Шаманит камень. Шаман-камень

Давным-давно жил могучий седой богатырь Байкал. Не было равного ему по силе и богатству. Он был суров, стоило ему рассердиться, так волны громко бились о скалы. Много рек и речушек было под властью у повелителя.

Была у Байкала единственная дочь – Ангара. Первой красавицей она была на всём белом свете. Днём она светла – светлее неба, ночью темна – темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею. Даже перелётные птицы: гуси, лебеди, журавли – спускались низко, но на воду Ангары садились редко. Говорили они: «Разве можно светлое чернить?»

Очень сильно любил свою дочь Байкал, но был строг к ней и часто держал её взаперти, в недоступных глубинах. Часто-часто тосковала красавица Ангара, думая о воле…

Но однажды прилетела на берег чайка, села на один из утёсов и стала рассказывать речкам и речушкам о далёких степях, откуда держала путь. Рассказывала она им о самом сильном и красивом богатыре Енисее, о славном сыне Саяна. Услышала Ангара о Енисее от горных ручьёв, ещё больше заскучала и возжелала увидеть Енисея. Но как же ей тогда вырваться из темницы, из крепких высоких стен дворца?

Взмолилась Ангара: «О, тэнгэри! Сжальтесь над пленной душой! Не будьте суровы и строги ко мне, заточённой в темнице. Пожалейте, юность мою в могилу толкает запретом Байкал… Дайте мне смелость и силу сбежать, одолев эти стены из скал».

Узнал о помыслах любимой дочери Байкал, запер её ещё крепче и стал искать жениха из соседей: не хотелось ему отдавать дочь столь далеко от родины. Выбор Байкала остановился на богатом и смелом красавце Иркуте. Послал Байкал гонцов за Иркутом, чтобы поженить Ангару с ним. Узнала об этом Ангара и горько-горько заплакала. Умоляла она, просила не отдавать за Иркута: не нравился он ей. Но Байкал не стал слушать, ещё глубже спрятал Ангару, а сверху закрыл хрустальными запорами и приказал Ольхону сторожить её. Пуще прежнего взмолилась Ангара о помощи. И решили ручейки и речки помочь ей. Стали они подмывать прибрежные скалы.

Близилась свадебная ночь. Тэнгэри послали на Байкал и его стражей множество сновидений. Крепко спал в эту ночь старик Байкал, и Ольхон, утомлённый разговорами и смехом речушек, прилёг рядом отдохнуть, думая что Ангара никуда не сбежит под его надёжным и лёгким сном. Но Ангара с сестрицами тихо взломали запоры, и она выбежала из темницы. А ручейки всё рыли и рыли тайный проход, и, наконец, Ангара с шумом вырвалась из каменных стен и помчалась к своему желанному Енисею.

Вдруг проснулся старик Байкал: что-то недоброе увидел он во сне. Соскочил - испугался. Кругом шум, треск. Проснулся в ужасе Ольхон и увидел, что Ангара с речушками взломали темницу, доложил Байкалу, что Ангара сбежала. Понял Байкал, что случилось, рассвирепел. И поднялась буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от злости небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл, да бесновалось море-богатырь. Выбежал из дворца могучий Байкал, ударил по седой горе, отломил от берега целый утёс и с проклятием бросил его вслед убегающей дочери, надеясь закрыть ей проход.

Но поздно. Ангара была уже далеко. А камень так и лежит с тех пор на том месте, где прорвала утёсы Ангара. Это и есть скала Шаман-камень. Иркут побежал за ней, но только и успел схватиться за её длинную фату.

Тысячи лет течёт Ангара в Енисей водой-слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвёт Шаманский камень, Байкал выпрыгнет из берегов и настигнет свою дочь, затопив всё на пути своими водами».

Шаман-камень располагается у истока реки Ангары и является заповедной скалой, символизирующей Байкал. С Иркутском разделена 70 километрами пути, в непосредственной близи раскинулся поселок Листвянка.

В силу созвучия, скалу нередко путают с горой Шаманкой мыса Бурхан, не менее знаменитой достопримечательностью Байкала.

Шаман-камень издавна овеяна флером тайны : шаманы проводили на ней обряды, а аборигены были уверены в том, что здесь живет хозяин Ангары – Ама Саган Нойона, о чем сложено немало легенд.

Одна из таких историй повествует о временах, когда Землю населяли витязи богатыри, а олицетворенный Байкал был богатейшим и величайшим созданием планеты. Его дитя, Ангара, считалась первой красавицей, очарование которой ставило на колени. Байкал баловал дочь, Ангара же становилась гордой и своенравной. Пришла пора выдавать девушку замуж, наступило лето и близилось празднование сурхарбана. Созвал Байкал богатырей на турнир за сердце и руку дочери, симпатизируя молодцу по имени Иркут. Чем больше хвалил отец Иркута, тем меньше он нравился Ангаре. Девицу же покорил Енисей, отпрыск могучего Саяна, победивший всех во время поединка. Байкал благословения на этот брак не дал, продолжив уговоры в пользу Иркута. Строптивую дочь, отвечавшую отказом раз за разом, Байкал, разозлившись, заточил в темницу, а сам ответил Иркуту согласием. Узнав об этом, Ангара решила бежать и с помощью братьев-ручейков вырвалась на волю. Байкал пришел в бешенство и затеял грандиозный шторм, повергший в ужас животный мир. Иркут бросился вдогонку сбежавшей невесте, а Байкал схватил отколовшийся кусок скалы, поврежденной молнией, и преградил дочери путь… но опоздал. Ангара была в объятиях Енисея. С тех самых пор влюбленные вместе. Навсегда.

А горькие слезы Иркута и Байкала вкупе со слезами счастья Енисея с Ангарой обратились водой. Скальный же обломок, брошенный Байкалом, не спасший положения, и есть – Шаман-камень. Согласно легенде, если Байкал окончательно разозлится, то сметет он с пути шаманский камень и смоем весь мир собой. А чтобы этого не случилось, местные жители задабривали озеро подношениями, оставляя их у камня.

Еще говорят, что длительное вглядывание в скальный массив позволяет различить старческие лики шаманов , творивших здесь обряды и ритуалы в древние времена. На протяжение нескольких последних лет скала медленно рушится, люди считают – не к добру.

У скалы не только совершились обряды и читались молитвы – здесь также проверялись на невиновность осужденные. Предполагаемого преступника оставляли на ночь на Шаман-камне и если за ночь Байкальские воды его не смывали – человеку выносился оправдательный приговор.

Напротив камня располагается смотровая площадка , подле которой в летнее время открываются торговые киоски с сувенирной и продуктовой продукцией. Действует лодочный прокат .

Над водой видна лишь верхушка Шаман-камня, выступающая на 1-1,5 метра, но под водой кроется скальный массив, разделяющий реку на две части и, кроме того, являющийся границей между рекой и озером.

С самых давних времен те места, где располагается священное озеро, славились как особенно красивые, живописные, а также таинственные по происхождению. За все то время, что человек проживает на землях Байкала, родились и ушли в небытие несколько поэтичных легенд, сказаний и мифов. Одна из таких легенд повествует и о появлении Шаман-камня.

Приведем одну из ее версий:

«Это случилось очень давно, во времена, когда на Земле жили могучие богатыри и доблестные витязи. Был тогда Байкал несметно богат и велик, и все уважали и почитали его. Была у него дочь – красавица Ангара, и все преклонялись перед ее красотой. Байкал любил и баловал Ангару, она росла своенравной и гордой, но шло время, и настал черед Ангаре выбрать мужа. Байкал призвал к себе окрестных богатырей, чтобы те могли помериться силой и отвагой своей покорить сердце его любимой дочери. И был среди них тот, кто был ему особенно люб, – молодой богатырь Иркут.

Но сколько бы отец ни нахваливал удалого Иркута, сердце дочери оставалось непреклонным. Наступил празд ник, сошлись богатыри силой мериться, и был среди них один – Енисей, сын могучего Саяна, который превзошел их всех, а его отвага и доблесть покорили сердце Ангары.

Но не захотел Байкал дать своего родительского согласия, и пришлось молодым расстаться. Долго уговаривал отец свою дочь выйти замуж за Иркута, но Ангара отвечала отказом. Тогда Байкал заточил ее в темницу. Когда же отец сказал ей, что дал согласие Иркуту на брак, решилась Ангара бежать и попросила младших братьев своих – ручейков – помочь ей. И пришли они своей старшей сестре на помощь, размыли стену темницы – и вырвалась Ангара на свободу. В гневе кричал вслед беглянке Байкал, над Землей поднялся великий шторм. Этот шторм сотряс небо и землю, и от него в страхе бежали звери и птицы. Кинулся вслед за Ангарой молодой Иркут. Вдруг молния расколола старую гору – подхватил Байкал осколок горы и кинул вслед дочери, чтобы преградить ей дорогу. Но поздно – уже рядом с Енисеем была Ангара, и принял он ее в свои объятья. С той поры так и остались они неразлучны».

Эта старинная легенда включает в себя реки, озера и горы, которые выступают как герои и одновременно божества. Поэтому Шаман-камень издавна известен как священное место, созданное Байкалом. Считается также, что Шаман-камень – место обитания духа Ангары, Ама Саган Нойона. Среди шаманистов оно входит в число самых почитаемых. Недаром до сих пор здесь проводятся традиционные обряды древней веры бурят.

В давние времена на этом священном месте вершили суд. Обвиняемого оставляли на одинокой скале, чтобы он провел там ночь. Если к утру вода не забирала его и он не погибал от страха и студеного дыхания Байкала, его прощали.

Современная наука подтверждает утверждение о том, что Ангара моложе Байкала. Разлом в Приморском хребте, приведший к образованию проёма, произошел совсем недавно, от 15 до 60 тыс. лет назад – в то время как возраст священного озера исчисляется миллионами лет. Байкал прорвался в долину Большой речки, которая раньше впадала в Иркут, и образовал полноводную реку Ангару. Меньший по размерам Иркут стал её притоком, а Большая речка сохранилась только в своих верховьях, превратившись в один из небольших притоков Ангары.

Как предполагают некоторые исследователи, легенда о неесте­ственном перемещении шаманского камня является подтверждением того, что древние люди могли быть реальными сви­детелями геологических катаклизмов на берегах Байкала. В частно­сти, это касается катастроф, в ходе которых возникали новые стоки из озера и перекрывались старые, например, в районах Култука или Бугульдейки.

Вздымающаяся посередине истока Ангары скала – это всё, что осталось здесь от Приморского хребта после размыва его водами Байкала. У камня довольно обширное скальное основание, образующее своего рада порог перед байкальскими глубинами. Разумеется, видимые размеры камня до образования водохранилища Иркутской ГЭС были больше. А после того, как уровень Байкала поднялся на 1 м., нашему взору открыты лишь две макушки скального массива, но для этого нужно подплыть на довольно близкое расстояние и смотреть на камень под определённым ракурсом.

В 1958 году поступило предложение взорвать Шаман-камень, подложив под него 30 тысяч тонн аммонита. По мнению инициатора идеи, это позволило бы углубить русло вытекающей из Байкала реки до 25 метров и тем самым выпустить из озера 120 кубических километров воды для увеличения производства электроэнергии на Иркутской ГЭС.

При реализации такого замысла была бы полностью оголена прибрежная полоса озера в 100-120 тысяч гектаров, являющаяся зоной жизни для всей флоры и фауны Байкала, должны были исчезнуть основные нерестилища рыб. Во многих местах береговая линия должна была отступить на километр и более, населенные пункты – лишиться источников водоснабжения, а огромные пространства лугов и пастбищ на восточном побережье Байкала – превратиться в зону полупустыни. К счастью, от этого проекта отказались.

Исток Ангары вокруг Шаман-камня практически никогда не замерзает – кроме тех случаев, когда лёд нагоняется ветром с Байкала. Река парит всю зиму, украшая снежным куржаком лес в окрестностях истока. И дело здесь не столько в быстром течении реки, сколько в том, что вода в исток попадает из глубинных слоев Байкала, где она более тёплая, чем на поверхности. «Остров тепла» возле Шаман-камня привлекает в холодное время года многие виды водоплавающих птиц. Это единственная крупная зимовка в Северной Азии, и здесь можно наблюдать не менее 25 000 птиц одновременно.

Шаман-камень - это одинокий голец, стоящий прямо на границе Байкала и Ангары, единственной вытекающей из озера реки. По расположению этого камня ориентируются, где начинается Байкал, когда едут в мимо берега реки. Проехали - значит, за окошком Байкал.

Что посмотреть?

Шаман-камень лучше всего наблюдать с площадке на Камне Черского или на площадке у камня Вампилову. Эта одиночная скала разделяет поток Ангары надвое. По бурятской легенде, гигантский булыжник кинул вослед строптивой дочери сердитый Байкал и запер ее на много лет, но дочь просочилась и все-таки понеслась к любимому Енисею.

Одинокий останец, согласно поверьям, место жительства хозяина Ангары хозяин й Ама Сагаан нойона, Белого кузнеца. Поэтому на Шаман-камне проводились особо важные шаманские обряды! И до сих пор это место почитается, а духа, по словам дайверов, «подкармливают» монетами.

В древние времена Шаман-камень считался у бурят доступным детектором лжи. Обвиненного в преступлении увозили на ночь на камень, чтобы духи решили его судьбу. Если к утру человек выживал и оставался в трезвой памяти, значит, вина с него снималась. Если же сходил с ума - значит, духи его наказали. Если же человека не находили - значит, духи забрали к себе

В летнее время на Шаман-камень можно только полюбоваться с берега, а в зимой - совершить к нему экскурсию на хивусе (аэроходе на воздушной подушке). Так что вы сможете прикоснуться к границе Байкала с Ангарой, точно зная, где она расположена.

Как добраться?

Шаман-камень находится внутри истока Ангары.

Кстати...

Впадая в Енисей, Ангара несет больше воды, поэтому неизвестно, кто является притоком, а кто великой сибирской рекой.

В хорошую погоду над водой видна лишь верхушка Шаман-камня, выступающая на 1-1,5 метра, но под водой кроется скальный массив, благодаря которому река Ангара не замерзает зимой. В незамерзающей полынье протяженностью от 5 до 15 км обитают до 15 тысяч водоплавающих птиц. Это единственная во всей северной Азии незамерзающая зимовка.

Уникальный геологический объект (паспорт)

Категория : Уникальный геологический объект (УГО)
Геологический профиль: Геоморфологический
Общая площадь: 0.05 га
Год создания: 1981
Статус: Региональное значение

Нормативно-правовая основа функционирования: Утвержден, Решение облисполкома от 19.05.81 N 264
Перечень основных объектов охраны: островок в истоках Ангары, сложенный нижнеархейскими гнейсами, кварцитами, амфиболитами

Краткое описание геологического объекта: На нет, пожалуй, более популярного и легендарного места, чем крохотный островок в истоке Ангары, носящий название Шаманского камня. Это все, что осталось здесь от Приморского хребта после размыва его в незапамятные времена водами Ангары. У камня довольно обширное скальное основание, образующее своего рода порог перед байкальскими глубинами.

Географическое положение: исток р. Ангары, в 0.5 км от условного створа

Широта: 51.87 Долгота: 104.8 (градусы)

Дополнительные сведения: Шаманский камень окружен водами, и пока един­ственным неосуществившимся покушением на его це­лостность можно считать предложение о взрыве для быстрого наполнения водохранилища Иркутской ГЭС.

Камень, заставляющий вздрогнуть

Многие люди знают чудесную легенду о появлении этого камня, ко­торым старик Байкал пытался преградить путь своей своенравной и прекрасной дочери, тайно убегавшей к красавцу Енисею.

При строжайшей опеке своего отца Ангара чувствовала себя не­вольной затворницей, и всячески молила небесные силы о своём осво­бождении.

«О вы, тэнгэринские боги,

Хоть сжальтесь над пленной душой

Не будьте суровы и строги

Ко мне, окружённой скалой.

Поймите, что юность в могилу Толкает запретом Байкал...

О дайте мне смелость и силу

Раскрыть эти стены из скал...»

Легенду знают многие, но мало кто осведомлён в том, что камень славен не только и не столько этим легендарным прошлым, но и тем, что служил культовым пристанищем для молитвенных обря­дов бурятских шаманов. Не менее интересно то, что он был своего рода «клятвенным» местом, на которое отправляли людей, которых подозревали во лжи или измене, особенно в этом плане «везло» не­верным женам. Считалось, что человек, высказывающий неправду, обязательно будет наказан за свой грех на этом камне. Важное свиде­тельство об этих фактах можно найти у Г.Ф. Миллера - немецкого историка, описавшего Сибирь в 18 веке. Он на основании бурятских поверий писал о наличии Aiesha-tscholo «заставляющей вздрогнуть скалы» в истоке Ангары и отмечал, что данное и аналогичные места «пользуются таким почитанием, что лица обвиненные в престу­плении и желающие доказать свою невинность, прибегают к подоб­ной скале и обхватывают её обеими руками, будучи твёрдо убеждены в том, что если ложно поклянутся, то непременно умрут».

Как предполагают некоторые исследователи, легенда о неесте­ственном перемещении шаманского камня является подтверждением того, что в не столь давнее время древние люди были реальными сви­детелями геологических катаклизмов на берегах . В частно­сти, это касается катастроф, в ходе которых возникали новые стоки из озера и перекрывались старые, например, в районах Култука или Бугульдейки (см. материал об этих местностях).

Вблизи от Шаманского памятника в 1972 году появилось ещё одно памятное для иркутян, и не только их, место - каменный обе­лиск на берегу истока Ангары, вблизи которого погиб известный рос­сийский драматург, тридцатипятилетний Александр . Он - полурусский-полу бурят - утонул здесь, не справившись со сту­дёной водой. Предчувствуя свою судьбу, в своем дневнике он как-то записал: «Я никогда не буду старым».