Конспект занятия по развитию речи на тему: "Осень". Изучаем осень с детьми: развитие речи

Шайхутдинова Юлдуз
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Осень золотая»

КОНСПЕКТ

занятия по развитию речи в старшей группе .

ТЕМА : «Осень золотая »

Выполнила : Сафина Юлдуз Фаритовна

воспитатель

Мамадыш, 2012 год

Тип занятия : комплексное

Вид занятия : познавательное

Цель : Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе

Задачи :

1. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях ;

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику.

3. Продолжать развивать память , мышление через игры и упражнения.

4. Продолжать учить детей наводить порядок на своём рабочем месте по окончании работы.

5. Развивать наблюдательность , внимание, мышление (умение анализировать, обобщать, делать выводы) .

6. Развивать связную речь у детей.

7. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

8. Способствовать формированию коммуникативных навыков. Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.

Методические приемы :

Наглядные : рассматривание иллюстраций, показ;

Словесные : образец педагога, вопросы, речевые упражнения,

Практические : дидактические игры и упражнения.

Демонстративный материал : картинки с признаками осени , картинки с изображениями правил в транспорте, макеты деревьев, мяч, аудиозапись звуков леса, ветра, автобуса, П. И. Чайковского “Времена года”

Раздаточный материал : осенние листья сделанные из картона и сухие, нить коричневого света, цветная бумага, клей – карандаш, клеенки, салфетки.

Словарная работа : желтеют, роняют, листопад, сухими, солнце, листья, береза, рябина, ель, клен, дуб.

Предварительная работа : чтение стихотворений об осени ; игра «Подбери предмет к признакам» . Наблюдения за живой природой на прогулке; наблюдения за деревьями на территории ДОУ; чтение литературы природоведческого характера; рассматривание иллюстраций о лесе;

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ

Ход занятия

Воспитатель : – Ребята, я приглашаю вас в волшебный лес. Вы согласны ехать? (ответы детей) .

– А поедем мы на автобусе. Но перед тем как сесть в автобус, давайте вспомним правила поведения в транспорте (дети рассматривают картинки и называют правила)

– А теперь можно и занять свои места (звучит аудиозапись автобуса, дети имитируют езду в автобусе. Звучит аудиозапись звуков леса).

– Вот мы и на месте. Как здесь красиво не так ли дети?

– Ребята, посмотрите-ка вокруг, какое сейчас время года? (ответы детей) .

– А как вы это узнали? (ответы детей)

– А после какого времени года наступает осень ? (ответы детей) .

Воспитатель : – Ребята, давайте поиграем с вами в одну игру. (Дидактическая игра «Подбери слова» ). Для этого нам надо встать в кружочек. «Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать». Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист .

– Листья осенью (что делают) –листья осенью желтеют и опадают

– Дождь осенью (что делает) –дождь осенью идет .

– Урожай осенью (что делают) –урожай осенью убирают .

– Птицы осенью (что делают) - Птицы осенью улетают .

– Деревья осенью (что делают) - Деревья осенью роняют листья .

– Звери осенью (что делают) - Звери осенью готовятся к зиме , меняют шубки.

Воспитатель : Хотите прогуляться по лесу? Тогда отгадайте загадку :

«Нам в дождь и зной поможет друг,

Зеленый и хороший,

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек». (Дерево)

– Чем похожи все деревья между собой? (ответы детей)

– Правильно! У них есть ствол, ветви, листья, корни.

– А чем они отличаются друг от друга (ответы детей)

(Звучит аудиозапись ветра)

Воспитатель : – Осенний ветер разбросал разноцветные листья. Посмотрите какие они красивые, надо их собрать. Поднимите по одному листочку. (Дети собирают листья : осины, дуба, клена, рябины)

– Давайте, посчитаем у кого сколько листиков на руке? Сколько кленовых? Сколько листьев рябины? Дубовых сколько? А сколько березовых? (у каждого по три)

– Молодцы!

Воспитатель : – Дети, мы вспомнили об осени в загадке , в песне, в стихотворении. А сейчас я предлагаю рассказать об осени в картине , которую мы сделаем сами из кусочков ниток, из сухих листьев и цветной бумаги, приготовленных на рабочем столе. Перед вами рамка для нашей картины. Мы видим деревья, но они какие – то не осенние . Почему?

(ответы детей : «Потому, что нет веток, листьев)

Воспитатель : Из чего мы будем их делать? (из ниток)

– А листья из чего мы сделаем? (приклеим сухие листья)

Осенью часто идут дожди . Как вы думаете чего еще не хватает в нашей картине? (Лужи)

– Из чего мы будем его делать? (картона)

– Пора начинать работу, давайте разомнём пальчики.

(“Дождь” – пальчиковая гимнастика) .

Дождик, дождик веселей! Стряхиваем пальцы рук.

Капай, капай не жалей! Играем ладошками вверх, вниз.

Брызни в поле пуще; Сжимаем и разжимаем пальцы.

Станет травка гуще! Руки впереди, шевелим только

пальцами.

Воспитатель : – Принимайтесь за работу, помните, пока звучит музыка, вы работаете.

(Звучит произведение П. И. Чайковского “Времена года”) .

Воспитатель : – Окончив свою работу, крепим детали на картину и убираем своё рабочее место в порядок.

Воспитатель : – Ребята, какое время года мы видим на картине?

– Как назовем нашу картину?

– Какие приметы осени вы изобразили ?

– Какой материал в работе, вам понадобился?

(Ответы детей на вопросы воспитателя) .

Итог занятия .

Воспитатель : Чудесная осенняя картина получилась у нас дети, она украсит нашу группу . Спасибо!

Литература :

1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с.

2. Колесникова Е. В. Математика для детей 5-6 лет : Методическое пособие к рабочей тетради (изд. 2-е, доп. и перераб.) . – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.

3. Развитие речи . Окружающий мир : дидактический материал к занятиям со старшими дошкольниками / авт . – сост. О. В. Епифанова. – Волгоград : Учитель, 2008. – 208 с.

4. Горькова Л. Г., Обухова Л. А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников (старшая группа ) . – М.: ВАКО, 2005. – 192 с. --- (Дошкольники : учим, развиваем , воспитываем) .

5. И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду : планирование, конспекты занятий , методические рекомендации. Старшая группа . – М.: Издательство : Карапуз-Дидактика, 2009, 210 с.

Тема: Творческое рассказывание. «Интервью у осеннего леса».

Цель : познакомить детей с интересной формой работы - интервью; учить детей формулировать и задавать вопросы, правильно отвечать на них, быть внимательными к деталям; обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов; закрепить умение выражать свои мысли полными предложениями.

Ход занятия

Ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в осенний лес на прогулку. Но это будет не простая прогулка, мы пойдем в лес, как журналисты на работу. Журналистам необходимо взять интервью у осеннего леса. Кто знает, что такое интервью? (Ответы детей).

У кого или у чего можно взять интервью в осеннем лесу? (У ежика, белочки, муравья, скворца, паучка, зайца, медведя. У березки, у травы, у солнца, у ветра и т. д.)

Воспитатель предлагает детям по желанию распределить, кто будет журналистом, а кто обитателем осеннего леса. Дети делятся по парам, от пары к паре переходит микрофон. Журналисты задают вопросы, обитатели осеннего леса рассказывают о своих осенних заботах. Например:

- Здравствуй, березка! Как ты себя чувствуешь в этот осенний погожий день?

- Мне очень нравится прохладный осенний воздух в лесу.

- Березка, у тебя новое платье?

- Да, я уже поменяла свой зеленый сарафан на желтое платье. Посмотрите, какое оно красивое, золотом светится на солнце. Елочка тоже захотела такое платье, она мне сказала, что у нее никогда такого не было.

- Березка, с кем ты дружишь в осенние дни?

- Ветерок прилетает со мной поиграть, заплетает ветви в косы, рассыпает вокруг мои резные листики. Недавно налетел сильный ветер, оборвал с веток мои листья, закружил их в веселом хороводе, оставил мои ветки голыми.

- Тебе не жалко своих листьев?

- Сначала было жалко. А потом я почувствовала, что веткам стало легко и свободно. А на ветках остались маленькие почки. Пусть они укрепляются, подрастают, набухают от осенних дождей. В моих почках уже осенью прячутся маленькие будущие листики.

- Добрый день, белочка! Остановись, не спеши, поговори со мной.

- Остановлюсь ненадолго, некогда мне, уже холодные деньки наступают.

- Белочка, чем ты занимаешься в этот теплый осенний денек?

- Пока солнышко светит и сильные дожди не начались, мне надо грибов на сучках насушить, шишек насобирать, орехов натаскать. Весь день прыгаю с ветки на ветку, с дерева на дерево в поисках запасов.

- Белочка, а где твой домик?

- Мой домик - дупло на высокой сосне. Я сейчас делаю в своем дупле ремонт, утепляю его к холодам. Стены новым мхом обложила. На полу коврик из пуха и перьев настелила. Из веточек с листьями занавесочку смастерила, чтобы холодный ветер не задувал в дупло.

Дети продолжают по очереди задавать вопросы божьей коровке, травке, зайцу, медведю, журавлям и т.д.

Марина Выйгетова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Осень золотая»

ТЕМА : «Осень золотая »

Выполнила : Выйгетова Марина Петровна

воспитатель

Тип занятия : комплексное

Вид занятия : познавательное

Цель : Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе

Задачи :

1. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях ;

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику.

3. Продолжать развивать память , мышление через игры и упражнения.

4. Расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Осень » .

5. Развивать связную речь .

6. Закреплять умения согласовывать прилагательные с существительными.

7. Развивать наблюдательность , внимание, мышление (умение анализировать, обобщать, делать выводы) .

8. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

9. Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.

Методические приемы :

Наглядные : рассматривание иллюстраций, показ;

Словесные : образец педагога, вопросы, речевые упражнения,

Практические : дидактические игры и упражнения.

Демонстративный материал : картинки с признаками осени , картинки с изображениями правил в транспорте, макеты деревьев, иллюстрации деревьев, листья, мяч, аудиозапись звуков леса, ветра, автобуса, музыка П. И. Чайковского “Времена года”.

Раздаточный материал : осенние листья сделанные из картона, нить коричневого света, цветная бумага, клей – карандаш, клеенки, салфетки.

Словарная работа : желтеют, роняют, листопад, сухими, солнце, листья, береза, рябина, клен, дуб.

Предварительная работа : чтение стихотворений об осени ; игра «Подбери предмет к признакам» . Наблюдения за живой природой на прогулке; наблюдения за деревьями на территории ДОУ; чтение литературы природоведческого характера; рассматривание иллюстраций о лесе;

Организация занятия

Ход занятия

Дети стоят полукругом.

Воспитатель : – Ребята, сегодня у нас необычный день. Сегодня к нам в группу пришли гости . Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются) - Я приглашаю вас в волшебный лес.

(На экране – волшебный лес.)

Вы согласны ехать в этот лес? (ответы детей) .

Воспитатель :– А поедем мы в лес на автобусе. Но перед тем как сесть в автобус, давайте вспомним правила поведения в транспорте.

(С экрана лес убирается)

(Дети рассматривают картинки и называют правила) .

Дети :

1 правило : - В автобус нужно заходить в переднюю дверь, потому что выходят в заднюю дверь.

2 правило :– В автобусе себя нужно вести тихо и спокойно. Нельзя громко разговаривать.

3 правило : - Если в автобусе находится пожилой человек, для него нужно освободить место.

4 правило : - В автобусе нельзя сорить.

5 правило : - С автобуса нельзя высовывать голову из окна. Это не красиво и не безопасно.

6 правило : - Необходимо соблюдать все правила поездки.

Воспитатель : - А теперь можно занять свои места в автобусе.

(Дети встают змейкой, впереди водитель. В руке - руль) .

Поехали!

(На экране – изображение автобуса, звучит аудиозапись как едет автобус, дети имитируют езду в автобусе 1 – 2 куплеты).

Воспитатель :– Вот мы и на месте. Как здесь красиво! Правда, ребята? Действительно, волшебный лес.

– Ребята, посмотрите вокруг.

(Показ на оформленный уголок под Осень ) .

Какое сейчас время года?

Дети : - Осень !

Воспитатель : - А как вы это узнали? (ответы детей)

Воспитатель :– А после какого времени года наступает осень ? (ответы детей) .

Воспитатель : – Ребята, давайте поиграем с вами в одну игру.

(Дидактическая игра «Подбери слова» ).

Для этого нам надо встать в кружочек.

(Дети встают в кружок)

Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос полным предложением.

– Листья осенью (что делают) – Листья осенью желтеют и опадают .

– Дождь осенью (что делает) – Дождь осенью идет .

– Урожай осенью (что делают) – Урожай осенью убирают .

– Птицы осенью (что делают) - Птицы осенью улетают .

– Деревья осенью (что делают) - Деревья осенью роняют листья .

– Звери осенью (что делают) - Звери осенью готовятся к зиме , меняют шубки.

Воспитатель : - Ребята, а хотите прогуляться по лесу? Тогда отгадайте загадку :

«Нам в дождь и зной поможет друг,

Зеленый и хороший,

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек».

Дети : - Дерево.

Воспитатель :– Чем похожи все деревья между собой? (ответы детей)

Воспитатель :– Правильно! У них есть ствол, ветви, листья, корни.

Воспитатель :– А чем они отличаются друг от друга?

Дети : - Листьями.

(Звучит аудиозапись ветра)

Воспитатель : – Осенний ветер разбросал разноцветные листья. Посмотрите, какие они красивые, надо их собрать.

(Дети подходят на поляну, где разбросаны листья)

Поднимите по одному листочку.

(Дети собирают листья : березы, дуба, клена, рябины)

Ребята, вы наверное устали? Давайте отдохнем. Присаживаемся.

(Дети присаживаются)

Воспитатель :– Давайте, посчитаем, сколько получилось кленовых листиков?

(Дети считают)

Дети : - Получилось пять листиков.

Сколько листиков березовых на руке?

Дети : - Березовых листиков четыре.

Сколько дубовых?

Сколько листьев рябины?

(Дети считают и отвечают)

Воспитатель : - На доске изображение деревьев. Листочки слетели с этих деревьев.

Вы узнали деревья, которые растут в нашем лесу? Подойдите и назовите.

Дети : - Клен. Береза. Красная рябина. Дуб.

Воспитатель : - Осенний ветер принёс нам листья с деревьев.

Физминутка :

Ветер по лесу летал, (Руками машут)

Ветер листики считал. (Руками делают волну)

Вот дубовый, вот кленовый (Прыжки)

Вот рябиновый резной

Вот с березки золотой .

Вот последний лист с осинки (Показ рукой)

Ветер бросил на тропинку.

Отгадайте, с какого дерева упал каждый листочек. Закрепите его под нужное дерево и назовите, какой это листок.

Ребёнок : - Этот листочек упал с клёна. Это кленовый лист.

(Все дети с кленовым листочком выходят и закрепляют под корень)

Ребёнок : - Этот листочек упал с рябины. Это рябиновый лист.

(Все дети с рябиновым листочком выходят и закрепляют под корень)

Ребёнок : - Этот листочек упал с берёзы. Это берёзовый лист.

Воспитатель : - Ребята, обратите внимание, кто – то шуршит в листве. Это ежик.

(На экране –Ежик)

Я вам расскажу про него удивительную сказку. Давайте послушаем.

(Рассказывание сказки «Заботливый Ежик и лесные звезды» из серии «Уроки воспитания» )

(Ответы на вопросы)

Где гулял Ежик?

Что увидел Ежик?

Какого цвета звездочку повесил ежик на дверь Зайчику?

Какого цвета звездочку повесил ежик на дверь Белочке?

Какого цвета звездочку повесил ежик на дверь Медвежонку?

Каким был Ежик?

Ребята, что было вместо звездочек?

(Ответы детей)

Ребята, а давайте проверим, правильно вы ответили на мой вопрос или нет?

(Просмотр слайдов. На экране Зайчик с морковкой – оранжевый лист; Белка с корзиной ягод – красный лист; Медвежонок с медом – желтый лист).

Воспитатель : - А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

(Дети встают змейкой, впереди – водитель. Слайд – автобус едет. 3 куплет)

Итог занятия .

Цель: закрепление умения рассказывать по сюжетным картинам. Развивать познавательный интерес к природе, развивать у детей логическое мышление, память. Вызвать любовь к природе. Закреплять умение доводить до слушателя свою мысль.

Оборудование: конверт с письмом и заданиями от Осени, листочки из картона для дорожки, аудиозапись "Звуки осеннего леса".

Вводная часть

Воспитатель:
- Ребята, сегодня утром я получила письмо. Как вы думаете, от кого оно? Отгадайте, пожалуйста, загадку:
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...

Ребята, когда это бывает.?
- Осенью!
- Ребята, как вы догадались, это письмо от Осени.
Посмотрим, что же в конверте?

Письмо:
Вновь за окном листва желтеет,
И тихо дождик моросит.
А я Вас в гости приглашаю-
Осенний день вновь к нам спешит!

С собой возьмите вы улыбки
И настроение на "пять"!
Не опоздайте ни минутки!
Вам говорю сейчас без шутки!

Ну что, принимаем приглашение осени?
- Да!
Тогда - пустимся в путь. А для того чтобы добраться до леса, нужно передвигаться по осенним листочкам и не сбиться с пути. (Ребята идут по осенним листьям, разложенным змейкой на полу)
- Вот мы пришли в осенний лес.

Рисунок "Осенний лес"

Осень долгожданная,
Цвета ярких бабочек,
Украшает лес красочной листвой!
Не смотря на дождик,
Не смотря на холод,
Пусть приносит осень радость нам с тобой!

Прекрасен осенний лес! Ребята, скажите а для чего люди ходят в лес? (Для того чтобы побыть на свежем воздухе, подышать)
А что можно осенью собрать в лесу?

Грибы.
- Я предлагаю вам послушать лес. Какие звуки издает лес. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать. (Звучит аудиозапись "Звуки леса")
- Открываем глаза. Ребята, кто что услышал?
- Шорох листьев, звук шагов по лесу, шум ветра и качающихся деревьев, дождя.
- Вот как нас встретил лес - зашумел, зашуршал, загудел!

Давайте вдохнем поглубже и представим запах осеннего леса?
- Опавшими листьями, грибами, жухлой травой
- Посмотрите, как много в лесу опавших листьев.
Давайте присядем на этот осенний ковер.

Как вы думаете почему и зачем деревья сбрасывают осенью листья?
- Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.
- Да, правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя.
- Ребята, посмотрите,в конверте осень для нас оставила карточки с заданиями. Это Осень предлагает нам поиграть в игру "Знатоки природы". А вы любите играть?
- Да!

Вначале проведем разминку.

Физминутка "Мы - листики осенние"

Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил. (Дети имитируют действия "листочков" в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся)

1 задание "Загадочное"

Первое задание называется "Загадочное". Ребята, слушайте внимательно и отгадывайте загадки.
Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто... (листопад)
Стало ночью холодать,
Стали лужи замерзать.
А на травке — бархат синий.
Это что такое? (Иней)
Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный... (дождь)
Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду... (лужи)
В сером небе низко
Тучи ходят близко,
Закрывают горизонт.
Будет дождь.
Мы взяли... (зонт)

2 задание "Бывает - не бывает"

Ребята, я вам буду зачитывать предложения,вы даете ответ да - если такое осенью бывает, нет - если осенью не бывает.

  1. Осенью может пойти снег. Да или нет? (Ответ детей, объяснение)
  2. Осенью можно услышать пение птиц. Да или нет? (Ответ детей, объяснение)
  3. Для того, чтобы собирать малину, нужно уметь лазить по деревьям. Да или нет? (Ответ детей, объяснение)
  4. Осенью можно купаться в реке и загорать на пляже. Да или нет? (Ответ детей, объяснение)
  5. Яблоки, груши и сливы называются фруктами, потому что растут на деревьях. Да или нет? (Ответ детей, объяснение)
  6. В октябре в лесу находиться долго невозможно, потому что очень кусаются комары. Да или нет?

3 задание "Да или нет"

Когда я назову приметы осени, говорите дружно "да". Если приметы относятся к другому времени года, говорите дружно "нет". Вы готовы? (да) . Дайте правильный ответ:
Осенью цветут цветы? (нет)
Осенью растут грибы? (да)
Тучки солнце закрывают? (да)
Часто — часто льют дожди? (да)

Туманы осенью плывут? (да)
Ну а птицы гнезда вьют? (нет)
Звери норки закрывают? (да)
Урожай все собирают? (да)
Птичьи стаи улетают? (да)

Солнце светит очень жарко? (нет)
Все купаются в реке? (нет)
Можно детям загорать? (нет)
Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да)
Сапоги всем обувать? (да)
Молодцы! Вы знаете приметы осени.

Молодцы, справились с заданиями.

Итог занятия

Молодцы! Со всеми заданиями Осени справились. Пора возвращаться в детский сад.
Раз, два, три повернись, в детском садике очутись. (Дети повторяют слова, кружатся)
- Ребята, посмотрите на столе, где раньше лежало письмо, лежат медали. Это осень постаралась, и я вас от ее имени награжу.

Чем мы с вами, ребята, сегодня занимались? (Мы путешествовали по лесу, выполняли задания Осени)
А еще мы вспомнили, что осень бывает разной.
Ответили на все вопросы - загадки и задания. И показали себя настоящими знатоками природы!

Родионова Ольга Владимировна, воспитатель МБДОУ № 56 г. Ленинск-Кузнецкий

Чтобы скачать материал или !

Тема : Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Левитана «Золотая осень».

Цель : закрепить представление детей об осеннем времени года, обогащать словарный запас определениями; развивать диалогическую речь; воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.

Ход занятия

Воспитатель беседует с детьми:

Ребята, с каким настроением вы приходите в детский сад? (Ответы детей).

А у вас всегда бывает хорошее настроение? (Ответы детей).

Как можно догадаться, какое у человека настроение? (По глазам, по мимике, по разговору).

Правильно, о настроении можно узнать по-разному. Интересно, а сможете вы узнать о настроении поэта по его стихотворению? Слушайте внимательно.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса...

О каком времени года рассказал нам поэт А.С. Пушкин? (Об осени.)

С каким настроением, с какими чувствами писал он это стихотворение? (Восхищение, любование, нежность, грусть, печаль, уныние, радость...)

Какими словами он определил свое настроение? (Очей очарованье, краса, пышное увядание, унылая пора, прощальная краса.)

Ребята, как вы думаете, а по музыкальному произведению можно догадаться о настроении музыканта? Давайте попробуем.

Воспитатель предлагает детям прослушать грамзапись произведения П. И. Чайковского «Времена года».

Какая музыка прозвучала: веселая или грустная?

Какие чувства, какое настроение она у вас вызвала? (Грусть, печаль.)

Ребята, а с помощью рисунка можно выразить свое настроение? (Ответы детей).

Правильно, по рисунку также можно догадаться о настроении художника, о его чувствах, мечтах.

Воспитатель под грамзапись предлагает детям рассмотреть репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень».

Ребята, посмотрите внимательно на картину: на луг, на речку, на золотые листочки берез, на пожелтевшую, почти высохшую траву, на одинокий полуувядший цветок, склонившийся прямо к воде и на яркое солнечное небо над ними.

А вы хотели бы оказаться на этом лугу?

Как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей).

И. Левитан выбрал для своей картины название «Золотая осень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Правильно, ребята. Все на этой картине как будто золотое: пышное убранство берез, яркий солнечный свет осеннего дня...

Какие приметы осени вы видите на этой картине?

Какое небо? (Яркое, солнечное, голубое, прохладное.)

Какой день изображен на картине: ясный или пасмурный? (Ясный.)

Есть ли на небе облака? Какие они? (Белое облачко.)

Как вы думаете, какое настроение у берез? (Веселое, радостное, игривое настроение, они гордятся своими золотыми платьями.)

А вы заметили одинокий цветок у ручья? Как вы думаете, какое настроение у цветка? (Он радуется яркому солнцу: радуется, что он такой красивый, но немного грустит, потому что остался совсем один и скоро будет холодно.)

А теперь давайте отгадаем, с каким настроением художник рисовал эту картину. (С хорошим, веселым, радостным, светлым, вдохновенным, восторженным и немного грустным)

Ребята, давайте попробуем придумать по этой картине рассказ. Придумайте название своему рассказу и расскажите об осеннем дне, об осеннем небе, об облаках, о солнце, о березах, об одиноком цветке и о голубом ручье.

Примерный рассказ

Наступила осень. Тоненькие березки с белыми стволами нарядились в ярко-желтые платья. Дует легкий ветерок, листики обрываются с веток и летят, кружась в медленном танце. Смотришь на березы и удивляешься, как это зеленые листочки превратились в золотые. По лугу протекает темно-синяя река. Вода уже стала холодная. На изгибе реки стоит одинокая красавица береза, ярко-желтая и ровная, как свечка. Вдалеке виднеются зелено-коричневые деревья, ярко-зеленое поле и несколько деревенских домиков.

Небо голубое-голубое с легким белым облачком. Солнца не видно, но его присутствие чувствуется во всем: словно горит и переливается золотая листва, играя в солнечных лучах. А от деревьев падает тень. По тени можно догадаться, в какой стороне находится солнце.

На берегу реки ярко расцвел осенний цветок. Он радуется сам яркому лучистому солнцу и радует всех своей красотой. Только жаль, что он остался один. Наверное, все цветы уже отцвели.