Что нам передается с генами. Определение генотипа родителей по фенотипу детей

Анализ :

Отец имеет рецессивный признак и его генотип - аа. Так как у всех детей темные волосы, то мать является гомозиготной по доминантному признаку - АА (закон единообразия F1

Вывод:

Если в потомстве отношение по фенотипу 1:1, значит генотип наследуемой особи – гетерозиготный (Аа).

Если все особи в потомстве имеют одинаковый генотип, то исследуемая особь гомозиготна (АА, аа).

Ответ: ♀ АА; ♂ аа

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

По дисциплине генетика человека с основами

Среднего профессионального образования.. красноярский медицинский техникум.. электронное пособие..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Лекция №2.
Тема: «Закономерности наследования признаков» План: 1.Г.Мендель- родоначальник генетики. 2.Законы Менд

F1. АаВв – 100% одинаковые

F1 Аа – 100% волнистые


Закономерности наследования признаков.
Мотивация: Школьные учебники содержат минимум информации о закономерностях наследования и решению генетических задач. В школьной программе по общей биологии отводится очен

Краткий словарь генетических понятий
Аллель Различные формы одного и того же гена, расположенные в одинаковых локусах гомологичных хромосом. Альтернативные признаки Взаи

Алгоритмы решения генетических задач
1.Прочитать условие задачи и заготовить схему решения задачи, записать с помощью обще6принятых символов исходные данные 2. Определить и выбрать обозначения доминантных и рецессивных генов.


Скрещивание, при котором родительские особи анализируются по одной паре альтернативных признаков. Закон единообразия (1 закон Менделя): при скрещивании двух гомозиготных о

Взаимодействие аллельных генов
Полное доминирование – при котором доминантный ген полностью подавляет действие рецессивного. (примеры – законы Менделя). Условие задачи:Синдактилия насле


При дигибридномскрещивании родительские особи анализируются по двум парам альтернативных признаков. При скрещивании ди- и полигибридов в потомстве появляются различные комбинации признаков, которых

Задачи на наследование групп крови
Группы крови определяются геном – J. 0 А В Ген – J - имеет три аллельных состояния: J; J ; J В различных сочетаниях генов образуются 4 группы крови:

Задачи на наследование– резус-фактора
Известны три пары неаллельных генов, расположенных близко друг к другу на первой хромосоме, контролирующие фенотипическое проявление резус-фактора. Человек с отрицательной (rh-) группой

Задачи на наследование признаков, сцепленных с полом.
Сцепленными с полом называются признаки, гены которых расположены не в аутосомах, а в гетеросомах (половых хромосомах). Если ген сцеплен с У - хромосомой, он может передаваться от отца только сынов

Условие задачи
:В семье молодых здоровых родителей, не подверженных частым инфекционным заболеваниям, рождаются три девочки-погодки. Можно ли считать, что и они, и все последующие дочери, если они будут рождаться

Типы генетических задач
Все генетические задачи, какой бы темы они ни касались (моно- или полигибридное скрещивание, аутосомное или сцепленное с полом наследование, наследование моно- или полигенных признаков), сводятся к

Известны генотипы и фенотипы родительских форм, определите генотипы и фенотипы потомства.
Условие задачи: Заболевание фенилкетонурия наследуется как аутосомно-рецессивный признак. Какими будут дети в семье, где родители гетерозиготы по этому признаку? Какова вероятность


Некоторые признаки формируются при участии нескольких генов, взаимодействие между которыми отражается на проявлении фенотипа. 1.Комплементарное взаимодействие: Вз

Закономерности наследования признаков
1.Скрещивание особей, отличающимся по двум парам признаков называется …. 2.Вариант признака, не проявивщийся в первом поколении называется …

Красноярск 2011г
Содержание: 1.Алгоритм работы с пособием стр.2 2.Тема и ее мотивация стр.3 3.Пролжительность занятия стр.3 4.Место проведения занятия стр.3

Тема и ее мотивация.
Тема: «Закономерности наследования признаков» Наследственность и изменчивость зависят от наличия перераспределения и изменения наследственной информации, которую вид накоп

F1. АаВв – 100% одинаковые
Третий закон - «Закон независимого комбинирования генов родителей в потомках.» При дигибридном скрещивании признаки во втором поколении комбинируются незав

F1 Аа – 100% волнистые
В)Кодоминирование -проявление в признаке сразу 2-х ал-лельных доминантных генов, но в новом варианте признака. Группы крови зависят от 2-х доминантных гено

Взаимодействие неаллельных генов.
Комплементарное наследование –когда один неаллельный ген дополняет другой, проявляясь в новом качестве. Например: нас-ледование гребней у петухов: Геноти -

Претест
1.Гибды второго поколения по фенотипу имеют соотношения доминантных и рецессивных признаков: А) 1:1 Б) 3:1 В) 1:2 Г) 2:1 2. Количество ф

Посттест
1.. Гамета это клетка: А) половая Б) соматическая В) прокариотическая Г) зачаточная 2. Организм, образованный слиянием двух различных по данному признак

Красноярск 2011г
ББК 28. 04.R 72 3 П 16 П 16 Панова Н. А. Медицинская генетика. Сборник задач по генетике / Н.А.Панова. – Красноярск, Кра

Генетические задачи на моногибридное скрещивание
1.У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной, у них родился глухонемой р

Задачи на неполное доминирование
1. Ген курчавых волос доминирует над геном прямых волос. Гетерозиготы имеют волнистые волосы. Определить вероятность рождения курчавого ребенка, если оба родителя имеют волнистые волосы. 2

Генетические задачи на дигибридное скрещивание
1.Известно, что ген шестипалости (одной из разновидностей полидактилии) и ген, контролирующий наличие веснушек, - доминантные гены, расположенные в разных парах аутосом. Женщина с нормальным количе

Наследование групп крови и резус-фактора
1.Молодые родители удивлены, что у них, имеющих одинаковую (II) группу крови, появился непохожий на них ребенок с I группой крови. Какова была вероятность рождения такого ребенка в этой семье?

Наследование признаков, сцепленных с полом
1.Женщина, имеющая гипоплазию (истончение) эмали зубов, выходит замуж за мужчину, у которого такой же дефект. От этого брака рождается мальчик, не страдающий данной болезнью. Какова была вероятност

Взаимодействие неаллельных генов
1.Одна из форм цистинурии (нарушение обмена четырех аминокислот) наследуется как аутосомный рециссивный признак. Но у гетерозигот наблюдается лишь повышенное содержание цистина в моче, у гомозигот

Задачи на составление родословной
1.Определите характер наследования при­знака и расставьте генотипы всех членов родословной. 2).Пробанд – мужчина, страдающий гемофилией. Две его старшие сестры, его младший брат и его роди

Основная
1.БочковН.П.МедицинскаягенетикаМ.:Мастерство, 2001г. 2. Бочков Н.П., Захаров А.Ф.,Иванов В.И. Медицинская генетика М., Медицина, 1984. 3.Жимулев И.Ф. «Общая и молекулярная генетик

Дополнительная
1. Алиханян С.И., Акифьев А.П., Чернин Л.С. Общая генетика: Учеб. для студ. биол. спец. ун-тов, М.: Высш. шк.,1985. 2. Альбертс Б., Брей Д., Льюис Дж., Рэфф М., Робертс К, Уотсон Дж. Молек

Определить генотипы (совокупность генов данного организма) родителей можно, зная генотипы детей, в идеале нескольких. Генотипы можно частично или даже полностью составить по фенотипам (совокупностям всех признаков и свойств организма).

Инструкция

Решайте задачи по определению генотипа родителей с известными фенотипами по следующему алгоритму:
1. Определите какие признаки являются доминантными(проявляются как в гомозиготном, так и в гетерозиготном состоянии), а какие рецессивными(проявляются только в гомозиготном состоянии). Попытайтесь это по условию задачи. Если по условию определить не получается, воспользуйтесь специальными таблицами, в которых указаны доминантные и рецессивные признаки.
2. Нарисуйте условие задачи схематично, используя общепринятые обозначения: А, В – доминантные гены, а, b – рецессивные гены.
3. Из схемы будет видно какими являются недостающие гены: доминантными или рецессивными.
Если же известны генотипы детей, задача упрощается. Записывайте генотипы детей, затем анализируйте какой из пары генов мог пойти от матери или отца.

Разберитесь подробнее на примере задачи. У Захара и Елисея глаза серые, а у их сестры Алефтины - зелёные. Мать этих детей сероглазая, хотя оба её родителя имели зелёные глаза. Ген, ответственный за цвет глаз расположен в неполовой хромосоме (аутосоме). Определить генотипы родителей и детей.
По линии матери видите, что серый цвет глаз, это рецессивный признак, т.к. он проявляется только в гомозиготном состоянии, т.е. при встрече двух одинаковых генов. В гетерозиготном же состоянии этот признак вытесняет доминантный ген, в данном случае отвечающий за зеленый цвет глаз.
Записывайте решение так: А – ген, отвечающий за зеленый цвет глаз(доминантный), а – ген, отвечающий за серый цвет глаз(рецессивный). Обозначьте известные признаки буквами.
P: мать: ааотец: __
G: мать: aотец: __
F: aa, aa, Aa
Далее рассуждайте так: если у сыновей серые глаза(признак, который проявляется в гомозиготном состоянии), один ген у них от матери, а другой от отца, следовательно, у отца тоже имеется рецессивный ген. Если у дочери присутствует доминантный ген, то он точно пошел от отца, т.к. у матери его быть не может(из-за того что ее глаза серого цвета).
Составляйте полную схему:
P: мать: ааотец: Аа
G: мать: aотец: А, а
F: aa, aa, Aa
Задача решена.

Ваш вклад в генетику ребенка определяется в момент зачатия. Половина его приходится на яйцеклетку, а другая половина на сперматозоид. Поэтому не имеет значения, на кого будет похож ребенок, и вы, и ваш супруг с точки зрения его наследственности осуществили равный вклад.

Процесс влияния на параметры вашего ребенка удивительно сложен, но очень легко понять естественное правило, которому он подчиняется. Чтобы лучше разобраться в том, как вы и ваш супруг влияете на параметры ребенка, следует сначала прояснить некоторые базовые положения генетики.

ГЕНЫ И ХРОМОСОМЫ

Ваше тело состоит из миллионов клеток, каждая из них является копией оплодотворенной яйцеклетки, из которой вы получились, и ядра (центры) этих клеток содержат копии всех ваших генов. Гены представляют собой чертежи, являющиеся для вашего организма заданием на формирование, когда вы были эмбрионом, и определяющие его функции сейчас. Эти чертежи закодированы в ДНК.

Данная кислота влияет на то, как будет выглядеть ваш ребенок. Цвет глаз и острота зрения, структура волос, форма носа, группа крови, телосложение и многие другие параметры ребенка определяются его генами, которые он наследует от вас, а вы унаследовали от своих родителей. В каждой из миллионов клеток находится примерно 30 000 генов, поэтому трудно представить, насколько они малы, - их можно увидеть только в очень мощный микроскоп. Сочетание этих генов и делает каждого человека неповторимым.

Гены не плавают свободно внутри клетки, они системно упакованы в структуры, называемые хромосомами. Обычно в каждой клетке ваш ребенок имеет 46 хромосом, которые связаны в пары. Одна хромосома из каждой пары ваша, а другая - вашего партнера. Отдельная хромосома несет тысячи генов и является достаточно большой, чтобы ее можно было увидеть в мощный микроскоп.

ВАША ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА

На кого вы больше похожи - на мать или отца? У вас есть одна пара генов для каждого из параметров: один ген от матери и один от отца. Для одних параметров ваши оба родителя, возможно, дали вам один и тот же вариант гена, для других - разные. Иногда один вариант гена превалирует над другим, в других случаях оба в равной степени влияют на результат. Именно общее влияние комбинации всех генов определяет вашу наследственную структуру.

Разнообразие - это пряность жизни

Многие гены существуют во множестве различных форм, напоминая огромное число рецептов для выпечки шоколадного торта. Если бы этого не было, все люди выглядели бы совершенно похожими, и мир бы оказался очень скучным местом. Поскольку существует огромное множество генов, которые вы наследуете от своих

родителей, вы являетесь генетически уникальным созданием, если только у вас нет одинакового близнеца. Даже ваши братья и сестры будут генетически другими, поскольку их генетическая наследственность полностью зависит от неповторимого сочетания генов, частично полученных от яйцеклетки и частично от сперматозоида, что проявится в вашем ребенке и любых других детях, которых вы родите впоследствии.

Некоторые гены формируются неправильно. Если оба гена из пары ненормальны, то это может привести к таким проблемам, как фиброз-но-кистозная дегенерация или серповидно-клеточная анемия.

На кого будет похож ваш ребенок?

Если вы и ваш супруг полностью передали весь набор из 46 хромосом в яйцеклетку и сперматозоид, то ваш ребенок в своих клетках будет иметь 92 хромосомы, и их число будет удваиваться с каждым поколением. Такая система работать не будет. Вместо этого при образовании яйцеклеток и сперматозоидов клетки проходят специальное деление, при котором внутри каждой образуется определенное число хромосом, поэтому каждая яйцеклетка и сперматозоид содержат только 23 хромосомы. Таким образом, для любой заданной хромосомы вы дадите своему ребенку либо ту, что получили от своей матери, либо ту, которую получили от отца; ваш супруг сделает то же самое.

Ваш ребенок получит некоторые хромосомы, которые вы унаследовали от обоих родителей,

поэтому он может иметь, например, телосложение и цвет волос вашего отца, но цвет его глаз будет как у вашей матери. Если в будущем вы планируете увеличить семью, ваш следующий ребенок унаследует несколько измененную комбинацию и станет еще одним уникальным добавлением к вашей семье.

Нефункционирующий ген

Ваш ребенок может унаследовать гены, о существовании которых вы и не подозревали. Например, у ребенка могут оказаться рыжие волосы, даже если ни вы, ни ваш супруг таковых не имеете. Это происходит вследствие того, что некоторые гены преобладают, а некоторые подавляются, и в парах формирующихся хромосом преобладающие гены «затирают» информацию, записанную на рецессивных генах. Поэтому и вы, и ваш супруг можете нести ген черных волос, который преобладает, и ген рыжих волос, который подавляется. В каждом из вас доминирует ген черных волос. Однако если вы оба передали своему ребенку ген рыжих волос, то преобладающий ген будет отсутствовать, и у ребенка будут рыжие волосы.

Как хромосомы определяют пол ребенка

Как и физические параметры, пол вашего ребенка закладывается в момент зачатия. Из 23 пар хромосом только одна определяет, кто получится - мальчик или девочка. Этой решающей парой являются хромосомы пола: X и Y. Девочки имеют две Х-хромосомы, мальчики - одну Х-хромосому и одну Y-хромосому. Из-за способа, которым порождаются яйцеклетка и сперматозоид, все яйцеклетки содержат одну Х-хромосому. Половина сперматозоидов содержат Х-хромосому, другая половина - Y-хромосому. При оплодотворении, когда сперматозоид и яйцеклетка объединяют свои хромосомы, получается девочка, если сперматозоид нес Х-хромосому, и мальчик, если он нес Y-хромосому. По иронии судьбы исторически женщин порицали за то, что они не рожают мальчиков, хотя пол ребенка всегда определяется отцовским сперматозоидом, оплодотворившим яйцеклетку

Определить генотипы (общность генов данного организма) родителей дозволено, зная генотипы детей, в идеале нескольких. Генотипы дозволено отчасти либо даже всецело составить по фенотипам (общностям всех знаков и свойств организма).

Инструкция

1. Решайте задачи по определению генотипа родителей с знаменитыми фенотипами по дальнейшему алгорифму:1. Определите какие знаки являются доминантными(проявляются как в гомозиготном, так и в гетерозиготном состоянии), а какие рецессивными(проявляются только в гомозиготном состоянии). Попытайтесь это сделать по условию задачи. Если по условию определить не получается, воспользуйтесь особыми таблицами, в которых указаны доминантные и рецессивные знаки.2. Нарисуйте условие задачи схематично, применяя общепризнанные обозначения: А, В – доминантные гены, а, b – рецессивные гены.3. Из схемы будет видно какими являются недостающие гены: доминантными либо рецессивными.Если же знамениты генотипы детей, задача упрощается. Записывайте генотипы детей, после этого анализируйте какой из пары генов мог пойти от матери либо папы.

2. Разберитесь подробнее на примере задачи. У Захара и Елисея глаза серые, а у их сестры Алефтины – зелёные. Мать этих детей сероглазая, правда оба её родителя имели зелёные глаза. Ген, ответственный за цвет глаз размещен в неполовой хромосоме (аутосоме). Определить генотипы родителей и детей.По линии матери видите, что серый цвет глаз, это рецессивный знак, т.к. он проявляется только в гомозиготном состоянии, т.е. при встрече 2-х идентичных генов. В гетерозиготном же состоянии данный знак вытесняет доминантный ген, в данном случае отвечающий за зеленый цвет глаз.Записывайте решение так: А – ген, отвечающий за зеленый цвет глаз(доминантный), а – ген, отвечающий за серый цвет глаз(рецессивный). Обозначьте знаменитые знаки буквами.P: мать: аа папа: __G: мать: a папа: __F: aa, aa, AaДалее рассуждайте так: если у сыновей серые глаза(знак, тот, что проявляется в гомозиготном состоянии), один ген у них от матери, а иной от папы, следственно, у папы тоже имеется рецессивный ген. Если у дочке присутствует доминантный ген, то он верно пошел от папы, т.к. у матери его быть не может(из-за того что ее глаза серого цвета).Составляйте полную схему:P: мать: аа папа: АаG: мать: a папа: А, аF: aa, aa, AaЗадача решена.

Полезный совет
Решайте все поэтапно, не спеша, и тогда все ваши задачи будут решены.

Многие мамы в ожидании малыша часто думают, каким он родится, какого цвета глазки и волосы у него будут, какой носик, губки и рост. Будет ли он похож на родителей или унаследует черты кого-то из родственников? Генетика может дать ответы на эти вопросы еще до рождения крохи.

Опираясь на законы генетики, давайте рассмотрим алгоритмы, по которым чаще всего формируется внешность ребенка.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Цвет глаз

Если у папы глаза темно-карие, а у мамы голубые, то у ребенка с большой вероятностью будут именно карие глазки. Ген карих глаз является доминантным (сильным), а голубой — рецессивным (слабым). Если у обоих родителей карие глаза, то у них вряд ли родиться ребенок с зелеными, серыми или голубыми глазками. Пройдет время — и они начнут темнеть, постепенно превращаясь в карие.

А вот если оба родителя голубоглазые, то и малыш с большой долей вероятности будет иметь голубой оттенок глаз.

Доминантные признаки

Если хотя бы у одного родителя есть ямочки на щеках, нос с горбинкой (или большой/кривой) или оттопыренные уши, то очень велика вероятность, что и у ребеночка будет эта особенность внешности. Дело в том, что эти, как нами принято считать, недостатки, являются доминантными признаками и «проклевываются» во внешности малыша.

Но, как правило, проявляется только одна такая особенность, реже — две сразу.

Цвет волос

Ген темных волос перевешивает ген светлых, поскольку его пигмент является сильным. Если оба родителя — светлые, то ребеночек тоже родиться блондином или светло-русым. А если папа — яркий брюнет, а мама — блондинка, то волосы у малыша будут темными или русыми.

Интересный факт: у ребенка, который родился темным от такой комбинации в будущем свои дети могут быть светленькими. Дело в том, что дети смешанных генов получают и сильный ген отца, и слабый матери. Позже, слабый ген может «объединиться» со слабым геном партнера — и внешность ребенка будет светлой.

Также ребенок может быть совсем не похож на вас, если унаследует блуждающие гены дальних родственников. Так в семье шатенов может вдруг появиться на свет рыженький малыш, а также бывают случаи, когда у белокожих родителей рождался темнокожий ребенок, если в роду даже несколько поколений назад были мулаты.

instagram @sarahdriscollphoto

Кудри или гладкий волос

Волнистость и кудрявость волос — также доминантный признак, который, скорее всего, проявится у ребенка, если хотя бы у одного из родителей он есть.

Рост ребенка

Если верить генетикам, то рост ребенка — среднее арифметическое роста родителей. В основном так и получается: у высоких мам и пап вырастают рослые детки, а у невысоких — низенькие или среднего роста. Также ребенок может значительно перерасти своих родителей, если занимается видами спорта, которые помогают вытянуться, например, баскетболом.

Секреты генетики

Еще давно люди стали замечать, что мальчики в основном похожи на мам, а девочки — на пап. На этот счет даже пословица есть, которая гласит, что если девушка похожа на папу — счастливой будет.

Действительно, мальчики чаще всего похожи на своих мам, поскольку наследуют от них только одну Х-хромосому, которая отвечает за внешние данные.

А вот с внешностью девочки — не все так однозначно, поскольку ребенок берет одну Х-хромосому от мамы, а одну — от отца, поэтому может быть похожим на обоих родителей.