Что означает татуировка две маски. «Маска» — значение и символизм.

Традиции использования и сегодня широко практикуются на африканском континенте. Они используются в обрядах перехода, на свадьбах и похоронах, в моменты инициаций, в ритуальных танцах перед охотой, накануне военных действий, на праздниках сбора урожая.

Африканские маски активно применяют в своих целях колдуны и знахари, а также члены тайных обществ (мужских и женских). Они бывают мужские, женские и детские, варьируют в зависимости от возраста и социальногостатуса в обществе и в целом ряде случаев могут обладать чертами самого носителя, то есть могут быть индивидуально узнаваемы. Воспринятое поначалу европейцами как «страшное, уродливое, дьявольское», африканское искусство уже в начале XX в. стало высоко цениться в западной культуре, африканские мотивы легко прослеживаются в творчестве многих известных художников (Пикассо, Модильяни, Матисс).

Маски используются, в основном, в ритуалах обрезания и инициации (переход мужчин из одной возрастной группы в другую). На берегах р. Нигер применяются в ритуалах, связанных с рыболовством и земледелием.

Лицевая маска. Народ: Догоны. Страна: Мали. Сер. XX в. Дерево.

Редкая маска. Однозначно использовалась в иерархических обрядах, связанных с демонстрацией власти и силы. Склонённая фигурка на голове маски означает почтение и смирение перед властью.

«Примитивизм» оказался настолько сложным и богатым, что подделать его, как оказалось, совсем непросто. Традиционные африканские общества представлены земледельцами, скотоводами и охотниками-собирателями. Обычно изготовление масок и скульптур достигает расцвета у земледельческих племён, что связано не только со сложностью структуры сообществ, возникающих верований и обрядов, но и с условиями жизни, прежде всего, с осёдлостью. У бродячих охотников-собирателей и кочевых пастушеских племён маски либо вовсе отсутствуют, либо создаются для одноразового использования, после чего выбрасываются или сжигаются. Изменение внешности достигается в этих культурах с помощью нанесения на лицо и тело различных природных красителей, замысловатых головных уборов из перьев и шкур, клыков и когтей животных, а также раковин.

В каждой африканской культуре свои уникальные маски. Общие контуры маски, соотношение основных черт лица, форма глаз и бровей, носа и ноздрей, форма рта, ушей, наличие или отсутствие зубов, причёска, скарификация (расположение и форма лицевых шрамов и насечек), раскраска обычно позволяют достаточно точно установить её принадлежность тому или иному народу. Совершенно абстрактные изделия редки, хотя тенденция к абстракциям выражена, например, у догонов и игбо. У отдельных племён Восточной Африки подобные маски являются атрибутом прорицателей.

Типология африканских масок

Типы украшений варьируются от масок с более или менее узнаваемыми человеческими чертами (мужские, женские, очень редко гермафродитные – антропоморфные маски) до изображения разных животных (обезьяны, леопарды, антилопы, крокодилы, черепахи, рыбы, птицы и т.д. – зооморфные маски). Встречаются также экземпляры, сочетающие человеческие и животные признаки. Особенно интересны изделия, изображающие лицо в форме сердца; двуликие (маски-Янусы); многоголовые; маски, содержащие многофигурные композиции, например, в виде птиц или человеческих голов в орнаменте, а также с человеческими фигурами на голове животных и т.д. Интерес представляют и абстрактные произведения в виде раскрашенных плоских досок, обычно стилизованных под птиц и зверей.

Зооморфные маски соединяют людей с миром духов, которые населяют воды рек и озёр, леса и саванны. Очень часто звериные маски изображают крокодилов, хищных птиц и буйволов. Маскарадные танцы происходят в рыночные дни, во время инициаций и похорон, чтобы почтить предков и заслужить их благословение.

Маска-шлем. Народ: Чамба. Страны: Камерун, Нигерия. Нач. XX в. Дерево.

Эта маска символизирует дух буша. Выпуклая голова напоминает череп. Открытые челюсти принадлежат крокодилу, а сомкнутые рога – лесному буйволу. Маска связана с опасными силами. Мужская – обычно красного цвета, женская – чёрного. Эти маски используются в разных обрядах: обрезания, чествованиях нового вождя и похоронах. Они подчёркивают силу и опасности буша, а также связь этих сил с духами умерших.

Маски относятся к типу «нжил». Иногда они ярко раскрашиваются. Используются в различных обрядах, посвящённых охоте и переходам. Характерной чертой является наличие белого и чёрного цветов, вытянутое лицо.

Лицевая маска. Народ: Гуэре или Вобе. Страны: Либерия, Берег Слоновой Кости. Сер. XX в. Дерево.

Народы Гуэре и Вобе живут по соседству, их часто объединяют в одну группу Ве (в переводе – «забывчивые люди»). Несмотря на рога, высунутый язык, выпуклые глаза и общий «воинственный» вид, маска используется обычно на похоронах, а также для устрашения провинившихся членов племени.

Это женские маски, которые используются исключительно в церемониальных танцах. Изготовлены из твёрдого дерева, обшиты тканью и украшены каури. Одна из масок имеет высунутый язык, который очень характерен для изделий дан, и служит для общения с потусторонним миром.

Типологически маски можно разделить на несколько классов:

Лицевые – наиболее распространённый тип, встречается повсеместно.

Маски-шлемы (йоруба, маконде, луба) – обычно вырезают целиком из ствола дерева, после чего маска одевается на голову как шлем.

Налобные (гуро) – носят горизонтально, закрепляя на лбу ремешками. В этом случае лицо обычно закрывается тканями или растительными волокнами.

Маски-гребни (гуро, догоны и бамбара) – как правило, представляют возвышающийся горизонтальный гребень в виде головы или фигурки человека и животных.

Нательные (маконде) – маски, одевающиеся на тело. Обычно встречаются «беременные» женские маски с выраженным бюстом и выпуклым животом, которые предохраняют плод от влияния дурных сил.

Маски-доски (сенуфо, нафана) – имеют плоскую форму и стилизованы под разных животных, чаще всего, под птиц. Лицевые маски обычно привязывают ремешками к голове или удерживаются с помощью шарфа или пальмовых волокон. Все используемые маски этого типа имеют отверстия по краю для продевания ремешков. У некоторых изделий на тыльной поверхности прикреплена горизонтально палочка, которую танцор зажимает в зубах.

Авторы текста и фотографий: коллекционеры Бутовская Марина Львовна и Бутовский Руслан Олегович

Начало

Назад

Значение татуировки маски

Прежде всего, татуировка маски отличает двуличие натуры своего обладателя. Маска предназначена скрывать лицо, личность и характер человека. Вокруг нее витает ореол тайны, интриги и иллюзии. Она всегда символизировала обманчивость и лицемерность человека, который прятался за ней.

Перед тем как нанести себе татуировку с маской стоит убедиться совпадает ли восприятие смысла желающего с общепринятым восприятием. Конечно, весьма смотрится маска, нарисованная на теле, особенно если она не одна. Абсолютно точно, что носитель такого украшения должен обладать некой загадочностью и артистичностью, в обществе его воспринимают как обладателя таинственного, неясного и неординарного характера.

Эскизы масок в искусстве татуировок делятся на разновидности: венецианские, театральные, голливудские и маски Ханья.

Венецианские маски одевали на карнавалы, они всегда были дорого украшены. Основное предназначение маски на празднике было уровнять всех присутствующих. Значение татуировки несет тот же смысл – равенство всех людей.

Театральные маски обычно рисуют парно, трагическая и комическая. Как несложно догадаться трагическая – это и печаль, а комическая – это радость и смех. Изображение двух масок обозначает, что обладатель татуировки склонен к переменам в характере. Такие тату любят делать актеры. Если изображена одна маска со слезой то она будет обозначать, что человек не тот, кем пытается казаться в жизни.

Голливудские маски пришли к нам из фильмов ужасов, основная их цель напугать и вызвать чувство страха, они символизируют бессердечие и ложь.

Маска Ханья – это символ, олицетворяет девушку, которая была превращена в демона из-за своей любви к . Обозначает эта маска – дыхание страсти, ярость и досаду.

У некоторых народов татуировка в виде маски была и помогала общаться с духами предков и , как и любой подобный символ, служила защитой от нечистой силы. Такая татуировка маски смотрится необычайно и оригинально, но она требует глубокого познания ее смысла, потому что любой посторонний элемент, может принести противоположный подтекст.

Значение тату маски – это отражение скрытого характера человека, выражение какой-то определенной позиции на жизненную ситуацию.

Рисунок на теле в виде маски иногда предназначен для окружающих, чтобы они могли понимать что за человек перед ними стоит.


Копец 2012-10-20 09:52:50
У мну такая тату
Candy 2016-09-11 23:13:48
http://kyungchyun.com/www-progressiveinsurance-com. html
Theresa

Маска - порождение древних религиозных представлений человека, тесно связанных с анимизмом и тотемизмом. Маска является символом тайны, защиты, маскировки, трансформацииу иллюзии и обмана. В религии первобытных обществ маска служила выражением сверхъестественной силы, воплощением духа животного или умершего человека. Маска, таким образом, являлась своеобразным «пропуском» в таинственный мир духов.

Шаман, надевавший маску, как бы сам преображался в духа и вступал в контакт с други м и духами. Для обеспечения удачной охоты шаман, надевший маску, вступал в мистическую связь с духами тех животных, на которых готовилась охота; для защиты племени от сильных врагов, демонов болезни или духов смерти, он пытался «наладить связь» с давно умершим и предками или тотемами племени.

Индейцы, африканцы и жители Океании использовали маски и во время обряда инициации, которым отмечался переход подростка во взрослое состояние.

О широком применение масок в обрядовой практике древних наглядно свидетельствуют петроглифы - наскальные изображения. На территории нашей страны обнаружено огромное количество таких петроглифов. Особенно много их в Саянском каньоне Енисея.

В одном только урочище Мугур-Саргол руководитель геодезической экспедиции С.В. Макаров насчитал не менее 250 личин - масок всевозможных видов. Высеченные на склонах мрачных диких скал и обращенные к водам великой сибирской реки, эти личины датируются серединой II тысячелетия до н.э.

Важнейшую роль маски играли в тайных религиозных союзах, порожденных системой инициаций. Такие союзы строились на разных принципах. У одних племен в тайные союзы принимали только вождей; у других - только отличившихся воинов; у третьих в состав союзов входили лишь те члены племени, которые имели одинаковые видения, и т.д.

Большинство тайных союзов практиковали различные виды магии. Один из них, союз Ложных лиц, сложившийся у ирокезов, был подробно описан знаменитым американским этнографом Льюисом Морганом (1818-1881). Ирокезы верили в существование злобных уродливых духов, которых они называли «ложными лицами».

Эти бестелесные духи, по их представлен иям, состоят из одн их только жутких лиц, носящихся в воздухе и причиняющих страшные болезни. Для исцеления этих болезней необходимо было обращаться к женщине, возглавлявшей союз Ложных лиц, а она, в свою очередь, направляла к больному для лечения кого-либо из членов союза под маской.

Тайные союзы, в чью компетенцию входила лечебная и вредоносная магия, были распространены достаточно широко и в Океании (союзы Ингиет, Сукве и др.).

Многие тайные союзы Африки и Океании были связаны с культом мертвых, что нашло отражение и в их названиях. Так, название союза Дук-дук, действовавшего на острове Новая Британия, происходит от слова «дука» - покойник.

Наименование союза Тамате с Банксовых островов сродни предыдущему, поскольку слово «тамате» означает «дух, покойник, привидение». Члены этих тайных обществ в определенное время года рядились в страшные маски и, изображая мертвецов, терроризировали и грабили местное население, т.е. своих же непосвященных соплеменников.

К числу наиболее опасных тайных союзов относится изуверское общество Людей-леопардов, наводившее ужас на жителей Западной Африки еще в первой половине XX века. Пользуясь тем, что леопард в Африке является объектом суеверного страха и поклонения, люди-леопарды, скрываясь под хищными масками, безнаказанно грабили и убивали всех тех, на кого указывал им руководитель союза.

Бесчеловечная деятельность этого и подобных ему террористических союзов, направленная против любых новшеств и прогрессивных реформ, имела целью сохранение власти и привилегий вождей и всей системы давно сложившихся традиционных отношений в целом.

В ламаизме, представляющем собой самостоятельное направление в буддизме, маски использовались во время храмовых мистерий. Наиболее показателен в этом отношении праздник цама («танца богов»), когда ламы переодевались в костюмы и маски докшитов - гневных богов, преследующих еретиков и врагов веры.

Разноцветным маскам, изображавшим лица докшитов, придавалось самое хищное, свирепое и кровожадное выражение.
Монголовед Н.П. Шастина, ставшая свидетельницей цама в монгольском монастыре Дзунхуре, составила подробное описание всей грозной мистерии, призванной устрашить врагов ламаизма.

Костюмы лам, изображавших гневных и беспощадных богов, отличались каннибальской мистической символикой. Головы монахов венчали диадемы из человеческих черепов, плечи прикрывали плащи из человеческой кожи со свисающими конечностями, на шее красовались бусы из человеческих костей.

В руках одни ряженые сжимали длинные ножи, импровизированные палицы из позвоночного столба с чере пом и прочее подобное оружие, а другие держали габалу - священную чашу из человеческого черепа, готовясь выпить кровь и мозг врагов истинной веры.

«Восемь самых ужасных докшитов» появлялись перед зрителями под звуки ганлина - духового музыкального инструмента, изготовленного из берцовой кости человека.

Одним из восьми докшитов, представленных на цаме, был бог войны Джамсаран. Маска Джамсарана изображала перекошенное злобой красное л ицо с тремя глазами и торчащими из оскаленного рта клыками, готовыми прокусить горло всем врагам веры. Сзади над маетой развевались пять военных вымпелов, увенчанных пушистыми клочками заячьего меха.

Главным персонажем цама являлся мрачный Чойджал - бог смерти, властелин ада и верховный судья загробного царства. Его маска, самая крупная из всех масок мистерии, изображала синюю голову быка с открытой пастью и оскаленными зубами, с тремя горящими глазами, видящими прошлое, настоящее и будущее.

По верхнему краю маску Чойджала украшали пять золотых черепов, а длинные рога заканчивались металлическими пластинами в виде языков адского пламени.

Под стать описанным маскам были и личины остальных докшитов, соединившие в себе все самое уродливое, ужасное и омерзительное, что может создать суеверная фантазия.

В религиозных культах первобытных и реликтовых обществ можно обнаружить маски самых разнообразных типов. Одни маски носили на голове, вторые - на лбу, третьи - в руке, четвертые - на пальцах, пятые - в зубах. Существовали маски- костюмы, закрывавшие все тело человека, а также парные и коллективные маежи, в демонстрации которых принимали участие от двух до ста и более человек.

Примеры из мировой истории красноречиво свидетельствуют о том, каис со временем менялось функциональное назначение масок. Погребальные маски, отражавшие облик покойных, известны с глубокой древности.

Первоначально применение этого вида масок было связа но с религиозными представлениями. Древние верили, что отлетевшая душа, возвращаясь в покинутое ею тело, должна была опознать его, а лицо умершего, до неузнаваемости обезображенное разложением, могло сбить с толку заблудшую душу, и тогда воскрешение из мертвых не состоялось бы.

Вот почему погребальные маски из древнеегипетских саркофагов и уникальные золотые маски из микенских гробниц с максимально возможной точностью передавали облик усопших фараонов и басилевсов. Однако с течением времени назначение посмертных масок изменилось: теперь гипсовые маски-слепки должны были сохранять для потомков физический облик выдающихся людей, чья деятельность оставила заметный след в истории.

Театральные маски появились в Древней Греции как атрибуты культа Диониса. С развитием театрального искусства они стали подразделяться на два вида: трагические и комические. В японском национальном театре маскам придавалась цветовая символика: красный цвет характеризовал благородство персонажа, белый - продажность, черный - подлость и т.д.

В эпоху Средневековья предназначение маски совершенно изменилось: из орудия трансформации она превратилась в средство защиты. Под маской скрывались палачи, заговорщики, преступники и прочие лица, имевшие веские основания оставаться неузнанными.

Особое пристрастие к маскам питали граждане средневековой Венеции, жившие под тиранической властью дожа и кровавого Совета Десяти. Опасаясь кишевших в городе шпионов, доносчиков и наемных убийц, венецианцы, выходя вечером из дому, прятали лицо под маской, а фигуру - под складками длинного плаща.

Слабыми отголосками древних религиозных мистерий в Средние века явились костюмированные карнавалы и маскарады, но их развеселое шутовское действо во многом утратило связь с религией, а маска шута, жонглера, клоуна и актера была призвана не устрашать, а увеселять и развлекать досужую публику.

В истории Франции символом неразгаданной тайны является Железная Маска - так прозвали секретного узника крепости Пиньероль, чье лицо она скрывала. Многие ученые, начиная с Вольтера, пытались проникнуть в эту интригующую тайну эпохи абсолютизма и королевского произвола.

В разное время высказывались предположения, что под Железной Маской скрывали от посторонних глаз незаконного сына Анны Австрийской, графа де Вермандуа, герцога де Бофора, опального суперинтенданта финансов Фуке, брата-близнеца Людовика XIV или даже английского короля Карла I, но и по сей день личность загадочного узника остается тайной за семью печатями.

В военном деле в эпоху Средневековья стальные маски и полумаски защищали лицо воина. На Руси уже в конце XII века распространился тип куполовидного шлема с полумаской-наносником и круглыми пластинами вокруг глаз. В XIII веке появились стальные маски - личины, полностью закрывавшие лицо. В отличие от полумасок личины, укрепленные на шлеме, обладали подвижностью: их опускали на лицо только во время боя.

В изобразительном искусстве Ренессанса маска как негативный символ иллюзии и обмана скрывала истинное лицо отрицательных аллегорических персонажей: Лжи, Порока и Ночи, под покровом которой вершатся «темные» дела. Театральная маска, как средство перевоплощения, в качестве атрибута сопутствовала музе трагедии Мельпомене.

Источник : Вовк О.В. «Энциклопедия знаков и символов» // М.: Вече, 2006.

В любом человеке кроется некая загадка, многие аспекты нашей жизни, наши мысли и переживания остаются для окружающих тайной. Тату театральные маски, значение которой указывает на необходимость тайны, некое притворство и двуличность, отлично подойдет человеку, в жизни которого такая скрытность играет важную роль. Не всегда возможно оставаться собой, обстоятельства иногда вынуждают нас играть разные роли: одну в рабочем коллективе, другую в кругу друзей, третью у домашнего очага. В некоторых случаях это можно назвать лицемерием, но зачастую мы лишь скрываем некоторые эмоции и аспекты личности, чтобы не ранить чужие чувства, не навредить себе и другим.

Обозначение тату маски может быть разным, ведь все зависит от эскиза, символов, которые в нем использованы, принадлежности к определенной культуре. Поэтому сегодня мы постараемся как можно подробнее описать значения разных тату в виде масок, дадим несколько советов по выбору стиля, композиции и цветовой палитры.

Символизм в разных культурах

Полинезия

В культуре Полинезии тату маски играют очень важную роль. Их называют тики и изображают таким образом, будто глаза смотрят сразу во все стороны, символизируя защиту от любой опасности, откуда бы она ни пришла. Тики - это маски воинов, в древности лишь доблестные защитники своего племени носили такие изображения на своем теле. Легенда гласит, что тики убережет своего владельца не только от козней врагов, но и от влияния злых духов.

Африка

В ритуалах африканских племен, которые по сей живут вне современной цивилизации, как и тысячи лет назад, широко используются деревянные маски, символизирующие определенных духов и божеств. В Древнем Египте маски были важной составляющей погребальных обрядов, символизируя внешнюю оболочку, охраняющего душу усопшего в загробной жизни.

Америка

Шаманы североамериканских индейских племен надевали маску во время проведения ритуала, отождествляя ее с божественным ликом, передающим шаману свою силу.
В ходе археологических раскопок поселений инков были найдены золотые маски, символизировавшие солнце.

Япония

Один из самых запоминающихся образов в традиционном японском искусстве татуировки - тату маска Ханья, изображающая лицо демона. Демонические сущности в принципе очень почитаемы в культуре Страны восходящего солнца, хоть они и несут в себе энергию разрушения, их используют в качестве оберегов. Маска Ханья символизирует девушку, в которой проснулась злоба и мстительность из-за неразделенной любви к монаху. По поверью она превратилась в демона и испепелила его своим огненным дыханием.

Античная Греция

Чаще всего в современном искусстве татуировки встречаются уже ставшие классикой театральные маски, значение тату с их изображением стоит искать в традициях античной драмы. В греческих спектаклях трагическая и комическая маски олицетворяли тип персонажа и его роль в постановке. В наши дни две эти маски, выражающие противоположные эмоции, стали символом театра. Также маска имела ритуальное значение, олицетворяла бога или какую-либо сущность из потустороннего мира в обрядах.

Современная культура

Не только древние традиции оказывают влияние на искусство татуировки, порой продукты современной массовой культуры воздействуют на нас настолько сильно, что в некотором смысле меняют наши взгляды на жизнь. К примеру, благодаря знаменитой антиутопии “V - значит вендетта” маска Гая Фокса стала одним из популярных символов в татуировке. Его история возвращает нас в XVII век, когда британец Гай Фокс, участвовавший в “Пороховом заговоре”, должен был зажечь фитиль, который вел к наполненной порохом комнате под зданием парламента. Именно там он и был схвачен властями, а позже под пытками выдал имена своих сподвижников. Если в то время Гая Фокса считали трусливым и бесчестным человеком, то главный герой фильма говорит о нем как об отважном герое, который не побоялся бросить вызов власти, хоть и потерпел фиаско.
Образ легендарного заговорщика оказал влияние даже на английский язык. В нем появилось новое слово - guy. Изначально оно обозначало чучело, которое традиционно сжигали 5 ноября - в Ночь Гая Фокса (именно эта дата ознаменовалась попыткой взорвать парламент). Позже его стали употреблять для обозначения любого чучела, затем безвкусно одетого человека. В современном английском языке это слово указывает просто на молодого человека.

Значения в современном искусстве татуировки

Тату маска означает для мужчин и женщин одно и то же, исключением могут быть лишь полинезийские тики, которые традиционно считаются мужским атрибутом. Значение такой татуировки во многом зависит от истории возникновения рисунка, принадлежности к определенной культуре, однако у подобных изображений есть и общий символизм:

  • Скрытность. Такой рисунок подходит человеку, для которого важно сохранить в тайне определенные аспекты своей сущности. Причины могут быть разными: недоверие к окружающим, стыд, стеснительность, страх непринятия, боязнь ранить чужие чувства, не оправдать надежд или просто интроверсия.
  • Защита. В данном случае это довольно широкое значение. В прямом смысле маска защищает своего владельца, не позволяя опознать его, в переносном - служит оберегом от неприятностей.
  • Двойственность натуры. Такая татуировка указывает на то, что характер ее владельца неоднозначен, он может проявлять неожиданные качества.
  • Способность легко адаптироваться. Изображение театрального атрибута говорит о том, что человек выбирает для себя более выгодную роль в зависимости от обстоятельств, отлично справляясь с каждой из них.

Тики

Такие изображения чаще всего выступают центром композиции с полинезийским орнаментом, являются оберегом, хорошо сочетаются с традиционными символами: черепахами, которые также считаются защитным амулетом, спиралями - солярными знаками, ящерицами, указывающими на ментальную силу и хорошо развитую интуицию.

Маска Ханья

Маска Ханья может отображать весь тот широкий спектр эмоций, которые бурлят в человеке, страдающем от неразделенной любви. В классических японских театральных постановках, когда актер в такой маске смотрит прямо в зал, выражение лица демона выглядит злобным, агрессивным и устрашающим. Но стоит немного наклонить голову, и в образе появляются совершенно другие черты, возникает ощущения, будто демон тоскует, едва ли не плачет. Действительно, человек, чувства которого остались неразделенными, одновременно испытывает злость на судьбу и объект своей симпатии, обиду, тоску и боль.

Театральные традиции

Улыбающаяся маска - атрибут Талии (музы комедии), характеризующий положительно настроенного человека. Его образ мыслей позитивен, по жизни он идет с улыбкой, с готовностью встречая преграды на своем пути.
Плачущая маска - атрибут Мельпомены (музы трагедии). Такое изображение указывает на меланхолию, пессимистический настрой, склонность к фатализму.
Татуировка две маски означает, что человек способен перевоплощаться, играть разные роли в зависимости от того, что приготовила для него судьба, перед какими обстоятельствами ставит его жизнь.
Такие изображения отлично сочетаются с прочим театральным антуражем: занавесом, музыкальными инструментами, биноклями.