Кто создает моду? Стандарты красоты: кто диктует моду. Что или кто диктует моду? Люди и события, повлиявшие на развитие моды

Белорусская неделя моды стартует 7 ноября: совсем скоро мы узнаем, что предлагают носить в весенне–летнем сезоне ведущие дизайнеры страны. Акценты в номинациях расставляются яркие - детская дизайнерская одежда, мужская мода, этническое шоу, социальные инициативы. О том, как живет и развивается Belarus Fashion Week, с какими проблемами сталкивается индустрия моды в Беларуси, мы поговорили с Яниной Гончаровой - председателем Белорусской палаты моды, вдохновителем и организатором проведения BFW.

- Простой потребитель может сказать - а зачем нам Неделя моды? Мы ходим в магазины и там покупаем...

Потребитель, прежде всего, должен быть осведомленным и воспитывать в себе хороший вкус. Большинство покупателей знают зарубежные марки, которые им не по карману, но при этом часто отвергают белорусские бренды. В Беларуси прекрасные модные дома, дизайнеры, которые работают около 20 лет - такие как Алена Горецкая, Николай Морозов, Лариса Балунова... У нас уже есть своя fashion–история, пусть небольшая, и о ней нужно говорить. Belarus Fashion Week показывает хедлайнеров, лидеров мнений, которые определяют моду.

То, что сейчас висит у нас в универмагах, на самом деле гораздо ближе к тому, что происходит в моде, чем еще несколько лет назад.

Да, там никогда не будет одежды с подиума, зато появляются хорошие носибельные вещи. И тем, кто работает в отделах закупок, нужно ходить на показы Недели моды, чтобы видеть тренды и знать, что сегодня купят, а что нет. Было бы неплохо, если б во время BFW в витринах ГУМа и ЦУМа выставлялись манекены с эксклюзивной одеждой белорусских дизайнеров, как это происходит в Берлине или Милане. Это работа на имидж: люди видят, что магазин причастен к Неделе моды, и придут туда потом, чтобы найти что–то в своей ценовой категории, но в той же степени модное и актуальное.

- На что вы делаете акцент, когда составляете программу BFW?

Мы всегда смотрим, что происходит в мире, и планируем свою работу в Беларуси на год вперед. Например, сейчас глобальные тренды - влияние уличного стиля на производителей, ответственная мода, инклюзивные проекты... Также мы исходим из того, что в Беларуси есть потенциально. Например, каждый год стараемся работать со льном, потому что лен - это классная тема, не только у нас, но и во всем мире. Но здесь не нужно надувать мыльный пузырь. Лен требует постоянного эксперимента. Вообще, текстильной промышленности пора взять на вооружение зарубежный опыт. К примеру, Оршанский льнокомбинат или «Камволь» выпустили купон новой ткани - разошлите дизайнерам, направьте фокус–группе, чтобы они использовали этот материал в изделиях, а вам рассказали, как он технически, пластически себя повел, какие возникают эксплуатационные проблемы, конструктивные. Европейские, турецкие, китайские производители имеют своих стратегических партнеров, рассылают продукцию по вузам. Дессинаторы - текстильные дизайнеры - должны общаться с модельерами одежды, это необходимость, так не пожалейте этот купон 3х3 метра.




- Шить в Беларуси из местного сырья качественно и недорого - это реально?

Конечно, белорусским компаниям стало работать сложнее, когда в страну пришли крупные международные ретейлеры. Но так и честнее, и конкуренция стала классная. Люди теперь могут сравнить: почему вещи отечественного производителя, которые шьются в стране, стоят так дорого, а одежда, экспортируемая из–за рубежа компанией, которая тратит огромные суммы на рекламу, обойдется дешевле? Мы должны быть конкурентоспособны и по цене, и по качеству, и по стилю. Нашим компаниям нужно вкладываться в позиционирование своих брендов, а не рассчитывать на то, что работало 10 лет назад. Сегодня молодежь в 20 лет иной раз зарабатывает столько, сколько раньше люди получали только в премиальном сегменте. И если вы хотите продавать свои вещи этим молодым покупателям, нужно глобально пересматривать стратегию ведения бизнеса. Практически всем нашим дизайнерам сегодня требуется помощь в стратегическом маркетинге - а для этого нужно учиться.

- Многие сетуют, что на Неделю моды невозможно попасть...

На показах не может быть 2 тысячи человек. Это не городское шоу, не культурно–массовое мероприятие. Мода как искусство - это подача через перформансы в музеях, театрах, специальных культурных проектах. А у нас профессиональная площадка, где собираются дизайнеры, их клиенты, бизнес–партнеры, стилисты, фотографы. Простой потребитель должен быть в курсе, и мы даем ему качественный фото– и видеоматериал в глянцевых журналах и на нашем сайте.

Вы работаете с молодыми дизайнерами и даже выделили в прошлом году отдельное направление - Fashion Idea Festival. Насколько молодежь реально хочет и может создавать свои модные бренды?

Не так давно я встречалась с Давидом Форлони, директором Института дизайна Марангони - а это ведущий вуз, готовящий модельеров, номер один в мире. Так вот, он сказал: 90% окончивших институт год работают под своим именем, а потом закрываются - не выдерживают конкуренции, интенсивности процесса. Хотя все с амбициями, все хотят основать собственную марку. Молодому дизайнеру еще на стадии обучения надо понимать, что, возможно, более выгодно пойти в состоявшийся модный дом или на предприятие. В Беларуси есть компании, которые через различные спецпроекты завлекают молодежь и пытаются ее удерживать, и с этими компаниями мы делаем конкурс New Names BFW. Они понимают, что работа их предприятия зависит от дизайнерского коллектива, и придумывают различные мотивации, поощрения, поездки на Недели моды - все, чтобы талантливая молодежь не захотела уходить.

У многих из нас создается такое впечатление, что успеть за fashion-индустрией практически невозможно. Такое под силу лишь опытным блогерам и тренд-сеттерам, а также дизайнерам, которые всегда с модой «на ты». Мы же не успеваем переключиться с одного тренда на другой. Почему так происходит? Кто вообще диктует нам тенденции? И почему они имеют на нас такое влияние?

Прописные истины

Уже сейчас дизайнеры завершают свои коллекции осень-зима 2014/2015, после чего начнется активная подготовка к коллекциям Resort и к летним коллекциям. Все модные мировые дома уже на сезон впереди нас. И это, естественно. Поскольку, в противном случае, они выпадут из «модной обоймы», оставшись в конце списка лучших дизайнеров.

Dolce&Gabbana весна-лето 2014

Тут-то на помощь и приходят аналитики. Именно эти люди с необычным названием trend forecasters. Специалисты анализируют все возможные факторы, которые могут повлиять на формирование трендов будущего сезона. Некоторые делают долгосрочный прогноз — вплоть до 2020 года. Причем, отметим, что это не секретная информация, которая доступна только Джеймсу Бонду. Такой тренд-бук можно купить.

Что касается главных цветов будущих коллекций — здесь все еще проще. Обычно, они покупаются на одних и тех же фабриках. Талант же самого дизайнера определяется его собственным видением того или иного стиля, той или иной вещи. Главное — это индивидуальный взгляд на то, что будет модно в наступающем сезоне.

Вдохновение

Несмотря на то, что у каждого из художников есть, безусловно, свой собственный стиль, сферы вдохновения нередко пересекаются. Одной из них долгие годы служит поп-культура, поскольку именно она является мощным стимулятором широких масс населения.

К сожалению, такое положение вещей в модной индустрии нередко приводит к копированию того, что происходит в поп-культуре. Слепое подражание напрочь убивает творческий потенциал и желание быть непохожим на кого-то. Но именно в этом и сила тренда — подчинить себе большинство людей.

Также стоит отметить, что мода — дама переменчивая, но, тем не менее, цикличная. Речь идет о том, что модные эпохи повторяются, при чем, все чаще и чаще. А вот винтаж 1960-х похоже уже прочно закрепил свои позиции в современной fashion-индустрии.

Ещё один из способов вдохновения — это модные блоги. Street fashion формирует большинство тенденций, которые мы видим на подиумах всех мировых дизайнеров.

В качестве the end’a

Модные дома тоже можно понять — это их бизнес, а не только творчество. Поэтому, учитывая тот факт, что коллекций нужно выпускать за год немало и постоянно быть «в модном тонусе», неудивительно, что уже не до творчества. Именно поэтому в модном мире и происходит подобная ситуация, когда дизайнеры ориентируются не на собственный полет фантазии, а не тренд-буки.

Изменить что-либо нам не под силу, но встает другой вопрос: долго ли так будет продолжаться в модном мире. Интересно, что будет происходить в модной индустрии через 30 или 40 лет. Пока что предугадать подобные изменения невозможно, но, будем надеяться, что искусство будет превалировать над бизнесом.

Пожалуй, нет такой женщины, которая не знала бы слов «мода» или «стиль» и относилась бы к ним безразлично. Конечно, в жизни каждой женщины они занимают разное место, но действительность остаётся действительностью, и их необходимо различать. Мода – это непродолжительное господство определённого вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры. В отличие от стиля, мода отражает более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм бытовых предметов и художественных произведений. Иными словами, это непрочная и быстропроходящая популярность. Стиль же – это самовыражение своего «я», а это, как известно, никогда не выходит из моды.

Моду нам диктуют или даже навязывают. Мы покупаем модную дизайнерскую вещь, абсолютно не задумываясь над тем, подходит она нам или нет. Мода, как правило, - это массовое явление, а массовое не может быть стильным. Уловить грань между модой и стилем очень сложно, но можно. Когда мода выходит в широкие круги, она теряет свой блеск, становится безликой. И это надо понимать, а не гнаться за ней.

Срок дизайнерских вещей недолговечен. Лихорадочно гнаться за тем, чтобы шагать в ногу с модой, не выход из сложившейся ситуации. Веяния моды быстрее нас. Новые вещи приходят на смену «старым», которые становятся уже дурным тоном.

Стиль же приходит изнутри. Никогда не надо делать то, что считается модным. Надо всегда выбирать то, что нравится и подходит именно тебе и одеваться в первую очередь для себя. Лишь только почувствовав равновесие своего внутреннего и внешнего «я», спустя много лет, рассматривая свои фотографии, можно будет не стыдиться их, а восхищаться, потому что собственный стиль проходит через года, а тенденции моды меняются и уходят в течение быстрого времени. В этом случае уже через год можно мило посмеиваться над собой, вспоминая ужасную комбинацию джинсов и непонятного цвета майки только потому, что сейчас – это вульгарно, а год назад так вся столица одевалась.

Как ни парадоксально, но носить новинки с подиумов – уже не так модно. Это не вызывает большого фурора. Минимализм, некий аскетизм и, конечно же, naturelle – вот то, что никогда не выйдет из моды. Но данные истины не диктуют нам Кутюрье, мы сами их делаем.

Начинать надо со своего собственного переустройства. Твоё внутреннее настроение всегда излучается и делает тебя особенной. Восприятие мира меняется. А люди, окружающие тебя, всегда замечают такие нюансы. Твоя внутренняя гармония, которую ты излучаешь, и любовь к себе будут работать на тебя. Это закон жизни. И здесь даже дело не в количестве денег. Если изменится твой собственный стиль, изменится и стиль твоей жизни. Известная истина - полюби себя, и тебя полюбят окружающие…

В любом обществе, не важно, феодальное оно, капиталистическое или социалистическое, основное желание большинства людей, не зависимо от положения и возможностей - быть состоятельным и успешным. Именно "состоятельные и успешные" представляли интерес публики во все времена; их стиль жизни считался эталоном, а наряды, пища и развлечения были предметом обсуждения и вожделения. Но если бы моду диктовали только «сильные мира сего» все было бы слишком просто. Так кто нам диктует моду? Хороший вопрос, тем более, что однозначного ответа на него не существует. Моду нам диктует сам ход истории, экономическая ситуация, прогресс, дизайнеры, знаменитости, улица..

Технический прогресс.

До определенного момента полнота считалась красивой, в нынешнее время, с его культом худобы, в это крайне сложно поверить. Что повлияло на столь радикальные перемены?
В начале 20 века, когда отец семейства вывозил свою жену и детей в публичное место, не только дорогое платье супруги и нарядные костюмчики отпрысков сигнализировали окружающим «Вот идет почтенный глава семьи способный достойно содержать жену и детей», но и полнота. Полнота была своего рода визитной карточкой успеха и достатка, а все потому что еще буквально 100 лет назад не было ни возможностей, ни знаний позволяющих сохранять пищу продолжительное время.
Пищевое изобилие постигло человека с изобретением консервантов, усилителей вкуса и современных способов заморозки, еда существенно подешевела. Мир охватила новая проблема - ожирение средних и низших слоев общества, а значит, полнота перестала быть уникальным свойством доступным только состоятельным, она перестала быть ценной. Сейчас достаток и успех символизирует стройность.

Без преувеличений, одним из самых знаковых изобретений человека ставшего причиной эпохальных перемен в обществе стал велосипед.

По мнению одной из известных американских суфражисток, велосипед сделал для эмансипации женщин гораздо больше, чем все остальные меры вместе взятые. Как так? Веками женщины не снимали корсетов, менялись фасоны, длина, материалы, но суть оставалась та же, женщину вгоняли в жесткие рамки представления о красоте и привлекательности.

Веками женщины не носили брюк, не смотря на явное удобство, но с появлением велосипеда дамы, пусть и не все, стали отказываться от корсетов и изыскивать способы трансформировать привычную и приличную в обществе юбку в что-то более приемлемое для передвижения.

Так в конце 19 века в моду входят шаровары для катания на велосипеде. Это еще специальная, а не общепринятая одежда, но уже большой прорыв в общественном сознании.


Однако полностью избавила женщин от корсетов, юбок, длинных волос и утонченности - Первая Мировая война. Именно мировые войны являлись, и к сожалению будут являться, главнейшими двигателями развития прогресса, экономики и моды.

Ход истории.

В 1910 году умирает Английский монарх Эдуард VII. Что бы почтить его память на знаменитые скачки в Эскоте все подданные являются в черном. Это событие на годы стало одним из знаковых в мире моды. Воодушевленные примером знати, потерявшие на войне мужчин, женщины носят «пышный траур» подобно гостям «Черного Эскота».

Но война затягивается и женщины, вынужденные заменять мужчин у заводских станков, на стройках и сельских полях окончательно расстаются с корсетами, примеряют комбинезоны и даже отправляются на фронт. Стиль одежды тех времен можно охарактеризовать как «Военный» - пальто напоминающие шинели, вместо пышных, меховых воротников строгие лацканы, узкие юбки сменяются просторными юбками миди, а вскоре появляется и вовсе универсальная одежда - платье, которое в отличии от довоенных нарядов, можно было носить и утром, и днем, и вечером. Так что популярность маленького черного платья обусловлена не столько гениальностью Шанель, сколько историческими предпосылками, мир ждал и хотел такое платье, универсальное, не затратное и элегантное, хоть и «родилось» оно гораздо позже Первой Мировой.

Кристиан Диор, New Look ?


Закончилась Вторая Мировая война, люди пришли в себя от потерь, голода и лишений, и захотели красоты, роскоши и женственности.

"Космические" коллекции Андре Куррежа и Пако Рабанна и Пьера Кардена 60-х годов?






Наступила эра освоения космоса и дизайнеры не могли пройти мимо.

Селебрити.

Поп-звезды, известные спортсмены, музыканты, актеры и другие публичные личности оказывают на моду колоссальное влияние. Одни из самых знаковых персонажей 20 века - Майкл Джексон и Мадонна так густо "наследили" в музыкальном мире, что до сих пор вся поп-индустрия едет на художественных решениях придуманных ими, что уж говорить про моду? Мадонна, активно использующая в своих сценических ролях и костюмах образ проститутки, приобретает огромную популярность и возводит стиль "порношик" в ряды главенствующих на целое десятиление. Неудивительно, что столь яркие персоны находят поддержку в лице модельеров, Жан-Поль Готье создает для Мадонны знаменитый треугольный бюстгальтер, ставший ее визитной карточкой.

А кто вдохновлял саму Мадонну? Приглядитесь, ответ очевиден.

Нередко знаменитости транслирующие и вдохновляющие модельеров на новые формы и решения блистают только под лучами таланта выдающихся дизайнеров, живой пример - певица Леди Гага.


Яркая, самобытная и неземная Гага после смерти гениального Александра Маккуина стала блеклой пародией на саму себя, без маэстро Маккуина нечего стало транслировать..

Модные блоггеры.

Это отдельная категория являющаяся одновременно и потребителями и создателями моды. Молодые, талантливые люди, нередко имеющие отношения к дизайну или искусству выражают себя и свой внутренний мир посредством одежды. Явление это стало возможно и популярно только благодаря глобальной сети интернет, ставшей платформой для демонстрации творчества тысяч людей по всему земному шару.

На моду влияет все - глобализация, культуры разных народов, экономические кризисы, новые философские учения и даже болезни; данная статья - только попытка кратко обрисовать механизмы возникновения тех или иных модных явлений. Надеюсь, теперь многим станет понятно, почему телесные прозрачные колготки, еще недавно символизировавшие элегантность и вкус, сегодня - признак антимоды и безвкусицы?

Фото: we-inspire-us.livejournal.com, woman.ru, liveinternet.ru, diary.ru, modscene.ru, ladisharm.ru, softmixer.com, historyfashion.ru, elle.ru