Чем опасны истерики у ребенка. Опасность детской истерии

Неврастения и неврастенические состояния развиваются на основе своеобразия типа нервной системы, а также под влиянием неблагоприятных факторов, особенно перенапряжения сил, переутомления, наличия хронических инфекций, интоксикаций и т. п. Под истерией понимают уже настоящий эндогенный невроз с преобладанием психических симптомов. С точки зрения учения Павлова об условных рефлексах неврастения характеризуется преобладанием процесса раздражения и слабостью процессов торможения. Для истерии характерно, наоборот, преобладание тормозного процесса и слабость процесса раздражения, с потерей нормальной гибкости баланса между ними. В норме деятельность больших полушарий основана на взаимодействии процессов раздражения и торможения в зависимости от внешних условий. При патологических случаях превалирует или крайнее возбуждение или глубокое торможение. В результате коллизии факторов раздражения и торможения расстраивается нормальная функция головного мозга, который на время оказывается как бы блокированным. Если такое состояние кратковременно, возбудимость коры восстанавливается, если оно поддерживается, то выявляется уже более серьезное нарушение функции коры. Извращение функции коры обусловливает и все поведение ребенка. Существуют три главных причины кортикальных неврозов: утомление и истощение клеток коры, конфликты между раздражением и тормозным процессом, действие интенсивных раздражителей. В зависимости от типа нервной системы характер расстройств будет различен. Одни реагируют состоянием возбуждения, другие - торможения.

Симптомы

Симптомы неврастенических состояний многообразны. На первый план выступают понижение работоспособности в связи со слабостью памяти, неспособность сосредоточиваться, вялость, понижение интересов. В связи с этим происходит изменение характера, ненормальные наклонности, заикание, недержание мочи. Постепенно появляются головные боли, тяжесть в голове, потеря аппетита, рвоты, запоры. Часто присоединяются расстройства сна, бессонница, ночные страхи. При исследовании отмечают повышение кожной чувствительности в виде парестезии, повышение чувствительности к холоду, теплу. Со стороны сосудодвигательной и секреторной сфер наблюдаются приливы крови к голове, быстрая смена в окраске лица, повышенная потливость, яркий дермографизм; со стороны двигательной сферы - дрожание, особенно в пальцах рук и веках, повышение сухожильных рефлексов, понижение рефлекса слизистой глаза и зева. Отмечаются также учащение пульса, повышение кровяного давления.

Симптомы истерии . Как уже сказано, в основе патогенеза истерии лежит функциональная слабость коры, ее пониженная возбудимость и быстрая истощаемость. В условно-рефлекторной деятельности коры доминируют защитные отрицательные фазовые состояния. Наркотическая, уравнительно-тормозная, парадоксальная и ультрапарадоксальная фазы сменяют одна другую в зависимости от состояния возбудимости больших полушарий, а это ведет к тому, что сильные раздражители дают слабые условные рефлексы, а слабые дают интенсивные реакции.

Можно выделить два типа истерии детей. При одном имеется слабость и корковой и подкорковой области, и все безусловные рефлексы малы, двигательные рефлексы слабы, быстро угасают. При другом типе имеется только слабость коры при достаточно сильной подкорковой функции, такие дети имеют повышенные безусловные рефлексы и медленно и слабо образуют условные. Высокая и низкая возбудимость может сохраняться длительное время и вести к развитию анестезий, параличей, каталепсии.

Обычно истерия может начинаться и в возрасте 3 лет, наиболее же часто она наблюдается в школьном возрасте. Чем старше ребенок, тем больше истерия по проявлениям приближается к истерии взрослых. В отличие от взрослых, у детей истерия нередко отличается моносимптоматичностью и массивностью. Одним из наиболее распространенных симптомов являются истерические припадки в виде реакции на какое-либо волнение. Припадок может начинаться ощущением сердцебиения, затруднением дыхания, подкатыванием комка к горлу, плачем, смехом, движениями рук. Часто развивается истерический обморок, при котором полной потери сознания не бывает. Падая в обморок, больные соблюдают предосторожности, не наносят себе повреждений. Могут присоединиться судороги то тонического, то клонического типа, иногда в виде опистотонуса. Приступы появляются особенно легко в подходящей обстановке под влиянием подражания, внушения, там, где дети замечают производимый ими эффект.

Характерной чертой истерии является тенденция к развитию статической возбудимости и в связи с этим к развитию сегрегатных, или разделенных, состояний больших полушарий.

Другими характерными истерическими симптомами являются двигательные и чувствительные расстройства. Для истерических параличей характерно появление их под влиянием душевных волнений, отсутствие изменений рефлексов и признаков дегенеративной атрофии. Обычно утрачиваются определенные функции, но элементарные движения сохраняются. Истерические контрактуры представляют результат простого активного напряжения мышц. Дрожание у истериков выражено различно и меняется в зависимости от психических влияний. Боли, анестезии, гиперестезии, парестезии зависят от психических воздействий и не соответствуют анатомическому распределению чувствительной иннервации.

Картину истерии дополняют спазмы пищевода, энурез и энкопрез , расстройства речи, заикание, невралгии, головные боли, бессонница, приступы страха, сумеречные состояния.

Таким детям свойственна ненормальная эффективность, болезненная мнительность, стремление быть центром внимания, капризность, лживость.

Профилактика

Профилактика при этих состояниях нервной системы должна играть видную роль. Сохранение здорового организма, нормальные условия санитарного режима, достаточное питание, ограждение от чрезмерных напряжений имеют большое значение. Нужно бороться с резкими депрессивными влияниями на психику, содействовать физиологической эйфории. Только правильное социальное воспитание, общение с другими детьми, естественная обстановка жизни создают необходимые для нормального развития условия. Профилактике очень помогает создание специальных психоневрологических диспансеров. Роль школьного врача заключается в своевременном выделении и обследовании таких детей.

Лечение

В отдельных случаях желательно поместить ребенка в санаторий, пионерлагерь, обеспечить ему покой на несколько недель. Очень важно предоставление ребенку свежего воздуха, возможности заняться спортом, экскурсиями, проделывать водные процедуры. Из диеты желательно устранить пряности, шоколад, какао, ограничить потребление мяса, яиц, молока. Одновременно надо внушать ребенку доверие к самому себе, успокаивать его, отвлекая внимание, развлекать. Полезно общеукрепляющее лечение в виде витаминов, железа, глицерофосфатов. Бром необходим для общего успокоения и устранения бессонницы (2-3% бромистый натрий по чайной или десертной ложке). При этом надо умело учитывать индивидуальную тормозную силу и интенсивность рефлексов, которые желательно затормозить.

В основе лечения истерии должна лежать психотерапия с выявлением очагов перевозбуждения. В легких случаях ее можно проводить и в домашней обстановке, но тяжелые формы требуют уже изолирования от семьи. Для лечения наиболее выгодны тишина и слабые раздражители. Очень важно осторожно, но систематически развивать кортикальную регуляцию, выявлять скрытые очаги перевозбуждения. Допустимо осторожное применение водолечения, массажа, снотворных, в дальнейшем постепенная и осторожная тренировка нервной системы.

Женский журнал www.

16

Счастливый ребенок 27.09.2016

Дорогие читатели, сегодня на блоге у нас сложная и болезненная тема – истерики у ребенка. Как быть, если малыш внезапно становится неконтролируемым, капризным, то, что мы называем – от рук отбился? Что конкретно можно сделать в момент наступления истерики и как перестать винить себя и ребенка? Важность этих вопросов в жизни большинства родителей сложно переоценить.

Своими мыслями о детских истериках и способах их предотвращения будет делиться ведущая рубрики Анна Кутявина. Передаю ей слово.

Наверное, сложно найти семью, которая ни разу в жизни не сталкивалась с детскими истериками. Это что-то сродни утопии, к которой все стремятся, но в жизни бывает всякое. Наши детки растут, становятся все более и более самостоятельными. И вот в один миг наступает переломный момент – ребенок вдруг начинает вести себя неадекватно, кричит, рыдает, а то еще и падает на пол, отбиваясь ногами от всех.

Сложно остаться спокойным, увидев подобную картину впервые. Особенно, если это происходит в людном месте, и со всех сторон сыплются критические замечания типа: «Какой непослушный ребенок, ай-яй-яй!», «Что за мама, не может успокоить», и даже «Поднимите же его, наконец, мать вы или не мать? Что же он плачет-то?». Несложно представить, что после подобного инцидента родители начинают думать об истериках с ужасом, растерянностью и болью.

Что же на самом деле происходит? Давайте разберемся с возможными причинами детских истерик.

Почему ребенок истерит?

Многие специалисты говорят об истерике как выученном способе манипулирования родителями. Мол, я сейчас подрыгаю ногами, мама растеряется, испугается и быстренько купит мне игрушку. Или поведет на площадку, куда я хочу. Или в очередной раз включит мультики.

Да, такое поведение действительно имеет место быть, но здесь речь идет не о совсем маленьких детках (1-2 годика), и подобные повторения случаются после более раннего позитивного подкрепления. То есть, если пару раз во имя прекращения истерики капризы ребенка были моментально удовлетворены, кроха попробует еще хоть разочек повторить операцию. И, добиваясь раз за разом своего, сделает истерику одной из доступных и понятных моделей поведения, в которой есть вполне предсказуемый конец и реальные «бонусы».

Но почему же с ребенком случается истерика впервые? Вот вроде же все было хорошо, никто ни к каким манипуляциям не приучал. Но ранее послушный и милый карапуз вдруг начинает вести себя неадекватно? Для этого есть несколько вполне весомых и значимых причин. Рассмотрим основные из них.

Физические неудобства

Малыш может быть голоден, хотеть в туалет, его может мучить жажда. Но в силу невозможности быстро донести свое состояние до родителя другим способом, более конструктивным, ребенок сообщает об этом, как может.

Перевозбуждение

В наше беспокойное время это не редкость. Мы стараемся всячески добавить малышу в жизнь как можно больше эмоций, не замечая момент, в который его еще не до конца сформированная нервная система уже «не тянет».

Усталость

Да, все мы знаем, что, когда ребенок устал, он может уснуть прямо на ходу. Но порой такой возможности нет. Так, если мы в выходной расписали «культурную программу» до отказа, стараясь дать как можно больше – и цирк, и прогулка в парке, и мороженое с друзьями. Для трехлетнего ребенка такой «забег» в большинстве случаев прервется истерикой. Ведь продолжать веселье хочется, а сил уже нет.

Недостаток внимания

Если мама с папой привыкли реагировать эмоционально только на негативные проявления крохи, стоит ждать истерик. Надо же как-то добиваться внимания!

Злость и страх

Да, ребенок, даже совсем маленький, имеет право на эмоции. В том числе и негативные. Он может злиться на маму, на папу, на воспитательницу и детей в садике. Он может возмущаться и гневаться. Страх остаться одному, быть ненужным, заслужить крик. Особенно, если внимание родителей ускользает.

Обида

Да, дети тоже могут помнить, что мама что-то обещала, но не сделала. Или слишком грубо одернула. Да мало ли может быть причин?

Гиперопека

Частенько мамочки грешат нежеланием понять, что чадо растет, и ему нужна определенная доля самостоятельности. Если пытаться сидеть «квочкой» над подросшим ребенком, всячески ограничивая его деятельность и пытаясь все решить и сделать за него, вполне можно нарваться на истерику. А как иначе дать маме понять, что это уже надоело?

Несогласованность взрослых в вопросах позволения-запретов

Это вообще очень важный вопрос. Если кто-то один запрещает, а другой – разрешает, ребенку сложно сориентироваться, а как же правильно поступать? Вот и «выезжает» за счет истерик.

Почему нам сложно выносить истерику чада?

С детками мы немного разобрались. И с их явными и скрытыми мотивами для закатывания истерик. Вроде бы все понятно и закономерно. Но почему же нам, взрослым тетям и дядям, так непросто переживать подобные ситуации? Давайте-ка заглянем себе в душу.

Когда ребенок внезапно устраивает истерику, родитель чувствует:

Злость . Порой реально в глубине души хочется его убить, если он не перестанет! И не потому, что вы плохая мама или нерадивый отец. Просто эмоции слишком сильны, чтобы их анализировать. Как он посмел так себя вести?

Стыд . Перед собой за непонимание выхода из сложившейся ситуации. Перед ребенком, что чем-то ему не угодили, может, обидели или расстроили. И перед окружающими. Что они скажут, увидев, что я не справляюсь с собственным сыном или дочерью? Позор!

Страх . Потерять контроль над собой. Не справиться с ребенком. Быть раскритикованной очевидцами истерики. Осознать себя плохим родителем. А еще вдруг, не дай Бог, с ребенком что-то произойдет? Или это никогда не прекратится?

Чувство вины . Перед собой за некомпетентность. Перед ребенком за дискомфорт. Перед окружающими, что они оказались вовлечены в столь неприятную историю. Хотя, если уж честно, нередко мы преувеличиваем внимание окружающих к нам и нашим детям. Им есть о чем подумать и кроме нас.

Потерянность . Что делать и куда бежать? Как остановить истерику? Что подумают люди? как успокоить ребенка? Вдруг я делаю что-то не так? А если я сейчас что-то сделаю, а станет еще хуже? И т.д.

Раздражение и гнев . Только бы это побыстрее закончилось! Я, наверное, мало его наказываю, потакаю его капризам. Надо быть пожестче! Как он смеет вести себя так? Надо срочно наказать: отшлепать, окрикнуть, выругать, лишить чего-то и т.п.

Вот такую гамму чувств обычно испытывает родитель при виде ребенка, впавшего в истерику. И, наверное, самое неправильное, что мы можем сделать в данной ситуации – пытаться отрицать свои эмоции. Самому занять позицию ребенка, не контролирующего и не отвечающего ни за что. Попытаться все поскорее закончить любой ценой. И во многих случаях – дать малышу «козырь» для дальнейшего манипулирования вами.

Что же лучше сделать? Принять свои эмоции. Да, я действительно это чувствую. Но я взрослый человек, я родитель, и я точно смогу найти выход. Правда, от некоторых негативных реакций все же лучше отказаться. Так ли важно для вас мнение окружающих? И стоит ли давать волю гневу, если вы видите, что ребенку и так тяжело? Надо ли сразу же потакать капризам чада? Есть повод задуматься.

Как предупредить истерику ребенка?

То, о чем мы говорили прежде, уже скорая помощь при наступлении истерики. Когда уже просто необходимо что-то сделать. Но, как и в любом деле, истерику лучше предупредить. Какие же существуют профилактические меры?

Специалисты чаще всего называют такие:

  • Своевременное удовлетворение потребностей ребенка . Тут, думаю, не стоит много объяснять. Позаботьтесь, чтобы кроха был сыт, напоен вовремя, сух. На длительную прогулку возьмите с собой сменную одежду, тормозок. Побеспокойтесь, чтобы ребенок мог отдохнуть, кода устанет. И не перегружайте его эмоционально.
  • Разумная свобода . Под этим термином подразумевается отсутствие излишних запретов, там, где их можно избежать. По возможности, поощрение самостоятельности крохи. Предоставление ему права выбора в простых вопросах, когда это не влияет на безопасность и здоровье ребенка и окружающих. Вы вполне можете задать чаду вопрос: «Ты сегодня какую кофточку наденешь – красную или синюю?». И пусть выберет. Вам без разницы, а ребенку приятно. Ведь он сам выбрал! Да, к такому выбору маме надо тоже подготовиться, и предложить чаду только те кофточки, которые подходят по сезону. Чтобы потом не пришлось ссориться и ругаться.
  • Озвучивайте ребенку свои чувства и желания . Ведь если вы его этому не научите, то кто научит? Говорите честно, что сейчас вы плохо себя чувствуете, и из-за этого пока не можете поиграть с ним. Просите не шуметь, так как младшая сестренка только уснула, и расстроится, если ее разбудить. На таких простых примерах вы научите дитя озвучивать то, что с ним происходит. И истерика может не понадобиться.
  • Предотвращение бури . Если вы чувствуете приближение истерики – ребенок становится напряженным, начинает хныкать, капризничать — постарайтесь переключить внимание крохи, чем-то его заинтересовать, увлечь. Озвучьте ему: «Малыш, я понимаю, что ты устал и расстроен. Давай немного прогуляемся, а потом почитаем книжку вместе».

Совсем скоро вы заметите, что истерик станет меньше. Как и поводов для них. Ведь если мама и папа и так понимают, с ними хорошо и здорово, зачем себя насиловать?

Что делать, если ребенок закатил истерику. Скорая помощь при манипуляциях

И нельзя не затронуть момент: что делать, если ребенок закатил истерику-манипуляцию и пытается таким образом что-то у вас выпросить? Вот несколько советов в такой ситуации:

Спокойно отстранитесь

Без криков, гнева и шлепков. Если есть возможность, просто на короткое время перестаньте обращать на чадо внимание. Посидите рядом и подождите, пока буря стихнет.

Никакого насилия

Многие родители сразу же пытаются поднять ребенка с пола, схватить на руки. Вы, наверное, видели, как «здорово» это все получается. Кроха начинает еще активнее вырываться, и истерика затягивается.

«Нет» мгновенному потаканию капризов

Купите сейчас сотую машинку, которая сразу же будет заброшена в угол к остальным «трофеям», — будьте уверены, что истерики не прекратятся в будущем. И этим благим намерением вы выстелите дорогу сами знаете куда.

По возможности ограничьте благодарную публику

Как в том анекдоте, ребенок знает, «для кого» он плачет. Для тех, кто привык потакать капризам. Если же на время кроху изолировать от такой поддержки, истерика сойдет на «нет».

Попытайтесь переключить внимание ребенка

Вот, смотри, какая птичка летит! А давай позвоним бабушке. И т.д. С маленькими детьми это часто срабатывает.

Учите ребенка конструктивно выражать эмоции

Пусть он научится озвучивать, что ему грустно, плохо, он расстроился, обижается или злится. Все эти навыки ему пригодятся и потом, во взрослой жизни.

Будьте последовательны

Если вы не приемлете истерики – соблюдайте эту тактику всегда. Даже когда очень хочется побыстрее все прекратить.

Как отучить ребёнка от истерик? Давайте послушаем, что об этом говорит доктор Комаровский.

Если вы не можете справиться сами, если ребенок кричит по ночам, и вы не знаете, что делать – обязательно обратитесь за помощью к специалисту! Не упускайте своих детей!

А еще, после истерики обсуждайте все с ребенком. Пусть он тоже учится анализировать, что и почему с ним произошло.

И просто любите свое чадо! Тогда никакие истерики не станут помехой гармонии в вашей семье!

Анна Кутявина, психолог, сказочница, хозяйка сайта Сказочный мир ,
автор книги сказок для взрослых «Копилка желаний» https://www.ozon.ru/context/detail/id/135924974/ и http://www.labirint.ru/books/534868

Я благодарю Аню за советы. Дорогие читатели, будем рады, если вы поделитесь своими опытом, что вы делаете, если ваш ребенок вдруг устроил истерику.

И предлагаю посмотреть с вашими детьми мультфильм «Нехороший мальчик». И всегда полезно не только включать мультфильмы детям, когда мы чем-то заняты, а посмотреть и вместе и потом обсудить что же нехорошего происходит… Думаю, мысль понятна. Правда? ☺

Смотрите также

16 комментариев

Из-за ослабленной нервной системы дети часто капризничают, выражая свое недовольство плачем, топаньем ногами и т. д. Истерика у ребенка - проблема распространенная, подходить к ее решению важно правильно.

Капризный ребенок: норма или проблема

Детская истерика - явление обычное. Даже самые скромные карапузы, тихим поведением которых родители не налюбуются, могут устраивать сцены с криками и плачем. Родителям же поведение их малыша всегда привычно, и они редко замечают какие-то проблемы.

Только когда истерика их чада начинается на улице, при посторонних людях, они обращают внимание на поведение малыша, т. к. устроенные ребенком сцены могут вызвать у мамы или папы стеснение. Все дело в навязчивой мысли, что истеричный плач карапуза составит у незнакомых людей неверное мнение: эти люди не так воспитывают своего ребенка.

Последние 5–7 лет психологи всерьез заговорили о проблеме истерики у детей. Результаты проведенных исследований удивили. Припадки беспокоят более 80% малышей возрастом до 6 лет, более половины из них капризничают постоянно, 1–3 раза в день 2–3 дня в неделю.

Психологи уверенны, что отличить детские истерики от обычных редких капризов несложно. Первые проявляются внезапно, имеют определенную частоту и продолжительность.

Кроме обычного плача и криков, припадки часто сопровождаются неконтролируемым поведением, когда малыш сам наносит себе вред (царапает руки и тело, бьется головой об стены и т. д.), поэтому имеют ужасные последствия.

Родителям важно своевременно выявить патологическое состояние собственного ребенка, т. к., кроме риска нанести себе вред, он может воздействовать своим поведением и на взрослых.

Когда малыш истерит по поводу и без, многие отцы и матери готовы сделать все, чтобы его успокоить. В этом и кроется ошибка. Родители сами позволяют своему чаду манипулировать ими, что только усугубляет проблему.

Причины истерии у детей

Физиологическая причина истерии лежит в нарушении развития детей. В детстве все мы были впечатлительными, гиперактивными, зависящими от действий наших родителей.

Ребенок, как губка, впитывает в себя любую информацию, полученную за день. Но рационально пользоваться ею он еще не умеет, поэтому любой резкий шум, скандалы в семье, страшные герои сказок и даже принуждение к поеданию нелюбимого блюда приводят к стрессовой ситуации. Следствием ярких впечатлений и является истерика со всеми ее проявлениями.

Эта реакция - проявление самозащиты, способ снять нервное напряжение при стрессе. Но вот ее причины часто кажутся взрослым смешными: мама пропала из поля зрения, другой ребенок забрал любимую игрушку, в доме появился незнакомый дядя.

Это происходит из-за того, что в подсознании малыша сформировались неприятные воспоминания, связанные с определенными ситуациями. Родители часто упускают такие важные детали.

Чтобы побороть частые капризы, взрослым все же стоит обратить внимание на все мелочи, которые могут повлиять на изменение эмоционального состояния их чада. И только после выявления их можно работать с детским эмоциональным состоянием, воображением и восприятием мира малышом.

Стрессовое состояние

Первая и наиболее частая причина истерик - это стресс. С 4–5 мес. жизни малышей приучают к самостоятельности. Его учат брать правильно ложку, пить из бутылочки, играть с другими и т. д. Дети часто охотно исполняют желания своих родителей, но это им стоит больших усилий не только физических, но и психологических.

Нервная система еще неустойчива и при любой, даже самой небольшой нагрузке, может среагировать на любые ситуации по-разному. Важно и то, что сознание новорожденного созревает с каждым месяцем, он часто меняет свои интересы, но остро реагирует на изменения внешних условий.

Когда малыш занят игрой, он не понимает, что родители устали, у них есть свои занятия и т. д. Мать или отец часто с недовольством пытается убедить свое чадо, что нужно идти домой, заняться какими-то важными делами. Обычно ситуация заканчивается тем, что старшие насильно забирают у детей игрушки.

Это становится для малыша стрессом, поэтому не следует так вести себя. Важно любыми способами отвлекать ребенка от игр, уговаривать его, но не принуждать. Первые попытки потребуют усилий. Но взрослея, ребенок станет более покладистым, и не будет закатывать истерики по любому поводу.

Ошибки воспитания

В каждой семье имеются свои правила воспитания ребенка. Некоторые родители лелеют свое чадо, все ему разрешают и т. д. Другие же относятся к любым прихотям малыша строго и поступают на свое усмотрение, считая, что так делать правильно.

Сами того не осознавая, родители создают ребенка по собственным интересам. А из-за ослабленной психики, легковозбудимой нервной системы такие попытки часто заканчиваются одним и тем же - ребенок начинает истерить.

Постоянные действия в угоду ребенку приведут к тому, что капризы карапуза перерастут в более серьезные проблемы. Психологи советуют взрослым провести работу над ошибками, т. к. постоянное психологическое давление на ребенка приведет к серьезным проблемам в будущем.

Истерить малыш будет и дальше, в возрасте 5–7 лет. Нередко проявляются такие проблемы и в школьном возрасте. Созданный руками взрослых истерический невроз может прогрессировать и действовать во вред уже даже во взрослой жизни. Подростку с такой проблемой бороться уже будет сложнее.

Нервное и физическое перенапряжение

Наиболее распространена такая причина в возрасте 3–7 лет, и виноваты в ее появлении родители. Стремясь вырастить из своего чада творческую личность или же успешного спортсмена, малыша с ранних лет отдают на разные кружки и секции. Такие занятия отбирают много сил, которые растущему организму восполнить сложно. Уставшее чадо начинает истерить по любому поводу.

Родителям важно расставлять правильно приоритеты: что важнее - здоровье малыша или его успехи в творчестве или спорте. Детский организм слаб и требует хорошего отдыха после любой нагрузки, не дав его, родители рискуют сломать психику своего чада, а это грозит самыми разными последствиями.

Нехватка физического контакта

Необходимость в физическом контакте заложена с рождения. Чтобы успокоить плачущего грудничка, мать его берет на руки, и от тепла ее тела малыш успокаивается. Контакт с родителем становится для него надежной защитой от любых страхов. Взрослея, ребенок все еще нуждается в такой поддержке и, не получая ее, испытывает стресс.

  • читать сказки;
  • играть в подвижные игры;
  • ходить вместе за руку.

Главное - это прикосновения. Получая их в достатке, малыш будет менее возбужденным и не станет доставлять взрослым проблемы.

Особенности истерик в разном возрасте

Взрослея, малыш набирается опыта, его нервная система крепнет, он становится более самостоятельным. Но ошибки, заложенные в возрасте 1–2 лет, часто приводят к проблемам формирования личности. Истерические проявления - это только один из множественных симптомов возможных психоэмоциональных проблем. Важно научиться разбираться в них, чтобы ребенок рос психически здоровым.

Истерики проявляются как в период бодрствования, так и во время сна. Из-за собственной впечатлительности и особенностей развития дети часто страдают от ночных кошмаров. С этим видом истерик проще. Они обычно проходят сами до 7–8 лет. Но если же поведение карапуза с плачем и криками постоянно тревожит родителей днем, важно найти способы искоренить их.

Важно учитывать истерические проявления по возрасту:

  • 1–2 года: психика еще формируется, и привести к истерике может любое перенапряжение или же испуг; малыш только учится самостоятельности, формирует свое впечатление об окружающем мире, но контакт не всегда проходит гладко; психологи называют этот период «возрастом первого упрямства»: постоянная истерика часто сменяется периодами спокойствия, ребенок начинает впервые что-то требовать и плачем реагирует на отказ;
  • 3–4 года: в этом возрасте взросление происходит наиболее быстро, малыш начинает мыслить более рационально, учится понимать свою личностную и социальную роль; истерика же может быть частью проявления недовольства, неосуществимых родителями капризов; у младшего члена семьи зарождается собственное мнение, с которым взрослые должны считаться;
  • 5–9 лет: при условии правильного воспитания малыша к этому возрасту истерики проявляются очень редко, если же авторитет родителей надломлен, и дошкольник знает, как обхитрить их с пользой для осуществления собственных капризов - старшим еще предстоит работать с ребенком, т. к. строгое родительское «нет» не должно обговариваться, а к 9 годам истерических проявлений не должно быть и вовсе.

Советы психологов по успокоению малыша наиболее распространены для детей в возрасте 3 лет. Специалисты даже ввели такой термин, как «кризис трехлетнего возраста». Этот период в жизни ребенка характеризуется перестройкой личностной и социальной роли. Он начинает понимать себя как отдельную личность, и его действия не всегда могут совпадать с родительскими желаниями.

Симптомы такого кризиса могут быть разными. Кроме приступов истерического плача, малыш может показывать свое упрямство, обесценивать действия окружающих, проявлять своеволие и протестные реакции.

Методы борьбы с детской истерикой

Универсальных и быстродействующих способов правильного успокоения детей не существует. Подход к каждому малышу индивидуален. Существует только несколько правил поведения для взрослых, которые облегчат жизнь не только им, но и их детям:

  • как бы взрослого ни раздражала истерика ребенка, важно не повышать на ребенка голос, все проблемы решаются тихим диалогом: нужно попросить свое чадо успокоиться и выяснить, в чем проблема;
  • важно быть хладнокровным: родитель должен выразить обеспокоенность проблемами сына или дочери, но последующие действия должны быть направлены на объяснение того, что в семье важно разговаривать друг с другом, а не биться в истерике;
  • если истерика произошла на публике, нужно взять на руки малыша и изолировать его от окружающих, все проблемы решатся, когда взрослый останется со своим чадом один на один;
  • реакция родителя на все последующие истерические проявления должна быть одинаковой.

Если же взрослый не смог сдержать свои эмоции, накричал на ребенка или отвесил ему подзатыльник, нужно извиниться за содеянное. Если малыш очень обижен на родителя, придется объяснить ему свои эмоции и чувства, сделав это так, чтобы он понял, что мама и папа не хотели ему навредить, это только «неправильная» реакция на сложившуюся ситуацию.

Большая часть причин истерического поведения детей связана с действиями взрослых. Это может быть неправильная реакция на прихоти малыша, нездоровые отношения в семье и т. д. Искоренить склонность ребенка к истерическим проявлениям получится, если убрать основные воздействующие на это факторы.

Чтобы ребенок не впадал в истерический плач по любому поводу, требуется долгая и плодотворная работа взрослых.

Родителям важно:

  • научиться правильно реагировать на капризы: потакать им нельзя, иначе они будут и дальше проявляться;
  • устранить эмоциональность в общении, ругань в семье или же с посторонними людьми: разговаривать с малышом нужно строго, но спокойно, не допуская повышения голоса; нарушая это правило, родители рискуют в будущем услышать из уст своего четырехлетнего чада такие же высказывания (и в таком же тоне) в свой адрес;
  • не допускать рукоприкладства: думая, что так родители показывают свою правоту и авторитет, они вызывают у малыша страх, который часто и является причиной истерических припадков; так подрывается и доверие малыша к взрослым;
  • следовать высказанным угрозам: если малыш плачет при попытках собрать картинку из пазлов, и вы угрожаете, что выбросите предмет беспокойства, от него нужно избавиться; если угрозы не выполняются, ребенок скоро поймет, все это пустые слова;
  • искоренить «двойные стандарты»: воспитание ребенка как матерью, так и отцом должно идти по одному шаблону, нельзя, чтобы папа разрешал что-то делать своему чаду, что мама не приветствует (и наоборот).

Учитывая все эти советы психологов в отношениях с ребенком, бороться с истерическими проявлениями будет легче. Малыш будет осознавать авторитет и правоту родителя, что он хочет помочь, а не навредить.

Превентивные меры

Превентивные меры, они же общие правила профилактики, заключаются в минимизировании рисков истерических проявлений у детей. Чтобы проблемы с истериками не пришлось решать на консультации у психолога, родителям нужно их не допускать. Важными будут такие особенности профилактики:

  • минимизирование риска возникновения ситуаций, благоприятных для возникновения истерики: это касается организации времяпрепровождения, спокойного общения со всеми членами семьи, умеренного посещения творческих и спортивных секций;
  • соблюдение режима: выдерживание суточного ритма бодрствования и отдыха, правильное питание и т. д.;
  • приучение ребенка к самостоятельности: развивая умение самостоятельно принимать решения и навыки самообслуживания, родители помогут малышу легче переносить стрессовые ситуации, и риск истерических проявлений в будущем снизится;
  • установление родительского авторитета, воспитание: ребенок с ранних лет должен понять важность авторитета взрослого, потакать желаниям младшего члена семьи не нужно;
  • обучение противодействию собственным переживаниям: если ребенок плачет, нужно рассказать и даже убедить его, что этого делать не стоит; покажите на своем примере, как нужно справляться с такими ситуациями.

Взрослые же должны прислушиваться к своему чаду, давать ему возможность самостоятельного выбора. Если все будет сделано верно, малыш скоро поймет, что его устраивает новое отношение близких, и подобные проблемы будут возникать реже.

Заключение

Истерические проявления в детском возрасте вызываются особенностями физиологического развития. Нервная система малышей слаба и остро реагирует на любые раздражители. Чтобы избежать постоянных истерик, важно изменить отношение к малышу, пересмотреть особенности его воспитания.

Чем больше близкие будут проводить времени с ребенком, тем менее он будет раздражительным. Главное, решать все проблемы диалогом без повышения голоса, рукоприкладства и потакания капризам.

Когда у ребенка истерика, родители испытывают сложные чувства: от вины и стыда до гнева и бессилия. Хочется иметь при себе инструкцию «как бороться с детскими истериками пошагово?», ведь частые истерики и следующие за ними борьба и конфликты создают напряжение в отношениях между детьми и взрослыми. И нет, малыш не специально устраивает сцены, ему тоже очень тяжело их переносить.

Если истерики случаются часто — родители могут предположить, что ребенок не здоров, и отправляются к неврологу или психиатру, но истерический невроз у детей без особенностей развития — редкий диагноз.

Для детей до 4-5 лет истерика – это кризисная реакция на невыносимую ситуацию, которую нельзя прекратить и принять. Нервная система не выдерживает напряжения, чтобы пережить гнев, ярость и отчаяние – организм устраивает истерику.

В этом состоянии ребенок не воспринимает информацию из вне, он как бы «перезагружает систему» и «временно недоступен». После того как сильные эмоции находят выход, и истерика идет на спад — наступает стадия горевания, когда человек ищет утешения и поддержки у близких, идет мириться и хочет на ручки.

В любом случае, у слез, крика и других бурных реакций всегда есть повод. Ниже разобраны наиболее часто встречающиеся причины детских истерик.

Кризис 1 года

До года детский плач легко объясняется физиологическими потребностями и дискомфортом. Плачущего кроху легко отвлечь и занять игрушкой. А ближе к году ребенок становится шустрым, хочет делать сам, подражая взрослым, хочет чувствовать себя полезным. Так маленький человек усваивает правила поведения в семье и обществе, изучает важные навыки.

Но годовалый ребенок может подвергать себя или других опасности. Это тревожит родителей, они устанавливают правила и многое запрещают.

Сталкиваясь с ограничениями ребенок испытывает фрустрацию. Его потребность не может быть удовлетворена прямо сейчас. Ох, как это злит!

Чтобы пережить гнев, малыш кричит и падает на землю, краснеет, колотит ногами по полу, лбом сносит стены, дерется.

Кризис 3 лет

Ребенок в три года похож на маленького подростка. Он постепенно отделяется от мамы и уже имеет собственное мнение обо всем, что происходит, хочет принимать решения сам, хочет, чтобы с его мнением считались.

Защищая свое «Я» трехлетний человек отказывается от ранее любимых и привычных вещей только потому, что это предложили взрослые – он проявляет негативизм.

Одновременно с негативизмом ребенок проявляет невиданное прежде упрямство. Если уж попросил конфет, то не откажется от этого желания. Даже если он давно перехотел конфету и захотел суп — ни за что не признается в этом и продолжит требовать конфет.

Лев Семенович Выготский говорил о трехлетних: «Ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними».

Конфликты в семье

Когда ссорятся значимые люди, ребенок испытывает сильный стресс, даже если конфликт вялотекущий и никак не проявляется при ребенке – напряжение накапливается, и разрядка происходит в истерике. Бывает, что ребенок бессознательно «отвлекает» взрослых от конфликта несносным поведением и истериками.

Изменения в привычном укладе жизни

Переезд, детский сад, болезни, потеря друзей или близких – в такие моменты ребенку требуется больше внимания и заботы.

Потребность в любви и внимании

Если времени, проведенного с родителями недостаточно, или оно проходит без качественного и активного общения. Такая истерика – манифест: «Замечайте меня, я здесь, вы нужны мне!». как успокоить детскую истерику, вызванную нехваткой внимания? Достаточно простой совместной игры, разговора по душам, чтения или прогулки, чтобы почувствовать близость с родителями. Но некоторым детям необходима постоянная включенность и внимание взрослых, это стоит учитывать.

Фото и дочь Ярославы Матвейчук

Непоследовательность в воспитании

Мама разрешила мультики, а папа запретил. Мама сказала, что сладкое после еды, но папа часто дает конфеты до еды. Если запреты и правила одинаковы у всех членов семьи, то ребенок просто их примет и места для манипуляций не останется. Взрослым необходимо договориться о правилах, принятых в их семье.

Выработка единой линии воспитания часто становится причиной семейных споров, ведь у каждого есть свой опыт и представление о том, как «надо». Психологическая консультация для родителей может быть полезна на стадии поиска собственного и приемлемого для всех стиля воспитания ребенка.

Детская истерика ночью может произойти из-за сильного стресса днем, ночных кошмаров или резкой боли. Важно побыть рядом, обнять, постараться выяснить причину и устранить ее.

Истерика может случиться с любым ребенком, но есть особенно чувствительные дети, их нервная система легко возбуждается, а процессы торможения развиты слабо, потому что неокортекс, отвечающий за сознательные действия и логику, созревает к только 6-7 годам жизни.

Фото и дочь Ярославы Матвейчук

Можно ли предотвратить истерику?

Остановить уже начавшуюся истерику так же сложно, как остановить электричку на полном ходу. Но есть несколько идей о том, как реагировать на детские истерики:

  1. Заботиться о том, чтобы ребенок ел и отдыхал, когда хочет. Найти ритм в котором он чувствует себя спокойно и уверенно, когда все предсказуемо и понятно. Поддерживать этот ритм. Не брать уставшего, голодного или сонного ребенка в магазины, на долгие прогулки, на занятия, требующие концентрации.
  2. Давать ребенку право говорить «нет», если этот отказ не ущемляет интересов других людей и не влечет за собой опасных последствий. Это учит принимать ответственность за свои решения.
  3. Проговаривать желания ребенка и его эмоции, особенно если он еще мал, чтобы озвучивать и осознавать их. «Тебе хочется восемнадцатую машинку», «Ты очень злишься на маму», «Грустишь, от того что папа ушел», «Ты голодный и поэтому настроение такое плохое». Описание происходящего помогает снять общее напряжение, дает чувство безопасности и уверенности во взрослом, помогает предотвратить всплеск неконтролируемых чувств.
  4. Давать возможность безопасно выражать гнев. Разрешить ребенку кричать и ругаться, рвать и мять бумагу, колотить надувной мяч, бегать и прыгать, когда он злится. Не ругать за гнев: «Не веди себя так ужасно, прекрати орать!», а разбираться в причинах гнева, и позже говорить об этом чувстве, можно даже с примерами из личного опыта, рассказать, а что было с мамой, когда ей самой было четыре. Возможно идея о том, что этот маленький человек только учится справляться со сложными негативными эмоциями, а ведь далеко не все взрослые это умеют, будет полезна.
  5. Играть. Любую реальную конфликтную ситуацию можно позже обыграть с ребенком и его игрушками. Пробовать разные модели поведения, давать выход накопившимся эмоциям, отпустить контроль и воображать любое развитие событий.

Игра дает возможность поменяться ролями, приобрести необходимые навыки саморегуляции и понять окружающих.

Как помочь ребенку прекратить истерику?

Истерика у ребенка может случиться на улице или в супермаркете, в автобусе или в переполненном вагоне метро. Что может сделать родитель?

  1. Позаботиться о безопасности пространства. Убрать опасные предметы или унести ребенка туда, где спокойно, если это возможно.
  2. Помолчать. Успокоить малыша в момент сильного напряжения невозможно. Есть исследования, показывающие, что уговоры, наказания и ругань только продлевают истерики.
  3. Иногда посторонним свидетелям кажется, что они лучше родителей знают, как справляться с детскими истериками, и люди искренне пытаются «причинить добро». Если человек не оказывает помощь и поддержку, а давит на ребенка своим: «Сейчас дядя милиционер тебя заберет», то лучше попросить его уйти. Ребенок крайне уязвим в момент истерики и потеря связи со взрослым, даже такая символическая, которая воспринимается взрослыми как шутка, может усилить детский гнев и страх.
  4. Терпеливо ждать, пока пройдет приступ ярости, и наступит стадия, когда ребенок хочет, чтобы его пожалели. Жалеть можно и нужно, это дает понять, что истерика не испортила ваши отношения. Но вот поощрять или подкреплять успокоение подарками, тем более вещами, из-за которых случилась истерика, не стоит, это может закрепить нежелательную модель поведения. Достаточно будет любви и внимания.
  5. После истерики ребенок успокоится и может почувствовать слабость, захотеть спать, пить или есть. Хорошо если он получит такую возможность.
  6. Обсудить произошедшее с малышом можно спустя какое-то время. Можно обозначить границы, объяснить, что с ним произошло: «Ты очень разозлился на маму, за то, что она не купила шоколадку, громко плакал и валялся на полу».

Совершенно естественно будет высказать свое недовольство таким поведением, но не самим ребенком.

Фото и сын Василисы Русаковой

Как реагировать на истерику?

Когда ребенок в состоянии аффекта-он не контролирует себя и ему довольно плохо. Родитель может «заразиться» аффектом и разгневаться, почувствовать отчаяние и следом вот это вот: «ну сколько можно, опять начинаешь?». Некоторым родителям бывает стыдно за «такое поведение» чада. Чувствовать раздражение и даже гнев на ребенка из-за его истерики вполне естественно. Что делать с детскими истериками?

  1. Подумать о себе в этот момент, найти опору в теле. Если удается заметить свои эмоции, отследить телесные ощущения, и сконцентрироваться на них, то получится остаться для малыша тем самым взрослым, который защитит и позаботится. Это не легко, это целый навык, который требует усилий, но важно пробовать. Где тянет, где ноет, что заболело? Может быть случается мигрень, или сжимаются зубы? Заметить эти реакции тела, понаблюдать за ними – и вот уже можно дышать глубже, спокойнее.
  2. Если родителей двое, или рядом близкие люди, к которым ребенок привязан, то имеет смысл самому разгневанному и растерянному просто отстраниться, уйти и успокоиться подальше от криков и слез.
  3. Принять свою беспомощность. Бывает, что отчаяние заставляет родителя паниковать и суетиться, создавать лишний шум, который только усиливает истерику ребенка. «Тебя умыть? Подуть? Обнять?». Иногда можно и сдаться. Ну лежит он и плачет на полу. Может быть так удобнее плакать и страдать. А хорошо ведь устроился? Если прилечь рядом и поныть тихонько – мир не рухнет. А ребенок будет удивлен.
  4. Многим взрослым в такие напряженные моменты кажется, что все остальные дети в мире прекрасны, что они никогда не ведут себя так жутко, что этот конкретный ребенок просто издевается и капризничает им «на зло».

Если сдержать родительский гнев не удалось, то стоит потом объяснить ребенку — почему родители злились, сказать, что это не его вина, что он вырастет и таких ситуаций удастся избежать. Почти наверняка.

Задайте вопрос эксперту в комментариях

Истерика — проявление отрицательных эмоций, направленное на привлечение внимания со стороны окружающих. Детская истерика-это демонстративные проявления гнева ребенка или отчаяния.

Проявление истерики у ребенка как правило связано с тем, что он не получает того, чего хочет или у него что-то не получается самостоятельно сделать. В возрасте 3 лет ребенок еще не научился сдерживать свои эмоции, у него еще плохо развита речь и он не может правильно показать свои чувства и желания.

Детские истерики достаточно распространенное явление, наблюдается у 90% детей. Истерики начинаются у некоторых детей в 9 месяцев, чаще в полтора года, а к четырем годам это уже редкое явление. Детские истерики могут быть проявлением характера малыша или как способ манипуляции.

Причины

Признаки

Очень часто детские истерики являются результатом неправильной реакции и поведения взрослых.

Если ребенку все разрешается, его очень сильно любят мама и бабушка и ничего не запрещают, у малыша складывается ощущения вседозволенности. В 3 года малыш еще не понимает, что он делает не правильно, не понимает реакцию родителей на его действия. Маленькие дети в 2-3 года часто в ответ на все свои действия видят только умиление и улыбку, если их ругают, то это происходит не всегда. Мама может быть более строгой в каких-то вопросах, а папа и бабушка позволяют абсолютно все, в результате малыш не может разобраться «что такое хорошо, что такое плохо».

Очень часто мамы обращаются к детским психологам, когда их чаду исполняется 2.5 или 3 года. В этом возрасте многие дети начинают посещать детский сад. Родители перестают узнавать своего улыбчивого и доброжелательного малыша. Некоторые дети именно в возрасте 3 лет категорически отказываются ходить в садик, расставаться со своей мамой, просыпаются ночью и плачут. Утром во время сборов в ясли, некоторые малыши начинают громко плакать, кричать, на фоне общего беспокойства может возникнуть рвота.

После того, как мама привела малыша в детский сад, он может отказаться раздеваться и идти в группу к другим детям. Вид воспитательницы для него является еще одним раздражающим фактором, и он закатывает новую истерику. Порой родители таких детей удивляются: «сколько надо сил иметь, чтобы плакать почти целый день».

Истерика у ребенка может наблюдаться десятки раз в день, это конечно сильно изматывает его и родителей. Такие дети плохо спят, просыпаются ночью и плачут. Не все мамы могут оставить малыша с бабушкой и не повести в детский сад. Родителям необходимо работать и они не знают, что делать с малышом, который не хочет ходить в детский садик, плохо спит и кушает, просыпается ночью и плачет.

Детские истерики, по мнению психологов, являются проявлением «кризиса 3 лет». В это время у малыша происходит формирование его как личности со своим обособленным «я».

Стадии

Существует три стадии проявления истерики у детей 3 — летнего возраста.

Стадия Характеристика
Стадия крика Стадия крика. Ребенок громко кричит, он еще ничего не требует, родители в первый момент детского крика сначала пугаются, а потом понимают, что это началась «очередная истерика». В стадию крика малыш может ничего не видеть и не слышать
Стадия двигательного возбуждения Малыш начинает все вокруг кидать, бросать. Если в момент истерики у него нет ничего под рукой, он начинает топать ногами, размахивать руками, биться об пол или об стену головой. В момент истерики он совершенно не чувствует боли
Стадия рыданий Он начинает громко плакать, рыдать, слезы текут по щекам «ручьем», он смотрит на всех обиженным взглядом. Стадия рыдания может длиться очень долго, если во второй стадии малыша не успокоили, то потом ходить и «всхлипывать» он может часами. Маленьким детям очень сложно справиться со своими эмоциями. Если его успокоить на третьей стадии развития истерики, то он будет уже обессилен и захочет поспать днем, будет часто просыпаться ночью

Особенности нервной системы является врожденным качеством, в раннем детском возрасте проявляется наиболее ярко. Родители должны вовремя определить склад нервной системы своего малыша, чтобы в дальнейшем правильно его воспитывать, выработать тактику своего поведения. Правильное воспитание поможет ему в дальнейшей жизни справляться с трудными жизненными ситуациями и стрессами, вырасти полноценным, успешным человеком.

Типы нервной системы

Дети со слабым типом нервной системы. Этот тип нервной системы характеризуется замедленными процессами торможения и возбуждения в головном мозге. Такие дети очень впечатлительны, всего бояться, с взрослыми и сверстниками не общительны, обидчивы. Он сильно реагирует на конфликты в семье, имеют сниженную самооценку. Дети со слабым типом нервной системы легко выходят из состояния равновесия, но они никогда не проявляют свои эмоции бурно, не кричат. В состоянии стресса полностью теряет контроль над своими действиями, становится невменяемым, непредсказуемым. Они имеют плохой аппетит, очень избирательны в еде, плохо спят, просыпаются по ночам. В воспитании родителям необходимо проявлять больше ласки и заботы, хвалить свое чадо. Вместе с детьми занимайтесь домашними делами, общайтесь как можно больше с родственниками. Если малыш просыпается ночью и плачет, надо успокоить малыша, некоторые дети спят со своими мамами;

Дети с сильным типом нервной системы. Этот тип нервной системы характеризуется уравновешенностью процессов возбуждения и торможения в головном мозге.Такие дети проявляют отрицательные эмоции только по весовым поводам, но, как правило, прибывают всегда в хорошем настроении, веселы и общительны. Родители не прилагают особых усилий в воспитании, редко возникают конфликтные ситуации. Дети очень коммуникабельны, легко сходятся в общении с взрослыми и детьми. Они быстро увлекаются различными занятиями, им не составляет особого труда понять принцип какой-то игры или дела, но разобравшись, быстро меняют увлечения. Отрицательной чертой является тот факт, что они не постоянны, не держат своих обещаний, не соблюдают режим дня, поздно ложатся, трудно просыпаются утром;

Дети с неуравновешенным типом нервной системы. Для этого типа нервной системы характерно то, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Дети такого типа нервной системы очень легковозбудимые, новое событие или игрушка вызывает у них бурную реакцию. Как правило, они имеют плохой сон, просыпаются ночью, плачут, сон их носит поверхностный характер. Среди сверстников ведут себя очень шумно, любят находиться в центре всеобщего внимания. Начав какое-то дело, они легко отвлекаются, не могут довести до конца. Не любят однообразных дел, среди ровесников пытаются занять место лидера. Со стороны взрослых такие дети не выносят никакой критики, очень болезненно реагируют на замечания, могут кричать, злиться, все бросить и уйти.Воспитание таких детей требует от родителей большого терпения. Родители должны помочь ребенку закончить игру или любое дело, научить его быть сдержанным и терпеливым;

Дети с медлительным типом нервной системы. У детей с таким складом нервной системы процессы торможения преобладают над процессами возбуждения. Такие малыши обычно радуют своих родителей хорошим сном ночью и аппетитом. До 1 года они хорошо набирают вес, иногда выше нормы. Дети спокойны, одиночество для них не мучительно, они всегда находят себе занятие. Удивляют взрослых своей рассудительностью, обдумывают поступки, предсказуемы в действиях. Ему не нравятся резкие перепады настроения других людей. Такие дети очень медлительны, но если берутся за какое-то дело, то обязательно доводят его до конца. Родителям порой бывает очень сложно понять настроение своего чада, потому что он очень сдержан в проявлениях эмоций. Основной ролью в воспитании родителей является постоянное побуждение к действиям. Необходимо выбирать подвижные игры, где надо быстро и много бегать, говорить.

К сильным истерикам склонны дети со слабым и неуравновешенным типом нервной системы.

Детские истерики у малышей до 1 года могут быть в виде длительного и истошного плача, который возникает даже при небольших погрешностях в уходе (чувство голода или жажды, мокрые пеленки, жарко в комнате, хочет спать, мучают колики), такие дети очень часто просыпаются ночью.

Годовалые малыши плачут долго, даже если все причины для беспокойства устранены. Родители в этом случае должны обратиться за помощью к детскому невропатологу, потому что такой продолжительный плач, беспокойство ночью может быть одним из симптомов повышенного внутричерепного давления.

Патология и дисфункция центральной нервной системы является не только последствием перинатальных проблем, необходимо исключить врожденные заболевания.

Тактика родителей

  • Легче предотвратить. Родители не должны дожидаться пока детская истерика получит свое полное развитие, необходимо чувствовать и предвидеть ситуацию. Вы должны вовремя отвлечь 3- летнего ребенка от раздражающей его ситуации на какой-то другой предмет или животное: «Посмотри, какая птичка, собачка!», А кто это к нам идет?». Родители должны проявлять сочувствие к отрицательным эмоциям малыша, обнять его, поцеловать, успокоить, поговорить. Метод отвлекания помогает родителям только на начальной стадии развития истерики, но если это самый разгар, то отвлечь малыша не удаться, вас не услышат;
  • Бойкотируйте истерику. Малыш должен знать, что вы не выносите истерик. Родителям необходимо сделать вид, что они не замечают истерику, ничего не видят, бойкотируйте ее. Уйдите в другую комнату, оденьте наушники, включите телевизор. Не надо кричать, уговаривать, бить по попе, просто не реагируйте;
  • Ненадолго изолируйте ребенка. Если истерика произошла в детском коллективе или в общественном месте отведите малыша в другую комнату или в отдаленное место, где нет людей, шума и игрушек. В другом месте он должен находиться столько времени, сколько необходимо для того, чтобы он успокоился. В этот момент самое главное для родителей сохранять собственное спокойствие и постараться не показывать свою раздражительность, дети очень тонко чувствуют настроение мамы или папы;
  • Не меняйте тактику. Тактика поведения родителей при проявлениях детской истерики должна быть всегда одинаковой, даже в общественном месте;
  • Поговорите со своим малышом, научитесь понимать друг друга. Попытайтесь вместе найти подходящие слова для выражения его эмоций « я рассержен», «мне не нравиться», «мне грустно». В игровой форме с малышом в возрасте 3 лет можно прорепетировать эти выражения.

Истерика у ребенка — это не повод прекратить с ним общаться в течение дня, не надо высказывать потом свое недовольство, постоянно вспоминать этот момент. Не потеряйте доверие своего малыша!