Басня Толстого «Отец и сыновья» – поучительное повествование о мощной силе родства и единения. Произведение, затрагивающие вечно-живущие противостояние отцов и сыновей, борьбу братьев/сестер и бессмысленное отречение от родственной души.
Басня «Отец и сыновья»
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит: - Сломайте!
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.
Отец и говорит: - Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь - вас всякий легко погубит.
Мораль басни Толстого «Отец и сыновья»
Мораль басни «Отец и сыновья» лежит на ее поверхности и заключена в последнем предложении сказанного: семья, где один за одного готовь «перегрызть» обидчикам «глотки», никогда не будет сломлена и повержена бедой. Семья – самое важное, что дано человеку на его жизненном пути. Если в ней царят доверие, взаимовыручка и любовь, любые невзгоды станут лишь очередным этапом для сплочения и совместной борьбы, итогом которой всегда будет лишь победоносный клич.
Анализ басни «Отец и сыновья»
Для того, чтобы донести смысловую нагрузку басни «Отец и сыновья», автор решил использовать неприкрытые образы, в которых каждый безо всякого сомнения увидит себя. Басня рассказывает о вражде братьев, чьей примирительной стороной становится их отец, который дал мудрый и поучительный урок на примере несломленного целого веника и с легкостью поверженных его отдельных частей.
К сожалению, мир полон несправедливости, зависти и вечной борьбы за власть и богатство. Зачастую, поддавшись пагубному влиянию, многие забывают об истинных ценностях и жизненных приоритетах. Естественно, речь идет о важности и глубинном смысле семейных идеалах и принципах, о сплоченности семейных уз и крепких кровных объятиях.
Однако мораль басни «Отец и сыновья» может быть применима не только в данном автором контексте, что делает произведение еще более тонким и глубоким: в работе, дружбе, любом социальном, созданном группой людей, мире важно быть командой!
Тип урока : урок открытия новых знаний
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.
Задачи:
- Образовательные: создать условия для ознакомления с произведением Л.Н.Толстого, обучения нахождению главной мысли в тексте; способствовать формированию навыков работы с текстом, умения различать жанры
- Развивающие: развивать умение слушать и понимать речь говорящего; логическое мышление, технику чтения и речь, воображение.
- Воспитательные: воспитывать коммуникативные качества; формировать самооценку собственной учебной деятельности; воспитывать уважение и сострадание к родным людям.
Планируемые результаты (предметные):
- ориентируются в тексте, определяют главную мысль, пользуются средствами речевой выразительности.
Метапредметные:
овладевают приемами
понимания произведения, строят речевые
высказывания, выделяют существенную информацию
в тексте, строят рассуждения;
Личностные результаты: приобретают первичные навыки оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Формы организации познавательной деятельности: работа в группах, в парах, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование урока: ЭФУ; интерактивная доска, ноутбуки у каждого ученика, мультимедийная презентация , раздаточный материал, хрестоматия.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент | Цель:
настроить учащихся на
работу, способствовать активизации
познавательной деятельности.
Начинаем урок литературного чтения |
Подготовка к работе
Выставляют смайлик на лесенке |
Л: развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла
учения; Р: принимают и сохраняют учебную задачу |
- Оцените свое настроение, с которым вы
пришли на урок. Предлагаю вам в начале урока отгадать загадку. Без чего на белом свете Звучит песня “Моя семья”. Слова и музыка Александра Ермолова |
Отгадывают загадку Слушают песню и смотрят на экран |
||
СЛАЙД 2 | - Как вы поняли, почему девочке было скучно, чего ей не хватало, чтобы почувствовать себя счастливой? | Отвечают на вопрос | |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Цель:
активизировать знания
учащихся., определить типичные недостатки.
1. На доске по щелчку появляется высказывание: Я хочу начать наш урок со слов известного писателя Л.Н. Толстого, который сказал: Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. /Л.Н. Толстой/ Как вы понимаете слова Толстого? Как вы думаете, о чём мы сегодня будем читать? 2. Работа в группах по карточкам Приложение 2 Предлагаю вам вспомнить произведения, которые мы читали в этом разделе, а для этого поработать в группах. |
Выполнение заданий, тренирующие
отдельные способности к учебной деятельности,
мыслительные операции и учебные навыки. 1 ученик зачитывает высказывание Отвечают на вопросы РАБОТА В ГРУППАХ Один ученик из группы зачитывает задание, другой зачитывает ответ, третий проверяет правильность выполнения на интерактивной доске |
К: планируют учебное сотрудничество: П: выделяют существенную информацию в тексте, строят рассуждения |
СЛАЙД 3 | Проверка. | ||
3. Постановка учебной задачи. | Цель:
создать проблемную
ситуацию для определения учащимися целей и задач
урока
Сколько карточек осталось не открытыми? О чем это говорит? Что осталось не открытым? Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке? Какие задачи поставим? |
Отвечают на вопросы. Ставят цели, формулируют тему урока. |
Р: принимают, понимают и решают учебные задачи урока, планировать свои учебные действия уметь выражать свои мысли (К). |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Цель:
организовать деятельность
учащихся по исследованию проблемной ситуации.
1. Первичное чтение произведения “Отец и сыновья” учителем. Послушайте басню Л. Толстого “Отец и сыновья”. Слушая, подумайте о ком и о чем это произведение? |
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.п.) | понимают, принимают и сохраняют учебную
задачу (Р), воспринимают на слух художественное
произведение в исполнении учителя (П), слушают и
извлекают нужную информацию (П) участвуют в коллективном обсуждении прочитанного (К) |
2. Работа над текстом.
О чем это произведение? Объясните, почему сыновья ссорились? Что тогда отец сказал сыновьям? Объясните, почему они не смогли сломать веник, но легко переломали прутья? |
Ответы на вопросы (о том, что надо всегда жить в мире и согласии). |
||
3. Вторичное чтение произведения:
Откройте электронный учебник на с.83. Прочитайте произведение. Подумайте, к какому жанру относится это произведение? |
Жужжащее чтение. | ||
После чтения: К какому жанру относится это произведение? Докажите, что это басня. Скажите, над чем же надо задуматься? Прочитайте слова, в которых заключена основная мысль басни? |
Ответы на вопросы |
||
5. Физминутка для глаз | Цель:
обеспечить условия
для снятия усталости, оказать помощь детям в
переключении их деятельности. “Зонтики” СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ ПОРТАЛ http://easyen.ru |
Выполняют упражнения для глаз | |
6. Первичное закрепление. | Цель:
пробудить
интерес к перечитыванию текста, потребность
в аналитической работе, обеспечить более
глубокое целостное восприятие произведения,
развитие связной устной речи и логического
мышления.
1. Мотивация перечитывания и анализа произведения. Работа с деформированным текстом. Приложение 3 |
Решают типовые задания с
проговариванием алгоритма вслух. поиск неточностей в тексте РАБОТА В ПАРАХ |
понимают содержание прочитанного, строят рассуждения об объекте (П), осуществляют синтез как составление целого из частей, проводят сравнение (П), принимают, понимают и решают учебные задачи урока (Р), осуществляют контроль своих действий (Р), участвуют в коллективном обсуждении (К). |
Л.Н. Толстой.
ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ Отец приказал сыновьям, чтобы жили в мире; они не слушались. Вот он приказал принести веник и говорит: “Сломайте!” Сколько они ни старались , не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке. Отец и говорит: “Так-то и вы: если дружно жить будете, никто вас не победит ; а если будете ссориться, да всё врозь - вас всякий легко погубит”. Изменился ли смысл текста с другими словами? Почему не изменился? |
Один ученик читает текст с карточки,
другой проверяет по оригиналу в ЭФУ.
Слова заменены синонимами |
||
2.
Работа с пословицей.
Восстановите пословицу. ПРОВЕРКА на интерактивной доске. Как понимаете смысл? Подходит ли эта пословица к нашей басне? 3. Выразительное чтение Заслушивание 2-3 учеников. |
Индивидуальная работа на ноутбуках.
Доброе братство милее богатства. Индивидуальная работа Готовят выразительное чтение с опорой на памятку в ЭФУ |
||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Цель:
организовать деятельность
учащихся по применению новых знаний.
2. Что велел принести отец? 3. Назовите синоним слов мир, лад, единодушие. 4. Счастье - это когда у тебя есть большая, дружная, заботливая, любящая.......... . 5. Герои прочитанного произведения. 6. Продолжите пословицу: “Не надобен и клад, коли в семье....” 7. Назовите жанр прочитанного произведения. |
РАБОТА В ГРУППАХ Самостоятельная работа по карточкам. |
осуществляют контроль своих действий
(Р), осознают познавательную задачу (П), ориентируются в тексте и в учебнике(П), извлекают нужную информацию (П), |
СЛАЙД 5 | ПРОВЕРКА.
(На экране – ответы на
кроссворд)
Прочитайте слово, которое у вас получилось по горизонтали. А что такое легенда? |
Осуществляют самопроверку, сравнивая с
эталоном.
Высказывают свое мнение. |
|
8. Дополнительное чтение. | Цель:
развитие
познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественного
произведения, развитие нравственных качеств,
уважения к женщинам. Сегодня мы с вами узнаем еще один жанр. А поможет нам произведение Ивана Фёдоровича Панькина “Легенда о матерях” Слушание аудиозаписи легенды из ЭФУ. |
формулируют несложный вывод о прочитанном (П), участвуют в коллективном обсуждении прочитанного (К), вступают в общение, выражают свою точку зрения, слушают другого, соблюдают правила общения (К) | |
ВОПРОСЫ после прослушивания: Какие чувства вызвало прочтение этого произведения? Как же надо относиться к нашим мамам? Кто уже может сказать, что такое легенда? Чтение определения в хрестоматии Подтвердились ли ваши предположения? |
Слушают аудиозапись и отвечают на
вопросы после прослушивания
Читает один ученик вслух, остальные следят по учебнику |
||
9. Рефлексия деятельности(итог) | Цель:
предоставить возможность
детям осознать содержание пройденного, оценить
эффективность собственной работы на уроке.
Какие задачи мы ставили в начале урока? Справились? Работа со слайдом презентации: Что поучительного вы взяли из сегодняшнего урока? Спасибо вам за урок! |
Осуществляют самооценку собственной
учебной деятельности, соотносят цель и
результаты, степень их соответствия.
Выставляют смайлики на лесенке |
высказывают суждения о значении нравственных качеств (К), обмениваются мнениями с одноклассниками по поводу прочитанных произведений (К) |
СЛАЙД 6 | Что может быть семьи дороже?
Что
может быть семьи дороже? |
Стихотворение читает заранее подготовленный ученик | |
10. Домашнее задание. | - Дома предлагаю вам выполнить задания
по выбору
: Составите текст, в котором расскажете, как любите свою маму, какая она необыкновенная; Перечитаете “Легенду о матерях” и составите вопросы для одноклассников; Нарисуете иллюстрации к понравившимся эпизодам. |
Записывают домашнее задание в дневник |
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит: — Сломайте!
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.
Отец и говорит: — Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь — вас всякий легко погубит.
Мораль басни "Отец и сыновья"
Часто такое бывает, что родные сестры и братья больше ссорятся, чем дружат, ревнуют родителей, делят игрушки, а позже одежду, вещи и другие материальные блага. Порой с товарищами по двору, школе или профессии у нас бывает больше общих черт, чем с кровными родственниками.
Однако же именно семья является нашим источником энергии, фундаментом, питающим нас, помогающим стать на ноги, двигаться к своей мечте и вообще развиваться.
То, насколько полно и быстро каждый из семьи сможет осуществить все задуманное, в немалой доле обусловлено тем, как дружна и крепка сама семья – о вот чем стремится рассказать мораль басни «Отец и сыновья».
На небольшом, но очень известном примере «обыкновенного веника», мы видим, что объединение сил – может помогать и защищать родных и ни у кого не выйдет победить такую семью. А если жить обособленно – враги быстро одолеют каждого поодиночке.
В нашей сложной действительности, где множество трудностей, невзгод и проблем, выжить и достичь чего-то в жизни можно лишь сообща!