Во сколько ребенок начинает держать. Когда ребенок начинает держать голову

Каждый малыш до года должен пройти определённые этапы развития. И первое достижение ребёнка - он начинает держать голову самостоятельно. Появляется такой навык по прошествии 2–4 месяцев после рождения, когда довольно сильные мышцы позволяют грудничку зафиксировать голову в нужном положении на некоторое время. До этого момента мама и остальные члены семьи должны помогать малышу справляться с такой пока ещё непростой для него задачей.

Когда ребенок начинает держать голову самостоятельно

Неокрепшие мышцы шеи и спины не дают новорождённому возможности удерживать тяжёлую головку. Поэтому когда мама берёт ребёнка на руки, она непременно поддерживает его в удобном положении и не позволяет голове запрокидываться. Часто при кормлении, купании, гулянии ребёнок располагается на руке у матери. При этом грудничок лежит на предплечье, головка находится на локтевом сгибе, а попка и ножки придерживаются ладонью.

Если ребёнок не способен удерживать головку самостоятельно, мама обязательно помогает ему в этом

Спустя 2–3 недели после рождения малыш уже способен повернуть головку в сторону, находясь на руках или в кроватке. А к концу первого месяца ребёнок может немного приподнять головку и даже удержать её несколько секунд из положения лёжа на животе. В два месяца малыш реагирует на громкий звук поворотом головы. Будучи на животике, он поднимает голову и может продержать её в таком положении до 10 секунд. Но так как мышцы шеи окрепли ещё недостаточно, даётся это ему с трудом и неуверенно. Самостоятельно удерживать и поворачивать при этом головку в нужном направлении грудничок способен ближе к третьему месяцу жизни. Следующий шаг - малыш приподнимается на предплечьях, удерживая головку в вертикальном положении довольно длительное время.

Все временные промежутки, описанные выше, весьма условны и могут быть только примерным ориентиром для родителей. Некоторые детки овладевают этим навыком на месяц раньше, некоторые на месяц позже - это часто вписывается в рамки индивидуального развития и не является поводом для беспокойства. Но так как таким срокам могут способствовать и другие объективные причины, проконсультироваться с врачом (прежде всего с невропатологом) будет нелишне.

Если ребёнок после 3 месяцев не может самостоятельно удерживать головку, необходимо показать малыша специалисту.

В 2–3 месяца ребёнок активно пытается удержать головку лёжа на животе

Видео: нормы и сроки развития младенца

Отклонения от нормы: причины и должная коррекция

Кто-то держит головку сразу после рождения, кто-то только на 6 месяце, есть детки, которым это даётся особенно трудно. А иногда мама замечает, что грудничок держит голову на одну сторону или набок. Существует ряд причин, мешающих малышу овладеть необходимым навыком в полной мере и своевременно:

  1. Гипотонус. Мышцы крохи могут быть ещё недостаточно сильными, чтобы справиться с задачей.
  2. Недоношенность. Если малыш родился слишком рано, то он может естественно отставать от своих сверстников в физическом развитии.
  3. Небольшой вес ребёнка. Это бывает как вследствие недоношенности, так и по другим причинам, связанным с питанием либо каким-то заболеванием.
  4. Редкое выкладывание на живот. Если грудничок большую часть времени находится на спине, у него нет возможности самостоятельно тренировать мышцы и поднимать головку.
  5. Неврологические причины. Они могут возникнуть в результате патологической беременности или родов, травм ребёнка во время и после рождения.

Ребёнок наклоняет голову набок в одну сторону

Когда родители замечают, что малыш склоняет голову в одну и ту же сторону, они должны проконсультироваться с врачом. Основные причины - врождённая мышечная кривошея либо гипертонус мышц. А также возможна установочная кривошея. Чтобы отличить одно от другого, нужно понаблюдать за ребёнком.

  • Врождённая мышечная кривошея. Головка чуть запрокинута назад и наклонена к плечу, лицо при этом повёрнуто в противоположную сторону. Затылок немного скошен, одно плечо ниже другого. Наблюдается небольшая асимметрия лица. Иногда у ребёнка можно заметить отставание в психомоторном развитии. Симптомы проявляются сразу после рождения. ВМК возникает из-за внутриутробного недоразвития грудино-ключично-сосцевидной мышцы либо после травм, полученных в процессе родов.
  • Гипертонус мышц (ложная кривошея). Повышенный тонус довольно частое явление у младенцев. Он может способствовать напряжению мышц шеи, в результате чего малыш держит головку неровно. Заметен гипертонус с рождения. Определить его можно, посмотрев на другие группы мышц ребёнка. Ручки и ножки будут согнуты, кулачки сжаты даже во время сна. По мере взросления грудничка, гипертонус уходит, и мышцы расслабляются.
  • Установочная кривошея. Неправильное положение головы может быть приобретённой проблемой. Когда родитель подходит к ребёнку всегда с одной стороны, игрушки располагаются только справа или слева, малышу нет стимула смотреть в другом направлении. В результате этого у него может сформироваться привычный наклон головы на один бок.

Любая кривошея требует незамедлительной коррекции

Поставить верный диагноз и назначить терапию может только врач. Немедикаментозные принципы лечения всех видов кривошеи одинаковы: лечебная физкультура, в том числе лечение положением (специальные укладки головы), массаж.

Новорождённый держит голову слишком рано

Если грудничок начинает держать головку с рождения, врачи часто ставят диагноз «гипертонус мышц». Для снятия напряжения и для укрепления мышечного корсета обычно рекомендуют массаж и гимнастику.

Мышечный тонус нередко наблюдается у новорождённых и детей первого года жизни. Не стоит пугаться, поскольку на первых порах это нормальное состояние, обусловленное привыканием малыша к новому положению тела после позы эмбриона. Нарушения тонуса требуют наблюдения у невролога и коррекции.

Делать ли массаж при гипертонусе - Доктор Комаровский - видео

Малыш перестал держать голову после первого месяца

Бывает, малыш хорошо держал голову в течение первого месяца, а потом перестал это делать или стал держать головку неуверенно. Скорее всего, это произошло в результате исчезновения гипертонуса. Так как мышцы более не находятся в постоянном напряжении, малыш должен потренировать их и научиться поднимать головку сам. Если ребёнок прекратил держать голову в более старшем возрасте - это может быть неприятным симптомом какого-либо заболевания или травмы.

В любом случае, если грудничок перестал удерживать головку самостоятельно, это повод обратиться к невропатологу.

Как понять, что ребёнок начал уверенно держать голову

К 3–4 месяцам каждая мама может заметить результаты долгого и упорного труда по поднятию головки. Родители видят, что этот этап развития уже пройден «на отлично», если:

  • ребёнок поднимает головку и уверенно держит её какое-то время, будучи лёжа на животе;
  • находясь на руках у мамы, малыш не запрокидывает голову без поддержки;
  • при смене положения тела мышцы шеи не дают головке упасть;
  • грудничок может быстро повернуть голову к источнику звука (либо следя за игрушкой) в любую сторону.

Но если достижения малыша кажутся сомнительными, можно внимательно понаблюдать за ним, предлагая ребёнку конкретные задачи.

  1. Когда ребёнок лежит на спине, мама вкладывает свои большие пальцы в его ладони, а свободными пальцами обхватывает кисть малыша. Затем осторожно присаживает его. Если в процессе присаживания грудничок удерживает головку на линии позвоночника более 3 секунд - это хороший показатель развития навыка.
  2. Ребёнок находится на руках у мамы в вертикальном положении. При этом он уверенно держит головку от 30 секунд, что соответствует норме.
  3. Когда малыша кладут на животик, он настойчиво пытается приподнять головку и удержать её несколько секунд.

Не следует беспокоиться, если при выполнении упражнений головка неуверенно покачивается, или малыш удерживает её совсем непродолжительное время. Главное - начало положено.

Как помочь ребёнку научиться фиксировать головку вертикально

Чтобы малыш рос здоровым, активным и физически развитым, родителям необходимо каждый день выполнять несложные правила и упражнения.

  1. Во время бодрствования необходимо почаще выкладывать грудничка на животик. В результате у ребёнка появится стимул поднимать головку, ведь вокруг так много интересного происходит. Делать это можно сразу после рождения.
  2. Так как в норме после 2 месяцев малыш поворачивает голову к источнику звука и следит за перемещающейся игрушкой, это можно использовать для тренировки мышц шеи.
  3. Как только ребёнок начнёт немного удерживать головку, можно брать его на руки «столбиком» и позволять ему совершенствовать новый навык в течение нескольких секунд без поддержки. В зависимости от успехов грудничка время такой тренировки постепенно увеличивается.
  4. Многие родители купают детей в больших ваннах или даже плавают с ними в бассейне. При этом вода оказывает своё положительное влияние на мышцы ребёнка.
  5. Массаж и гимнастика также способствуют правильному развитию малыша.

Если у ребёнка нет сопутствующих заболеваний, массаж спины и воротниковой зоны может проводить сама мама. Во всех остальных случаях необходима консультация и помощь специалиста.

Основной приём массажа до 3 месяцев - поглаживание. Гладить можно в любом направлении. На четвёртом месяце добавляется растирание (поглаживание с небольшим усилием). Сильно тереть нельзя. От шеи движения идут вниз к подмышечным впадинам, от поясницы вверх к ним же. Область позвоночника не затрагивается.

На большинстве форумов, посвященных развитию детей, молодые мамы часто спрашивают по поводу того, когда ребенок начинает держать голову. На этот вопрос точно ответить очень сложно, так как каждый ребенок развивается индивидуально. Первый год ребенка богат на приобретение жизненно-важных навыков. И удержание головки тут не исключение.

Но приходят эти умения в свой срок. К сожалению, многие мамочки начинают накручивать себя, если соседский мальчишка уже свободно держит головку, а ее карапуз только начал поворачивать ее набок. Чтобы развеять опасения по этому поводу, мы разберемся, когда же новорожденные начинают держать голову.

Каждая мать желает, чтобы ее чадо во всем был самый лучший. Но все же нужно беспокоиться не только в том случае, если малыш отстает от сверстников. Порой слишком раннее развитие является признаком патологии. Это случается редко, но все же консультация педиатра не помешает.

Когда приходит время, что ребенок держит голову самостоятельно

Многие родители считают, что мышцы шеи достаточно окрепли в тот момент, когда новорожденный ребенок уверенно держит голову в положении «столбиком». На самом деле это не так. Об этом можно говорить, только в том случае, когда ребенок держит голову приподнятой в положении «на животике». Наступает это примерно в три месяца. Но этот срок может варьироваться.

Чтобы вы не паниковали, рассмотрим развитие этого навыка в разные периоды:

  • Первые дни малыша. В этот период обязательно поддерживайте его под головку, так как мышцы ребенка очень слабые. После заживления пупка уже иногда можно выкладывать младенца на животик;
  • Один-два месяца. В месяц ребенок обычно может на несколько секунд удерживать головку в равновесии. На восьмой неделе он уже может подтянуть голову к груди. Но нужно быть еще осторожными, так как напряжение мышц шеи в этот период непродолжительное;
  • Три-четыре месяца. В этом возрасте улучшается координация движений. Почаще выкладывайте малыша на животик. А еще можете подтягивать его за ручки из положения лежа. Это отличное упражнение, чтобы ребенок держал голову;
  • Пять-шесть месяцев. В этом возрасте дети обычно уже держат хорошо головку и могут ею поворачивать в разные стороны.

1) Что делать, если ребенок не выговаривает букву Р , мы рассказываем в статье по ссылке.
2) До какого возраста рекомендуется пеленать новорожденного, .

Что делать, когда малыш не начинает держать голову в три месяца

Как раньше указывалось, каждый ребенок индивидуален. Но все же в три месяца он уже должен хотя бы на несколько секунд задерживать голову. Если этого не происходит, то причины могут быть следующие:

  • Появление малыша сопровождалось тяжелыми родами или же у него неврологические проблемы. В этом случае обязательно нужна консультация врача;
  • Низкий тонус мышц шеи. Тут также требуется консультация невропатолога. Скорее всего, он пропишет массаж, чтобы ребенок держал голову;
  • Ребенка нечасто выкладывали на животик, из-за чего мышцы шеи у него недостаточно укреплены;
  • Часто отставания в развитии могут наблюдаться у детей с низким весом при рождении или у недоношенных детей. В этом случае необходима консультация педиатра;
  • Малыш держит голову, но не прямо, а под углом. В этом случае необходим специальный массаж.

При выявлении любых отклонений обязательно получите консультацию врача. Важно понимать, что выявлять проблему нужно сразу же. В будущем лечение неврологических заболеваний очень сложное!

Как научить ребенка держать голову самостоятельно

Для профилактики специалисты рекомендуют определенный комплекс упражнений, чтобы малыш держал голову.

Начинать нужно с самого малого. Если малыш еще не умеет задерживать головку, то поставьте перед ним яркую игрушку. Уложите его на животик, а руку положите на лобик. Аккуратно приподнимите головку так, чтобы ему была видна игрушка. Задерживайте его в таком положении примерно пять секунд. Таких повторов следует сделать 5-6.

Если во время упражнения ребенок пытается сам задержать голову, то аккуратно уберите ладонь, страхуя его при этом. Если кроха уже начинает удерживать голову, чаще стимулируйте его к этому.

Также уделяйте внимание мышцам шеи. Положите малыша на ровную поверхность на спинку, подложив подушечку. Поднимайте его за плечики, удерживая на несколько секунд. Со временем он будет приподнимать голову вслед за плечами.

Важно понимать, что описанные упражнения не являются какой-то панацеей, и ваш карапуз сразу же поднимет голову. Помните, всему свое время, и не нужно торопить события. Вмешиваться в естественный процесс можно только в том случае, если была дана консультация врачом!

Что делать, когда грудничок начинает держать голову слишком рано

Современные дети развиваются намного быстрее. Поэтому нормой может быть, когда уже в месяц карапуз удерживает голову. Но такое случается крайне редко, поэтому обязательно необходима консультация невропатолога.

Иногда данная ситуация является результатом гипертонуса мышц шеи или повышенного внутричерепного давления. Особенно следует быть внимательными, если ребенка при этом мучает бессонница, он капризничает и громко плачет.

1) : рассказываем основные правила и рекомендации специалистов.
2) В этой статье мы рассказываем, что следует учесть маме перед тем, как сделать детскую прическу.

Патологию сможет отличить только опытный врач. Это поддается лечению! Выписываются определенные лекарственные препараты, а также назначаются массажи и физпроцедуры.

Что делать, если ребенок держит голову набок

В этом ничего страшного нет, если вовремя приняты соответствующие меры. Просто перекладывайте ребенка в разные концы кроватки, чтобы он регулярно поворачивался в разные стороны.

Также можно использовать специальную подушку, предотвращающую заваливание головы в одну сторону. Педиатр назначит специальные массажи для устранения этого недостатка.

Обязательно следите за тем, когда ребенок начинает держать голову. Ведь этот период свидетельствует о правильном развитии малыша. От мамы требуется максимум внимания, чтобы разрешить любую проблему вовремя. Лучше не откладывать это на потом, ведь, начиная с года, исправить что-то в физиологии будет значительно тяжелее.

Когда новорожденный должен начать сам держать головку

  • Придерживать, а не держать
  • Когда ребенок начинает держать голову
  • Если ребенок не держит голову
  • Как помочь малышу держать головку
  • Если ребенок держит голову, а не должен был

«Придерживайте головку!» - строго наставляет молодых мам в роддоме медсестра, передавая им на руки новорожденных. «Наверное, если не придерживать головку, случится что-то ужасное!» - думают мамы, мертвой хваткой фиксируя затылок младенца…

Когда же ребенок сам начнет держать головку, и чем грозит материнская небрежность новорожденному?

Придерживать, а не держать

Мышцы шеи новорожденного ребенка еще слабы, а голова непропорционально велика по сравнению с остальным телом. Однако новорожденный вовсе не настолько хрупкое создание, как зачастую кажется родителям; если уж он пережил продвижение по родовым путям, то и у мамы на ручках как-нибудь выживет. Голову младенец может зафиксировать в определенном положении с рождения, правда, совсем ненадолго. Если вы держите ребенка на руках, голова может самопроизвольно упасть - набок или даже запрокинуться, что особенно пугает родителей, поскольку сопровождается резким плачем ребенка.

«Уж не сломал ли он шею?» - беспокоятся мамы, проверяя, не парализовало ли ребенка. Нет, не парализовало, хотя ему, безусловно, дискомфортно и, возможно, резкое движение причинило боль.

Если вы все время жестко фиксируете голову ребенка рукой, то мешаете ему тренировать мышцы шеи, замедляя его развитие. Поэтому не нужно все время держать голову ребенка, нужно лишь слегка придерживать ее, не позволяя резко запрокидывать.

Когда нужно удерживать голову малыша?

  1. При движении, когда вы встаете, садитесь, резко поворачиваетесь с ребенком на руках.
  2. Во время кормления, поскольку малыш просто не сможет долго удерживать голову в одном положении без вашей помощи.

Периодически молодые мамы пугают друг друга историями про «смертельный кивок». Мол, одна мама не придерживала ребенку головку и…

На самом деле это устрашающий термин из сферы автодорожных травм: при экстренном торможении и, тем более, при аварии ребенок даже в автокресле по инерции движется вперед и резкое движение головы может привести к повреждению шейных позвонков. Вот почему многие производители рекомендуют размещать автолюльки так, чтобы новорожденный был расположен против хода движения. В быту достигнуть такого ускорения движения практически невозможно.

Когда ребенок начинает держать голову

Разумеется, все сроки, о которых идет речь - «среднее арифметическое», в которые впишется редкий младенец. Большинство на неделю другую опережают или отстают от этих сроков, так что смотрите на них исключительно как на ориентиры.


8 недель

В 8 недель мама впервые начинает замечать, что ребенок уже может осознанно управлять движениями головы, когда она держит его на руках: склонять ее набок, вперед и выпрямлять. Однако до полного контроля еще далеко.

3 месяца

Это именно тот срок, который обычно считают нормой для удержания головки. В этом возрасте малыш, лежа на животе, может приподнять плечи и голову и удерживать их так около 30 секунд. Если вы потянете ребенка, лежащего на спине, за руки, то, приподнимаясь, он удержит голову на одной линии с туловищем. Наконец, малыш может обходиться без поддержки головы, когда он у вас на руках.

4 месяца

Лежа на животике, малыш может приподнять не только плечи и голову, но и верхнюю часть туловища и проводить в таком положении около минуты. Он тянется за игрушкой, поворачивая голову, и чувствует себя комфортно.

5-6 месяцев

Ребенок свободно удерживает голову в любом положении, может вертеть ею, сидя у мамы на руках и осматриваясь вокруг.

Если ребенок не держит голову

До трех месяцев родителям трудно уверенно судить о том, достаточно ли ребенок контролирует свои движения или нет. Даже гармонично развивающийся малыш может временами утрачивать равновесие и резко запрокидывать голову.

Однако если в три месяца младенец, лежа на животе, не может приподнять голову даже на несколько секунд, вас следует как можно быстрее показать его участковому педиатру или невропатологу. Причиной возникшей проблемы могут быть…

    Недоношенность или экстремально малый вес ребенка при рождении. Скорее всего, такой малыш догонит сверстников чуть позже.

    Родовая травма, вызвавшая неврологические проблемы, либо заболевания, которые помешали малышу полноценно развиваться еще до рождения. Диагноз и схему лечения может определить только врач.

    «Ручной» ребенок. Порой у гиперответственных родителей младенец не имеет ни одного шанса потренировать мышцы шеи - голову все время жестко фиксируют на одной линии с туловищем. Из-за этого мышцы шеи ослаблены и нуждаются в массаже и физических упражнениях.

Как помочь малышу держать головку

Вообще говоря, никаких специальных усилий для этого не требуется, но все же есть несколько полезных упражнений, которые пойдут на пользу здоровому малышу.

Отслеживание игрушки

Расположите перед ребенком, когда он лежит на животе, яркую привлекательную игрушку. Аккуратно приподнимите голову ребенка за лоб - буквально на несколько сантиметров, чтобы он поймал глазами игрушку. Почувствовав самостоятельное движение головы, аккуратно отпустите малыша. Достаточно двух-трех повторений подряд.

Подъем за ручки

Уложив ребенка на спину (желательно, чтобы под головой была небольшая подушка) осторожно тяните его за руки на себя. Как только голова начинает запрокидываться назад, осторожно опустите его. Достаточно двух-трех повторений подряд несколько раз в день

Если ребенок держит голову, а не должен был

Иногда родители недооценивают опасность прямо противоположной ситуации - ребенок держит голову уже в месяц. Иногда это действительно говорит об отличной физической форме малыша, но чаще это проявление патологии - гипертонуса мышц: они словно постоянно сведены судорогой.

Чаще всего это не единственный признак того, что у малыша есть проблемы со здоровьем; ребенок может плохо, тревожно спать, часто плакать (на первый взгляд, без причины), активно срыгивать и так далее.

Единственное, что можно в этой ситуации посоветовать - как можно быстрее обратиться за медицинской помощью, даже если вы не уверены, что действительно видите все эти признаки, а стали жертвой родительской тревожности.

Контроль положения головы - важный этап развития малыша, причем не только физического, но и интеллектуального. Ведь теперь он может разглядывать окружающий мир, наблюдать за мамой, следить глазами за игрушками… так что не пускайте этот момент на самотек, обязательно наблюдайте за новорожденным!

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Молодые мамочки пережавали, переживают и будут переживать за своих малышей. Здоров ли он, идет ли по плану развитие ребеночка, нет ли отклонений. В неврологии существует рад этапов, по которым можно судить о том, как идет развитие ребенка. Это и первая улыбка, и фокусировка взгляда на предмете, и момент, когда малыш самостоятельно держит головку.

До 1,5-2 месяцев шейные мышцы малыша совсем слабенькие, они не в состоянии держать голову самостоятельно. В этот период важно не забывать придерживать ее, когда берете маленького на руки. Мышцы потихоньку приобретают тонус, но пока не удерживают голову на одной линии с туловищем.

Примерно с восьмой недели вы заметите, что потянув за ручки малыша из положения лежа – он слегка удержит головку, когда она наклонится в сторону. Сначала на долю секунды, потом на более продолжительное время. Еще немного времени и тренировок понадобится для того, чтобы удержать ее на одной оси с туловищем.

Раньше дети уверенно держали голову в 3 месяца, но дети последних поколений, в силу своей акселерации, справляются с этой задачей быстрее. Сейчас 3 месяца считают крайним сроком, и современные малыши в этом возрасте крутят головами во все стороны.

Не стоит торопить события, если малыш еще не держит голову, значит его мышечное развитие еще не на должном уровне. В 2-3 недели ребенок, выложенный на животик, будет пытаться удержать свою головку, первое время она будет болтаться из стороны в сторону, но к полуторам месяцам малыш уже будет уверенно ее держать около минуты.

Ваш малыш держит голову уже в месяц? Не спешите радоваться, у ребенка может оказаться повышенное внутричерепное давление. Лучше обратиться к невропатологу. Возможно, потребуется поводить ребенка на массаж.

В три месяца кроха должен, лежа на животе, уметь поднимать голову и плечики. А если потянуть его за ручки из положения, лежа на спине, он удержит голову на одной линии с туловищем. Пока удержать положение головы удастся не долго, но начало уже положено, дальше – дело за тренировками. Голова малыша пока требует подстраховки, будьте осторожны.

Приблизительно в четыре месяца ребенок, лежа на животе, поднимает не только голову, но и плечи, а в шестимесячном - свободно поворачивает ее в любое направление. Теперь изучать окружающий мир гораздо интереснее, можно все как следует рассмотреть.

Прошли все положенные сроки, а ваше чадо так и не научилось держать головку? Скорее к педиатру и к невропатологу. Лучше, если этим врачам вы будете доверять на все 100%. Ответить на вопрос: «Почему?» вам сможет только высококвалифицированный специалист. Главное – обратиться вовремя, многие проблемы у грудных деток решаются положительно и быстро. Особенно внимательными должны быть мамы, у которых были тяжелые роды, именно эти малыши часто нуждаются в помощи.

Малыш здоров и пытается держать голову, чтобы закрепить навык чаще выкладывайте малыша на живот. Пусть тренируется.

Присмотритесь к малышу, ровно ли он держит голову? От того, что ребенок спит в кровати на одном боку, может возникнуть проблема - голова наклонена больше в одну из сторон. Страшного ничего нет, просто малыш лежал на одном боку и наблюдал за происходящим в одном положении. Рекомендуется чередовать разные стороны кроватки, малыш будет наблюдать за вами, поворачивая голову то влево, то вправо.

При сильной кривошее назначат массаж и специальный валик, который будет удерживать голову в нужно положении.