-1902) Его эрудиция, врачебная логика и наблюдательность снискали глубокое уважение и собрали вокруг него десятки талантливых учеников. Он первым описал клинику скарлатинозной краснухи и железистую лихорадку (инфекционный мононуклеоз), а также ранний признак кори - отрубевидное шелушение слизистой оболочки губ и полосги рта. Он один из первых понял значение ателектаза в возникновении пневмонии и описал поражения сердца при скарлатине у детей. Самой яркой памятью о деятельности этого выдаю­щегося клинициста остались его книги, читаемые и популярные до сих пор. Это «Семиотика и диагностика детских болезней», «Лекции по острым дет­ским инфекциям». «Клинические лекции», «Краткий учебник детских болез­ней». Все они были переведены на многие европейские языки и принесли до-



^ Н. А. Тотскии К. Л. Раухфус

До Великой Октябрьской социалистической революции в России отсут­ствовала какая-либо государственная забота о детях Первые более или менее точные данные о выживании детей на 1845 I свидетельствуют о том, что из 1000 родившихся детей до 15 лет доживали только 367, а по отдельным ре­гионам страны - еще меньше. Причинами детской смертности, по заключе­нию Боткинской комиссии 1886 г., явились «кишечные инфекции, недоброка­чественное, несообразное, несвоевременное кормление и полное отсутствие ухода за детьми»

Детская смертность (число умерших на 1000 родившихся детей в течение первого года) в 1913 г. достигала ужасающих размеров - 273 Известный дея­тель земской медицины П И. Куркин писал" «Едва ли можно оспаривать, что в стране, где мала ценность жизни вообще, не может высоко цениться. . и жизнь ребенка» На всю Россию имелось 23 детские консультации и те пре­имущественно находились в крупных городах (Москва, Петербург, Киев и др), а общий коечный фонд для детей за 80 лет существования детских больниц в России достиг к тому времени только 750 коек. Чрезвычайно высо­ка была смертность женщин в родах и матерей. Это ярко иллюстрирует пол­ную непричастность при царизме государства к охране здоровья детей и наро­да в целом

В проекте Программы Российской социал-демократической рабочей пар­тии, разработанной В. И. Лениным в 1894 г и принятой в 1903 г на II съезде РСДРП, были намечены основные положения охраны материнства и детства. Практическое же осуществление этих мероприятий началось после Великой Октябрьской социалистической революции В ноябре 1917 г. создается На­родный комиссариат государственного призрения, в составе которого образо­вана специальная коллегия, в обязанности которой входит разработка неот­ложных мероприятий по охране материнства и детства 31 января (13 февраля) 1918 г выходит соответствующее постановление, в разработке кото­рого принимали участие Н К Крупская и А М Коллонтай, а консультиро­вал и редактировал ею В. И Ленин. Оно гласило - «Все обслуживающие ре­бенка большие и малые учреждения Комиссариата государственного призре­ния, от воспитательных домов в столицах до скромных деревенских яслей, - все они со дня опубликования данного декрета сливаются в одну го­сударственную организацию и передаются в ведение отдела по охране мате­ринства и младенчества, чтобы, составляя неразрывную связь с учреждения­ми, обслуживающими беременность и материнство, принимать от них брую славу русской клинической мысли. В СССР учреждена премия за лучшие труды по педиатрии им Н. Ф. Филатова. В Москве установлен памят­ник Н. Ф. Филатову с надписью «Другу детей».

Детские клиники и педиатрические кафедры создавались постепенно во многих городах и краях России. В Казани кафедру педиатрии возглавил про­фессор Н. А. Толмачев, в Киеве - профессор В. Е. Чернов, в Харькове - про­фессор И. В Троицкий, в Одессе - профессор В. Ф. Якубович, в Юрьеве (ныне Тарту) - профессор В. П. Жуковский, в Саратове - профессор И. Н. Быстренин.

Важной особенностью педиатрии последнего предреволюционного деся­тилетия было нарастание интереса к самому младшему возрасту. В 1908 г. в Москве по инициативе Г. Н. Сперанского была открыта первая консульта­ция для детей грудного возраста, а в 1910 г.- первая лечебница для грудных детей, в 1913 г.- отделение для детей грудного возраста в Морозовской дет­ской больнице (теперь Детская клиническая больница № 1). С этого времени удельный вес детей раннего возраста во всех детских клиниках и больницах России существенно возрастает.

Таким образом, дореволюционный период развития педиатрии знамена­телен прежде всего теми именами выдающихся отечественных ученых и вра­чей, которые своим талантом обеспечили накопление знаний о возрастной фи­зиологии и заболеваниях детского возраста и завоевали русской науке мировое признание и приоритет по многим разделам педиатрии. В этот пе­риод возникли основные научные школы и вместе с тем определилось един­ство русской педиатрии, сформировалась ее социально-гуманистическая нрав­ственная платформа, нацеленность на решение широкого круга проблем охраны здоровья матери и ребенка. Своеобразным итогом развития педиа­трии в стране был состоявшийся в 1911 г. Первый Всероссийский съезд дет­ских врачей, на котором рассматривались вопросы помощи новорожденным. Усилиями ведущих педиатров и общественных деятелей создавались раз­личные общества и движения благотворительного характера, целью которых было оказание помощи находящемуся в бедственном положении детскому на­селению страны. Так, в 1904 г. были созданы Петербургский союз борьбы с детской смертностью, в 1909 г. - Общество борьбы с детской смертностью в Москве, в 1913 г. - Всероссийское попечительство об охране материнства и младенчества.

С первых дней Советского государства была развернута целенаправлен­ная, огромного масштаба деятельность по созданию первой в мире государ­ственной системы помощи матерям и детям. Это происходило в обстановке гражданской войны и жесточайшей разрухи, когда правительству надо было решать тысячи, казалось бы, более важных проблем, от которых зависела са­ма судьба социалистической республики. На 6-й день установления Советской власти подписывается закон о социальном страховании, согласно которому женщинам гарантируется оплаченный отпуск по беременности и родам, а ма­терям предоставляется право отлучаться каждые три часа с работы для корм­ления детей грудью. В Программе партии, принятой VIII съездом РКП(б), были определены задачи по развитию охраны материнства и детства. Был провозглашен основной принцип развития советского здравоохранения - его профилактическая направленность В феврале 1919 г создается Совет защиты детей под руководством А. В. Луначарского, образуются специальные детские фонды, организуется бесплатное питание детей в школах и детских учрежде­ниях Стремительно развивается сеть детских учреждений, расширяется сеть детских больниц.

VIII Чрезвычайный съезд Советов 5 декабря 1936 г. принял Конституцию СССР, в которой содержался ряд статей, относящихся непосредственно к здравоохранению, в частности к охране интересов матери и ребенка. В годы Великой Отечественной войны вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Ма­теринская слава» и медали «Медаль материнства» В 1960 г. ЦК КПСС и Со­вет Министров СССР приняли постановление «О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР». В принятой на XXII съезде КПСС Программе партии получила даль­нейшее развитие забота о здоровье всего населения

Большим событием явилось принятие сессией Верховного Совета СССР 19 декабря 1969 г. закона Союза Советских Социалистических Республик «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении» В течение 1970-1971 гг законодательство союзных рес­публик было приведено в соответствие с этим законом Это был очередной этап совершенствования законодательства. В законе V раздел его посвящен охране материнства и детства.

В принятой в 1977 г новой Конституции дело охраны здоровья народа получило дальнейшее развитие, в том числе правовая, материальная и мо­ральная поддержка материнства и детства, включая предоставление оплачи­ваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям

Проявлением заботы Партии и Правительства явилось постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» от 15.10.77 г. Учрежде­но почетное звание «Народный врач СССР». Новым проявлением заботы о здоровье детей и подростков служит постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» (1981) Введен частично оплачиваемый дополнительный от­пуск матерям с сохранением места работы до достижения ребенком возраста

1 Постановление Народною комиссариата государственного призрения РСФСР об охране младенчества в стране - В сб Становление и развитие здравоохранения в первые годы Совет­ской власти - М Медицина, 1966.
3. Выводы
В настоящее время в нашей стране имееюя много научно-исследователь­ских институтов и много педиатрических кафедр в медицинских институтах, в которых работает большое число докторов и кандидатов медицинских наук, научных сотрудников.

Большое значение для интенсификации педиатрических исследований в на­шей стране имеет открытие в Москве Всесоюзного центра по охране здоровья матери и ребенка.

Педиатрия последних десятилетий является исключительно динамической областью знания; рост информации, пересмотр ранее существовавших точек зрения, внедрение новых методов исследования и лечения происходят с нара­стающей скоростью. Это связано прежде всего как с быстрым развитием фун­даментальных теоретических наук медицинского профиля (физиология, био­химия, генетика, иммунология), так и с развитием сугубо клиниче­ских представлений, накоплением и обобщением коллективного врачебного опыта.

Список литературы:


  1. Мазурин А.В., Воронцов И.М. «Пропедевтика детских болезней» - Медицина, 1985 – 432 с

  2. Н.П. Шабалов «Детские болезни» учебник 5-е издание в двух томах. «Питер» - 2002 г. – 832 с

Основная задача – изучение закономерностей развития детей, причины и механизм заболеваний, способы их диагностики, предупреждения и лечения.

Предмет изучения

  • возраст особенности детей раннего и дошкольного возраста;
  • физическое и НП развитие детей;
  • заболевания, их диагностика, лечение и профилактика.
  • помощь при несчастных случаях и травмах.

Направления педиатрии:

Профилактическая педиатрия

Система мероприятий, направленная на профилактику детских заболеваний (проф прививки, асептики, проф-ка рахита, скрининг-программы на выявление насл заболеваний и др.)

Клиническая педиатрия — этот раздел направлен на диагностику и лечение.

Научная педиатрия имеет задачей формулировку парадигм, которыми руководствуется педиатр в своей работе.

Социальная педиатрия как отрасль (составная часть) педиатрии изучает здоровье детей, комплекс факторов, его определяющих, а также разрабатывает эффективную систему социальной профилактики и оказания медицинской помощи детскому населению.

Экологическая педиатрия изучает влияние па здоровье детей природных факторов: климатических, географических, а также вредных факторов внешней среды в том или ином регионе (инсектициды, пестициды, фенол, диоксид, двуокись серы, свинец, проникающая радиация и др.)

История развития педиатрии складывается из 3 этапов.

1 этап связан с Гиппократом, Цельсом, Галеном. Первые писания о природе ребенка. В эпоху Средневековья открыты сиротские приюты(первый открыт в 787 г.)

2 этап, были созданы казенные воспитательные дома, детские приюты — 1638,1707 гг. 1650г.-научный труд о рахите. 1764г.-первое руководство по педиатрии.

3 этап, педиатрия рассматривалась как наука. 1802 г.- первая детская больница в Париже. 1834г.- первая десткая больница в России. 1842г.- первая детская больница в Москве.

1847г.- первое русское руководство по педиатрии «педиатрика», написаная Хотовицким С.Ф.

Хотовицкий Степан Фомич — первый русский педиатр, сформировал право педиатрии на самостоятельное существование. Организовал первый систематизированный курс по педиатрии в России.

1865г.- первая кафедра педиатрии в России, Фловинский Василий Маркович в Петербурге.

Ним Федорович Филатов — отец клинической педиатрии, ее основатель. Написал «Семиотика и диагностика детских болезней», «Семиотика и диагностика инфекционных болезней», «Краткий учебник детских болезней», «Клинические лекции».

Период социализма 1964 — 1985:

  • социальная защита материнства и детства
  • уменьшение младенческой смертности
  • вакцинация

Период перестройки 1985 — 1991:

  • рост младенческой смертности
  • рост перинатальной патологии, ВАР
  • увеличение заболеваемости школьников
  • увеличение социальной депривации среди подростков

Современная педиатрия характеризуется образованием союза педиатров России в 1994г.. Решение проблем охраны здоровья матерей и детей.