Все, что вы хотели знать о Джокере, но боялись спросить. Джокер: Краткая история персонажа

Джокер — самый узнаваемый суперзлодей в комиксах издательства DC, также он является главным врагом (может даже приятелем) Бэтмена. За свою долгую, 70 — летнюю карьеру, он натворил столько ужасных вещей, что преступления известных маньяков и убийц кажутся детскими забавами, по сравнению с ним. Представляем вам: 5 ужасающих фактов о Джокере!

1. Джокер жестоко убил второго Робина.

Начнем с одного из самых кровавых моментов в истории комиксов! В 1988 году авторы комиксов о Бэтмене провели голосование среди читателей о том, чтобы решить судьбу второго Робина — Джейсона Тодда! С небольшим перевесом голосов, было принято решение убить персонажа!

Сюжет этого комикса был такой: Джокер поймал Робина и на заброшенном складе избивал его до полусмерти монтировкой! Затем он оставил полумертвого напарника Темного Рыцаря на складе, при этом он заминировал склад. Он хотел посмотреть успеет ли Бэтс его спасти или нет. Ну как мы знаем, читатели захотели, чтобы Бэтмен его не спас. Бомбы взорвались прямо перед Темным Рыцарем, и нанесли огромнейший вред его психики. Но у авторов еще были планы на Тодда, и благодаря Яме Лазаря он вернулся к жизни в качестве Красного Колпака.

2. Джокер разрушил жизнь Супермену и сделал его злодеем!

Что необходимо сделать, чтобы одного из самых миролюбивых и добрых супергероев, как Супермен, превратив в злого диктатора?

Правильный ответ: убейте всех его родных и близких друзей и взорвите его родной город! Видимо Джокер знал правильный ответ и поэтому у него все получилось! А сделал он вот что: Он убил коллегу и друга по «Дэйли Пленет» — Джимми Олсена, затем похитил жену Супермена — Лоис Лэйн, которая была беременна по сюжету комикса и прикрепляет ей на сердце прибор для измерения пульса. Человек из Стали находит жену, но Джокер отравляет газом Супермена и заставляет его думать, что Лоис — это его злейший враг — ! Супс хватает жену и улетает с ней в открытый космос! После того как «Думсдэй» задохнулся от нехватки воздуха, Супермен понимает, что убил не своего врага, а свою жену с неродившимся ребенком! И прибор для измерения пульса был не просто так! Как только он показал, что сердцебиение остановилось, взлетел на воздух Метрополис! Это настолько потрясло рассудок Супермена, что он прилетает на место, где содержался под стражей Джокер и убивает его! После этого Человек из Стали решает, что пора брать власть в свои руки и становится жестоким диктатором! Джокер явно добился чего хотел!




3. Джокер убил больше людей, чем любой другой суперзлодей!


Джокер просто рекордсмен по забиранию человеческих жизней! Он уничтожает школы, больницы, жилые здания, он может без причины выйти на улицу и открыть огонь по мирному населению! Старики, женщины, дети, ему все равно! Самое любимое его оружие массового поражения — это бомбы с ядовитым газом, который заставляет своих жертв смеяться, как сумасшедшие, пока они не умрут! Один из таких случаев унес в могилу большую часть населения Готема! Примерно сто тысяч человек погибло от этого газа!

4. Джокер изнасиловал дочь комиссара Гордона и заставил смотреть на фото его изуродованной дочери!

Это наверное самый аморальный и ужасный момент в истории комиксов! Жестокости Джокера нет границ! Он приходит домой к семье Гордонов и стреляет Барбаре в живот и пуля проходит через позвоночник, что делает ее инвалидом на всю жизнь, затем он фотографирует ее голое, истекающее кровью тело и скорее всего насилует (это не подтвержденный факт, по поводу которого до сих пор ведутся споры в комьюнити). После этого он похищает ее отца и заставляет его смотреть на эти фотографии! Джокер хочет, чтобы Гордон сошел с ума, смотря на эти фото! Но все закончилось более — менее хорошо. Джокера отправили в Аркхем, а Барбара стала помогать Бэтмену в качестве Оракула!


5. Джокер обожает все, что связано с кожей!

В New 52 Джокер срывает с себя кожу лица и оставляет ее в Археме, затем через год, он возвращается за ней в полицейских участок (кожу перевезли в склад с уликами) и приделывает ее обратно ремнями и гвоздями! Также он сыграл шутку с Бэтменом — он похитил членов Бэтсемьи и содрал с них лица, позже оказалось, что это были не они.


Также в одном из номеров комиксов он полностью содрал кожу с человека!

Джокера в редакции Джареда Лето – его фото режиссер фильма «Отряд самоубийц» Дэвид Эйр запостил у себя в твиттере в честь 75-летия со дня первого появления зеленоволосого злодея на страницах комиксов DC. Теперь самое время сравнить, чем версия Лето отличается от других, появлявшихся как в печатном виде, так и на экране. THR представляет вашему вниманию 75-летнюю эволюцию Джокера.

Оригинал

Джокер появился в первом выпуске «Бэтмена» в 1940 году. Он принадлежал перу и карандашу Билла Фингера, Джерри Робинсона и Боба Кейна , хотя до сих пор не до конца ясно, кто из последних двух разработал внешний вид персонажа. В любом случае, никто их них не спорит, что вдохновением послужил образ немецкого актера Конрада Файдта в фильме 1928 года «Человек, который смеется» – американской экранизации романа Виктора Гюго .


Золотой век

Одной из лучших версий Джокера признается та, что была создана Диком Спрангом в 50-е годы. После редизайна персонаж стал более абстрактным и мультяшным – идеальным для комиксов того периода, когда истории о Бэтмене были переосмыслены в ключе сюрреалистичной чрезмерности.


Сезар Ромеро

Хоть Ромеро и отказался сбрить свои усы для роли Джокера в телесериале 60-х годов с Адамом Уэстом (на Blu-ray эта растительность выглядит особенно дикой и очевидной), он все же привнес в образ определенный драйв и стал главным и, чего уж там, единственным воплощением этого персонажа для целого поколения зрителей.


Бронзовый век

В 70-е Бэтмен претерпел серьезные изменения в руках Денниса О"Нила, Нила Адамса и Джима Апаро . Претерпели их и его оппоненты, включая и нашего зловещего клоуна, которому снова дали в руки шашки и позволили убивать – впервые за долгое время.


«Убийственная шутка»

Пожалуй, самая известная история Джокера всех времен – графический роман «Убийственная шутка» (The Killing Joke) . В тексте Алана Мура персонаж предстает во всей красе его психопатической натуры, и не последнюю роль в этом играет нарисованный Брайаном Болландом образ злодея – гротескный, безумный и по-настоящему ужасающий. Собственно, именно эту версию персонажа и пытался изобразить Лето на фото.


Джек Николсон

Возможно, это и закономерно, учитывая звездный статус актера, но когда Джек Николсон появился в роли Джокера в «Бэтмене» Тима Бертона в 1989 году, он выглядел просто как Николсон в гриме, а не как худой клоун-психопат из комиксов. Однако создателей фильма нельзя винить в том, что они отошли от канона и отдали персонажа в руки известного актера. Фанаты, конечно, жаловались, но что с них взять, если они тогда были недовольны даже выбором Майкла Китона на главную роль.

Публикуем фильмы про Джокера.

Постарались рассказать в данном списке о всех фильмах, а так же мультфильма и сериалах и мультсериалах, в которых, хотя бы в одном эпизоде, появлялся бы Джокер.

Кстати, впервые на страницах комиксов DC сей маньячный клоун появился семьдесят лет назад, и за все это время так и осталось загадкой, кем он был до того, как примерил на себя сиреневый костюм суперзлодея… Впрочем, в 1993 году , и все же продюсеры DC, предпочитают не углубляется в прошлое злодея, оперируя тем, что он уже и сам не помнит то, как стал «таким».

Кстати, специфический цвет лица, круги под глазами, зеленые волосы и сумасшедшая улыбка появилось у героя в результате купания в бочке с кислотой, куда тот угодил спасаясь от .

От канонического образа Джокера отошли в 2008 году, когда на экраны кинотеатров вышел фильм «Темный рыцарь», где образ Джокера отыграл актер Хит Леджер. Успех ленты был колоссальный, во многом благодаря Леджеру, сыгравшего как бог лицедеев. Эта роль стоила актеру жизни, она же увековечила его, навсегда запечатлев в анналах триумфаторов таких премий как «Оскар», «BAFTA» и «Золотой глобус», вписав его имя в учебники по актёрскому мастерству.

Между тем, сам по себе Джокер существо жестокое, беспринципное и очень опасное, но не без слабости… Например, у него была жена, которая погибла, будучи беременной, Джокер часто вспоминал её, впадал в депрессию и становился еще более ожесточенным.

В кинематографе извечный заклятый враг Бэтмена наследил изрядно, ниже приводим полный список фильмов про Джокера , кстати, в следующем году на экраны кинотеатров выходит фильм «Отряд самоубийц», где роль клоуна-убийцы отошла актеру Джареду Лето – в копилке талантливого лицедея уже имеется «Оскар» и лавры Хита Ленджера для него все равно что вызов –посмотрим что в итоге получится…

Фильмы с Джокером:

Бэтмен (1966)
Batman: The Movie, 105 минСША, реж. Лесли Х. Мартинсон
(фантастика, комедия, криминал...)
Адам Уэст, Берт Уорд, ...

Бэтмен (1989)
Batman, 126 минСША... реж. Тим Бёртон
(фантастика, боевик, триллер...)Майкл Китон, Джек Николсон, ...

Трейлер:

Бэтмен: Нападение на Аркхэм (видео) 2014
Batman: Assault on Arkham, 75 минСША, реж. Джей Олива...
(мультфильм, боевик, триллер...)Кевин Конрой, Нил МакДонаф, ...

Мультсериалы:

«Приключения Бэтмена»
(The Adventures of Batman, 1968-1969)

«Новые приключения Бэтмена»
(The New Adventures of Batman, 1977)

«Бэтмен»
(Batman: The Animated Series, 1992-1995)

«Новые приключения Бэтмена»
(The New Batman Adventures, 1997-1999) - Джокера озвучивает Марк Хэмилл

Новые приключения Бэтмена (сериал) 1977 – 1978
The New Adventures of Batman, 30 минСША, реж. Дон Тоуслей
(мультфильм, фантастика, боевик...)Адам Уэст, Берт Уорд,

Лига справедливости (сериал) 2001 – 2006
Justice League, 22 минСША, реж. Дэн Риба...
(мультфильм, фантастика, фэнтези...)Карл Ламбли, Джордж Ньюберн, ...

«Шоковый разряд»
(Static Shock) - эпизод The Big Leagues (2002).

«Бэтмен»
(The Batman, 2004-2008)

«Молодая справедливость»
(Young Justice) - эпизод Revelation (2011)

«Бэтмен: отважный и смелый»
(Batman: the Brave and the Bold, 2008-2011)

Джокер из «Темного рыцаря» - один из самых зловещих отрицательных персонажей кинематографа. Этот эффект достигается не пугающей внешностью, наоборот, злодей по минимуму использует грим и костюмы. Опасность исходит из его непредсказуемых поступков, в которых зачастую напрочь отсутствует логика.

Некоторые зрители, впервые увидевшие легендарный блокбастер о Бэтмене, не знают, кто играл Джокера в «Темном рыцаре». Все самое интересное об этом персонаже и актере, блестяще воплотившем его образ на экране - в нашей статье.

История Джокера

Этот впервые появился на страницах комиксов от DC Comics. Он один из главных врагов Бэтмена. Его костюм и оружие стилизованы под клоунский инвентарь. Джокер из «Темного рыцаря» - сплошная загадка. Его прошлое остается тайной. Он существует на страницах комиксов уже более 70 лет, но кто он, и каким образом стал суперзлодеем, неизвестно. Существуют несколько версий появления Джокера. По одной из них, он был или мелким гангстером, или иллюзионистом-неудачником, присоединившимся к преступной группе. Однажды при попытке ограбления злодеи столкнулись с полицией и Бэтменом. В перестрелке погибли все, кроме одного преступника, упавшего в чан с химикатами. Он выжил, но его лицо и волосы были изуродованы кислотой, и несчастный после случившегося потерял рассудок. Он назвал себя Джокером. Так у Бэтмена появился новый враг.


Вторая версия о прошлом Джокера связана с фильмом «Бэтмен» 1989 года. Звали будущего злодея Джек Напьер. Он был главным помощником опасного гангстера, который узнал о связи Джокера с его женой. Он предает напарника, и тот падает в чан с кислотой. Джек выжил, но был изуродован: кожа приобрела бледный оттенок, волосы стали зелеными, а ногти - черными. Он обратился за помощью к пластическому хирургу, но из-за некачественно сделанной работы получил повреждение мышц, и на лице Напьера навсегда застыла улыбка. В этом же фильме Бэтмен узнает в новом враге преступника, убившего его родителей.


В «Темном рыцаре» Джокер рассказывает о двух версиях появления его страшных шрамов. Сначала он говорит о том, что его изуродовал собственный отец, а потом рассказывает, что раны нанес он себе сам из-за проблем в семейной жизни.

Фильм «Темный рыцарь» - Хит Леджер в роли Джокера

Картины «Бэтмен: Начало». Фильм вышел на экраны в 2008 году. Режиссер этой и предыдущей ленты - Кристофер Нолан. Он же снял и последнюю часть трилогии - «Темный рыцарь: Возрождение легенды». Джокер из «Темного рыцаря» сразу привлек внимание зрителей. Он разительно отличался от образов, которые воплотили в свое время на экране Сесар Ромеро и Последние были зажаты строгими рамками сценария. Их злодеи по-своему хороши, но им недостает некоторого безумия.

Многие не узнали из-за грима, кто играл Джокера в «Темном рыцаре». Известие о том, что этот образ создал и блестяще воплотил молодой актер Хит Леджер, удивило даже его поклонников. Ему уже приходилось играть разные роли - преступника, грабящего банки, чтобы помогать обедневшим фермерам, влюбленного в напарника ковбоя, благородного рыцаря, мелкого жулика, использующего вместе с братом в целях наживы суеверия немецких крестьян. Но роль по-настоящему сумасшедшего преступника Леджеру досталась впервые.


Внешний облик, психология и способности злодея

Для фильма история персонажа была изменена. Он лишился имени, но внешний облик остался практически без изменений. Для реалистичности на лицо Джокера наложен небрежный грим, который в некоторых сценах почти отсутствует. Вместо нарисованной клоунской улыбки - два шрама, тянущихся от уголков рта до ушей. Оставили персонажу длинные светло-зеленые волосы и вокруг глаз.


Джокер из «Темного рыцаря» - психопат, маньяк и шизофреник. При этом он имеет высочайший интеллект. Злодей - гениальный планировщик, тонко разбирающийся в психологии и мотивации других людей. Поэтому многие его планы не удалось сорвать даже проницательному Бэтмену.

Подготовка актера к роли

Хит Леджер крайне серьезно подошел к работе над созданием образа своего героя. Для этого он на месяц закрылся в номере отеля, чтобы ничего не отвлекало его. Нужно было придумать походку, манеру поведения, отличительные черты и голос преступника. Джокер в фильме «Темный рыцарь», по задумке актера, должен был наводить на зрителя настоящий страх. Нужно было, чтобы каждый поверил в то, что злодей не блефует и не специально наводит ужас, а наслаждается происходящим.

Сложнее всего актеру дался голос и интонации его героя. В конце концов он соединил в этом образе кинематографического злодея черты и манеры поведения Джокера Николсона, Алекса из «Заводного апельсина» и Сида Вишеса (музыкант из скандально известной группы Sex Pistols).

Хороший дубляж - одна из составляющих успеха картины

Очень многое в положительном восприятии героя (особенно если речь идет об иностранном фильме) зависит от качества озвучки. Немногие знают, кто озвучивал Джокера в «Темном рыцаре». Работа была крайне сложной - требовалось подобрать правильные интонации персонажа. Хит Леджер немало потрудился над голосом своего героя, поэтому важно было передать все его оттенки правильно. Озвучил Джокера актер великолепно справившийся со сложной задачей.

Новая история Джокера - кто заменит Леджера

На 2016 год запланирован выход нового фильма по вселенной Бэтмена - «Отряд самоубийц». Главными героями в картине будут суперзлодеи. Не обойдется фильм и без Джокера. Как уже стало известно, сыграет его Джаред Лето.

Негативное влияние роли Джокера

Последним полностью законченным фильмом актера стал блокбастер «Темный рыцарь». Хит Леджер выложился в нем полностью. Как он признался в одном из интервью, роль Джокера, маньяка-психопата, далась ему с большим трудом. Истощение было не физическим, а психологическим. Леджер стал спать всего по 2 часа в сутки, что еще усугубило его состояние. Негативно сказалось на актере и расставание с матерью его дочери.

22 января 2008 года актера нашли бездыханным в его квартире на Манхеттене. Смерть наступила от острой интоксикации в результате приема нескольких препаратов: болеутоляющих, транквилизаторов и анальгетиков. Актер очень плохо спал и лечился от воспаления легких. Доза лекарств, принятых им, оказалась смертельной. Хиту Леждеру было всего 28 лет на момент его ухода из жизни. Роль Джокера была оценена по достоинству - за нее посмертно актер получил «Оскара».

Нельзя сказать, что в смерти актера виноват сыгранный им образ Джокера. Он лишь стал одной из причин, повлиявших на психоэмоциональное и физическое состояние Леджера. Но от этого образ маньяка-психопата не становится менее зловещим.

Зелёные волосы, белое лицо, улыбка, больше похожая на оскал, - его узнают даже те, кто в жизни не притрагивался к комиксам. Смеющийся психопат, шут-убийца, клоун-принц преступного мира - или просто Джокер, единственный и неповторимый. Главному врагу Бэтмена исполнилось 77 лет, и это были чертовски насыщенные годы. В нашем материале мы постараемся пройтись хотя бы по верхам этой объёмной и яркой истории, наполненной смехом и кровью.

Если подходить к персонажу с позиции культурологии, выяснится, что ему пара тысяч лет. Ведь по сути Джокер - трикстер, мало отличающийся от фольклорных Локи и Мефистофеля, злобное, коварное существо, насмехающееся над тем, что люди почитают, воплощение чистого нигилизма. Едва ли не в каждой мировой культуре и эпохе можно обнаружить его предшественников, будь то лесной дух со специфическим чувством юмора или ярмарочный Арлекин, издевающийся над бедным Пьеро. Возможно, именно поэтому Джокер так прижился - ведь он всегда был рядом.

Первый выход Джокера

В привычном для нас виде клоун-террорист появился в 1940 году. Кто на самом деле приходится отцом этому персонажу - загадка, которой не суждено быть разгаданной. Каждый из трёх людей, работавших в то время над комиксами о Бэтмене - Боб Кейн, Билл Фингер и Джерри Робинсон, - утверждал, что Джокера создал именно он, а остальные, дескать, лишь подхватили идею.

Установить, кто из них прав, уже невозможно. Зато точно известен источник вдохновения - немецкий актёр Конрад Фейдт в образе Гуинплена из экранизации романа Виктора Гюго «Человек, который смеётся» 1928 года. А ещё, как ни странно, игральная карта «Джокер».


Конрад Фейдт в образе Гуинплена. Возможно, что и цветом кожи Джокер обязан тому, что фильм был чёрно-белым

Те, кто думает, что поначалу Джокер был весёлым преступником-балагуром, а убивать начал лишь к концу XX века, плохо знают историю комиксов. Так называемый «Золотой век», длившийся с конца 1930-х по начало 1950-х, был густо замешан на крови. Тот же Бэтмен, например, не сразу стал махровым моралистом и когда-то с гангстерами не церемонился. В упор, конечно, не стрелял, но если приходилось скинуть очередного бандита с крыши, не колебался. Вот и Джокер дебютировал в комиксах как настоящий серийный убийца.

По сюжету выпуска Batman #1 новоявленный злодей объявлял по радио имена своих жертв, обычно кого-нибудь из городской элиты Готэма, и те ровно через сутки умирали с неестественными улыбками на лицах. Цель маньяк преследовал простую - посеять страх и получить основанный на нём авторитет у местных гангстеров. Весьма разумный план. Ранний Джокер вообще был далёк от безумия. Жестокий, хладнокровный, изобретательный, но едва ли сумасшедший. Он даже почти не смеялся.


Ранние комиксы чем-то похожи на немые фильмы ужасов. При всей своей нелепости исправно нагоняют жути

Но кое-что иррациональное в нём всё же было. Злобный шут решил, что не хочет знать, кто скрывается под маской Бэтмена, и даже отказался убить героя при первой возможности - так ведь неинтересно. Если проводить параллели между первым Джокером и интерпретацией Хита Леджера, образ злодея в «Тёмном рыцаре» уже не кажется таким неканоничным.

Когда Джокер был смешным

Целых десять лет никто из авторов и не думал объяснять, почему у персонажа белая кожа и зелёные волосы. Хотя для комиксов о Бэтмене это не было обычным делом. Джокер вообще стал первым полноценным суперзлодеем Бэт-вселенной - до него Брюс Уэйн дрался с рядовыми преступниками. История про падение грабителя в красном колпаке в чан с химикатами появилась только в начале 1950-х и до сих пор считается каноном.


В «Серебряном веке» Джокер был охоч до богатства и побаивался налоговой инспекции

Примерно в это же время психиатр-консерватор Фредрик Вертхэм опубликовал скандальную книгу «Развращение невинных», где утверждал, что комиксы засоряют умы детей и выводят их на кривую дорожку. Работа наделала много шума, и издательства по всей Америке были вынуждены принять «Кодекс комиксов», который обязывал сценаристов и художников к жёсткой самоцензуре. Так начался «Серебряный век» - эпоха весёлых, безобидных и однообразных приключений.

Под раздачу попали и Бэтмен с Джокером, превратившиеся в благородного рыцаря и шаловливого клоуна соответственно. Ни о каких убийствах отныне и речи быть не могло. Их место заняли тематические преступления. Накачать город веселящим газом и заставить всех повыкидывать драгоценности, совершить ограбление, нарядившись Чарли Чаплином или Бастером Китоном, сбежать от полиции, рассмешив копов до беспомощности, - вот что теперь было по душе белолицему злодею. Да и какой он злодей? Так, хулиган и пакостник.

В 1960-е Джокер наконец-то получил первое экранное воплощение в сериале «Бэтмен» с Адамом Уэстом. Исполнил роль актёр кубинского происхождения Сезар Ромеро, который до того играл в основном героев-любовников. Впрочем, в новом амплуа он проявил себя ярко. Джокер получился шумным, дурашливым, но обаятельным - под стать самому сериалу.


Сериал «Бэтмен» 1960-х в Штатах считается классикой. Таким Джокера большинство зрелых американцев знают с детства

Шутки кончились


От такого клоуна ничего хорошего ждать явно не стоит

В 1970-х на Джокера потихоньку перестали действовать пилюли добродушия, которыми его пичкали двадцать лет. В массовую культуру, особенно в кино, проползало насилие, и комиксы не могли не поддаться общему веянию. Именно тогда сага о Тёмном рыцаре приобрела знакомые нам черты мрачного детективного триллера.

Первым звоночком, ознаменовавшим возвращение клоуна-убийцы, стал сюжет «Пять способов мести Джокера» 1973 года. В нём злодей в очередной раз сбежал из-под стражи, но вместо того, чтобы совершать абсурдные преступления, начал карать бывших подельников, бросивших главаря на произвол судьбы. И кара не подразумевала бросок торта в лицо - нет, всё было по-взрослому. Двоих отравили ядом смеха, ещё один затянулся сигарой с нитроглицерином, а четвёртого маньяк просто повесил. Последний подручный должен был стать закуской для акулы, но Бэтмен спас его.


Новый Джокер так пришёлся читателям по душе, что DC дали ему персональную серию комиксов. Но протянула она недолго. Как писать о персонаже, который даже на антигероя не тянет?

Настоящий ренессанс Джокер пережил в 1980-е, когда вышли два сюжета о нём, оставившие глубочайший след в истории комиксов. Про «Убийственную шутку» Алана Мура хоть раз слышал каждый, кто увлекается гик-культурой. Этот графический роман стабильно входит в топы комиксов, обязательных к прочтению. Причин тому много. Во-первых, именно после событий «Убийственной шутки» Барбара Гордон, она же Бэтгёрл, оказалась прикована к инвалидному креслу. Это был смелый ход со стороны издательства - до этого герои никогда не лишались сил надолго и уж точно не становились инвалидами.

Во-вторых, «Убийственная шутка» - это первая попытка показать Джокера живым человеком, трагической фигурой, чьё безумие имеет вескую причину. Благодаря ловкой манипуляции эмоциями читатель с удивлением обнаруживал, что зловещему шуту, оказывается, можно сопереживать. Но ошибочно полагать, будто в комиксе раскрывается настоящая предыстория Джокера, - нет, убивать интригу DC и Мур не рискнули бы. В романе предлагается лишь один из возможных вариантов.


Эта сцена из «Убийственной шутки» вызвала возмущение феминисток по всей Америке

А вот арка «Смерть в семье», напротив, стремилась читателя не удивить, а ублажить. Аудитория DC в то время обожала жестокие выходки Джокера и ненавидела второго Робина - Джейсона Тодда. Сценаристы создали его на замену сверхправильному Дику Грейсону, который ушёл от Бэтмена на вольные хлеба и стал Найтвингом. Новый чудо-мальчик должен был в духе времени стать «плохим парнем», но вместо этого стал плохим персонажем.

Дерзкий и резкий сайдкик настолько не нравился публике, что DC пошли на беспрецедентный шаг - запустили телефонное голосование, выживет Тодд в ходе очередного приключения или нет. Читатели хладнокровно приговорили парня к смерти. Гибель его не была быстрой или безболезненной - Джокер, дьявольски хохоча, избил юношу монтировкой и, едва живого, оставил на заминированном складе. Бэтмен пытался спасти подопечного, но всё уже было предрешено.



Со временем Джейсон Тодд воскрес, но на это ушло десять с лишним лет. А в 1980-е гибель Робина была окончательной и бесповоротной. Сложно переоценить важность этого сюжетного поворота для «Бэтмена» и индустрии комиксов в целом. Позже сценаристы ещё не раз заставляли Джокера совершать куда большие зверства, выходя за всякие рамки. Но превзойти по эффектности «Убийственную шутку» и «Смерть в семье», кажется, никто так и не смог.

На больших и малых экранах

Успех фильма «Супермен» 1978 года и возросшая популярность комиксов о Бэтмене убедили студию Warner Bros., что публика готова к большому кино о Рыцаре ночи. Ходить студийные боссы решили сразу с козырей. Вернее, с Джокера. В ранних черновиках сценария был ещё и Пингвин, но создатели выбросили его, чтобы не отвлекать внимание зрителей от противостояния двух архиврагов.

Кинокомпания хотела, чтобы фильм стал однозначным хитом, а допустимый риск был исчерпан наймом молодого Тима Бёртона на должность режиссёра и не слишком известного Майкла Китона на роль Бэтмена. Злодея должна была сыграть настоящая звезда. Интерес к этой роли проявляли Робин Уильямс и даже Дэвид Боуи.

Легенда гласит, что Джек Николсон стал главным кандидатом после того, как один из продюсеров увидел «Сияние» Стэнли Кубрика. Дикий оскал и безумные глаза актёра произвели неизгладимое впечатление на кинобосса, и тот убедил коллег, что Джокера должен играть Николсон и никто иной. После долгих уговоров Джек согласился, но гонорар запросил баснословный - 60 миллионов от сборов картины и процент от продаж видео и мерчендайза.


Давайте все же признаем очевидное: Николсон сыграл в «Бэтмене» Николсона, только в гриме

Джокер в фильме Бёртона получился ярким и харизматичным, но… совершенно не безумным. Это самовлюблённый и жестокий гангстер-пижон, но не инфернальный шут, от чьего смеха по коже бегут мурашки. Быть может, причина в том, что его происхождение не покрыто завесой тайны. Зрителю известно, что до падения в чан с химикатами Джокер Николсона был обычным бандитом. Сценаристы даже дали ему человеческое имя - Джек Нэпьер (в честь покойного актёра Алана Нэпьера, сыгравшего Альфреда в «Бэтмене» 1960-х). Нет загадки, нет интриги. А уж решение сделать именно его убийцей родителей Брюса Уэйна вызвало дикое возмущение у фанатов комиксов.

Впрочем, фильм получился стоящим и успешным. Он популяризировал Бэтмена и Джокера, показал их во всей мрачной красе, стёр воспоминания о старом комедийном шоу. Warner Bros. почти сразу дали добро на сиквел и, что для нас куда важнее, мультсериал «Бэтмен» за авторством Брюса Тимма и Пола Дини - готический, мрачный, не желавший сюсюкаться с юным зрителем. Конечно, рассчитан он был в том числе и на детей, но поднимать взрослые темы не стеснялся. Там была драма, был психологизм. Именно там появилась спутница Джокера - всеми любимая Харли Квинн. А ещё там был лучший Джокер вне комиксов.


Джокер Хэмилла навсегда останется в детских воспоминаниях тысяч зрителей. Ну, или в ночных кошмарах

Когда Марка Хэмилла пригласили на студию, он был уверен, что ему предложат написать пару сюжетов для сериала. После «Звёздных войн» его актёрская карьера не задалась, и Марк начал писать сценарии, даже добился в этом успехов. Поэтому, когда его попросили встать за микрофон, бывший Скайуокер несколько удивился. Но ничего необычного в этом не было - за два года до того Хэмилл сыграл суперзлодея Трикстера в сериале «Флэш», созданном тем же телевизионным подразделением WB на волне популярности бёртоновского «Бэтмена». Типажи двух злодеев во многом совпали, и создатели решили позвать именно этого актёра.

И это оказалось одним из самых верных решений чуть ли не во всей истории мультсериалов. Марк настолько тонко и верно прочувствовал персонажа, настолько вошёл в роль, что по сей день считается лучшим голосом Джокера из всех. Да что там - просто лучшим Джокером. Он забавный, жуткий, безумный, а его смех не спутать ни с чем.


Марку Хэмиллу всё же удалось сыграть Джокера вживую… ну, почти. В сериале «Флэш» он вернулся к роли Трикстера, но голос и манеры позаимствовал у клоуна-убийцы

Джокер нового века

В 1990-е индустрию комиксов лихорадило. Кризис продаж, кризис идей - в общем, кризис всего. В том, что творилось во вселенной DC тех лет, с её параллельными мирами, сдвигами пространства-времени, внезапными смертями и воскрешениями, сломит ногу и сам дьявол. Поэтому мы обойдём стороной это царство хаоса, благо ничего действительно эпохального про Джокера тогда не выходило. Хотя истинные знатоки комиксов с этим наверняка могут поспорить.

…а в «Последнем смехе» заразил весь мир вирусом, превращающим каждого в безумного клоуна

Оставался на периферии он и в начале 2000-х. В значимых арках вроде «Бэтмен: Тихо!» клоун мелькал, но чаще на вторых ролях. Читателям и авторам он как будто приелся. Заезженный образ нуждался в кардинальном обновлении.

В мультсериале «Бэтмен» 2004 года Джокер уже предстаёт в непривычном облике. Он сгорблен, двигается на обезьяний манер, вместо аккуратной причёски - пышная зелёная грива, вместо фрака - смирительная рубашка. Непривычно, но свежо и смело, хотя в целом мультсериал сильно уступал предшественнику. Но те перемены в Джокере были лишь знамением того, что на самом деле грядёт.


В мультсериале 2004 года Джокер совершенно не похож на себя. И ему это идёт

Когда Кристофера Нолана спросили, почему он пригласил на роль Джокера в «Тёмном рыцаре» именно Хита Леджера, режиссёр ответил: «Потому что Хит бесстрашен». А для того, что задумали Нолан и Дэвид Гойер, была необходима недюжинная смелость. Оба в полной мере понимали, какой груз ответственности лежит на их плечах, несмотря на то, что Кристофер был и остаётся далёк от комиксов. Перезапустить франшизу о Бэтмене - это одно, а вписать в условно-реалистичный мир фантастического персонажа, к тому же имеющего гигантскую армию фанатов, - совсем другое. Для этого требовался актёр, готовый, во-первых, принять шквал критики от гиков, а во-вторых, убедить мир в правоте создателей фильма, покусившихся на канон.

Про Джокера Леджера написано немало статей и даже научных трудов. Это, вне сомнения, одна из самых ярких и влиятельных актёрских работ в кино начала XXI века. Но консерваторы от комиксов все же критикуют его за неканоничность. Дескать, никакой это не мистер Джей: ведёт себя не так, выглядит не как положено, и вообще, Нолан снял что-то своё, а не экранизацию комиксов про Бэтмена.


Последней записью в дневнике, который Леджер вёл от лица Джокера во время подготовки к роли, были слова «пока-пока» на всю страницу. Жуткое совпадение

Но если разбирать образ, созданный Леджером, именно в контексте истории персонажа, то выяснится интересная вещь: суть Джокера актёр и сценаристы уловили максимально точно. Каким должен быть шут-убийца? Безумным? Джокер в «Тёмном рыцаре» строит грандиозные многоходовые планы ради достижения одному ему понятной иррациональной цели. Коварным и жестоким? Скольких
он убил по ходу фильма, сколько жизней сломал! Именно он превратил честного и благородного Харви Дента в одержимого местью Двуликого, показательно осквернив идеалы морали, едва возникшие в Готэме. Эксцентричным и ироничным? Да все монологи Джокера напоминают стендап-шоу радикального комика, а сам он представляет собой эдакий гибрид Энди Кауфмана с Чарльзом Мэнсоном. А как он заливается смехом во время избиения - это же самая показательная сцена, отражающая суть персонажа!

Даже особое отношение Джокера к Бэтмену раскрыто в «Тёмном рыцаре» куда лучше, чем у Бёртона, где клоун-гангстер воспринимал архиврага как очередную помеху, не более. Так что всё каноничней некуда.


В год выхода «Тёмного рыцаря» Брайан Азарелло опубликовал графический роман «Джокер», где злодей явно напоминает Хита Леджера

Клоун без лица

С выхода «Тёмного рыцаря» прошло уже восемь лет. Всё это время Джокер, интерес к которому резко вырос, постоянно мелькал в комиксах, мультфильмах и видеоиграх. Особо выделим серию Batman: Arkham, в которой к любимой роли на две игры вернулся Марк Хэмилл, а на смену ему пришёл не менее талантливый Трой Бэйкер. Франшиза охватывает почти всю историю противостояния Бэтмена и Джокера - от первого столкновения до гибели смеющегося психопата и его, так сказать, посмертного существования. Это грамотная компиляция десятков комиксных сюжетов в несколько объёмных, но цельных произведений.

Что до комиксов, больше всего шуму наделала версия клоуна из вселенной The New 52. Сценарист Скотт Снайдер (не родственник Зака Снайдера, если что) пошёл на дерзкий ход: по сюжету Джокер теряет лицо. В буквальном смысле. Клоуну его просто отрезают. А спустя какое-то время он крадёт своё лицо из хранилища улик готэмской полиции. И надевает. Как маску. Прямо на голое мясо. Бр-р-р, даже писать об этом неприятно.


Так что просто смотрите

Тем не менее такой экстрим подошёл персонажу как нельзя лучше. Новый облик подчеркнул всю глубину психического расстройства клоуна. Он настоящее чудовище, чей воспалённый мозг генерирует гениальные и изощрённые планы. Даже Харли Квинн боится такого мистера Джея, и её можно понять.

Кажется, Джокер способен пережить что угодно только потому, что сама смерть предпочитает держаться от него подальше. Бэтмен как никогда растерян и беспомощен перед этим воплощением хаоса. В финале арки «Смерть семьи», которая считается одной из лучших в The New 52, Тёмный рыцарь одерживает победу над врагом, но складывается впечатление, что это тоже лишь часть плана Джокера. Шоу должно продолжаться.


В арке Batman R.I.P. Джокер уже похож на серийного убийцу из фильма ужасов

За последний год мы получили целых двух новых экранных Джокеров. Первый из них появился в сериале «Готэм», и с ним всё непросто. Персонажа, которого играет Кэмерон Монахэн, зовут Джером Валеска. Он сын цирковой артистки, который убил собственную мать, после чего был помещён в лечебницу Аркхем, сбежал оттуда и стал разудалым преступником со склонностью к театральным эффектам.

Создатели утверждают, что Джером не Джокер, но верить им трудно. Он ведёт себя как Джокер, говорит как Джокер, смеётся как Джокер. Он даже выглядит как Джокер, разве что кожа нормального цвета и волосы рыжие. А раз сериал окончательно плюнул на реализм и воскрешает мёртвых персонажей на раз-два, вероятность, что юный психопат искупается в химикатах, вырастает до 99%.

И это хорошо. Да, тайна личности шута-убийцы снова растворится, но «Готэм» тем и славен, что показывает на экране всё, что в комиксах осталось за кадром. В остальном же образ Монахэна соответствует канону, а манера игры явно вдохновлена озвучкой Марка Хэмилла.


Кэмерону Монахэну (Джером из «Готэма») даже грим наносить необязательно

И вот мы добрались до самого обсуждаемого Джокера последних лет - Джареда Лето в «Отряде самоубийц». Ирония в том, что сказать про него, по сути, нечего. Персонажа в фильме летучая мышь наплакала - восемь минут с небольшим, и раскрывается он (вернее, «обрисовывается») всего в паре сцен. Он эксцентричен, эгоцентричен, эмоционально нестабилен - в общем, почти такой, каким должен быть. Только порой, как и всё в киновселенной DC, чересчур серьёзен и пафосен. Комедиантская сторона Джокера едва намечена.

Зато образу добавили человечности. В фильме мистер Джей не просто держит Харли Квинн при себе, как забавную игрушку, но любит её, хотя в то, что его гнилое сердце способно на чувства, трудно поверить. Сам Лето говорил в интервью, что хочет показать сложную и противоречивую натуру Джокера, сделать его человеком, который одновременно и наслаждается безумием, и страдает от него. Увы, огромное количество отснятых сцен с его участием так и не вошло в театральный монтаж фильма.


Будем надеяться, все вырезаннные сцены с Джокером когда-нибудь покажут. Очень уж хочется узнать, что за игрушки хотел показать Лето

Безусловно, что-то мы упустили. Охватить всё, что вышло про Джокера за 75 лет, в рамках одного материала невозможно. Например, тут нет теорий касательно того, что происходит с клоуном в комиксах DC сейчас. А там как раз выяснилось, что все эти годы злодействовали аж три разных Джокера вместо одного. Этот сюжетный твист нацелен на шумиху столь же явно, как и разрекламированное предательство Капитана Америки. И пока сценаристы не придумают ему чёткого и вменяемого обоснования, воспринимать его всерьёз не стоит.

Джокер - звезда мирового масштаба. Икона современной поп-культуры, не меньшая, чем Бэтмен. И что бы с ним ни делали сценаристы, художники, актёры и режиссёры, суть его не изменится. Злобный клоун, воплощение жестокой иронии судьбы и незамутнённого безумия. Злодей, чей образ врезается в память с первого взгляда. Слишком популярный, чтобы когда-либо исчезнуть. Как бы ни сложилась судьба киновселенной DC, за Джокера переживать не стоит - его смех прозвучит ещё не раз.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .